Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.schools.keldysh.ru/sch887/Arhives%5CKulture%5Ckulture02.doc
Дата изменения: Thu Apr 27 09:07:00 2006
Дата индексирования: Tue Oct 2 12:50:56 2012
Кодировка: koi8-r

А.В.Луцишин,
учитель истории ГОУ СОШ ?887
кандидат исторических наук
ИЗУЧЕНИЕ ЖИВОПИСИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ В РАМКАХ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УЧАЩИХСЯ 5 - 6 КЛАССОВ
(на примере проекта «Образ лилии в мировой художественной культуры»)
Среди острых проблем, стоящих в настоящее время перед российской
системой образования, на наш взгляд, видное место занимают две:
совершенствование форм и методов работы с одаренными детьми и
технологическое соответствие учебного процесса реалиям информационного
общества. В ГОУ СОШ ? 887 ЗОУО г. Москвы предпринимаются серьезные шаги для
посильного разрешения этих проблем. В школе действуют две городские
экспериментальные площадки. Одна - по использованию информационных
компьютерных технологий в учебном процессе, другая - «Человек в культуре:
проблема становления мировоззрения».
Среди других направлений работы площадок следует особо выделить
проектную деятельность учащихся, которой охвачены как учащиеся начальной
школы, так и старшеклассники. Допустим, ученица 5 б класса Кира Луцишина
подготовила проект «Мой Олесский замок», когда училась в начальной школе, а
2005 - 2006 году работала над темой «Образ лилии в мировой художественной
культуре». На примере этого учебного исследования можно рассмотреть, какие
возможности по изучению того или иного учебного курса возникают благодаря
методу учебных проектов.
При работе над проектом, в первую очередь, следует учитывать
склонности и пристрастия ученика. В данном случае выбор темы был
предопределен интересом Киры к рисованию (она несколько лет занимается
живописью), любовью к посещению различных музеев и картинных галерей и
наличием устойчивой потребности к чтению книг познавательного характера.
После прочтения книги Н.Ф. Золотницкого «Цветы в легендах и преданиях»,
ученица выразила желание подготовить проект, связанный с каким-либо
цветком. Так как при посещении Музея Изобразительных искусств имени
А.С.Пушкина девочку заинтересовала картина С.Боттичелли «Благовещение», где
художник использует лилию как атрибут архангела Гавриила, то родилась идея
посвятить свое исследование определению роли и места лилии в мировой
культуре. Проект был задуман как комплексная работа, в которой будут
пересекаться материалы по истории, мифологии, мировой художественной
культуре, литературе.
Работа над проектом началась с поиска и отбора информации о лилии как
растении. Здесь привлекались материалы Интернет-сайтов, справочная
литература по лекарственным растениям и т.п. Выяснилось, что всем известные
саранки и ирисы тоже относятся к лилиям. В итоге была подготовлена первая
глава исследования, в которой автор описала лилию как растение. Параллельно
с этим ученица перечитала большое количество мифов и легенд различных стран
и народов, в том числе мифы и легенды Древней Греции и Древнего Востока.
Тем самым был найден и отобран материал о взглядах на происхождение лилии у
древних народов и роль лилии в повседневной и праздничной жизни древних
цивилизаций. На занятиях по живописи, которые автор проекта посещает
еженедельно, ею готовились три работы по соответствующей тематике. Основная
работа по поиску и отбору материала велась ученицей и руководителем проекта
по исследованию художественных альбомов, журналов «Картинная галерея» и
Интернет-сайтов по живописи. По ходу работы, ученица научилась работать в
Интернете, что также является немаловажным в наше время навыком. Среди
наиболее интересных сайтов следует выделить такие, как www.artprojekt.ru,
www.artclassic.ru, www.abcgallery.com, www. abc-people.com,
www.simbolarium.ru. Последний содержит интересную информацию о
символическом значении различных вещей, в том числе и цветов. В процессе
своей проектной деятельности ученица ознакомилась с большим количеством
статей, публикаций и т.п., посвященных творчеству выдающихся мастеров
живописи прошлого и настоящего. Большое время занял процесс систематизации
найденных картин. Всего ученице удалось обнаружить более семидесяти картин
с изображением лилии. Примечательно, что большинство из них относится к
одной теме: теме Благовещения. Отметив в своей работе этот факт, автор
сумела детально рассмотреть различные версии «Благовещения». Так как
большая часть картин на эту тематику принадлежат кисти художников
Проторенессанса и непосредственно эпоху Возрождения, то сам по себе проект
стал достаточно продуктивным пособием, в том числе и наглядным, при
изучении в школе именно этой темы. Благодаря работе над проектом, автор
прояснила для себя многие живописные сюжеты, связанные с христианской
историей. В частности, она выяснила, какую роль лилия играла при
изображении архангела Гавриила, Марии, Иосифа, Франциска Ассизского и
других канонических персонажей. Результаты своей деятельности автор
проекта представляла на уроках, например, в 5 классе по теме «Повседневная
жизнь древних греков», в рамках окружного семинара для заместителей
директоров школ в ГОУ СОШ ? 887 17 марта 2006 года «Применение практико-
ориентированных проектных и исследовательских работ учащихся с
использованием информационных компьютерных технологий в учебном процессе».
Причем на этом уроке ученица представила лишь одну сторону своей работы, а
именно роль и место лилии в античной мифологии и художественной культуре. В
будущем году, когда автор проекта будет обучаться в 6 классе, материал,
наработанный по данной теме, окажется чрезвычайно востребованным на уроках
по истории Средних веков и МХК. Также К.Луцишина демонстрировала свой
проект на окружных и городских конкурсах и конференциях проектно-
исследовательских работ учащихся.
Таким образом, проектная деятельность учащихся позволяет расширить
арсенал педагогических возможностей учителя, стимулирует познавательную
деятельность учащихся и обеспечивает переход школьного образования в
области обществознания и искусства на более высокую, предполагающую
творчество субъектов образования, ступень.