Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.schools.keldysh.ru/schtrgym/literature12.htm
Дата изменения: Thu Jul 31 21:14:32 2008
Дата индексирования: Tue Oct 2 11:47:24 2012
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: столовая гора
Литературный альманах ?12, весна 2007
На главную






Альманах ? 12, весна 2007

ПОЗДРАВЛЯЕМ С РОЖДЕСТВОМ!



    ОГЛАВЛЕНИЕ

    ПРАЗДНИК

    • Гостиная перед Рождеством
    • Чем праздник отличается от обычного выходного дня. Размышления десятиклассников

    СТИХИ

    • Жар-Птица. О.Н.Скляров
    • Амфибрахий. А.Ладыгина
    • Битве под Москвой посвящается: А.Ладыгина
    • Игра 'Секрет', 5-е классы
    • 'Хочешь убить поэта - накорми его'. Размышления учащихся 6б

    ЧТЕНИЕ

    • Книги моего детства
    • Книги в моей жизни
    • Домашнее чтение
    • Плохое отношение к книге говорит об очень низком культурном уровне человека. Интервью со школьными библиотекарями.
    • Чтение в трапезной

Гостиная перед Рождеством
Перед Рождеством мы украшаем все наши комнаты. Елку в гостиной мы украшаем дней за пять до праздника. Остальные комнаты - за один день. Мы ставим елку в угол. Кресло приходится отодвигать. Кресло само по себе не слишком красивое. Оно болотного цвета, с большими пуговицами на спинке, не очень мягкое и прыгучее. Оно еще от бабушки. Но когда рядом с креслом поставишь елку, да еще зажжешь на ней фонарики, то кресло станет цветным, мигающим, шершавым.
Елка украшает не только кресло, но и всю комнату. Золотые гирлянды, обвивающие веревки, начинают переливаться и сверкать. Клеенка на столе (еще не поменяли на скатерть) начинает блестеть, и фонари отражаются в ней, как в зеркале. Стеклянные шары придают розоватый, голубоватый свет всей комнате. Старинный буфет становится красным и зеленым. Стоящие на нем вазы изменяют цвет. Они как будто танцуют. Прозрачные дамы в узорчатых платьях водят хороводы грозно и величественно. Мигают фонарики на елке, и передвигаются вазы-дамы. Шкаф-стенка открывает свои прозрачные дверки, и статуэтки тоже начинают танцевать. Вот зеленовато-синяя лиса начинает красться за красными котятами. Они держат в лапках мешок с золотом. Лиса хочет его украсть. Девушки пляшут, царевна-лебедь летит на своих больших крыльях. Она становится желтой. Пианино открывает крышку, и начинает играть музыка:
Давыденкова Анфиса, 6 'А'

Чем праздник отличается от обычного выходного дня?
Размышления десятиклассников на тему

Выходной - это один или два дня в неделю, в которые человек просто отдыхает от рабочих будней, делает какие-то дела, общается с родными и близкими. А праздник, как гром среди ясного неба, врывается в однообразные будни и преображает собой все вокруг. Он не такой, как другие дни, как выходные - он особенный. Все начинает меняться за несколько дней в предвкушении праздника, а когда он приходит, забывается все, и скучные будни, и однообразные выходные, и остается только радость, восторг и счастье. Все праздники разные, и каждый по-своему прекрасен.
Счастливая, 10а

Разумеется, не каждые выходные - праздник. Выходные, по сути, являются теми же будничными днями, отличаясь лишь тем, что мы можем отдохнуть и приятно провести время в кругу семьи или друзей. Ощущение праздника приходит только тогда, когда мы понимаем всю прелесть и радость праздничного события, вместе его переживаем. Праздник - это радость за кого-то, радость за какое-то событие, мы рады этому и это является праздником, причем неважно, как мы его проводим.
Никитин С., 10 кл.

Выходной - это просто свободный день, в течение которого человек отдыхает от повседневного труда, восстанавливает свои силы, а праздник - это, в первую очередь, праздник души человека, проявление его высоких чувств. Праздник у человека может быть в любой момент, он не зависит от дня недели.
Как понимать выражение 'праздник ожидания праздника'? Человек, ожидая праздника, уже радуется: в его сердце уже праздник. Атмосфера перед праздником настолько радостна, что она создает праздник предпразднования праздника, т.е. она создает плавный переход от предпраздника к празднику так, что мы, бывает, и не замечаем этого перехода.
Ахламов Алексей, 10 кл.

Праздник, который всегда со мной
Для меня праздник, который всегда со мной - это мои друзья и, точнее даже, класс. Когда я прихожу в школу, захожу в кабинет, я сразу чувствую ту родную-родную обстановку, вижу родные милые лица друзей, и сразу сам как бы вписываешься туда. Со стороны класс кажется просто группой людей, но на самом деле - это одна семья. Эта семья вместе переживает горе, радость, смеется, серьезно учится. Между одноклассниками есть такое сильное взаимопонимание, которого, пожалуй, нет ни в каком коллективе. Это-то я и считаю праздником, который всегда со мной (даже если не учимся - образ всегда в душе).
Ерохина Анна, 10б




Жар-Птица


Вот, совсем как ручная: послушна, тиха и мила...
Лишь нет-нет да сверкнет колдовской огонек сквозь ресницы.
Было время - пылающей радугой в небе цвела,
А теперь примостилась на жердочке, будто синица.

Дом в глуши, и Царевич занудлив что старый Кащей:
В сотый раз вспоминает, как сети расставил умело.
Знал бы, пень, что к нему аж за сорок морей,
Словно стриж трепеща, чаровница в ту ночь прилетела.


Лихоцветье хвоста подобрав, как нескромный букет,
Ты нахохлившись дремлешь. А Ваня листает 'Охоту'
Или, сняв со стены, начищает бархоткой мушкет...
В клетке пахнет пшеном и уютно блестит позолота.

Только изредка, ночью, при свете мерцающих звезд,
О дворцах, о волшебных садах погрустишь втихомолку...
: А очнешься - родимый сопит, и на тысячу верст
ни Коня с златорунною гривой, ни Серого Волка.

Не вчера ли плоды неземные от взмаха крыла
Осыпались дождем золотым в Берендеевых чащах?
Ах, как страшно, как сладко земля пред глазами плыла!
Как легко ты от пут и от стрел ускользала разящих!

...Вот, опять возвращаются птахи; галдя и звеня,
Вновь и вновь возвещают как новость: зима миновала!
А Жар-Птица вздыхает и, мрачные думы гоня,
Чистит перья и мысли. И Осени ждет небывалой.
О.Н. Скляров


Амфибрахий
На Устьинском мосту

Любаша и я, мы стоим над рекой,
А вечер струится, плывет над Москвой.
И в рокоте вод утка плещет крылом,
Прекрасна картина за тонким стеклом.

Вокруг же ревет и грохочет, и воет,
Дымится, сигналит, как будто бы стонет.
Зачем же мы здесь, а не там, где вдали
По небу плывут облака-корабли.

Ладыгина Аня, 11б

Битве под Москвой посвящается:
Жарким летом все ребята собирались в лагеря,
Кто на дачу на Дунае, кто в Приволжские края.
И никто из них не думал
В детских мыслях не таил,
Что злодей угрюмый вздумал:
Я, чтоб Русь не покорил?
И нахлынули, как прежде, псы на русские поля,
Обагрилася вся кровью наша горькая земля.
Нет в ней больше Божьих храмов, чтобы встать перед врагом,
И молитва едва тлеет, все поругано кругом.

Кровь и слезы свет затмили,
Вот Москва лежит в снегах.
Боже, как мы запустили?
Но омоемся в слезах!
Вы хоть, немцы, и педанты,
Да забыли впопыхах,
Как французские солдаты
Были биты в пух и прах.
Как же думали вы, фрицы, наш народ поработить,
Если каждый русский мальчик вам мечтает отомстить?
Если с каждою потерей крепнет русский человек,
Пробуждаются в нем силы, быв растоптаны навек.
Если в каждом русском сердце загорается свеча,
И горит, и пламенеет в нем молитва горяча.
Ладыгина Аня, 11б

 

СЕКРЕТ
ИГРА

Давайте поиграем в любимую игру В.А. Жуковского. Смысл этой игры состоит в том, что ведущий каждому участнику дает два слова. Участник игры должен придумать экспромт (стихотворный или прозаический), где выявляются сходства и различия значений этих слов. Для примера предлагаем вам от-веты к игре, сочиненные Жуковским.
Бык и роза
Задача трудная для бедного поэта?
У розы иглы есть, рога есть у быка-
Вот сходство. Разница ж: легко любви рука
Совьет из роз букет для милого предмета;
А из быков никак нельзя связать букета.

Наши пятиклассники попробовали свои силы в этой игре. На викторине, проходившей в рамках 'Недели русского языка', наряду со многими другими заданиями, они успешно справились и с игрой 'Секрет': подобрали, на наш взгляд, удачные и интересные пары слов для сравнения, провели это сравнение в прозаической форме, а затем вместе с учителями представили это сравнение в форме поэтической. Вот что из этого получилось:

 

Книга и мир
Шум ветра, тихий шелест трав,
И щебет птиц, и тишину дубрав,
И все богатства дивные природы,
Истории из жизни всех народов -
Весь мир ты в книге обретаешь!
Но в мире ты реально обитаешь,
А в книге - пишешь ли ее, читаешь -
Преображаешь мир земной, мечтаешь!
5а класс

Крыша и дерево
Чем крыша с деревом похожи?
На крышу можно влезть и на
деревья тоже,
Под крышей можно спрятаться
от непогоды,
И крона дерева что зонтик
под дождем,
Но человек построил дом,
А дерево суть порождение природы.
5а класс

Время и вода
Вода течет, все унося с собой.
Теченье времени уносит безвозвратно
Все, что печалило или было приятно,
Но, если время мы сравним с водой,
Не только сходство - нам различие понятно:
Кувшин наполнить можем мы водой,
А время - бесконечно, необъятно.
5б класс

Кактус и мороз
Покалывает щеки нам мороз,
И кактус колется, коль мы неосторожны.
'На кактусе' замерзнуть невозможно,
А на морозе замерзает... Нос.
5б класс


Как я понимаю известное изречение 'Хочешь убить поэта - накорми его. Размышления учащихся 6б

Творческие личности, как правило, бывают чем-то озабочены, несчастны. Он может казаться веселым, счастливым. Но может случиться такое, что это только кажется людям, окружающим его. Чаще всего именно такие люди становятся писателями, поэтами, художниками.

***
Я пишу сказки, потому что мне это нравится. Я пишу веселые сказки. Про щенят. Они живут как люди, у них каждый день по десять приключений. Мне кажется, что люди будут читать это с удовольствием. Иногда я думаю, что когда-нибудь по моим сказкам будут делать мультики. Одним словом, это здорово.
Я пишу стихи для окружающих, и это мне нравится. Недавно на 25 лет сестре я написал такой стих:
Дорогой сестренке Оле
Подарю я этот стих.
Чтобы счастья было море,
Чтобы шторм проблем утих.
Чтобы солнышко светило,
Чтобы чайки пели там,
Чтобы рыбок много было,
Чтобы был там я и сам.
К стихам я рисую иллюстрации. Это всем нравится. И это тоже здорово!
Басевич

***
Убить поэта - это значит сделать ему какое-нибудь счастливое дело, чтобы он забыл о поэзии.
М. Диман

***
Если поэта обрадовать, осчастливить, то он перестанет творить искусство. Ему будет некогда писать стихи, музыку, рисовать картины и читать литературу. Он будет радоваться тому, что у него есть.

***
Если поэту дать все земные блага, то он будет думать только о том, как бы хорошо поспать и поесть и иметь побольше развлечений. Он перестанет быть чутким к людям.
Персиянинова

***
Еще немножко смешная мысль. Например, его хотят убить из-за зависти. Завистник не может есть из-за этого и отдает свою еду поэту.

***
'Хочешь убить поэта - накорми его'. Это значит, осчастливить поэта, занять такими делами, где постоянно суета, много друзей. Окружи его роскошью, заботься о нем. Если поэт будет каждый день в суете, богатстве, то он будет занят делами другими, а не писанием стихов или картин в тихом 'уголке', он забудет творчество, уйдет от него.
Но бывает и по-другому. Если поэт всю жизнь прожил среди людей, в богатых комнатах, не имел крупных горестей, то и он может писать картины, музыку, стихи. Он в картинах, а также в музыке, в стихах будет выражать свои эмоции, свою радость. Он может узнать о чужом горе: горе соседа, горе друга, и написать о чужом горе. Может увидеть на улице нищих, несчастных людей и рассказать про них.
Сысоева Настя, 6б




Книга моего детства
Одни из первых книг, которые я начал читать, - энциклопедии. В энциклопедиях дается рассказ обо всем на свете. Из этих книг я почерпнул много знаний. Еще много информации можно взять из Интернета на поисковых сайтах. На сайтах можно узнать, откуда произошла какая-то фамилия. Много непонятных слов я бы не знал, если бы не словарь. В словарях можно узнать смысл сложных слов, таких, как алиби, потенциально, резюме.
Самые первые книги, которые я знаю, - это сказки. Я думаю, что самые известные сказки - 'Репка', 'Колобок', 'Петушок и бобовое зернышко'. Сказки обычно очень короткие, хотя попадаются и большие.
Следующее - история. Бывают истории стран и городов, денег и зданий. История России - главная история для каждого гражданина Российской Федерации. Очень интересная история у денег. В древние времена были такие монеты, как большой камень или китайские монеты-ножи.
Не обойдется без фантастики, мифов и легенд. Мифы и легенды Древней Греции - самые большие по размерам и самые интересные. По поверью греков, все породил Великий Хаос.
На этом я заканчиваю свой рассказ.
Юров Иван, 6 'А'

***

Когда я был маленьким, мама еще училась в институте, меня учил читать дедушка. Мы долго с ним учили алфавит, и вот - цель достигнута. Я знаю буквы. Потом мне стало интересно, как пишутся эти самые буквы. И я попросил дедушку, чтобы он научил меня их писать. Сначала у меня получались только буквы 'о' и 'а', но потом я научился писать все буквы. В подготовительной школе - в 'Теремке' - я был самым лучшим учеником.
На мой пятый день рождения мне подарили книжку 'Русские народные сказки'. Я просто зачитывался ею. Особенно мне нравилась сказка про Никиту Кожемяку. Мне очень нравился эпизод боя со змеем. Я после этого начинал играть в богатыря. Я делал змея из стульев, закреплял его и рыл борозды. После этого в комнате был страшный беспорядок. Мама приходила и очень сердилась на меня за это, и заставляла меня все это убирать. Я брал книжку, клал ее на стул и начинал убирать стулья. Но когда мама отходила хоть на секунду, я все бросал и садился читать книгу. Когда мама снова приходила, я опять 'убирал' стулья. А когда мама уходила: И так повторялось много раз.
Я очень любил эту книгу. Это была первая книга, которую я сам прочитал. Сейчас ее читает мой брат, и я думаю, что ее будет читать моя сестра. Книжка очень красивая. На ее обложке нарисованы лиса и журавль. Сама книжка полна разных красивых картинок и очень хорошо оформлена. Переплет у нее очень твердый, и испортить ее очень сложно. С этого момента, когда мне ее подарили, я не могу жить без книг. Я читаю каждый день хотя бы по полчаса. Я очень благодарен дедушке и моей первой книжке.
Савельев Иван, 6 'А'

***
Когда мне было пять лет, я уже умела читать, но читала я мало и книжки меня как-то не интересовали. Я больше любила бегать, прыгать, играть в куклы. Мне было очень обидно, когда мне дарили книжки на день рождения или на какой-нибудь праздник. Мама очень огорчалась, что я мало читаю.
Но вот на Рождество нас, как обычно, посадили на диван и стали дарить подарки. Мы кто быстрее карабкаемся на диван, и мама с папой всем нам дарят подарки. Когда мы вдоволь налюбовались нашими игрушками, мама дала мне огромную толстую книжищу, она еле помещалась в моих руках. На обложке было большими буквами написано: 'СКАЗКИ'. Я не обратила никакого внимания на нее и снова занялась подарками. Книгу отправили в шкаф, и там она стояла на самой верхней полке.
Ранней весной этого же года я очень сильно заболела отитом. Мне было очень плохо: на голове был компресс, голова гудела, уши болели. Мне было скучно и нечего делать. Все дети ушли гулять, остались я и мама. Мама готовила обед и не могла со мной посидеть. Вдруг мое внимание привлекла та самая книга с золотыми буквами. Она лежала на столе, и ее буквы переливались на солнце. Я подошла и взяла ее. Открыла наугад какую-то страницу, и сразу же на меня посмотрели прекрасные феи в платьях, король и королева, серебряная колыбелька и в ней маленький ребеночек (сказка 'Спящая красавица'). Те книги, которые я читала раньше, были с мелкими рисунками, и мне они не нравились, но сейчас было совсем другое дело: картинки были яркие, большие. На них все было ясно и четко. Мне вдруг сразу захотелось почитать. Я не расставалась с этой книгой все дни моей болезни. И до сих пор я люблю сесть и рассматривать веселые, яркие картинки этой замечательной книги разных писателей.
Емельянова Лиза, 6 'А'.

***
Все дети нашей семьи, кроме Леши (ему 2 года), очень любили стихи Чуковского и Маршака.
Мама нам четверым читала эти книги, когда нам было пять лет. Мы очень любили сказки про семью ежа и про девочку с котенком. Особенно - 'Путаницу' Чуковского. Было так, что мы вчетвером играли в 'Айболита' и 'Бармалея'.
Когда-то Лизе подарили игрушечный набор для врача, и мы его использовали в игре в Айболита. Лиза была Айболитом, Ася животными, помогавшими Айболиту в пути, а мы с Кириллом были больными зверями. Мы переделывали сказку как могли. Мы придумывали, что у Айболита были дети и они поехали с Айболитом лечить зверей.
Потом мы присоединили к сказке 'Айболит' 'Бармалея'. Бармалей был понарошку. Он ведь отрицательный герой, и им быть никто не хотел. Детьми были я и Кирилл. Они были как будто дети Айболита.
Вскоре нам надоело так играть. Теперь мама нам только читала на ночь.
Очень интересная сказка про месяцы, которую написал Маршак. Нам нравились сказки про телефон, про медведя и многие другие.
Давыденкова Анфиса, 6 'А'

***
Мама мне начала читать лет с пяти. Я учила буквы небыстро, потому что мне это было неинтересно. Я была занята куклами, рисованием, возней с моим братом. Мама очень много читала нам вслух. Эти сказки были и про злую бабу Ягу - для моего брата, и повести про волшебников, принцесс. Любимая книга того времени была 'Невесомая принцесса'. Но сама я почти не читала. Занималась я уже вместе с братом, читала нехотя, 'для мамы'.
Когда у нас появилась няня Галя, она нам тоже много читала. Вот однажды она нашла нам книгу 'Пеппи Длинный Чулок' и начала читать. Галя прочла нам две главы и сказала, что дальше будет читать мама, когда вернется. Какой-то рефлекс переключился в моей голове, и мне захотелось во что бы то ни стало узнать, что же дальше. С этого момента я начала читать. Я читала тогда много, даже слишком много, по утрам, ночью.
Родители нам все равно читают, но только те книги, в которых нужно много объяснять. Из этих книг были 'Большие надежды' Диккенса, 'Дубровский'.
Мой путь в царство книг открыла именно эта незамысловатая книга - 'Пеппи Длинный Чулок'.
Несколько раз меня заставляли читать те книги, которые я не хотела читать. Никто меня не мог заставить это читать. Я выбирала замену и с упоением читала то, что я выбирала.
Котрелева Оля, 6 'А'

***
Я в свое время очень любила книгу 'Золотой ключик'. Мне ее посоветовала прочитать мама. Как всякую книгу, которую вижу первый раз, решила пролистать. От нее пахло чудесно типографской краской. С тех пор я каждый раз нюхаю станицы новых книг и вспоминаю 'Золотой ключик', от которого впервые почувствовала этот запах. Наконец под вечер я включила ночник и начала читать:
С каждой перевернутой страницей становилось все интересней, голова опускалась все ниже, буквы в моих глазах становились все больше. Когда я переворачивала страницы, о каждую из них я резала большой палец правой руки. Щипучая боль в пальце придавала еще большее удовольствие чтению 'Золотого ключика'. Я уже была на 'поле Чудес', в 'стране дураков'. Я удирала от Карабаса-Барабаса и сжимала в руке три золотых монеты. Черепаха Тортилла высовывала голову из кувшинок:
Я уже дочитала до яркой картинки, как Карабас-Барабас обмотался бородой вокруг сосны. Эта картинка стала последней, мой голова упала на книгу, и я погрузилась в дремоту. Мне снились лиса Алиса, кот Базилио, Буратино, Мальвина с огромными глазами, и Пьеро в белом и широком одеянии бежал, как привидение.
Я не заметила, как меня перенесли на кровать и подложили под голову подушку.
Когда я проснулась, я вскочила и побежала к шкафу, до ручки которого доставала с трудом. Я умудрилась достать 'Золотой ключик', отказалась от завтрака, шоколада, конфет ради книги и сказала, что ничего не хочу, потом победила брата и отвоевала у него отобранную книгу, зато получила в глаз:
Эта книга запомнилась мне больше других.
Сысоева Настя, 6 'Б'

***
Я рано научилась читать. Учили меня чтению бабушка и мама с пяти лет. Им это давалось сравнительно легко. Сначала они по 35 раз читали мне одно и то же, обычно это была сказка про петушка и бобовое зернышко. Ее я вскоре выучила наизусть и очень хорошо всем рассказывала. Потом, в дальнейшем, когда мы с мамой тщательным образом изучили букварь, сказка 'О Петушке и бобовом зернышке была моей любимой книгой, и я ее читала моей младшей сестре Даше, которая в то время ничего не понимала.
Следующие мои любимые книги были простенькие, с детскими стихами. Их я все прекрасно знала и рассказывала нашим знакомым.
После всех детских книг я ко второму классу увлеклась Жюлем Верном. Затем я прочитала очень много книг, я даже не помню сколько. Чтение было для меня любимейшим занятием, а не учебой.
Очень многим детям кажется, что чтение - трудное дело. Но для меня оно всегда будет самым интересным занятием во всем мире. Я всегда буду любить читать.
Шевлякова Маша, 6 'Б'

Домашнее чтение
Я очень люблю читать. Говорят, что это наследственное, от мамы: она очень любит читать тоже. Когда мне был годик, мама решила: 'Пора учить Женю звукам и буквам'. Она взяла книжку 'Гуси-лебеди' и стала мне показывать картинки. 'Вот, Женя, смотри, это гуси, га-га-га'. Но я только улыбалась и приносила мячик 'бах'. Мама наконец пришла в отчаяние: я ничего не могла ей показать, только приносила мячик 'бах'. Но однажды случилось, по словам мамы, настоящее чудо. Когда мы собирались уезжать с дачи и мама была занята, я залезла за шкаф, где мама прятала 'Гусей-лебедей', и, принеся их маме, открыла там, где были нарисованы гуси, и сказала: 'Это га-га-га'. Мама была очень рада, но потом из меня нельзя было вытянуть ни слова.
Вообще в нашей семье детям читают с раннего детства. Обычно на ночь - 'Библию для детей'. После этого мои младшие братья не спят, они обсуждают, кто такие фарисеи, а Паша заявил, что они 'плохие дяди', потому что распяли Христа.
Потом мама учит буквы с четырех-пятилетними малышами, и после этого они сами читают младшим 'Курочку Рябу' и 'Колобка'. Чем старше мы становимся, тем больше читаем вслух.
Я прочитала много книг, и все равно есть такое чувство, что это еще далеко не все.
Читаем мы вслух обычно по вечерам, когда больше нечего делать. Чаще читает мама, реже папа, а иногда я или Коля. Чтение в семье сблизило нас с этим загадочным миром - миром книги. Читать очень интересно! Часто в субботу или воскресенье мы играем 'в батюшек'. Коля. Юра и Паша - 'батюшки', а я 'певчиха', то есть регент. Коля берет настоящее Евангелие и читает по-настоящему, а Юрик, когда 'говорит проповедь', объясняет то, что в нем говорилось. В любой игре мы не можем обойтись без книг. И читаем вслух и про себя.
Когда читает папа, то он очень смешно изображает героев сказок, исторических событий и повестей. Недавно папа читал про войну 1812 года. Мы все просто покатывались со смеху, когда он изображал Наполеона. Но потом папа объяснил, что Наполеон - великий полководец, и мы стали даже уважать его.
Мы часто обсуждаем книги после того, как их прочитаем. Хвалим или ругаем героев повестей, рассказываем наизусть особенно понравившиеся места. Мы любим читать.
Чтение в семье - хорошая вещь. Это сближает членов семьи, знакомит с миром книг и дает понять, как он прекрасен. Летом мы живем на даче вместе с двоюродными братьями и сестрами с маминой стороны. Там мы, дети, едим за одним столом на улице, и обычно тетя Юля (бывшая учительница русского) читает нам за столом. Так мы прочли 'Руслана и Людмилу' и 'Дубровского' А. С. Пушкина, 'Ваня Солнцев' Б. Полевого и многие другие книги.
Я люблю читать!
Емельянова Женя, 6 'Б'

***

Домашнее чтение в жизни людей играет огромную роль. Когда ребенок маленький, он должен познакомиться со сказкой. Из сказки он понимает, что животные тоже живые, что на свете есть горе, любовь, счастье, хитрость, жадность. Что за плохой поступок всегда будет наказание.
Потом он идет в школу. Там он взрослеет. Из книг ему пригодятся правописание, выражения и, конечно, ему пригодятся знание космоса, природы, земли, моря и животных.
Только когда человек вырастает, он понимает, что такое настоящее горе. Но и в жизни он не перестает учиться на книгах. Он читает о мужестве святых, о горе, о страшных болезнях, о людских пороках. Наверно, о церкви все человек не сможет узнать никогда.
Очень важно, чтобы взрослые читали детям. Сначала про репку, колобка, потом о святых, о мужестве на войне, о чудесах, о фантастике и просто сказки.
Мама нам читает после совместного правила каждый день. Я очень люблю читать жития святых. Потом я иду в кровать и читаю сказки или истории.
Человек вечером должен читать. Я считаю, что это очень важно.
Владимирова Вера, 6 'А'

***
Мы читаем все вместе вечером. Нам читает мама, потому что нам тяжело читать книги Диккенса. Мы читали 'Холодный дом', 'Крошку Доррит' и еще много книг Диккенса.
Мы обычно читаем так вместе летом. Потому что в Москве мальчики, мои братья, ложатся спать рано. Вообще в Москве мы читаем каждый себе сам, не считая очень редких случаев за столом. Нам Маша читает, если ей, конечно, захочется. А летом мальчики поздно ложатся и приходят к нам слушать маму. Когда мама читает, мы, девочки, рукодельничаем или плетем из бисера. Мальчики просто сидят на кроватях или, если нет места, то на полу. У нас на полу постелен ковер. Если совсем поздно, то мальчики уже не слушают, а спят. А мы за столом пьем чай и читаем. Мне очень нравится, как нам Маша или мама читают.
Стриевская Анна, 6 'А'

Книги в моей жизни
Книга кончилась: Я дочитала последнюю желтую страничку и захлопнула книгу. Кажется, что продолжение есть, но просто страницы с ним выпали. Ужасно жалко. Я еще нахожусь с героями книги, но уже у меня мелькнула мысль о том, что я теперь буду читать? В сотый раз перечитать 'Всадника без головы'? Нет, надоело. Я подхожу к стеллажу с книгами. Из-за стекол выглядывают корешки книг. Тут есть всякие: старые и новые, для детей и для взрослых. Как выбрать то, что мне подходит? Сентиментальную литературу? Нет, начиталась я ее вволю. Про школу? Да тоже надоело. Выберу приключенческую. Но как найти среди моря корешков тот, где будет написано заветное название? Я иду к папе, он у нас считается заведующим книгами. 'Папа, - говорю ему, - где лежит приключенческая литература?' 'На верхней полке стеллажа, который стоит над твоим столом'. Я залезаю ногами на стол и тянусь, тянусь к заветной полке. Но до нее далеко. Тогда я беру стопку книг с нижних полок, кладу ее на стол, становлюсь на нее ногами и: с грохотом падаю на пол. Сверху на меня падает дождь книг. На шум прибегает папа. Сделав мне выговор, он приносит стремянку и говорит: 'Вот что делают, когда хотят достать что-нибудь сверху'. И уходит.
И вот я на самом верху. Упираясь головой в потолок, я начинаю рыться в книгах. Собрание сочинений Вальтера Скотта, Александра Дюма и отдельные издания. 'Айвенго', 'Всадник без головы', 'Эдинбургская темница':. Какие завлекательные названия! Но вот я наткнулась на два тома в красном переплете. 'Граф Монте-Кристо' - когда-то белыми, а теперь уже серыми буквами написано тут. Книга старая, ветхая. На желтых страницах еле видными буквами напечатан роман. Я, схватив книгу обеими руками, стрелой слетаю с лестницы, несусь на кровать и: погружаюсь в захватывающее, завлекающее чтение.
Ордынская Катя. 6 'Б'

***
Книги в моей жизни - это нечто святое. Конечно, я знаю, что для кого-то это не так, но в моей жизни - непременно так. Во сколько лет я начала читать, не помню, но первые книги замечательно запечатлелись в моей жизни. Самая первая книга - Эдуарда Успенского, 'Простоквашино'. Эта книга моим знакомым и близким очень не нравилась. Папа вообще запрещал мне ее читать. Только мама понимала, что ребенок должен читать то, что ему нравится. Мама покупала мне разные тома (рассказы) из этих историй, и я читала их в метро (когда ехала с мамой) и под подушкой. Еще я увлекалась Николаем Носовым, книгой 'Затейники'.
В настоящее время я очень увлекаюсь Л. Чарской. Когда я сдавала отчет о летнем чтении, у меня были там только десять книг Л. Чарской. Больше всего мне нравится книга 'Записки институтки'. В этой книге в конце умирает главная героиня, но конец книги все равно счастливый.
Я надеюсь, что я всегда буду любить читать.
Макарова Серафима, 6 'Б'

***
В моей жизни книги играют очень важную роль. Они помогают мне учиться, но, кроме того, они бывают очень интересными и увлекательными. Они уносят меня в те места, о которых я никогда и не представляла.
Конечно, глубоко понимать книги я научилась не сразу. Первой прочитанной книгой была сказка 'Три медведя'. Сказку я, конечно, знала давно, но я была просто счастлива - ведь эту книгу я впервые прочитала САМА!
Потом я прочитала много интересных книг. Самая первая моя любимая книга - сборник повестей Сетон-Томпсона 'Рассказы о животных'. Я ее любила очень сильно - я готова была есть с ней, спать с ней, ходить гулять с ней.
Потом мне стали нравиться приключения, и я готова была не расставаться с 'Детьми капитана Гранта' Жюля Верна. Потом у меня была любимой какая-то другая книга, уже не помню какая. А потом мне в библиотеке попалась книга 'Черный красавчик, автора, к сожалению, не помню. В этой книге как бы совмещены и описание животных, и приключения - поэтому она мне очень понравилась. Я бы с великой радостью оставила ее у себя, но, увы, книга была библиотечная - пришлось с ней расстаться. Потом я прочитала еще много книг, и в их числе - 'Таинственный остров' Жюля Верна. Он мне тоже очень понравился.
Как только я научилась быстро читать, я начала читать все детские книги подряд, без остановки, 'целиком'. Я просто 'глотала' их. Когда я читала, я никого не слышала и ничего не видела.
Теперь уже не так. Я очень люблю читать, но понимаю, что читать нужно вдумчиво и спокойно и правильно выбирать для этого время.
Сейчас мне нравятся книги Лидии Чарской, потому что там почти про таких же, как мы, девочек. А еще нравится 'Смелая жизнь' Чарской. Еще мне нравятся приключения и рассказы о животных. Я думаю, что читать книги очень приятно и полезно.
Тимошина Настя, 6 'Б'

***
Книги в моей жизни занимают самое первое место. Я полюбила их, как только научилась читать, и они стали моими самыми близкими друзьями. Часто я узнаю себя в героях этих книг. В приключенческих книгах я переживаю за этих героев и верю в их победу. Вообще-то я заметила, что почти во всех книгах добро борется со злом.
Я очень люблю поэзию. А. С. Пушкин, например, в поэме 'Руслан и Людмила' очень тонко и как бы немного в притчах показывает, как плоха гордость и как прелестна чистота души. В этой поэме рассказывается о жертвенности и приключениях.
Мне нравятся почти все книги. Правда, про животных мне не очень нравится.
Я люблю читать перед сном воздушные легкие фантазии. После них снятся легкие сны.
Если бы у меня забрали книги и не дали бы читать, я бы, наверно, умерла. Без книг жить нельзя так же, как и без друзей.
Персиянинова Настя, 6 'Б'.

Школьная библиотека
Редакция Альманаха решила, что настало время рассказать и о школьной библиотеке, поэтому мы задали несколько вопросов нашему библиотекарю Елизавете Сергеевне.
Елизавета Сергеевна, скажите, пожалуйста, есть ли у нашей библиотеки какие-нибудь особенности, которые отличают ее от других библиотек.
Если судить по количеству книг, то библиотеки бывают большими и маленькими. У библиотеки может быть профиль: историческая библиотека, научно-техническая, музыкальная и т.д. ; детская, юношеская, школьная. Так вот, наша библиотека - школьная, что делает ее особенной, т.к. у нас в фонде есть и учебники, без которых не мыслим учебный процесс; есть произведения, которые проходят на уроках литературы, истории; есть справочный и энциклопедический материал и, наконец, есть книги, которые дети выбирают по своему интересу, чтобы прочитать в свободное время,. К сожалению, последний блок наименьший в нашей библиотеке.
Иногда мы видим, как наши библиотекари приходят в школу с тележками. 'Наверное, в них книги', - думаем мы. Как создается фонд нашей библиотеки, кто выбирает и покупает книги? И вообще, откуда берутся новые книги?
Гимназия покупает учебники, энциклопедии, справочники, художественную литературу. Мы сами ездим в магазины, на книжные склады, выбираем необходимое, сами везем книги в гимназию. Потом мы обрабатываем их и уже затем раздаем ученикам.
И бывает очень горько, когда через некоторое время гимназист возвращает учебник в таком плачевном состоянии, что книгу эту впору выбросить. А нельзя! Ведь каждый учебник должен прослужить как минимум 4-5 лет. А еще учебники, художественную литературу теряют. И это тоже печально!
Но к счастью, такие случаи не носят у нас массового характера. Хотелось бы, чтобы и вовсе исчезли, так как плохое отношение книге говорит об очень низком культурном уровне человека.
Елизавета Сергеевна, время от времени в библиотеку выстраивается очередь. Интересно, а кто и зачем в ней стоит?
Нет в гимназии ученика, который не пользовался бы нашей библиотекой. Приходят прежде всего за учебниками, за энциклопедиями, справочным материалом, т.е. за теми книгами, которые помогают гимназисту подготовить какое-либо сообщение, доклад, реферат и т.п. Очень важно сейчас научиться поиску выбранной темы в море информации. Это очень непросто.
Конечно, к нам приходят выбрать книгу и для внеклассного чтения. Интересы у всех разные. Ребята из начальной школы любят книги о животных, сказки. Старшие предпочитают приключенческую литературу, исторические повести и романы, веселые и поучительные истории о своих сверстниках и многое другое. Подобной литературы у нас, к сожалению, не много. По мере возможности стареемся ее приобретать. Было бы хорошо, если бы каждый гимназист подарил нашей библиотеке хотя бы одну - две книги, но только такие, которые он сам уже прочитал, и они ему понравились. Тогда своим открытием, своей радостью этот ученик поделился бы со своими товарищами. А библиотека пополнилась интересной литературой.
У нас есть еще одна просьба и пожелание. Самый тяжелый момент в работе библиотеки - сбор учебников и художественной литературы в конце учебного года. Очень хотелось бы, чтобы каждый наш пользователь библиотекой, прежде чем сдать все книги, привел их В ПОРЯДОК. Это нетрудное дело для каждого в отдельности, во-первых, очень поможет библиотекарям и будущим читателям, но самое главное - сделает чуть лучше, ответственнее того, кто этим помог нашей гимназии.
Большое спасибо, Елизавета Сергеевна, за беседу. Поздравляем Вас и Светлану Васильевну с Рождеством и желаем Вам только приятных минут в Вашей такой нужной всем нам работе.

Чтение в трапезной
Что думают об этом те, кто слушает и те, кто читает


***
Этот обычай завели в древности монахи в монастырях. В нашей гимназии читают, чтобы отвлечь от еды, поскольку ее мало, и она не всегда вкусная. Чтение также провоцирует некоторых учеников втайне подъедать остатки за другими. Во время чтения некоторые ученики вопят от голода, но им учитель говорит: 'Закройте рот и жуйте'. А как это возможно?

***
Я иногда люблю, когда читают, а иногда - нет. Точнее - книги, которые читают. Самая лучшая книга, которая была - 'Старик Хоттабыч'. Вот всегда ее и читайте! А не про каких-то ХОНЭБЛОЭРОВ.

***
Часто в столовой читают интересные книги. Читают обычно интересно и выразительно. Но из-за шума бывает не слышно, что читают, часть текста пропускается и приходится догадываться, о чем читали. Однако если эти шумы и крики прекратятся, будет слишком однообразно и скучно.
И.Т., 8б

***
Когда нам в трапезной читают,
Учителя, наверное, мечтают,
Что дети будут не кричать,
А тихо кушать и молчать.
Но нет! Ах, если б было так!
У нас в столовой кроме драк
Еще и крик, и гам, и споры.
И вот опять дошло до ссоры.
'А ну-ка, дети, всем молчать!
А хочешь покричать
Иди в другое заведенье
Ешь там и пиццу, и печенье,
А здесь молчать!' А в это время
Несем мы тягостное бремя -
Какао надо допивать!
И тихо кушать и молчать .
А.Д.

***
Я вот считаю, что чтение в трапезной совсем не обязательно. Я вот, если честно, совершенно не знаю, что нам читают и про что нам читают. Во время наших обедов и завтраков можно много узнать интересного от своих друзей, еще можно здорово посмеяться. Конечно, еще я увлекаюсь едой, но это редко.
Г. Е., 8в

***
Чтение в трапезной - это великое дело! Читать должен только очень ответственный человек. Если он не умеет правильно читать или пропускает слова или буквы, то слушателям становится не понятно, а самое главное - не интересно. Но, к сожалению, ответственных людей на свете крайне мало, и поэтому читают все время одни и те же люди.
Горбунова Н., 8б

О чтении за трапезой
1
Приятная беседа за столом - это искусство. Когда-то оно процветало в высшем свете; изящной table-talk наверняка учили - как поведению за столом вообще.
Однажды мне попалась статья про детский садик во Франции - обычный, простенький, на какой-то рабочей окраине. Корреспондент с завистью описал, как в средней группе проходил обед. Воспитательница лишь поправляла салфетки да зорко следила, все ли держат спинку прямо и не ухватил ли кто вилку правой рукой. (Вилку держат в левой, а в правой - нож, хотя в детском саду ножей, скорей всего, не выдавалось).
Конечно, там, где детки уже в садике цивилизованно орудуют ложкой и вилкой, в школе можно учить и светским разговорам за столом. А если старшеклассники закручивают вилки в бараний рог или щекочут ими бока соседей? Если чай и другие напитки, разлитые по кружкам, вечно текут на стол, на пол и на одежду сотрапезников, которые, беседуя, машут руками, как на тренировке? Если любая шутка, даже не из самых остроумных, вызывает за столом взрыв гомерического хохота - с набитым ртом (подробности опустим)? Если всем почему-то кажется, что говорить потише - значит ронять свое достоинство, а потому каждый старается, наоборот, кричать погромче, и шум стоит такой, будто гремят два-три отбойных молотка, а не обедают несколько старших классов? Тут волей-неволей вспомнишь девиз отечественных детских садиков: 'Когда я ем, я глух и нем'. Или хотя бы только нем.
Если хотите, чтение за трапезой тоже способствует воспитанию хороших манер. Есть такое элементарное правило: перебивать говорящего (читающего) неприлично. Равно как и болтать о чем-то своем, когда кто-то (к тому же старший) к вам непосредственно обращается, пусть и через микрофон. Невежливость такого сорта куда заметнее и вульгарней, чем вилка в правой руке (ножа-то вам в школе все равно никто не даст).

2.
Вообще-то чтение за трапезой в нашей гимназии изначально появилось по другим соображениям. Оно традиционно принято в монастырях и семинариях - чтоб ум приподнимался от земного к духовному даже во время приема пищи.
Сейчас такого рода чтение происходит у нас постами, но читать детям за едой только духовные тексты, наверно, все-таки нельзя. Нехорошо превращать их в скучную рутину. Да еще перебивать то замечанием, то объявлением про дежурство, то призывом собраться в спортзале: Неблаголепно как-то получается.
К тому же язык благочестивых текстов - это своего рода проблема для чтения вслух. Современных хорошо написанных текстов очень мало, а у старых язык часто тяжел, и слушать их трудно.

3.
Для всякой прозы чтение вслух - это испытание на прочность. Достаточно жестокая, надо сказать, проверка писательских и переводческих репутаций. Когда читаешь вслух, слышны все недочеты текста. А если в трапезной читаешь, особенно слышны - по шуму, который тут же поднимается из всех углов.
Качество языка значит тут даже больше (как ни странно), чем занимательность сюжета. Может быть, вы еще помните, как в конце прошлого года за старшей трапезой читали воспоминания кавалерист-девицы Надежды Дуровой. История у нее очень интересная (если читать глазами), но слушали этот текст преотвратительно.

4.
Книги вообще выбирать трудно. Они оказываются 'нечитабельными' по самым разным причинам. У одних язык тяжел, у других сюжет чересчур медленно раскручивается, в третьих, много невнятных имен и названий:
Заранее не так-то просто угадать, 'пойдет' или нет тот или другой текст. Кроме того, опыт нам показал, что нельзя читать ни слишком страшные, ни чересчур смешные книги.
То и другое выяснилось не сразу. Дело в том, что традиционно за трапезой всегда звучали жития святых. Но в них часто описываются невыносимые страдания (особенно когда речь идет о новомучениках). Чтобы спокойно есть свой суп под эти жития, надо либо совсем не слушать, что читают, либо иметь какую-то окаменелость вместо души. Получается уже не воспитание благочестия, а нечто противоположное.
Со смешными текстами все проще. Главное, верно оценить, насколько смешной покажется книга. Однажды дети попросили нас не читать за трапезой про Калле Блюмквиста. От хохота они не могли ложку до рта донести.

5.
В первые гимназические годы выбирать книги было еще труднее. Тогда все завтракали одновременно: и начальная школа, и старшие классы (обедали, наоборот, настолько вразнобой, что за обедом можно было не читать).
Попробуйте найти книгу, которая будет интересна такой аудитории: от семи до семнадцати лет (если найдете - обязательно скажите нам, читающим).
Мы читали 'Путешествие Нильса с дикими гусями' С.Лагерлеф. Долго читали, почти полгода, но книга это испытание более или менее выдержала, хотя почти все ее читали раньше.
С этим текстом был связан один довольно грустный сюжет. Директор гимназии, Игорь Вадимович Артамкин, напутствовал наш первый выпуск словами Акки Кнебекайзе: 'Скажите белому гусю, что лететь высоко легче, чем лететь низко, а лететь быстро легче, чем лететь медленно'. Возможно, они поняли его чересчур буквально: учиться хорошо и в самом деле: проще, что ли? - чем учиться плохо. Приняли на свой счет, обиделись, стали ворчать: хорошо, мол, Игорю Вадимовичу, он математик, умный и ученый:
Интересно, что они теперь об этом думают.

6.
Дети, возможно, полагают, будто им нарочно пытаются читать что-то неинтересное. Напрасно полагают и, главное, неправильно реагируют на неудачный подбор текста.
Как уже говорилось, прерывать читающего шумом есть проявление невоспитанности (и вообще заснять бы вас во время трапезы да показать это кино родителям: Учить вас есть - это семейная задача). Но никто же не запрещает после молитвы подойти к читавшему и как-нибудь тактично намекнуть, что книга 'не идет'. А еще лучше принести взамен другую книгу, более подходящую, на ваш взгляд.
Было бы очень неплохо, если бы все поучаствовали в поиске книг для чтения. Вы сами вполне можете прикинуть, какую историю станут слушать, какую - нет. Как правило, рассказы читать легче, чем романы. Но тут бывают исключения. Скучный рассказ проваливается с таким же шумом, как и любой другой неудачный текст. А лучшей 'трапезной' книгой за всю историю гимназии оказался длинный и неторопливый роман 'Семья'. Автор - русская эмигрантка Н.Федорова. Действие происходит в Китае накануне Второй мировой войны. Русская семья, бежавшая от большевиков, пытается выжить, открыв маленькую гостиницу для небогатых постояльцев из разных стран.
Глава семьи - бабушка (княгиня). С нею в Китай бежали ее дочь и внучка (девушке семнадцать лет) и еще двое внуков - дети погибшего сына княгини: двадцатилетний юноша и мальчик лет десяти.
В свое время эта книга вышла довольно большим тиражом (на газетной бумаге, в тонкой обложке), продавалась везде и стоила недорого. Мы дарили ее всем своим знакомым, но потом находились другие знакомые, которые брали почитать еще не раздаренные экземпляры: В итоге ни у кого в гимназии этой книги теперь нет. Если она вам случайно встретится - не пропустите: книга замечательная. И, может быть, кто-нибудь великодушно разрешит снять ксерокопию со своего экземпляра?

7.
Итак, из всего сказанного предлагаю сделать два практических вывода.

Если хотите слушать интересные, хорошо написанные книги, - ищите и приносите их экспертам (любому из читающих). Ручаемся, что ваши книги не пострадают: для разметки с них снимут копию.

Завтрак и обед в гимназии - это завтрак и обед в приличном обществе. Значит, вести себя следует прилично. Подумайте о репутации своих родителей. Можно даже потренировать левую руку - это я насчет вилки. Чем вы хуже французских дошкольников?

О.В. Смирнова


На главную