Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.sevin.ru/invasive/publications/panov_02.html
Дата изменения: Tue Apr 17 19:13:44 2012
Дата индексирования: Tue Oct 2 17:41:01 2012
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: внешние планеты
Чужеродные виды на территории России: Публикации: Панов В.Е. Биологическое загрязнение как глобальная экологическая проблема: международное законодательство и сотрудничество
Чужеродные виды на территории России
Поиск по сайту     
  www.sevin.ru      Карта сайта     webmaster@sevin.ru
www.sevin.ru/invasive/

Биологическое загрязнение как глобальная экологическая проблема: международное законодательство и сотрудничество

Панов В.Е.
(Зоологический институт РАН)

Введение

В настоящее время в результате антропогенной деятельности по нашей планете ежедневно перемещаются десятки тысяч видов животных и растительных организмов. При этом многие из них приводят к весьма серьезным экологическим, социальным и экономическим последствиям. Инвазивные чужеродные виды по праву считаются второй по значению угрозой биоразнообразию (после разрушения мест обитания).

Осознание мировым научным сообществом глобального характера этой серьезной экологической проблемы стало причиной появления специальных международных соглашений и программ. В данной работе проведен краткий обзор наиболее важных из них.

Подробная информация о международном законодательстве и международном сотрудничестве по проблеме инвазий чужеродных видов содержится в подготовленном Всемирным Cоюзом Охраны Природы (IUCN) специальном обзоре (Shine et al., 2000), а также на тематических сайтах в Интернете (Региональный центр по биологическим инвазиям, 2001; GloBallast, 2000).

Помимо основной темы в данной работе рассматриваются некоторые терминологические аспекты, а также особенности и последствия интродукций чужеродных организмов для водных экосистем, нередко приобретающие характер биологических загрязнений.

Терминология

В настоящем обзоре использована терминология, принятая в рамках Конвенции о биологическом разнообразии (КБР).

В соответствии с Решением VI/23 6-ой Конференции Сторон КБР, проходившей 7-19 апреля 2002 г. в Гааге, Нидерланды (Decision VI/23, 2002), чужеродным видом живого организма для природного сообщества считается вид, подвид или таксон низшего ранга, интродуцированный1 за пределы его природного распространения (прошлого или настоящего ареала), включая любую часть, гаметы, семена, яйца или жизненные стадии таких видов, которые могут выживать и размножаться.

Инвазивный чужеродный вид означает такой чужеродный вид, чья интродукция и/или распространение угрожает биологическому разнообразию (видам, местообитаниям или экосистемам).

Интродукция2 означает антропогенное перемещение (прямое или опосредованное) чужеродного вида за пределы его природного ареала (прошлого или настоящего). Интродукции видов могут быть намеренными, когда чужеродный вид намеренно перемещается или выпускается за пределы его естественного распространения (ареала), или ненамеренными, когда интродукция происходит по какой-либо иной причине, связанной с деятельностью человека (Decision VI/23, 2002).

Понятие биологические инвазии включает все случаи распространения организмов, как вызванные деятельностью человека (интродукции), так и естественные перемещения видов за пределы их обычного распространения (природное расширение ареала).

В настоящее время количество интродукций значительно превышает случаи природного расширения ареалов видами животных и растений. Кроме того, следует учитывать, что даже так называемые природные расширения ареалов, наблюдаемые в настоящее время, могут являться отдаленными результатами деятельности человека (уничтожение местообитаний, глобальное потепление климата3 и др.).

Все возрастающее значение биологических инвазий в современном мире привело к заметному росту интереса мировой научной общественности к данной проблеме.

К настоящему времени сформировалось особое направление научных исследований, цель которых - изучение биологических инвазий. В 1999 г был создан специализированный научный международный журнал по биологическим инвазиям ('Biological Invasions', издательство Kluwer Academic Publishers).

Вселение чужеродных видов животных, растений и микроорганизмов в природные сообщества в результате деятельности человека (интродукции) представляет собой биологическое загрязнение4 (Колонин и др., 1992; Ижевский, 1995). Последствия биологического загрязнения, в отличие от других видов антропогенного воздействия (например, нефтяного загрязнения), имеют, как правило, необратимый характер (см. ниже). Это обусловливает особую опасность такого антропогенного воздействия и определяет специфику мер борьбы с биологическим загрязнением; они должны носить преимущественно превентивный характер (Decision VI/23, 2002).

Регион, из которого перемещается живой организм, называется регионом-донором. Регион, куда перемещается чужеродный организм, называется регионом-реципиентом. Для водных экосистем используются термины водоем-донор и водоем-реципиент.

Способы и направления биологических инвазий часто называются векторами. Они условно подразделяются на естественные и антропогенные.

Считается, что естественные векторы обеспечивают самопроизвольное распространение популяций чужеродных видов, приводящее к относительно медленному, постепенному освоению ими биотопов внутри уже колонизированных водоемов (в случае водных экосистем), или проникновению из одного водоема в другой (при наличии между этими водоемами непосредственной связи).

К антропогенным векторам относится любая человеческая активность, связанная с перемещением воды (например, балластных вод судов, содержащих различные живые организмы) или погруженных объектов (с прикрепленными к ним взрослыми особями или молодью организмов-обрастателей) внутри или между водными бассейнами (Алимов и др., 2000).

В том случае, если имеют место регулярные ненамеренные интродукции чужеродных видов из определенного региона-донора (водоема-донора) в регион-реципиент (водоем-реципиент), можно говорить о существовании между этими регионами (водоемами) инвазионного коридора. Например, существует инвазионный коридор между Черным и Каспийским морями, поскольку Черное море является водоемом-донором чужеродных видов для Каспийского моря, куда они в настоящее время заносятся судами, проходящими через Волго-Донской канал. Недавно было доказано существование инвазионного коридора между восточной частью Балтийского моря и Великими североамериканскими озерами (Алимов и др., 2001; Panov et al.,1999).


1 Термин 'интродукция' в отечественной зоологической и ботанической литературе имеет однозначное и вполне определенное значение и применяется к случаям намеренного завоза полезных организмов (не зависимо от их дальнейшей судьбы). Случайное (самостоятельное или путем антропогенного переноса) проникновение вида за пределы первичного ареала лучше именовать 'заносом'. Намеренную интродукцию и случайный занос, заканчивающиеся обоснованием (натурализацией) вида и принято в настоящее время называть 'инвазией' (ред.).
2 см. примечание 1 (ред.).
3 Связь глобального потепления климата с деятельностью человека не доказана (ред.).
4 Под биологическим загрязнением понимается вселение (инвазия) вредного вида (ред.).

Особенности и последствия биологического загрязнения для водных экосистем

В ряде случаев ущерб окружающей среде от инвазивных чужеродных видов значительно превышает отрицательные последствия всех других антропогенных факторов. В отличие от большинства загрязняющих веществ антропогенного происхождения, которые в природных экосистемах в ходе процессов самоочищения обычно разрушаются и поддаются эффективному контролю со стороны человека, успешно вселившиеся чуждые организмы могут размножаться и распространяться в окружающей среде часто с непредсказуемыми и необратимыми последствиями.

Оказавшись в новой среде, где нет обычных для них паразитов и хищников, чужеродные виды часто размножаются в огромных количествах. В результате конкуренции или выедания они могут подавлять или полностью вытеснять местные виды, что приводит к упрощению структуры сообщества и снижению его устойчивости к внешним воздействиям. Вселение чужеродных видов может способствовать ухудшению качества воды, распространению паразитов и болезней, в том числе опасных для человека. Экономические потери от вселения некоторых инвазивных чужеродных видов в ряде случаев могут исчисляться сотнями миллионов долларов в год (Алимов и др., 2000).

В настоящее время наиболее важным антропогенным вектором биологических инвазий считается водный транспорт. Именно в балластных камерах судов, в балластной воде, в накапливающихся в этих камерах донных осадках и в составе сообществ обрастаний корпусов судов происходит массовый перенос организмов (Николаев, 1979; Алимов и др., 2000). Этот способ при современных темпах, масштабах и направлениях грузопотоков судоходства обеспечивает очень быстрое и практически всесветное распространение отдельных видов. Значение этого пути вселения чужеродных организмов будет и далее увеличиваться по мере интенсификации судоходства.

Процесс интродукции чужеродных видов с балластными водами судов принял глобальный характер. Считается, что в настоящее время в результате биологического загрязнения происходит процесс 'гомогенизации' мировой водной флоры и фауны, и чужеродные виды являются главной угрозой морской окружающей среде (GloBallast, 2000).

Из числа последних могут быть названы два наиболее ярких примера катастрофических биологических инвазий. Это сравнительно недавнее занесение с балластными водами судов американского гребневика мнемиопсиса в Черное и Каспийское моря. И занос понто-каспийского моллюска дрейссены в Великие североамериканские озера.

Гребневик мнемиопсис (Mnemiopsis leidyi) - хищный планктонный организм из прибрежных атлантических вод Америки, был впервые обнаружен в Черном море в 1982 г. (рис. 1). Здесь его бурное развитие с конца 1980-х гг. привело к подрыву кормовой базы пелагических рыб и к почти десятикратному снижению уловов рыбы (рис. 2). Экономический ущерб от этой интродукции для черноморских стран (в том числе для России) оценивается сотнями миллионов долларов в год.

В 1990-х гг. гребневик с балластными водами проник в соседние с Черным морем морские экосистемы, в том числе Каспийское море. Здесь вселение мнемиопсиса также привело к катастрофическим изменениям в планктонных сообществах. В результате наблюдается резкое снижение запасов каспийской кильки. В настоящее время существует угроза заноса мнемиопсиса судами по Волго-Балтийскому водному пути (инвазионному коридору) в Балтийское море (рис. 1).

Проблема вселения гребневика мнемиопсиса и других инвазивных видов является одной из ключевых для Каспия. Решение проблемы инвазивных видов рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений деятельности международной Каспийской экологической программы (см. ниже).

Вселение понто-каспийского моллюска дрейссены (Dreissena polymorpha) в Великие североамериканские озера с балластными водами судов в 1980-х гг. привело к вытеснению из водоемов бассейна Великих озер многих местных видов двустворчатых моллюсков и вызвало серьезные изменения даже на экосистемном уровне. Прямые экономические потери от вселения дрейссены в водоемы США оцениваются до 500 милл. долл. в год.

Именно эта катастрофическая по своим последствиям биологическая инвазия побудила правительство США к принятию специального федерального закона по инвазивным видам и введению жестких мер по контролю балластных вод.

Следует отметить, что громадные экономические потери и серьезные экологические последствия от биологического загрязнения в США стали причиной появления в 1999 г. специального распоряжения Президента, направленного на предотвращение и контроль интродукций инвазивных чужеродных видов, а также на минимизацию экономических, экологических и медицинских последствий этих интродукций (Executive Order, 1999).

С балластными водами судов могут перемещаться и патогенные для человека организмы, в том числе и такие опасные как холерный вибрион Vibrio cholerae. Считается, что перенос с балластными водами этого возбудителя опасного для жизни человека заболевания вызвал эпидемии холеры в Южной Америке. В результате к 1994 г. холерой заболело более миллиона человек, и более 10 тысяч человек погибло (GloBallast, 2000).

Проблема биологических инвазий весьма актуальна для прибрежных и внутренних вод России (Николаев, 1979; Алимов и др., 1998; Алимов и др., 2000; Матишов, Денисов, 1999). Во внутренних водоемах Европейской части России в настоящее время происходят нежелательные изменения в водных сообществах, вызванные как самораспространением чужеродных видов по гидрографической сети, так и намеренными интродукциями в так называемых 'рыбохозяйственных' целях.

Как правило, намеренные интродукции чужеродных организмов приводят к негативным последствиям как для рыб, так и для других компонентов природных экосистем. Вселение 'хозяйственно ценных' видов сопровождается занесением малоценных и даже опасных чужеродных видов, паразитов и болезнетворных организмов.

В связи с этим по инициативе Российской Академией Наук был проведен анализ проблемы интродукций чужеродных видов в водные экосистемы. В результате была обоснована необходимость разработки и выполнения Национального плана действий по контролю и предотвращению биологического загрязнения прибрежных и внутренних вод Европейской части России (Алимов и др., 2000).

Конвенция о биологическом разнообразии и решения Конференций Сторон Конвенции

Конвенция о биологическом разнообразии, ратифицированная более чем 170 государствами, включая Россию, в настоящее время является основным международным юридическим документом в области интродукций чужеродных видов, их контроля и уничтожения. Это международное соглашение является одним их основных правовых документов, регламентирующим действия соответствующих государственных органов по решению проблемы биологического загрязнения. Оно обязательно для исполнения странами-участниками, в том числе для России (где фактически отсутствует национальное законодательство в данной области) (см. ниже).

В соответствии со статьей 8 (h) Конвенции о биологическом разнообразии (КБР), страны-участники обязаны 'предотвращать интродукции, контролировать или уничтожать те чужеродные виды, которые угрожают экосистемам, местам обитания или видам' (Конвенция о биологическом разнообразии, 1992).

К другим общим положениям КБР, которыми должны руководствоваться страны-участники, относятся:

  • включение связанных с биоразнообразием вопросов в секторальные и межсекторальные планы, программы и политики (Статья 6 (b));
  • идентификация и мониторинг процессов и категорий хозяйственной деятельности, которые могут оказывать значительное отрицательное воздействие на сохранение и устойчивое использование биоразнообразия (Статья 7 (c));
  • в тех случаях, когда установлен значительный отрицательный эффект на биоразнообразие, регулирование или управление соответствующими процессами и категориями деятельности (Статья 8 (l));
  • проведение оценок воздействия на окружающую среду проектов, программ и политик, которые, возможно, имеют значительное отрицательное воздействие, а также уведомление, обмен информацией и консультации с соседними странами, которые могут быть затронуты вредными процессами или деятельностью (Статья 14).

Очевидно, что развитие транспорта, особенно водного, представляет собой одну из самых опасных для биоразнообразия сфер хозяйственной деятельности, поскольку является сильнейшим биологическим загрязнителем.

Перечисленные выше общие положения Конвенции о биологическом разнообразии, обязательны для выполнения странами-участниками и имеют прямое отношение к этой сфере.

Недавним решением 6-ой Конференции Сторон КБР (Решение VI/23, 7-19 апреля 2002 г., Гаагa) были утверждены Руководящие принципы по предотвращению интродукций и уменьшению воздействий чужеродных видов, которые угрожают экосистемам, местообитаниям или видам (т.е. инвазивных видов). Этот документ для всех правительств и организаций является руководством по созданию эффективных стратегий по снижению распространения и воздействий инвазивных чужеродных видов.

Одним из основных рекомендованных руководящих принципов является приоритетность превентивных мер, направленных на снижение риска вселения таких видов (Руководящий принцип 2).

Среди других рекомендованных мер указаны поддержка государствами научных исследований и мониторинга чужеродных видов, создание открытых информационных ресурсов по проблеме, а также экологическое образование населения (Decision VI/23, 2002).

Одним из важнейших руководящих принципов является научно-исследовательская деятельность и мониторинг (Руководящий принцип 5). В целях разработки соответствующей базы знаний, необходимых для решения данной проблемы, государства должны проводить надлежащий мониторинг чужеродных инвазивных видов и надлежащую научно-исследовательскую работу в этой области. Мониторинг является ключевым элементом раннего выявления новых чужеродных видов.

Кроме того, важным руководящим принципом является обмен информацией по проблеме (Руководящий принцип 8). В соответствии с этим принципом государства должны поддерживать разработку баз данных для анализа и распространения информации о чужеродных видах, создающих угрозу экосистемам, естественным местам обитания и видам, в целях использования ее в рамках осуществления любых видов деятельности по предотвращению интродукций чужеродных видов и смягчению их последствий. Такая информация должна включать в себя данные о распространении, таксономии и экологии чужеродных инвазивных видов, а также о мерах регулирования, когда они имеются в наличии. Широкому распространению данной информации, а также национальных, региональных и международных руководящих принципов, процедур и рекомендаций должны способствовать информационные системы на Интернет.

Решением VI/23 Сторонам-участникам КБР рекомендовано при разработке национальных планов и стратегий по инвазивным чужеродным видам принимать во внимание Глобальную стратегию по инвазивным чужеродным видам (McNeely et al., 2001), подготовленную в рамках международной Глобальной программы по инвазивным видам (ГПИВ, см. ниже). В пункте 10 Решения указывается, что при выполнении Руководящих Принципов и национальных стратегий по биоразнообразию и планов действий необходимо, в частности, определить национальные нужды и приоритеты; создать механизмы для координации национальных программ; пересмотреть в свете Руководящих Принципов соответствующую политику и законодательство; усилить сотрудничество между различными секторами для предотвращения, раннего обнаружения, уничтожения и контроля инвазивных чужеродных видов; содействовать усилению обеспокоенности относительно угроз со стороны инвазивных чужеродных видов между политиками на всех уровнях правительства и в частном секторе, карантинными и таможенными службами и населением.

Решение VI/23 также призывает Стороны-участники КБР (пункт 8):

  • создать структуры для использования оценки риска и анализа угроз биоразнообразию со стороны инвазивных чужеродных видов и включить эти методологии в оценки воздействия на окружающую среду и стратегические оценки окружающей среды;
  • разработать финансовые меры, и другие инструменты по поддержке деятельности по снижению угрозы со стороны инвазивных чужеродных видов;
  • включить проблему инвазивных чужеродных видов в национальные стратегии по биоразнообразию и планы действий, а также в секторальные и межсекторальные политики, стратегии и планы для полного выполнения национальных стратегий и планов действий по инвазивным чужеродным видам в соответствии с п. 6 Решения V/8 5 Конференции Сторон КБР.

Кроме того, Решение VI/23 призывает Стороны-участники, правительства и соответствующие организации поддерживать и проводить исследования и оценки:

  • характеристик инвазивных видов и восприимчивости экосистем и мест обитания к инвазиям чужеродных видов;
  • воздействий чужеродных видов на биоразнообразие;
  • анализа значения различных векторов для интродукций инвазивных чужеродных видов;
  • социально-экономических последствий инвазий;
  • создания методов контроля и уничтожения инвазивных чужеродных видов;
  • стоимости и выгод от использования биологического контроля;
  • способов увеличить возможности экосистем к сопротивлению или восстановлению от инвазий чужеродных видов (пункт 24).

Наконец, 6-ой Конференцией Сторон КБР было принято решение о том (пункт 25 Решения VI/23), что механизм посредничества (clearing-house mechanism, распространение информации через Интернет) будет использован для усиления научного и технического сотрудничества по темам, перечисленным в п.24 выше. А Глобальная программа по инвазивным видам (ГИПВ) должна быть международным тематическим ответственным за чужеродные виды в рамках механизма посредничества. От Сторон-участников КБР, стран и соответствующих организаций требуется внести вклад в создание и поддержание глобальной информационной сети, в целях:

  • обеспечения эффективного международного сотрудничества и обмена опытом;
  • предоставления информации для эффективного анализа риска странами;
  • предоставления информации по потенциальным путям вселения инвазивных чужеродных видов;
  • поддержки для управленческих усилий, в особенности для технической поддержки мер быстрого реагирования (Decision VI/23, 2002).

Следует отметить, что в законодательстве РФ прямых указаний на охрану водных ресурсов от интродукций чужеродных организмов нет. Единственным исключением является Федеральный Закон 'Об охране оз. Байкал', подписанный президентом Ельциным 1 мая 1999 г. В статью 6 этого закона 'Виды деятельности, запрещенные или ограниченные на Байкальской природной территории' вошло положение, запрещающее 'биологическое загрязнение озера Байкал, связанное с использованием, разведением или акклиматизацией водных объектов, не свойственных экологической системе озера Байкал, в озере Байкал и водных объектах, имеющих постоянную или временную связь с озером Байкал'. Это первый Федеральный закон РФ, который будет способствовать предотвращению биологических инвазий на региональном уровне (Болонев и др., 2002).

Очевидно, что для эффективного решения этой проблемы в России требуется предпринять серьезные усилия по совершенствованию национальной нормативно-правовой базы в области охраны окружающей среды, где особое внимание должно быть уделено вопросам защиты от инвазий чужеродных видов (биологического загрязнения).

Резолюция А.868 (20) Международной мореплавательной организации и подготовка Конвенции по балластным водам

Международной мореплавательной организацией (IMO) с середины 1970-х гг. ведется работа по решению проблемы предотвращения распространения морских чужеродных организмов с балластной водой и осадками. В 1997 г. 12-ой Ассамблеей IMO было принято Руководство по контролю и управлению балластными водами судов для снижения риска переноса опасных водных и патогенных организмов (Резолюция А.868 (20): GloBallast, 2000). Целью Руководства является помощь правительствам и соответствующим государственным органам, капитанам судов, судовладельцам и портовым администрациям в сокращении риска интродукций опасных водных и патогенных организмов с балластной водой и содержащимися в балластных камерах донными осадками. В данном Руководстве содержатся рекомендации, касающиеся обучения команд и капитанов судов, необходимых процедур для портов и судов, а также по организации биологического мониторинга портовых акваторий.

В настоящее время в рамках работы Комитета по охране морской окружающей среды IMO (MEPC) ведется активная работа по подготовке международной Конвенции по контролю балластных вод и осадков судов, причем завершение подготовки этой конвенции планируется уже в 2003 г. (GloBallast, 2000).

Глобальная программа по инвазивным видам

Глобальная программа по инвазивным видам (ГПИВ) была создана в 1997 г. для выработки глобальной стратегии по чужеродным инвазивным видам и содействия в выполнении статьи 8 (h) международной Конвенции по биологическому разнообразию (Global Invasive Species Programme (GISP), 1999).

На первом этапе ГПИВ (1997-2000), при поддержке Глобального Экологического Фонда (ГЭФ), Экологической Программы Развития ООН (ЮНЕП), была создана база данных по инвазивным видам, включающая описания 100 наиболее опасных инвазивных видов (ISSG Global Invasive Species Database, 2001), а также разработано руководство по предупреждению вселения чужеродных инвазивных видов, включающее в себя рекомендации по разработке национальных стратегий по инвазивным видам (Wittenberg, Cock, 2001).

На втором этапе работы ГПИВ предполагается проведение работы по оказанию помощи странам и регионам в разработке национальных и региональных стратегий по инвазивным видам. В настоящее время одним из важнейших направлений деятельности ГПИВ является создание глобальной информационной сети по инвазивным видам. По решению 6-ой Конференции Сторон Конвенции по биологическому разнообразию ГПИВ назначена международным тематическим ответственным за чужеродные виды в рамках механизма посредничества (распространение информации через Интернет, см. выше).

В мае 2001 г. по инициативе ГПИВ была организована международная рабочая встреча по управлению инвазивными чужеродными видами в регионе Балтийского моря и Северных стран с участием научной общественности и представителей природоохранных государственных органов стран Балтийского региона и Северных стран, включая РФ.

По результатам этой встречи была принята 'Копенгагенская Декларация', в которой, в частности, указывалось, что страны-участники встречи рассматривают существование инвазивных чужеродных видов как угрозу биоразнообразию, и инвазивные чужеродные виды могут вызывать негативные необратимые и непредсказуемые экологические и экономические воздействия и болезни у людей, животных и растений.

С учетом того, что региональное сотрудничество в научной и технической сфере необходимо для эффективного предупреждения инвазий, уничтожения и контроля инвазивных чужеродных видов, 'Декларацией' было рекомендовано создать форум для региональной кооперации, а также сеть экспертов и национальных координаторов для его поддержки. Этот форум при поддержке правительств стран-участников и международных организаций должен разработать региональную стратегию по предотвращению интродукций и по снижению негативных воздействий вредных чужеродных инвазивных видов (Региональный центр по биологическим инвазиям, 2001).

Как продолжение усилий ГПИВ по поддержке международного сотрудничества по проблеме в регионе Балтийского моря и Северных стран, а также по созданию глобальной информационной сети по инвазивным видам, в мае 2002 г. в Таллинне (Эстония), было организовано специальное рабочее совещание по созданию региональной информационной сети по инвазивным видам. Задачей совещания было обсуждение технических и организационных деталей по связи имеющихся в регионе баз данных по инвазивным видам и включения их в глобальную информационную сеть.

В отчете по результатам совещания было рекомендовано развивать региональную информационную сеть по инвазивным видам на основе уже существующих в Интернете информационных ресурсов по проблеме, в частности Балтийской базы данных по чужеродным видам, которая поддерживается на сервере Клайпедского университета, Литва (Baltic Sea Alien Species Database, 2001), и связанной с ней информационной системой Регионального центра по биологическим инвазиям, которая поддерживается на портале Зоологического института РАН в Санкт-Петербурге (Report of the Workshop, 2002).

Глобальная программа по управлению балластными водами (GloBallast)

В 2000 г. в рамках деятельности Международной мореплавательной организации (IMO) по проблеме интродукций водных инвазивных видов при поддержке Глобального Экологического Фонда (ГЭФ) и Программы Развития ООН (ПРООН) была создана международная Глобальная программа по управлению балластными водами (GloBallast).

Целью GloBallast является помощь развивающимся странам в организации мероприятий по снижению переноса вредных организмов с балластными водами судов, по выполнению этими странами рекомендаций IMO по балластным водам (содержащихся в Резолюции IMO А.868 (20)) , а также для подготовки этих стран к выполнению разрабатываемой Конвенции по балластным водам и осадкам (GloBallast, 2001).

В октябре 2001 г. программой GloBallast было организовано специальное рабочее совещание уполномоченных представителей природоохранных государственных органов прибалтийских государств и России, а также представителей портовых администраций, научной общественности и международных организаций (ХЕЛКОМ), где впервые на международном уровне рассматривался вопрос защиты региона от биологического загрязнения в связи с судоходством (22-24 октября 2001 г., Таллинн, Эстония).

В принятой совещанием Резолюции, в частности, рекомендовано, чтобы стороны-участники ХЕЛКОМ согласились считать приоритетным разработку Регионального плана действий по снижению переноса опасных водных и патогенных организмов с балластными водами судов. В Резолюции рекомендовано странам-участникам выполнять Резолюцию IMO A.868(20) в находящихся под их юрисдикцией водах, а также другие мероприятия, разрабатываемые Комитетом по охране морской окружающей среды IMO в процессе подготовки Конвенции по балластным водам и осадкам (Raaymakers, 2002).

Каспийская экологическая программа

Каспийская экологическая программа (КЭП) была образована в 1998 г. при поддержке Глобального Экологического Фонда (ГЭФ), Экологической Программы Развития ООН (ЮНЕП), Программы Развития ООН (ПРООН) и Европейского Союза (Тасис). КЭП способствует защите морской и прибрежной среды Каспия, инициируя и содействуя проведению мероприятий по научным исследованиям и мониторингу. В рамках программы рассматривается множество экологических и социально-экономических вопросов региона, при этом сохранение биоразнообразия Каспия является одной из ключевых направлений деятельности КЭП (Каспийская экологическая программа, 2002).

В настоящее время инвазивные виды представляют собой одну из основных угроз биоразнообразию Каспийского моря (см. выше). Для более эффективного решения этой проблемы на региональном уровне в 2001 г. в рамках КЭП была создана Региональная Консультативная группа по инвазивным видам, состоящая из 5 постоянных представителей Прикаспийских государств, а также международных экспертов.

Основными задачами Консультативной группы являются:

  • разработка соответствующих региональных рекомендаций, руководств, стратегий и планов управления;
  • организация сотрудничества с национальными и международными институтами и специалистами в области биологических инвазий;
  • разработка Плана действий по мнемиопсису;
  • контроль развития и поддержание региональной сети мониторинга видов-вселенцев, а также информационной сети по этим видам, включая региональную базу данных по мнемиопсису;
  • подготовка предложений для национальных и региональных действий;
  • передача предложений Консультативной группы соответствующим национальным органам власти и, при необходимости, получение соответствующих разрешений на реализацию национальных и региональных мероприятий;
  • организация обмена и распространения информации по проблеме (Каспийская экологическая программа, 2002; Региональный центр по биологическим инвазиям, 2001).

Международные рабочие тематические группы по проблеме биологических инвазий

МСОП - Всемирным Cоюзом Охраны Природы (IUCN) в рамках Комиссии по выживанию видов (SSC) образована рабочая группа экспертов по инвазивным видам (Invasive Species Specialist Group, 2001). Основная задача этой международной группы экспертов - проведение консультаций по угрозам, связанным с инвазивными видами, а также по методам их контроля или уничтожения. В феврале 2001 г. МСОП были опубликованы подготовленные с участием экспертов этой группы 'Рекомендации по предотвращению потерь биоразнообразия, вызванных чужеродными инвазивными видами'. Эти Рекомендации предназначены для использования странами и природоохранными организациями в целях снижения угроз биоразнообразию со стороны чужеродных инвазивных видов. Эксперты группы также принимали активное участие в подготовке Глобальной базы данных по инвазивным видам в рамках ГПИВ (ISSG Global Invasive Species Database, 2001).

Следует отметить, что в рамках ГПИВ в 2001 г. была образована специальная Рабочая группа по управлению глобальной информацией по инвазивным видам в целях координации международных усилий по созданию глобальной информационной сети по проблеме (см. выше). В феврале 2002 г. эксперты этой группы приняли участие в совместном рабочем совещании Конвенции о биологическом разнообразии и ГПИВ, где были разработаны основные принципы создания глобальной информационной сети по инвазивным видам (Региональный центр по биологическим инвазиям, 2001).

В настоящее время активно работает также ряд специализированных тематических международных рабочих групп, занимающихся проблемами интродукций водных чужеродных видов.

В начале 1970-х гг. Международным советом по использованию морей (ICES) была образована Рабочая группа по интродукциям и переносу морских организмов (WGITMO), которая занимается в основном вопросами намеренных интродукций и аквакультуры.

Поскольку перенос чужеродных организмов с балластными водами судов в последнее десятилетие стал весьма актуальным, в 1996 г. ICES совместно с Межправительственной океанографической комиссией (IOC) и Международной мореплавательной организацией (IMO) была образована Группа по изучению балластных вод и других векторов переноса чужеродных видов, связанных с судоходством (SGBOSV).

Во время совместного совещания этих групп в 2001 г. было отмечено возрастание количества интродукций чужеродных видов и нежелательных воздействий, вызванных инвазивными видами (Региональный центр по биологическим инвазиям, 2001).

В 1998 г. Международной ассоциацией теоретической и прикладной лимнологии (SIL) была образована Рабочая группа по водным инвазивным видам (WGAIS). Создание международной информационной системы по водным инвазивным видам является одной из основных задач этой международной группы экспертов. Эта тематическая группа SIL тесно сотрудничает с другими тематическими международными группами в области биологических инвазий, в частности с Региональной консультативной группой по инвазивным видам Каспийской экологической программы (см. выше), а также с образованной в 1994 г. Рабочей группой по чужеродным эстуарным и морским организмам Международной организации Балтийских морских биологов (BMB WGNEMO) (Baltic Alien Species Database, 2001). В частности, по совместной инициативе SIL WGAIS и BMB WGNEMO в 2001 г. была образована Европейская научная сеть экспертов по водным инвазивным видам (ERNAIS).

Основные задачи ERNAIS включают: содействие международному сотрудничеству в области исследований, обмену информацией и управленческих решений в области водных биологических инвазий в Европе и во всем мире, развитие открытой в Интернет информационной системы по водным инвазивным видам как части Глобальной информационной сети по инвазивным видам, а также создание сети по обмену информацией в области изучения балластных вод судов.

Потенциальная роль ERNAIS как части создающейся Глобальной информационной сети была подтверждена во время организованного ГПИВ в мае 2002 г. в Эстонии международного рабочего совещания по созданию региональной информационной сети по инвазивным видам в регионе Балтийского моря и Северных стран (Report of the Workshop, 2002). К концу 2002 г. в открытой в Интернет базе данных ERNAIS находилась информация о 80 экспертах по водным инвазивным видам из 26 стран, включая 15 российских специалистов в этой области (Региональный центр по биологическим инвазиям, 2001).

Важным результатом сотрудничества экспертов из различных стран мира, участвующих в деятельности международных тематических групп по водным биологическим инвазиям, является опубликованная в 2002 г. в издательстве Kluwer Academic Publishers коллективная монография под названием 'Инвазивные водные виды Европы' (Leppakoski et al., 2002), в работе над которой приняли участие 100 авторов из 26 стран, включая 17 экспертов из России (подробная информация об этой книге имеется в Интернете по адресу: http://www.ku.lt/nemo/EuroAquaInvaders.htm).

Заключение

Проведенный обзор проблемы интродукций чужеродных организмов (биологического загрязнения), международного законодательства и сотрудничества в данной области показывает, что обусловленные антропогенной деятельностью биологические инвазии являются экологической проблемой глобального характера и представляют собой серьезную угрозу экологической безопасности России.

В связи с этим, а также учитывая международные обязательства России по выполнению Конвенции о биологическом разнообразии, очевидна необходимость разработки национальной стратегии по инвазивным чужеродным видам, контролю и борьбе с уже вселившимися инвазивными видами и принятию неотложных мер по предотвращению новых инвазий. При этом необходимо руководствоваться рекомендациями, разработанными в рамках Конвенции о биологическом разнообразии и других международных органов (Международная мореплавательная организация).

Одним из первых практических шагов по решению проблемы интродукции инвазивных чужеродных организмов в России могли бы стать разработка и выполнение Национального плана действий по контролю и предотвращению биологического загрязнения прибрежных и внутренних вод Европейской части России.

Учитывая трансграничный характер проблемы, необходимо более активное участие России в работе международных программ, а также в деятельности тематических международных рабочих групп. Одним из приоритетных направлений в области международного сотрудничества по проблеме в настоящее время является создание глобальной информационной сети по инвазивным видам. Для включения России в эту сеть требуется государственная поддержка работ по созданию открытых баз данных и информационных систем, в соответствии с Решением VI/23 6-ой Конференции Сторон Конвенции о биологическом разнообразии.


Настоящая работа выполнена при поддержке федеральной целевой научно-технической программы 'Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники' на 2002-2006 годы (Государственный контракт ? 43.073.1.1. 2511).

Использованные источники информации

  1. Алимов А.Ф., Панов В.Е., Крылов П.И., Телеш В.И., Быченков Д.Е., Зимин В.Л., Максимов А.А., Филатова Л.А. Проблема антропогенного вселения чужеродных организмов в водоемы бассейна Финского залива. В кн.: Экологическая обстановка в Санкт-Петербурге и Ленинградской области в 1997 году. Справочно-аналитический обзор. СПб., 1998. С. 243-249.
  2. Алимов А.Ф., Орлова М.И., Панов В.Е. Последствия интродукций чужеродных видов для водных экосистем и необходимость мероприятий по их предотвращению. В кн.: Виды-вселенцы в европейских морях России. Сборник научных трудов. Апатиты, изд. Кольского научного центра РАН, 2000. С. 12-23.
  3. Алимов А.Ф., Орлова М.И., Панов В.Е. Роль Волго-Балтийского водного пути в формировании солоноватоводной и пресноводной фаун в водных экосистемах Европейской части России. Международная научн.конференция 'Малые реки: современное экологическое состояние, актуальные проблемы'. Россия, г.Тольятти, 23-27 апреля 2001 г. С. 8-9.
  4. Болонев Е.М., Пронин Н.М., Дугаров Ж.Н. Ротан - амурский 'завоеватель' в Байкальском регионе. Улан-Уде, 2002. 48 С.
  5. Ижевский С.С. Чужеземные насекомые как биозагрязнители. Экология. 1995. ?2. С.119-122.
  6. Каспийская экологическая программа, 2002. Интернет: http://caspianenvironment.org/
  7. Колонин Г.В. , Герасимов С.М., Морозов В.Н. Биологическое загрязнение. Экология. 1992. ?2. С. 89-94.
  8. Конвенция о биологическом разнообразии. 1992. Интернет: http://www.biodiv.org
  9. Матишов Г.Г., Денисов В.В. Экосистемы и биоресурсы европейских морей России на рубеже ХХ и ХХI веков. Мурманск, 1999, 124 с.
  10. Николаев И.И. Последствия непредвиденного антропогенного расселения водной фауны и флоры. В кн.: Экологическое прогнозирование. М., 1979. С. 76-93.
  11. Региональный центр по биологическим инвазиям. 2001. Интернет: http://www.zin.ru/projects/invasions/
  12. Baltic Sea Alien Species Database, 2001. Интернет: http://www.ku.lt/nemo/mainnemo.htm
  13. Decision VI/23 COP6 of the Convention on Biological Diversity. Hague, 2002. Интернет: http://www.biodiv.org/decisions/
  14. Executive Order 13112 of February 3, 1999 - Invasive Species. 1999. Интернет: http://www.invasivespecies.gov/laws/execorder.shtml
  15. Global Invasive Species Programme (GISP), 1999. Интернет: http://jasper.stanford.edu/gisp/
  16. GloBallast (Глобальная программа по управлению балластными водами). 2000. Интернет: http://globallast.imo.org/
  17. Invasive Species Specialist Group of the IUCN Species Survival Commission, 2001. Интернет: http://www.issg.org/
  18. ISSG Global Invasive Species Database, 2001. Интернет: http://www.issg.org/database
  19. Leppakoski E., Gollasch S., Olenin S. (eds) Invasive Aquatic Species of Europe. Distribution, Impacts and Management. Kluwer Academic Publishers, Dordrecht, 2002. 583 pp.
  20. McNeely, J.A., Mooney H.A., Neville L.E., Schei P., and Waage J.K.(eds.). A Global Strategy on Invasive Alien Species. IUCN Gland, Switzerland, and Cambridge, UK, in collaboration with the Global Invasive Programme, 2001. x + 55 pp.
  21. Panov, V. E., Krylov P. I. Telesh I. V. The St. Petersburg harbour profile. - In: (Gollasch, S. & E. Leppakoski, eds) Initial risk assessment of alien species in Nordic coastal waters. Nord 1999:8. Nordic Council of Ministers, Copenhagen, 1999. P. 225-244.
  22. Report of the Workshop on the development of a Nordic/Baltic invasive species informational network, 2002. Интернет: http://www.us-reo.dk/IS_Database.htm
  23. Raaymakers, S. (ed.). Baltic Regional Workshop on Ballast Water Management, Tallinn, Estonia, 22-24 Oct 2001: Workshop Report. GloBallast Monograph Series No. 2. IMO London, 2002.
  24. Shine C., Williams, N., Gundling, L. A Guide to Designing Legal and Institutional Frameworks on Alien Invasive Species. IUCN, Gland, Switzerland Cambridge and Bonn, 2000. xvi + 138 pp.
  25. Wittenberg, R., Cock, M.J.W. (eds). Invasive Alien Species: A Toolkit of Best Prevention and Management Practices. CAB International, Wallingford, Oxon, UK, 2001. xii - 228 pp.

Наверх Наверх Наверх     Документ создан: 12.12.2005.     Документ изменен: 11.02.2012

Кабинет Биоинформатики и моделирования биологических процессов
Web-портал Чужеродные виды на территории России разработан и поддерживается
кабинетом 'Биоинформатики и моделирования биологических процессов' ИПЭЭ РАН.
ї 2004-. Кабинет "Биоинформатики и моделирования биологических процессов" ИПЭЭ РАН