Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.schools.keldysh.ru/schop/ChtoEst/Teatr.htm
Дата изменения: Fri Apr 18 09:36:53 2003
Дата индексирования: Tue Oct 2 15:25:47 2012
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: ацобс бфмбофйюеулбс бопнбмйс
НПО "ШКОЛА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ" - образовательные пространства
 

 

Образовательные пространства

Помимо уроков в школе существуют и другие образовательные пространства. Педагоги создают различные ситуации, в том числе неожиданные, в которых нужно найти свой способ поведения. В образовательном пространстве каждому ребенку предоставляется возможность заниматься любимым делом столько, сколько необходимо, искать себя, пробовать в различных видах деятельности.
Пространство строится на следующих принципах:
- свобода выбора учеником учителя, темы, способа работы, темпа освоения материала;
- постановка личных образовательных целей и задач, выработка коллективной и индивидуальной учебной программы;
- учет личного опыта, знаний, стиля, способностей, интересов;
- побуждение к формированию личностного отношения к происходящему;
- побуждение и обучение ребенка строить самостоятельную активную деятельность по освоению культуры и преобразованию окружающей среды;
- деятельностная взаимооценка всех субъектов образовательного процесса;
- самооценка процесса и результатов своего образования.
Пространство художественного творчества
- обеспечение широкого выбора в области искусства для выявления ребенком своих склонностей, интересов, способностей;
- побуждение к использованию форм и способов художественного творчества для освоения мира и самовыражения в различных областях деятельности;
- создание условий, когда разнообразная художественная деятельность как бы пронизывает и наполняет всю школьную жизнь (театр, праздники, игры, бенефисы взрослых и детей, выставки работ школьных художников, скульпторов, модельеров, издание книг 'Проба пера').
Игровое пространство
- создание ситуаций для понимания ребенком смысла сюжетно-ролевой игры (запускается в результате совместного решения учителей и учеников после обсуждения целей и условий);
- участие детей во всех этапах проектирования и организации игр (дети с возрастом все больше участвуют в разработке принципов, отдельных этапов игры, становясь постепенно в позиции игротехников);
- наличие полей выбора форм, способов деятельности, роли, позиции и т.д. (ученик выбирает как степень своего участия в игре, так и формы этого участия, свои личные цели и задачи);
- элементы открытой и длительной командной или индивидуальной состязательности (позволяет ребенку постоянно видеть свое место, менять позицию и степень участия);
- наличие зримого результата деятельности, значимого не только для участников игры, но и для окружающих (в результате игр появились музеи цивилизаций и хоббитов, спектакль 'Декабристы', праздник Дня Победы для ветеранов);
- наличие 'полей рефлексии' как в ходе самой игры, так и по ее завершению, обращающих ребенка к самому себе и своему продвижению в ходе игры.
Пространство социально-трудового опыта
- совместно с родителями создано несколько площадок для организации социально-трудовой практики в различных организациях (торговая фирма, банк, акционерное общество по производству товаров, работы по благоустройству микрорайона, больница и т.п.);
- в старшей школе проводятся недельные стажировки учеников в выбранных ими организациях, в учреждениях среднего или высшего профессионального образования. Главная задача таких стажировок - своеобразная 'примерка на себя' роли и позиции работника или студента, изучение своих возможностей, постижение социальных и межличностных отношений в организациях;
- один день в неделю посвящается трудовой подготовке - выбор различных мастерских, самостоятельное определение видов деятельности (изделия из дерева, металла, шитье и конструирование одежды, кулинария, художественные ремесла, программирование, библиотечное дело, воспитание дошкольников и т.п.).

Детский сад
- подготовка к школе состоит не в формировании первоначальных навыков чтения, письма и счета, а в подготовке к жизни в свободном образовательном пространстве школы, в умении ориентироваться во взаимодействии с природой, культурой, другими людьми, получать опыт выбора занятий, позиции, роли;
- главное - создать условия для развития органов чувств: осязания, обоняния, слуха, зрения, умения владеть собственным телом. Условиями такого развития признается деятельность ребенка в естественной природной и социокультурной среде;
- в разновозрастных группах вместе с воспитателями дети 'проживают' различные события индивидуальной и коллективной жизни, смену времен года, традиционные праздники, играют в ролевые игры, имитирующие занятия взрослых, в театр, цирк, концертный зал, музей и т.п.

Начальная школа
- помимо обучения чтению, письму, счету - особое внимание уделяется становлению средств самовыражения;
- раз в неделю вместо уроков проходит день свободных мастерских (ребенок может выбрать любое из множества занятий в 20-ти разновозрастных мастерских: от плетения бисера до физического исследования);
- обучение самооценке (ведение рукописной книги 'Я сам', участие в выставке личных достижений, вместе с учителем определение критериев своего продвижения).

Основная школа
- обеспечение 'пробы сил' подростка в различных видах познавательной, трудовой, художественно-творческой, общественно-организаторской, физкультурно-спортивной деятельности;
- кроме обязательных предметов - время для уроков по выбору, а также для занятий в лабораториях школы или в окружающей среде по самостоятельно выбранным темам и проектам;
- особенность учебных занятий - их версионный характер, когда содержание курса или темы представляется в виде нескольких равноправных гипотез, различных способов работы, как предлагаемых учителем и учениками, так и существующих в культуре.

Старшая школа
- за исключением нескольких обязательных предметов обучение ведется по индивидуальным учебным планам, которые составляет сам ученик;
- основная форма учебного процесса - мастерская, которой руководит учитель или приглашенный специалист (в них преимущественно осуществляется передача способов научной, трудовой, художественно-творческой и др. деятельности от мастера к ученику);
- основная организационная форма в основной и старшей школе так называемое 'погружение', когда в течение нескольких дней изучается только один предмет, причем тема, виды работ, критерии оценки продвижения и форма зачета вырабатывается детьми вместе с учителем;
- создание условий для становления универсальных культуросообразных умений. Под ними понимается такой способ, который может быть применен в познании, освоении и преобразовании как нескольких образовательных областей, так и разных сфер деятельности.