Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.schools.keldysh.ru/spoznanie/concept.htm
Дата изменения: Fri Jun 23 13:49:10 2006
Дата индексирования: Tue Oct 2 10:03:15 2012
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: закон вина
"Познание" - средняя обшеобразовательная частная школа
Частная школа "Познание"

Негосударственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа "Познание"

Концепция школы


Карта сайта


О школе Новости Поступающим Учителя Родителям

Долгосрочная
перспективная образовательная программа
"ШКОЛА ТРЕТЬЕГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ"
НОУ Школа "ПОЗНАНИЕ"


Авторы: сотрудники НОУ "Познание".
Содержание
  1. Ориентирующий блок
  2. Аналитический блок
    1. Образовательные потребности учащихся и социальный заказ их родителей
    2. Общая характеристика образовательного учреждения и его социума
    3. Основные проблемы школы.
  3. Концептуальный блок. Теоретическое обоснование создания модели "Школы третьего тысячелетия"
    1. Учитель - мастер гуманной школы
    2. Новая философия
    3. Гуманизация и гуманитаризация образования.
    4. Теоретическая база модели
    5. Миссия
    6. Цели и задачи
    7. Общая педагогическая политика
    8. Педагогическое кредо
    9. Образовательная парадигма
      1. Дидактические принципы
      2. Принципы воспитания
      3. Модель выпускника.
      4. Эмоционально-ценностное самоопределение выпускников школы
      5. Перспектива работы школы
      6. Образовательная модель "Школа третьего тысячелетия"
      7. Обновление содержания образования и развитие методов обучения в школе
      8. Ведущие концептуальные подходы к развитию образования в учреждении.
      9. Организация внутренне мотивированной деятельности - основное условие развивающего обучения
      10. Основные направления дифференциации. Вариативность образовательной подготовки учащихся.
      11. Индивидуализация содержания форм и методов образования и развитие здоровьесберегающего пространства.
      12. Ведущие технологии развивающего обучения и воспитания учащихся, методы и методические приемы.
      13. Физическое оздоровление детей
      14. Экологизация образования
  4. Проективный блок
    1. Программа поэтапного развития
    2. Дидактико-технологическое обеспечение образовательного процесса
    3. Ориентация на результативность в образовании
  5. Блок управления. Тактика управления учебно-воспитательным процессом
  6. Особенности управления педагогическим процессом
  7. Отношения управления в педагогическом процессе
  8. Демократизация и гуманизация управления школой
  9. Управление функционированием и развитием школы
  10. Методы и формы управления
  11. Научно-методическое обеспечение системы школы
  12. Информационные технологии в управлении школой
  13. Система внутришкольного контроля.
  14. Индивидуализация содержания форм и методов образования и развитие здоровьесберегающего пространства.
    1. Ведущие технологии развивающего обучения и воспитания учащихся, методы и методические приемы.
    2. Дифференцированные показатели для оценки труда учителя.
Общая информационная справка Образовательная программа "Школа третьего тысячелетия" составлена в соответствии с Законом об Образовании, изменениями и дополнениями к нему, типовыми положениями об общеобразовательном учебном заведении, программой "Столичное образование", методическими рекомендациями по составлению образовательных программ учебного заведения, а также на основе Устава школы. НОУ школа "Познание" создана в 1994 году. Лицензия ? 006319 код Н от 28 июня 2000 года сроком на 3 года на начальное, среднее, общее (полное) образование и дополнительное "Основы бизнеса и предпринимательской деятельности". Первый выпуск был сделан в 19___ году. В настоящее время в школе обучается ____ учащихся с 1-го по 10 классы (с 6 до 16 лет), работают ____ педагогов, врач, обслуживающий персонал ____ человек. Педагогический состав имеет следующие квалификационные категории: ственной Академией приборостроения и информатизации (МГАПИ). Внеурочная воспитательная работа обеспечивается воспитательной программой "Радуга", в основу которой положены ориентиры на общечеловеческие ценности, а так же организация внеурочной деятельности через кружки - драматического, вокально-хорового пения, ритмики, изостудии, а также использование воспитательного потенциала социума (выставки, музеи, картинные галереи, дома-музеи, и др.) Традиционным стало проведение дня именинника. Учредителями школы являются: КУДРЯВЦЕВ ВЛАДИМИР ЛЕОНТЬЕВИЧ, МЕДНИКОВА ГАЛИНА МИХАЙЛОВНА. Возглавляет школу доктор технических наук, профессор, действительный член Международной академии информатизации Кудрявцев Владимир Леонтьевич. Направленность школы - гуманитарно-экономическая. Школа функционирует в режиме полного дня. II. Аналитический блок ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЫ И ПРИНЦИПЫ ЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ. 2.1. Образовательные потребности учащихся и социальный заказ их родителей. Закон об образовании от 1992 года первоочередной задачей поставил предоставление ученикам гарантированного качественного образования. Создание школы обусловлено не только решением этой задачи, но и социальным заказом родителей на альтернативную модель образования, способную подготовить детей к жизни в быстро меняющемся мире. Ребенку надо дать тот уровень образования, который поможет ему не потеряться в обществе, найти свое место в жизни. Он должен научиться не выживать, а жить достойно в соответствии со своими способностями. Общество ждет школу развивающую и развивающуюся, укомплектованную педагогами, преданных школе и детям, мотивированных на профессиональную самоотдачу и непрерывный педагогический поиск. Бурный процесс изменений в социально-политической, экономической и духовной жизни общества, несомненно, оказывают влияние на формирование личности ребенка. Раньше многие вопросы обучения и воспитания определялись идеологическими догмами, в которых были "расписаны" обязанности руководителя, учителя и ученика, годами складывалась система единообразного обучения, по единым программам и учебникам с одинаковыми для всех школ требованиями без права на выбор. Ученик десятилетиями являлся объектом процесса обучения и воспитания, существовала жесткая система воспитательной работы, при которой коллективные формы и методы являлись преобладающими, личность школьника "размывалась" в коллективных делах. Семья выполняла функции, подчиненные требованиям школы и выступала как "ячейка государства", поэтому жесткая структура управления, основанная на централизме, единоначалии, единой схеме управленческих функций, вполне отвечала задачам обучения и воспитания детей. До сих пор в преподавании предметов многими учителями на первый план выдвигается складирование в памяти учащихся некоей суммы готовых знаний, а развитие психики, формирование желания и умения самостоятельно добывать знания не является первостепенной задачей. А ведь давно доказано, что духовной может стать личность, способная к саморазвитию. Все выше изложенное позволяет выделить следующие проблемы:
1. Проблема соотношения целей образования в школе с государственными стандартами с одной стороны, и потребностями личности, социума - с другой стороны. 2. Проблема создания личностно-ориентированной системы образования в школе. 3. Проблема создания условий для обучения учащихся с различным уровнем общеучебных умений и навыков, удовлетворения образовательных запросов различных социальных групп. 4. Проблема создания в школе условий для обучения способных детей, удовлетворения их потребности в обучении на повышенном уровне сложности и получения дополнительного образования. 5. Проблема осуществления образовательного процесса на принципах уровневой и профильной дифференциации в соответствии с типами и видами реализуемых программ. 6. Проблема учета потребностей разных слоев родителей и учащихся школы в образовательных услугах по приобретению начального образования по профессиям. 7. Проблема создания в школе условий для разностороннего развития личности и взаимодействия с семьей в условиях образовательных систем в школе.
<>В настоящее время наметились существенные изменения в общем образовании. Стабильность как критерий успеха ушла в прошлое. Лозунг сегодняшнего дня иной: "Изменитесь - или умрете!". В динамичное время выживают те, кто чутко улавливает тенденции изменений. Учителя получили возможность в обучении учащихся разрабатывать и применять различные педагогические технологии, основанные на элементах педагогического сотрудничества. Изменился взгляд на ученика - он теперь не послушный исполнитель, живущий в системе запретов, а ответственная личность, способная выбирать и принимать решения в условиях неопределенности. В школе появился Устав как основной нормативный документ. Современная мировая практика обучения и воспитания характеризуется поиском новых философских оснований организации деятельности учащихся в процессе социализации с позиции гуманизма. Гуманизация процесса социализации личности учащегося прежде всего базируется на обязательном учете интеллектуальных, нравственных и физических особенностей. Частные школы появляются как альтернатива массовой государственной школе. Заказчики-родители и учащиеся желают получить наиболее широкое, всестороннее образование, обеспечивающее устойчивые знания и возможность их постоянного расширения, высокую культуру мышления и поведения. Чтобы выполнить их социальный заказ, в школе должны реализовываться самые передовые подходы и технологии образовательного процесса. Дух новаций должен пронизывать все сферы деятельности школы. Источником формирования содержания образовательной программы нашей школы явились противоречия педагогического процесса массовой школы: o несоответствие реальных возможностей воспитуемых тем требованиям, которые к ним предъявляются со стороны школы и учителей; o несоответствие между активно-деятельной природой ребенка и социально-педагогическими условиями его жизни; o несоответствие между целостностью личности и функциональным подходом к ее формированию, односторонностью педагогического процесса; o отставание между процессом генерализации знаний и умений и нарастающей необходимостью применять преимущественно обобщенные знания и умения; o между индивидуальным творческим процессом становления личности и массово-репродуктивным характером организации педагогического процесса; o между определяющим значением деятельности в развитие личности и установками преимущественно на словесное воспита-ние; o между возрастающей ролью гуманитарных предметов в гражданском становлении человека и технократизации педагогического процесса. Наша школа ориентирована: - на создания в ней педагогической, системы акцентирующей свободное развитие личности; - на формирование таких духовных и душевных качеств, как честь, совесть, благородие, милосердие; - на обеспечение возможности высокого уровня индивидуализации и доступности образования; - на создание психологически комфортной и уютной школьной атмосферы, когда у учащегося возникает потребность в получении знания; - на формирование новой образовательной среды, существенным компонентом которой являются интересы самого учащегося. Учреждение осуществляет обучение не только "стандартных, среднестати-стических граждан". Оно предлагает обеспечение нормальных условий и оптимального образования для всех. Контингент учащихся формируется из жителей не только Измайлово, а территории всей Москвы и ближнего Подмосковья. 2.2. Общая характеристика образовательного учреждения и его со-циума С 1998 года школа занимает отдельное здание. Созданы комфортные условия для обучения и воспитания учащихся: 10 учебных кабинетов, компьютерный класс, тренажерный зал, залы настольного тенниса, биллиарда, кабинет психологической разгрузки, медицинский кабинет, столовая. Учебное заведение располагает всей необходимой материальной базой для со-временного уровня преподавания дисциплин базового компонента, а также для организации внеурочной работы со школьниками. Обеспечивается высококачественное питание. Дети находятся под наблюдением медицинского работника. Младшие классы учатся в школе по единой программе, предполагающей разви-тие в первую очередь эмоционально-духовной сферы учащихся. Задачу обеспечения высокого уровня образования выполняют не только система преподавания на уроках, но и разветвленная внеурочная система. Она представляет собой взаимосвязанный комплекс кружков, факультативов, олимпиад и других внеурочных мероприятий, позволяющих обеспечить более полное формирование духовного мира личности. Большое внимание уделяется овладению навыками информационного взаимодействия, необходимого для жизни в современном мире. Организация внеурочной деятельности базируется на основе интересов учащих-ся и по итогам собеседования с родителями. Набор видов деятельности подвижен и отражает как постоянные, так и быстроменяющиеся интересы детей. Основными формами воспитательной работы являются классные часы и общешкольные мероприятия (концерты, диспуты, викторины, брейн-ринги, КВН) в целях организации коллективной жизнедеятельности и социализации личности, а также служащие для коррекции поведения, формирования нравственной пози-ции, гражданских мотивов. Этой же цели служат регулярно осуществляемые поездки по России, а также за рубеж. Только в 2000 году учащиеся посетили Владимир, Суздаль, Ярославль, Кострому, Санкт-Петербург; были на горнолыж-ных курортах в Словакии. Спортивные секции (настольный и большой теннис, атлетическая гимнастика, плавание, мини-футбол и др.) соревнования по различным видам спорта обеспе-чивают физическое развитие, сохранение здоровья детей, профилактику про-студных заболеваний. Развитию творческих способностей учащихся во многом помогают занятия в театральной студии, в "Литературной гостиной", изостудии, в "Музыкальном классе" и участие в традиционных общешкольных мероприятиях, посвященных Дню учителя, Новому году, Дню защитника Отечества, Международному женскому дню 8 Марта, Дню Победы, последнему звонку. Комплекс внеурочных мероприятий позволяет насытить внешкольное и каникулярное время, делает об-разовательный и воспитательный процессы более насыщенными. 2.3. Основные проблемы школы. 1) Родители не умеют формировать свой потребительский заказ. 2) Родители плохо знают своих детей. 3) Низкая мотивация учения у школьников. 4) Не в полной мере используется рынок образовательных услуг школы. 5) Недостаточная мотивация у педагогов школы к творческому процессу. 6) Недостаточно разработана система контроля уровня качества образовательных услуг. 7) Недостаточно полно научно обоснованно методологическое обеспечение образовательных услуг высокого качества. 8) Система методической подготовки и переподготовки специалистов не всегда отвечает требованиям обеспечения востребованных образовательных услуг в реальных условиях нашей школы. III. Концептуальный блок Теоретическое обоснование создания модели "Школы третьего тысяче-летия" 3.1. Учитель - мастер гуманной школы Открывая для себя сегодня перспективу возрождения российской шко-лы, мы должны серьезно и глубоко осмыслить с психологических, научных позиций природу обучения и воспитания, механизмы и условия развития лич-ности. Основными принципами работы учителя гуманной, развивающей школы должны стать: o Принцип диалогизации, заключающейся в паритетности субъектов педагогического взаимодействия - преобразование суперпозиции взрослого и субординированной позиции ребенка в личностно-равноправные. o Принцип проблематизации, согласно которому обучение должно проходить не по схеме "трансляция информации" или "формирование знаний. Умений и навыков", а по схеме "совместное решение учебных проблем". (И.С.Якиманская) o Принцип индивидуализации, заключающийся в "раскрытии и пестовании индивидуальных особенностей ребенка, в помощи его самоосуществлению в меняющимся мире" (А.Г. Асмолов) o Принцип персонализации, предполагающий личностно-ориентированное общение учителя и учащихся, "совместный личностный рост, совместное личностное развитие" (А.Б. Орлов) учащихся и учителя в процессе совместной учебной деятельности, отказ от ролевых масок и фасадов в педагогическом общении. Указанные принципы учебной работы учителя гуманной шко-лы требуют овладения ими новыми установками, установками учителя нового типа, учителя находящегося в поддержки ученика, стимулирования его собственной учебной деятельности, в позиции фасилитатора. Самые значимые из установок учителя-фасилитатора таковы. 1. Личностная открытость, искренность, "истинность" "кон-груэнтность" учителя. Позиция предполагает быть не "над" и даже не "рядом", а "вместе" с учеником. 2. "Пощрение", "принятие", "поддержка", "доверие" к ученику, опора на положительное в ребенке. 3. "Эмпатическое понимание", "вчувствование" учителя в состояние каждого ученика, видение им поведения ученика, разнообразных его реакций, поступков с точки зрения самого ученика, его глазами, способность "влезть в его шкуру" (Н.К.Крупская), "постоять в его тапочках" (К.Роджерс), принять его таким, каков он есть. Фасилитирующий стиль обучения не есть некая одинаковая для всех педагогическая технология. Это своеобразная педагогическая философия. 3.2. Новая философия Современная мировая практика обучения и воспитания характеризуется по-иском новых философских оснований организации деятельности учащихся в про-цессе социализации с позиции гуманизма. Педагоги нашей школы приняли следую-щую философскую концепцию. Вся жизнь - это школа, непрерывное учение, познание и осознание, преодоление препятствий. Радостная жизнь без преград бывает только у идиота. Кто хочет быть умным, тот должен научиться думать. Человека нельзя научить, развить, воспитать. Он может только научитьСЯ, развитьСЯ, воспитатьСЯ. Ребенок - это личность, его надо уважать. Учащийся не сможет вырасти полноценным человеком, если с малых лет заставлять его работать по принципу "делай как я!", лишить его возможности САМОопределяться, САМОразвиваться и САМОутверждаться. Предела познаниям нет и нет предела САМОсовершенствованию. Все дети разные и учить их надо по-разному с учетом его психофизических воз-можностей. Учитель не просто информатор, а менеджер учебного процесса Детство и юность - самые прекрасные периоды в жизни человека. Будущая жизнь человека зависит не только от таланта и ума, которые можно прода-вать, но и от духовных и душевных качеств, сформированных в детстве. Честь и совесть составляют главную ценность человеческой жизни. В духовном мире у каждого своя дорога, нет ни первых, ни последних. Человек оценивает других в соответствии со своим характером и убеждениями. Оценка учителя субъективна. Отрицательная оценка без какого-либо совета - это вульгарное обвинение. Под гнетом вины у человека пропадает интерес к жизни, жизнь лишается смысла, а это самое страшное для человека. Убивает не само слово, а мысль. В каждом целом есть хорошее и плохое. Давать положительную оценку - ценить достижения другого. Это не означает быть слепым по отношению к недостаткам. "Кто возвышает другого, возвышается сам". Идеального человека не бывает. В каждом из нас хорошего чуть больше, чем пло-хого. Хорошее не обязательно должно быть по вкусу или по сердцу другому. Истинное добро - это добро, которое востребовано. Признать свою вину - это огромный труд над собой! Правильное учение - делиться мудростью с желающим, который нуждается в этой мудрости и сам много трудится для ее обретения. 3.3. Гуманизация и гуманитаризация образования. Основу государственной политики в сфере образования составляют преобразования в области гуманизации и гуманитаризации. и является важнейшим фактором развития демократического общества. Чем в большей степени демократизируется общество, тем острее в нем ощущается потребность в знаниях о человеке, обществе и его истории развития, культурном развитии каждого гражданина. Задача нашей школы выработать целостный взгляд на мир у обучаемых, сделать все, чтобы мировой опыт и мировая наука стали доступны им, чтобы свободное САМОопределение личности осуществлялось осознано на основе фундаментальных знаний. Поиск гуманистических оснований жизнедеятельности привел педагогический коллектив к пониманию важности перехода - от акцента формирования личности по заранее заданным качествам к акценту на сохранение индивидуальности ребенка; - от формирования формального интеллекта к воспитанию нравственной, духов-ной внешней и внутренней общечеловеческой культуры; - от целеполагания педагога к "выращиванию" внутренних целей учащегося, определяющих уровень развития его мировозренческой и общей культуры кон-кретного человека и через них к внешним целям, отражающих исторический опыт человеческой деятельности; - от перегружения памяти прагматическими, заранее заготовленными знаниями к освоению наиболее общих способов учебной деятельности через психосберегающие современные технологии обучения; - от формирования знаний по конкретным наукам к формированию целостного представления о картине мира, посредством интеграции общеобразовательных дисциплин и выбора адекватных форм организации учебно-познавательной деятельности; - от авторитарной педагогики к педагогике сотрудничества, базирующейся на способности педагога владеть рефлексивным анализом, работать с пониманием и непониманием ученика, уметь "влезть в его шкуру". Гуманизация процесса социализации личности учащегося базируется на следующих положениях: 1. Ученик - активный субъект, деятельный участник процесса обучения, воспитания и развития. 2. "Готовых знаний" и безальтернативных "истин" нет, надо научить учащихся добывать знания и искать истины. 3. Учитель - не информатор, а организатор познавательной работы. Он не к детям идет с предметом, а вместе с ними двигается к нему. Его задача подобрать соответствующие технологии и методики в соответст-вии с уровнем развития каждого учащегося, ориентируясь на продуктивные действия, опирающиеся на восприятие, мышление, память, воображение. 4. Урок - средство формирования и развития личности, а не только средство передачи знаний. 5. Воспитатель - дирижер ребячьей самодеятельности, композитор, который не сам пишет ноты, а вдохновляет на это своих воспитанников. 6. Руководитель не "пастух", не "толкач", не "локомотив", а социсосоциальный архитектор, инженер самодвижущего вагона-коллектива, проектирующий и воплощающий в жизнь отношения сотру