Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.schools.keldysh.ru/sch1963/0003/it/media.htm
Дата изменения: Wed Oct 22 11:23:11 2003
Дата индексирования: Sat Dec 22 01:41:46 2007
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: arp 220
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ В ШКОЛЕ

Система учебных модулей, проектов и образовательных творческих сред для учащихся школы ?1963

26.11.2002

 

ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ЕДИНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ НА 2ОО1 - 2ОО5 годы":

Основой образовательной системы является высококачественная и высокотехнологичная информационно-образовательная среда. Она позволяет системе образования коренным образом модернизировать свой технологический базис, перейти к образовательной информационной технологии и осуществить прорыв к открытой образовательной системе, отвечающей требованиям современного общества. Для создания, развития и эксплуатации этой среды необходимо полностью задействовать научно-методический, информационный, технологический, организационный и педагогический потенциал, накопленный системой образования. Учитывая новизну и сложность этой проблемы, ее решение требует экспериментального поиска на основе имеющегося опыта работы с информационными технологиями.

Современные компьютеры позволяют ученику в считанные секунды переходить от одного вида деятельности к другому, тут же находя под рукой все необходимое. Например, можно создавать и печатать, любые тексты с графикой, сочинять и тут же исполнять музыку, рисовать и чертить, придумывать мультфильмы, создавать аудио-визуальные шоу и многое другое. Как быть с этими электронными чудесами, которые нарушают рамки узко специализированной среды изучения информатики и вычислительной техники. Возникает необходимость изменения подходов к образованию путем разработки программы информатизации школы, обучения учителей и интегрированного использования ИКТ в учебном процессе. Информатизация в школе не будет происходить без перестройки всего процесса образования на базе использования информационных и компьютерных технологий (ИКТ), деятельности учеников и учителей. В нашей школе разрабатывается система учебных модулей, проектов и образовательных творческих сред

Модули информатизации образовательного процесса

Одна из важнейших задач образования - научить ребенка выражать свои мысли устно и письменно. Современные информационные технологии позволяют легко соединять в одном документе написанный и произнесенный текст, графические и видеоизображения, создавать линейные тексты и делать ссылки на другие электронные документы.

Создание гипермедиа-сочинения

Принципиальной новизной обладает процесс изменения, исправления, совершенствования сочинения. Обычные операции вставки, перестановки фрагментов, иллюстрирования и т.д. выполняются почти мгновенно. Это открывает возможность для принципиально нового дидактического подхода, при котором улучшение, совершенствование сочинения оказывается процессом не менее, а иногда и более увлекательным, чем само написание. При этом позиция учителя преобразуется из критической (регистрирующей ошибки) в сотрудничающую - учитель советует, как улучшить сочинение, помогает сделать это, обсуждает результат.

Мультимедиа-выступление

Выступления с опорой на мультимедиа-презентацию повышают эффективность коммуникации докладчика с аудиторией. В ходе такого выступления учащийся или учитель демонстрируют на экране предварительно подготовленные: текст, фотографии, видеофильмы, динамические компьютерные модели, мультипликацию. Мультимедиа-выступление также может сопровождаться необходимым звуковым рядом. Повышение эффективности выступления происходит за счет: представления главных положений выступления использования наглядного сопровождения; возможности для слушателей по ходу выступления учителя готовить конспекты в тетрадях или на компьютере; в дальнейшем слушатели могут переработать эти конспекты, используя общедоступные источники информации в сети Интернет. Поддержка выступления учащегося тезисами, цитатами, изображением и звуком позволяет лучше организовать речь и помочь учащемуся, которому трудно выступать перед аудиторией.

Этот модуль мы активно используем на предметах: технологии, истории, биологии, химии, физики, геометрии, иностранного языка, экономики, информационных технологий.

Естественнонаучный, экономический, экологический эксперимент, математическое исследование. Проектирование объектов и процессов.

Целью образовательного проекта может быть, описание и моделирование объектов и процессов реального мира. Виртуальные конструкторы позволяют учащемуся самостоятельно строить модели объектов и процессов природы, техники, экономики и проводить их исследование в зависимости от изменения внешних условий и параметров модели. В этом процессе компьютерные средства могут быть задействованы на разных уровнях - от использования обычного калькулятора для вычислений до построения экранной модели, в которой автоматически строится и "обсчитывается" математическая модель.

Внедрение виртуального конструктора 'Живая геометрия' в курс геометрии происходит под руководством учителя Кострюковой Т.Е., с помощью этой компьютерной среды, школьники могут своими руками потрогать любую фигуру и изменить ее размеры, форму, параметры.

Исключительно простое в освоении, оно позволяет создавать красочные, легко варьируемые и редактируемые чертежи, осуществлять операции над ними , а также производить все необходимые измерения . При желании чертежи компонуются в сценарии - своеобразные геометрические мультфильмы. Использование программы в преподавании геометрии обеспечивает развитие деятельности учащегося по таким направлении, как анализ, исследование, доказательство, решение задач, головоломок и даже рисование.

Внедрение виртуального конструктора 'Живая физика' в курс физики происходит под руководством учителя Кириченко Ю.Б. Эта компьютерная проектная среда, ориентирована на изучение движения в гравитационном, электростатическом, магнитном или в любых других полях, а также движения, вызванного все возможностей видами взаимодействий объектов.

Работа программы основана на численном интегрировании уравнений движения. В ней легко и быстро 'создаются' схемы экспериментов, модели физических объектов, силовые поля. Программа позволяет 'оживить' эксперименты и иллюстрации к задачам курса физики из прилагаемого комплекта и разработать новый методический материал. Способы представления результатов (мультипликация, график, таблица, диаграмма, вектор) задаются учениками в удобном редакторе среды. Программа помогает ученикам лучше понять теорию, решить задачу, осмыслить лабораторную работу.

Наиболее эффективными являются активные формы обучения. Важное место среди них занимает метод деловых компьютерных игр. Его суть - управление экономическим объектом, деятельность которого имитирует компьютер. Мы используем деловую игру "БИЗНЕС-КУРС: Предприятие" В данной программе пользователь выступает в роли руководителя и единственного учредителя закрытого акционерного общества. Задача пользователя - добиться к концу игры наибольшего значения рейтинга, одновременно оценивающего совокупный личный доход и экономический рост предприятия с начала курса. Учащиеся наглядно познают здесь проблему оптимальных пропорций потребления и накопления, имеющую общеэкономическое значение. В качестве результатов деятельности предприятия компьютер предоставляет детальную управленческую отчетность, основные формы финансовой и налоговой отчетности, общепринятые финансовые показатели. В процессе изучения этой информации, что необходимо для достижения высокого результата в игре, учащиеся приобретают базовые знания по экономике предприятий.

 

Тестирование

Компьютер может быть легко превращен в тестовую лабораторию, оценивающую знания учащихся. Учитель и учащиеся мгновенно получают результат тестирования. Компьютер осуществляет предъявление теста, фиксацию результата, реализует связанные с этим алгоритмы (возврат к уже выполненному или пропущенному заданию, ограничение времени на тест и т. д.). Открытые тестовые системы дают возможность учителю создавать новые тесты или изменять существующие.

В нашей школе совместно с Московской Государственной Академией Приборостроения и Информатики разрабатываются тесты по физике, математике, информатике литературе для учеников 8-10 классов. Пробное тестирование по этим предметам пройдет в нашей школе уже в декабре.

 

Погружение в иностранный язык

Лучшие из современных компьютерных сред изучения иностранного языка сочетают погружение в языковую среду с комментариями и проверочными заданиями. Начиная с третьей четверти, мы планируем начать использовать мультимедийный языковой курс Reward , Он дает возможность, не выходя из компьютерного погрузиться в языковую среду и общаться на английском языке уже в процессе обучения, а учитель может выполнять проверку письменных заданий и осуществлять контроль за обучением учащихся. Так же в программе имеются встроенные средства дистанционного обучения через Интернет.

Единое информационное пространство "учащийся - учитель - родитель - администрация - управление - общественность".

Размещение в Интернете достаточно полной информации о школьной жизни играет существенную роль для реализации модели открытой школы.

Принято считать, что Web-сайт - это совокупность Web-страниц, объединенных в одну структуру и идею с целью донести до пользователей Интернет какую-либо информацию. Элементом, связывающим Web-страницы в сайт, являются ссылки. При этом все страницы сайта доступны благодаря переходам по ссылкам с головной страницы и каждая страница доступна с других страниц этого сайтааким образом три основных признака Web-сайта - общая идея, связанность ссылками и собственная директория. Все это в полной мере относится и к сайтам, создаваемым учителями и учащимися для представительства своей школы в Интернет. Школьный сайт - это своего рода визитная карточка школы. Создавая свою страничку, пользователь получает возможность поделиться самым интересным из того, что происходит в школе, сопроводить эту информацию фотографиями и рисунками. Как правило, на страницах школьного сайта посетителей знакомят с различными сторонами школьной жизни: историей и традициями школы, ее коллективом, расписанием занятий и планами мероприятий, образовательной деятельностью школы и ее техническим оснащением, возможностями получения дополнительных образовательных услуг через кружки, клубы, спортивные секции, а также с условиями приема в школу. Определить, иметь ли свой платный домен

Дистанционное консультирование, методическая поддержка, повышение квалификации, переподготовка.

Глобальная сеть Интернет дает возможность индивидуального контакта учащегося, учителя с ученым и методистом, с родителями. Ярким примером такого контакта может служить 'Сетевой роботланский университет', в который ученики нашей школы пошли учиться в этом году. В этом проекте наряду с учениками учатся и учителя, постоянно контактируя с коллегами и с кураторами курсов.

Ученики 2-3-х классов изучают курс 'Азы информатики'

'Азы информатики' это гипертекстовая мультимедийная страна, в которой познавательное чтение сочетается с работой на многочисленных тренажерах, исполнителях, испытателях и конструкторах; сопровождается экзаменовкой и тестированием в зачетных классах, и все это - в рамках одного гипертекстового продукта, работающего в браузере.

Ученики 5-7-х классов изучают курс 'Введение в Интернет' На курсе ученики знакомятся с основами сетевых технологий, с работой в сети интернет и более подробно изучают один из его сервисов электронная почта.

Ученики 8-9-х классов изучают курс 'Введение в Интернет'. Создание HTML-документов, в том числе с использованием специально созданной для курса библиотеки на JavaScript и CSS. Основы веб-дизайна и проектирования. Создание интернет страниц и приложений, пригодных для использования на школьных уроках, в сети интернет и внутри школьной сети интранет.

Начиная с декабря Московский Центр Интернет-образования организует бесплатное сертифицированное дистанционное обучение педагогов школ и других работников образования в сфере использования Интернет-технологий в образовательной деятельности. Первыми начнут заниматься учителя информационных технологий.

Интранет в школе Отработка технических навыков

Компьютер может быть использован для приобретения навыков работы, таких, как набор текста, оперирование с графическими объектами, и для развития психофизиологических реакций. Основой открытого информационного образовательного пространства школы являются компьютеризированные рабочие места, объединенные в единую сеть. В состав рабочего места помимо компьютера входит принтер и/или сканер, а также мультимедиа-проектор. Компьютер, установленный в учебном кабинете совместно с мультимедиа-проектором, позволяет значительно увеличить наглядность уроков и повысить эффективность работы учителя. В зависимости от профиля учебного кабинета рабочее место укомплектовано различным специализированным программным обеспечением, планируется пробрести новое специальное оборудование: цифровой микроскоп в лабораторию биологии, графические планшеты для курса изо, и др.