Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.schools.keldysh.ru/schop/ChtoEst/Licey.htm
Дата изменения: Fri Apr 18 09:34:49 2003
Дата индексирования: Tue Oct 2 15:25:11 2012
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: закон вина
НПО "ШКОЛА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ" - проекты и творческие работы
 

 

Проекты и творческие работы.

В нашей школе существует множество форм обучения, а одна из них - это проект (читая другие странички нашего сайта, вы, наверняка, встречали это слово не раз). Проект, по сути дела, - это любая деятельность человека, которая имеет первоначальную цель, а человек прилагает всевозможные усилия по достижению этой цели. В настоящее время умение сделать проект очень ценится, потому что не каждый может самостоятельно простроить свою деятельность без контроля постороннего человека. Если вы - учитель, который заинтересован в полноценном развитии ребенка, родитель, которого напугали в школе таким словом, как 'проектная деятельность', которая непременно не пройдет стороной ваше чадо или же вы просто любопытный человек, то это как раз то, что вам нужно!!!!!
Что же такое 'проект' в рамках образовательного пространства и зачем он нужен?

Время - это принципиальная отличительная черта проектной деятельности. Без ограничения по срокам, без культуры постановки себе и другим пределов (ограничений) проектная деятельность теряет всякий смысл. Проект имеет принципиальные временные ограничения: достичь состояния Х к времени Т. Неверно отождествлять проект только с творческой деятельностью. Нет, проект - ответственный и даже жесткий жанр.
Цель: Не является проектом декларация 'Хочу, чтобы все:' Проект - это не вектор и не направление движения (в отличие от программы). Проект обязательно предполагает четкую формулировку цели-результата, то есть такой цели, которая бы описывала финальное состояние, конечный пункт назначения (ради чего все это затевается?). Хорошо сформулированная цель отвечает как минимум следующим условиям:
1. Описывает итоговое состояние, к достижению которого мы стремимся.
2. Определяет время, за которое должна быть достигнута данная цель.
3. Цель измеряема: легко проверить, достигнуто ли итоговое состояние.
Кроме того, достойная цель заставляет мобилизоваться: для ее достижения нужно приподняться на цыпочки, чтобы дотянуться до результата. Проект - это задачка на вырост, на освоение новых рубежей. Осуществить значимый проект можно только изменившись самому.
Проекты можно подразделить на гуманитарные и инженерные. Проект в гуманитарной сфере создается принципиально 'для себя'. Проектировщик выступает сам и заказчиком, и потребителем результатов проектирования. В то же время специфика гуманитарного проекта не требует той точности, с какой составляется проектная документация при сложных инженерных или строительных работах.

Проект в педагогике.

Вот какие основные требования устанавливают современные педагоги-исследователи:

1. Наличие значимой в творческом, исследовательском плане задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира).
2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
3. использование разных форм деятельности учеников (включая индивидуальную, парную, групповую).
4. определение конечных целей проектов.
5. определение базовых знаний, необходимых для работы над проектом.
6. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
7. использование исследовательских методов.
8. Материальность результата.

К сожалению, в начале 30-х гг. этот метод в Советском Союзе был идеологически осужден и забыт фактически до конца 80-х - начала 90-х. Почему же сегодня педагоги с особым интересом обращаются к этой форме образования? В чем ее современность и актуальность?
Все более быстро происходящие перемены во всех сферах человеческой деятельности привели к обострению кризиса традиционного типа образования и воспроизводства культуры. Говоря словами известного российского философа Розина: ': объем знаний и количество дисциплин растут на несколько порядков быстрее, чем совершенствуются методы и содержание образования'. Вот лишь некоторые традиционные педагогические установки, входящие в противоречие с современной ситуацией:
-Представление о 'прозрачности' создания ученика. Представление о том, что учитель 'видит ученика насквозь'. Создание, душа, дух другого не являются загадкой, человек не предстает как тайна. Он исчислен и предопределен программой обучения, отношением и деятельностью учителя, архитектоникой образовательного пространства. Способ взаимодействия с учеником оборачивается аналогичным отношением к собственному развитию: учителю незачем размышлять, его задача - знать и помнить.
-Представление о линейности развития образовательного процесса. Образование мыслится как поурочное и систематически, последовательно организованное: нет возможности следовать интересу или вопросу, разворачивать спонтанное действие, возникающее на уроке; действовать проектно. Рождение нового знания предопределено программой. Событийность, экзистенция, выбор - все эти феномены оказываются вне образования. Развитие человека понимается как последовательность известных актов и 'шагов', человек - как сумма способностей, основанных предметностей обучения и развития.
-Предоставление о совпадении 'точки приложения силы с точкой получения эффекта'. Эффект развития возникает в той точке, в которую и направлена учительская деятельность (активность): происходит то, что и было запланировано, формируется то, что автор программы или учитель пытались сформировать. Любые отклонения от намеченного пути рассматриваются как барьеры на пути реализации замысла учителя.

Школа, которая ранее воспитывала человека с одной социальной и антропологической перспективой, сегодня уже не может предлагать единый 'идеальный' образ выпускника. Но в ее силах дать ученику способы и инструменты освоения мира за пределами школы.
С чего начинается и зарождается проект? Проект инициируется проблемой или возможностью. Часто замысел проекта возникает из вопроса. А откуда у человека берутся вопросы? Точного ответа на это не знает никто. Это и есть один из вечных вопросов образования: как разбудить познавательный интерес ребенка? Вообще вопросы у ребенка есть всегда. Их миллион. Но как выявить или разбудить тот, который составляет ядро его личности и определяет зону ближайшего развития? Работу, помогающую рождению знания, в московской Международной гуманитарной школе осуществляет тьютор.
Тьютор - фигура для российского образования новая, появившаяся в основном в постсоветское время в частных и инновационных образовательных учреждениях. Тьютор - педагог, индивидуальный наставник, который берет на себя главную часть работы по оформлению детского вопроса. Сутью педагогического общения становится тем самым соотнесение контекста жизни и интересов ребенка с контекстом и проблематикой культуры. На этом пересечении и возникает вопрос. Наставник не дает и не может дать ученику готового ответа. Он работает со способами деятельности ученика и со своими собственными. Такая открытость в делании 'того же самого', что и ребенок, видимо, и является искомой для постижения культуры формой педагогического общения. Возможна также организация события, 'провоцирующего' вопрос. Таким событием может стать, скажем, организация культурно-исторической игры или поездка в другую страну. Но все эти ситуации мертвы для души ребенка без особого педагогически организованного действия.
Сформулирую гипотезу: педагогическое обеспечение интереса ребенка к культуре (фигура взрослого, содержание и формы взаимодействия) оказывается гораздо важнее того, в каком географическом пространстве это происходит.

Тьютор помогает ребенку не только при определении темы и цели проекта, но и на всех дальнейших этапах его реализации. В целом специфика участия тьютора в проектной деятельности ребенка состоит в следующем:

1. Тьютор владеет самой технологией проектной деятельности, способен быть консультантом по методологии и технологии проектной деятельности.
2. Тьютор инициирует рождение и развитие проекта, воспитывает 'волю' проектировщика (настойчивость при реализации проекта).
3. Предъявляет образцы самообучения в освоении нового материала (тьютор вместе с учеником 'проживает' его проект).

Тьютор - это не просто другое название для классного руководителя. Его появление проблематизирует всю сложившуюся систему образования; новый герой выступает ключевой фигурой в реализации концепции гуманитарного образования.
В проектной деятельности существуют свои идолы и искушения. Одна из опасностей для педагога - потеря рамки (границы). Отбить любовь к проектированию, самоопределению просто - к месту и не к месту употребляя это слово. Так девальвируется ценность проекта как особого вида деятельности. Знания оказываются ненужными, а проекты - все более и более беспредметными (и в буквальном смысле тоже: учебная и научная предметность 'выветривается' из такого рода проектов).
Другое искушение - сделать проектную деятельность штатной, автоматической, предназначенной для всех и при любой погоде. Зачет - в форме проекта, экзамен - проект, организация дискотеки - проект.
И может быть, самая серьезная опасность - сделать за ребенка, приписать свой 'правильный смысл, вменить его в детский текст и услужливо поправить'. И ребенок с благодарностью примет эту поправку, которая перечеркнет самобытность детского проекта.

Сегодня проектная культура - необходимый элемент инновационного образования. В большинстве современных педагогических экспериментов и поисков современности задействована проектная форма работы. В мире наблюдается тенденция движения от проектов, ориентированных на учебную предметность и исследовательские формы работы, к проектам с социальной и экзистенциальной предметностью.

Марк Кукушкин, учитель обществоведения


Проектная деятельность.

Для того, чтобы начать проект, не обязательно поставить перед собой целью школьное образование, в результате которого удастся пройти некоторый материал учебника. Иногда проекты могут возникать на пустом месте, но приносить огромную пользу и бесценный опыт. А как все начинается?

Проект 'Метро'

Я очень люблю путешествовать и в компании друзей, и со своими учениками. В прошлом году я оказалась классным руководителем 5 класса, в котором учится двадцать очень подвижных мальчиков. Мне сразу стало понятно, что путешествовать с ними будет нелегко. Но отказываться от поездок мне не хотелось:
На классном часе закидываю удочку. Говорю, как важно самостоятельно ориентироваться в подземном пространстве, уметь им пользоваться, рассчитывать время и маршрут. Идею проекта поддержали многие ребята. Но некоторые сказали - нет, мы не хотим в этом участвовать. И часть родителей на родительском собрании была против - ребенок потеряется, испугается. У него будет стресс, и вообще мы ребенка в школу учиться отправляем, а не в метро.
Но мои коллеги-учителя меня поддержали, и мы стали работать с двумя группами ребят.
Наша параллель пятых классов делает упор на естественнонаучное образование, где важную роль играет наблюдение. И я предложила: давайте выходить из поезда на разных станциях московского метро и смотреть по сторонам. Приезжаем, выходим, и на первой станции в первый день путешествия по метро ребята находят 6 признаков - особенностей станции. Зато потом, когда мы заканчивали наш проект, они легко находили до 36 признаков станции. Признаки классифицировали и сравнивали: архитектура, освещение, цветовая гамма и т.д. С архитектурой вообще оказалось интересно работать, потому что мало кто знает, как все эти архитектурные штучки называются. Зато теперь разбираемся, на какой станции метро ордер дорический, а на какой ионический. А еще всегда обязательно проговаривали, что наверху над нами сейчас находится примечательного. Стоим на станции метро 'Чистые пруды' и представляем каток на заснеженных прудах, памятник Грибоедову, театр 'Современник', Учились рассчитывать среднюю скорость движения поездов, рассчитывали время маршрута, если нужно проехать из одной части города в другую.
Над проектом 'Метро' мы работали целый учебный год. А в конце был зачет - каждый пятиклассник сдавал свой маршрут и водил по метро целую группу своих сверстников. Он должен был рассчитать время движения по маршруту, подумать, как лучше доехать из пункта А в пункт Б, и проверить расчеты на практике.
Когда наш проект заканчивался, оказалось, что сработал он не только на то, чтобы каждый ребенок умел спокойно ориентироваться в метро. Он, например, сработал на понимание пятиклассниками того, что такое договор между людьми. Ребята научились не опаздывать, все происходит вовремя. И если сначала мы встречались у школы и ехали до метро на троллейбусе, то теперь мы можем встретиться на любой станции метро, и я уже не боюсь, что кто-то заблудится, и родители не боятся. Потому что в проекте мы продумывали и обговаривали экстремальные ситуации, которые могут случиться в метро, прикидывали, как себя вести в этих ситуациях.
В этом году мы решили продолжать проект, только путешествовать будем уже не под землей, а по земле. Потому что очень важно уметь найти в незнакомом месте то, что тебе нужно. Уметь обратить к незнакомому человеку с вопросом 'как пройти?', уметь проверить, правильно ли показали дорогу. Уметь пользоваться картой наземного транспорта (схемой метрополитена ребята уже пользуются просто блестяще).
А ведь с чего началось? С того, что я просто люблю путешествовать.

Таннэ Т.Н., учитель математики

Проект 'Антифашизм'.

Данный проект был организован совместно нашими учениками и немецкими школьниками. Мы проводили разные мероприятия с целью поставить проблемы межнациональной розни перед гражданами нашей школы.
В первую очередь, участвуя в этом проекте, мы хотели сами понять, что такое фашизм, чем он опасен.
Сначала мы провели анкетирование с целью выявить фашистские настроения в Москве. Опросили 500 человек - 100 в школе, 400 - в Москве. Далее результаты проанализировали, составили общую таблицу. Оказалось, что по Москве 20% опрошенных имеют определенные фашистские настроения, 30% - колеблющиеся, 50% - антифашисты. В школе оказалось 10% граждан с фашистскими настроениями, 40% - колеблющиеся, 50% - антифашисты.
Мы пришли к выводу, что нужно работать именно с группой колеблющихся. Для начала провели в школе конкурс антифашистского плаката. Потом был организован дискуссионный клуб. По результатам анкетирования были выпущены листовки и расклеены по Москве к 9 Мая. О результатах анкетирования и работы нашего проекта была опубликована статья в газете 'Первое сентября'. Статью и лучшие плакаты передали немецким школьникам. Они занимались в Германии подобной работой.
Еще одним этапом нашего проекта была организация в школе интернационального кафе, где мы готовили разные национальные блюда, звучала народная музыка, проходили игры разных народов. Также мы подготовили закон в нашей школе 'О борьбе с призывами к межнациональной розне'. Итогом нашей работы стала совместная поездка с немецкими коллегами в Освенцим (концлагерь в Польше). Там мы обменялись результатами работы данного проекта. Можно себе представить, какие чувства могут посетить людей, чьи родственники воевали друг с другом, здесь, на земле, где фашисты уничтожили огромное количество людей. И как посмотреть в глаза своему товарищу, не перенося на него вину предков и принимая его раскаяние. Но главное - раз и навсегда побороть в себе ненависть, не допустить повторения случившегося.
На самом деле, начиная этот проект, мы не до конца понимали актуальность проблемы фашизма, потому что никто из нас с ней не сталкивался. Когда же мы начали анкетирование, то оказалось, что отвечающие по-разному относились к вопросам нашей анкеты. Когда они слышали слова 'лица кавказской национальности' или 'люди, чья национальность отлична от вашей', они пугались, начинали думать, что мы их хотим завербовать в 'секту'. То есть люди понимали, что проблема существует, но боялись о ней говорить. Так как данные опроса показали, что проблема национальной розни реальна, мы решили начать с нашей школы. Мы хотим, чтобы ребята задумались над этой проблемой и не боялись о ней говорить.

Вопросы анкеты.
Всего опрошено 500 человек (данные представлены в процентах)
1. Какой национальности ваши друзья?
а) только русские - 22,4%
б) разных национальностей - 75,6%
в) нет друзей - 1,2%
2. С человеком какой национальности Вы бы вряд ли подружились?
а) с человеком 'кавказской национальности' - 12,8%
б) с евреями - 4,8%
в) с китайцами, корейцами, японцами - 4%
г) с представителями другой национальности - 6%
д) национальность не имеет значения - 75%

3. Вы бы вступили в брак с человеком другой национальности?
а) да, если человек хороший, национальность для меня не важна - 66,8%
б) смотря какая национальность - 9,2%
в) нет, вряд ли - 18,6%
г) нет, никогда, ни за что, ни при каких условиях, ни за какие деньги - 4,2%
4. Как бы вы отреагировали, если бы ваш ребенок заявил, что вступает в брак с человеком другой национальности?
а) запретил бы ему это делать - 6%
б) порадовался бы за него, ведь он счастлив - 60,4%
в) в зависимости от того, какая национальность - 12,8%
г) мне все равно - 18,6%
д) попытаюсь отговорить - 0,8%
5. Ученые доказали, что японцы - самая мудрая нация, русские - самые находчивые, англичане - самые воспитанные... Что Вы об этом думаете?
а) я не знаю, но раз ученые доказали.... - 16%
б) совершенно верно, могу продолжить этот список... - 11,2%
в) почему это русские только самые находчивые. Они еще самые щедрые, гостеприимные и вообще самые-самые.. - 24,6%
г) нет, все люди разные, характер не зависит от национальности - 47,4%
6. Если бы вас понизили в должности, а на Ваше место назначили бы человека другой национальности, как бы вы отреагировали?
а) страшно возмутился бы (Что вообще в Москве делают нерусские?! Выгнать их надо отсюда подальше!) - 17,6%
б) задумался бы о своей квалификации - 42,4%
в) не обратил бы внимания на то, что он другой национальности - 37%
7. Кто виноват в том, что в России много нищих, малообеспеченных людей, безработица?
а) правительство - 64,2%
б) люди других национальностей - 4%
в) мы сами - 30,8%
8. Недавно одна из московских газет напечатала материал о том, как группа подростков славянской национальности избивала и калечила лиц кавказской и еврейской национальностей. Как Вы относитесь к этим подросткам?
а) как таких свет держит?! - 55,2%
б) в чем-то они, конечно, правы, ведь они в своей стране. Но вообще-то я против насилия - 31,6%
в) правильно! Так их! Все наши беды от этих.... - 7,6%
г) бандиты - 1,4%
д) не верю - 0,8%

9. Вы когда-нибудь ловили себя на мысли, что Вы просто ненавидите лиц какой-нибудь определенной национальности? Если да, то какой?
а) да - негров - 4%
латиноамериканцев - 2%
кавказцев - 18%
грузин - 5%
чеченцев - 2%
'хачей, чурок' - 13%
б) меня вообще ужасно раздражают 'всякие' в нашей России - 11%
в)нет, мне это не свойственно - 64,4%
10. Как Вы относитесь к национальной политике Сталина?
а) отрицательно - 46,6%
б) думаю, тогда это было необходимо, иначе не стали бы этого делать - 27,6%
в) положительно: Россия для русских! - 11,4%
г) затрудняюсь ответить - 13,8%

Кривошеин Сергей, 11 кл