Всякий, кто стоит на единственно правильной философской точке зрения постигаемости мира (хотя бы только в идеале), должен протестовать против допущения силы, действие которой должно навеки остаться для нас непостижимым.
Итак, ньютоновская школа сознательно исключила гипотезу, а вместе с нею и дедуктивную философию из физики и решилась допускать в ней только эмпирический и математический методы. В предисловии к переводу ньютоновской 'Оптики' Самуил Кларк 1 высказывается на этот счет весьма определенно:
'Кто при исследовании природы не желает запутаться в величайших заблуждениях и придти к самым превратным понятиям, тот не должен искать опоры в вымышленных гипотезах и праздных предположениях, а основываться единственно на математических расчетах или на отчетливых и достоверных опытах'.
1 Optice, lat, redd. Sam. Clarke, Lausanne, 1740, стр. VIII.
(Ф. Розенбергер 'История физики' т. 2, М.-Л. 1933 г.)
Привожу эту цитату, поскольку считаю не совсем верным высказывание Самуила Кларка, на мой взгляд, эта фраза должна звучать так:
'Кто при исследовании природы не желает запутаться в величайших заблуждениях и придти к самым превратным понятиям, тот не должен искать опоры в вымышленных гипотезах и праздных предположениях, а основываться единственно на отчетливых и достоверных опытах и на математических расчетах'.
Пользуясь случаем, обращаюсь к спектроскописту "Гиберболоиду" с вопросом:
позволяют ли современные приборы достоверно определить химический состав вещества при температуре 300-400њ Ц, в полной темноте, т.е. только по тепловому излучению исследуемого тела? |