Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.schools.keldysh.ru/school1413/bio/pam/pam6.html
Дата изменения: Wed Apr 7 15:43:57 2004
Дата индексирования: Sat Dec 22 01:47:41 2007
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: освещенность

Взаимоотношения памяти и речи



Показания свидетеля на суде могут иногда иметь драматические последствия для обвиняемого. Между тем свидетельство "очевидца" - крайне ненадежная вещь. Во многих исследованиях было показано, что большинство описаний, сделанных людьми после какого- то события, при котором они присутствовали, неточно или даже абсолютно неверно . Часто в таких описаниях добавляются действительные факты бессознательно преувеличиваться. Так, например, было обнаружено, что когда требуется узнать человека по фотографии его лица, только треть всех испытуемых делает это правильно, еще одна треть вовсе его не узнает, а остальные уверено дают ошибочный ответ. Оказалось также, что воспоминания о событиях часто связаны с интересами, взглядами, ожиданиями свидетеля. Например, человек с расистскими взглядами склонен будет указать на " инородца", сексуально озабоченный будет во многом видеть сексуальную агрессию, а человек в тревожно-мнительном настроении будет убеждать, что, так и должно было случиться. Иногда в воспоминаниях бывает много пробелов, и в сознание свидетеля не складывается целостная картинка. В таких случаях люди совершенно неумышленно заполняют эти пробелы подробностями из других прошлых ситуаций. Чтобы картина получилась связной. Вина за искажение фактов не всегда ложится только на память свидетеля. Н воспоминания о событиях порой могут влиять и то, как задаются вопросы. Лофтус (1979 год) показала, как словесные сигналы могут задним числом изменять воспринятую человеком картину итак нечаянные и умышленные подсказки, содержащиеся в вопросах, очень часто могут оказать влияние на содержимое памяти. Испытуемым показали заснятые на кинопленку автодорожные происшествия. При этом Лофтус обнаружила, что если у них спрашивали: "С какой скоростью ехали машины, когда они врезались друг в друга", - то в ответ назывались гораздо более высокие цифры, чем при вопросе: "С какой скоростью ехали машины, когда они столкнулись". Кроме того, спустя неделю Лофтус спросила и тех и других испытуемых, были ли на месте аварии осколки стекла, итогда в первой группе нашлось гораздо больше людей. Которые "вспомнили", что осколки действительно были. Это тем более поразительно, что на самом деле никаких осколков не было. Лофтус показала также группе испытуемых фрагмент кинофильма, в котором машина подъезжала к перекрестку со знаком "STOP", а другой группе - сходный фрагмент, в котором автомобиль подъезжает к этому же перекрестку, но уже со знаком "уступи Дорогу". После просмотра испытуемых обеих групп просили рассказать как вел себя автомобиль при подъезде к знаку "STOP" Оказалось, что через неделю после просмотра больше половины свидетелей из второй группы указали, что перекрестком стоял знак "STOP". Таким образам, память - весьма ненадежное хранилище данных, содержимое которого легко может изменяться под влиянием новой информации, и есть основания думать, что, слово, как никакой другой фактор, может играть важную роль в искажении воспоминаний.