Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.sevin.ru/laboratories/ilyichev/lar_3_2.html
Дата изменения: Wed May 30 15:55:08 2007
Дата индексирования: Tue Oct 2 16:58:54 2012
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: море дождей
ПУБЛИКАЦИИ - Информационно-реабилитирующее воздействие звуковых композиций
  ПУБЛИКАЦИИ

Cеансы экологической реабилитации.
(Силаева О.Л.)


Информационно - реабилитирующее воздействие звуковых композиций.
(Силаева О.Л., Дмитриева Т.М., Чистякова С.В.)


Звук и ароматы помогают людям.
(Силаева О.Л.)


Звуковые среды с голосами животных в клиническом и рекреационном использовании.
(В.Д. Ильичев, О.Л. Силаева)


Информационно-реабилитирующее воздействие звуковых композиций.

Силаева О.Л., Дмитриева Т.М., Чистякова С.В.

    Cовременная звуковая среда крупного города содержит преимущественно техногенные шумы - транспортные, производственные и бытовые. Природные звуки в ней практически полностью отсутствуют. В результате горожанин испытывает острый дефицит естественных звуков, так как он живет в условиях агрессивной акустической среды. Такая среда оказывает негативное воздействие на психику человека - портится настроение, нарушается сон, увеличивается раздражительность и утомляемость, разрушается иммунитет и как следствие развивается предрасположенность к болезням, углубляется стрессовое воздействие других неакустических факторов.
    Природные звуки представляют собой естественную звуковую среду, которую человек запечатлел с момента своего происхождения, - они закреплены в генетической памяти человека.
    Вся история человечества связана со звуками природы, которые существовали до появления человека, в момент его появления и сопровождали его в течение всего периода его развития. И теперь для выживания человеку необходима его естественная звуковая среда. Современная музыка не может полностью заменить ее, а тяжелый рок, например, и другая музыка, далекая от народной и классической, оказывает неблагоприятное воздействие не только на слух, но и на психику человека.
    Известно, что народная и классическая музыка в значительной степени содержат элементы природных звуков, в частности, пения птиц, и сигналов других животных. С помощью метода звуковой микроскопии было доказано происхождение народной музыки от звуков природы. При многократном замедлении народных мотивов в них прослушиваются песни птиц, причем они не только угадываются, но могут быть безошибочно идентифицированы как принадлежащие определенному виду (Секе, 1972, 1974).
    Информационные технологии в области биоакустики и психоакустики открывают новые возможности в широком использовании природной звуковой среды в качестве антистрессора, стимулятора, транквилизатора состояния больных, а также относительно здоровых жителей крупных городов. Разработанная на основе этих технологий методика делает возможным направленное позитивное звуковое воздействие на горожан.
    Такая методика была разработана в кабинете акустической реабилитации (филиал Лаборатории экологии и управления поведением птиц ИПЭЭ РАН), работающей на базе ЦКБ РАН, Разработаны реабилитирующие звуковые среды (РЗС), положительно воздействующие на здоровье людей. РЗС используются на специальных сеансах акустической реабилитации. Основная цель проведения сеансов - экологизация звуковой среды горожанина
    Звуковые композиции включают в себя следующие элементы.

  • Природные звуки: водные шумы (моря, океана, реки, ручья, водопада, дождя), шум листвы, а также голоса диких и домашних животных, включая птиц, млекопитающих, рептилий, насекомых и других групп животных.
  • Классическую и народную музыку.
  • Колокольные звоны.
  • Лечебную релаксационную музыку.
  • Голос человека: тексты для создания настроя и с целью отвлечения от негативных мыслей (стихотворные и прозаические).

    Во время звучания текста музыка используется в фоновом режиме. Звуковые композиции составляются авторами из опубликованных фонозаписей в определенной степени соответствии с тематикой текстового материала. Но основное значение имеет эмоциональная направленность соответствующей композиции, ее общая музыкально-тоновая сочетаемость. Используются также оригинальные неопубликованные фонозаписи, сделанные авторами. При использовании звуков в фоновом режиме учитывается сочетание интенсивности основной и фоновой записей. Прозаические тексты представляют собой оригинальный материал, написанный авторами специально для соответствующих композиций.
    Длительность звуковых композиций - от 20 до 45 мин. Короткие композиции состоят из 5-6 фрагментов, длинные из 13-15, каждый фрагмент длится от 2 до 9 мин. В первом и последнем фрагментах длинных композиций постоянно используются одни и те же мелодии: первая - как вступление, для создания соответствующего настроя на сеанс, последняя помогает окончательно выйти из состояния расслабления и переключиться на другой вид деятельности.
    Текст используется только в начале (3-4 мин.) и конце (5-6 мин.) композиции. В начале композиции используется так называемый установочный текст, помогающий слушателю настроиться на сеанс, создать определенное настроение, вызвав в памяти картины природы. Установочные тексты не направлены на внушение, гипноз и т.д.
    Предпоследний фрагмент композиции включает в себя программу активных лечебных действий, как например, движения шеи, самомассаж, стимулирующий точечный массаж, рукоприложение с целью временного избавления от болей и неприятных ощущений, и наконец, - разминку под музыку.
    Сеансы проводятся в актовом зале ЦКБ РАН один раз в неделю для всех желающих, т.е. для медперсонала и пациентов. Посещаемость в среднем от 15 до 30 человек. С 3.02.2001 было начато проведение индивидуальных сеансов для одного человека или группы из 2-3 человек. В дополнение к акустической композиции на этих сеансах используются ароматы из 100% натуральных эфирных масел, индивидуально подобранных для каждого слушателя. Подробнее об этих сеансах см. настоящий сборник.
    Всего с 5.10.99 по 10.05.2001 г для пациентов и сотрудников было проведено 62 общих и 35 индивидуальных сеансов акустической реабилитации и ароматерапии, на которых присутствовало в общей сложности более 1100 человек.
    На сеансах представлены все возрастные группы. В половом соотношении значительно преобладают женщины, что для сотрудников примерно соответствует общему соотношению по штатному расписанию. Представители обоих полов несколько по-разному реагируют на сеансы. Женщины в силу своей эмоциональности скорее и легче расслабляются. У некоторых во время прослушивания возникают яркие картины природы. Но при этом у них, гораздо чаще, чем у мужчин, наблюдались неожиданные негативные ассоциации на нейтрально-положительные звуки.
    Мужчины критичнее реагируют, как на текстовой материал, так и на звуковые фрагменты, а также на некоторые технические погрешности.
    Сеансы посещают больные общетерапевтического, кардиологического, неврологического, гинекологического, травматологического, пульмонологического, хирургического и урологического профилей. На сеансы приходят и бывшие пациенты ЦКБ РАН после выписки, а также родственники и знакомые пациентов и сотрудников. Воздействие в целом на все эти группы оказалось положительным. Об этом свидетельствуют опросы слушателей, проводящиеся после сеансов. Пожелания и замечания слушателей очень внимательно рассматриваются сотрудниками и учитываются в следующих звуковых композициях, которые постоянно обновляются.
    Для более полной оценки состояния слушателей после сеанса наряду с опросом использовались объективные показатели.
    До и после сеанса проводилось измерение артериального давления (АД) и пульса, а также утомляемости зрения.
    Итак, в результате прослушивания благоприятных для здоровья звуков слушатели расслабляются. Снимаются психологические стрессы и депрессия, улучшается настроение, нормализуется артериальное давление и пульс, проходит головная боль, уменьшается раздражительность и количество взрывных реакций у возбудимых людей уже после посещения одного-двух сеансов. После посещения серии сеансов (7-10) значительно улучшается общее самочувствие, укрепляется сон, нормализуется частота сердечных сокращений, снимаются стрессовые состояния, повышается работоспособность и как следствие отпадает необходимость в приеме большого количества лекарств.
    Отмечена нормализация артериального давления (АД) и пульса. Особенно заметно нормализуется систолическое АД. Неблагоприятные погодные факторы несколько снижают эффективность сеансов РЗС: при резких колебаниях атмосферного давления и температуры показатели АД и пульса меньше, чем в другие дни нормализуются.
    Для записи и воспроизведения композиций на сеансах использовались музыкальные центры "Sony RX- 98 EES" и "Philips FW 320C".