Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.schools.keldysh.ru/sch1952/Pages/vorsina/t1.htm
Дата изменения: Thu May 29 02:20:14 2003
Дата индексирования: Sat Dec 22 01:46:54 2007
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: закон вина
ПРЕДИСЛОВИЕ

                                                     ПРЕДИСЛОВИЕ

  Основная задача работы по развитию связной речи в школе состоит в том, чтобы научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Конкретное решение этой задачи осуществляется путем формирования у учащихся совокупности речевых умений, которые позволяют воспринимать высказывание, передавать его содержание и создавать свое собственное. Общим при этом является то, что и при восприятии, и при передаче содержания, и при создании своего высказывания действия учащихся направлены на текст, на такие его стороны, как содержание, построение и речевое оформление. Соответственно в комплекс умений, формируемых у учащихся при обучении связной речи, входят умения, обеспечивающие владение данными сторонами текста:

  1. Информационно- содержательные, включающие умения поличить информацию для высказывания, раскрыть тему и главную мысль в изложении и сочинении.
  2. Структурно- композиционные, предполагающие умения правильно строить текст: умение выделять части в тексте, умение связно и последовательно излагать материал, умение формулировать вводную и заключительную части текста и др.
  3. Умение, связанные с использованием языковых средств, соответствующих целям высказывания, его типу и стилю.
  4. Умение редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления.

            Все речевые умения тесно между собой связаны. Особенность предлагаемой системы обучения состоит в том, что она строится с учетом связей между формируемыми умениями. Усвоение этих связей учащимися рассматривается как одно из важнейших условий осознанного овладения ими, и следовательно, овладения текстом и речью в целом.

             В процессе формирования умений предметом рассматрения становятся следующие связи: а) связь содержательной и операционной сторон формируемого умения; б) связи соподчинения между умениями, выделение ведущих среди них; в) связи между умениями воспринимать, излагать и создавать текст.

             Установление связи между содержательной и операционной сторонами умения выражается в том, что выполнение тех или иных действий (операционная сторона) опирается на теоретические знания, лежащие в основе умения (на содержательную сторону). Содержательную сторонуречевых умений составляют знания о тексте требованиях к его созданию и воспроизведению. В связи с этим в каждом классе обучение начинается с работы над текстом как речевой единицей, с выделения его основных признаков (идейно- тематического единства, наличия заголовка. структурных частей, связей между частями и предложениями). В системе предусмотрено постепенное овладение учащимися признаками текста, углубление знаний о тексте от класса к классу. Знания о признаках текста носят практический характер и выступают основой для определения тех операций, которые необходимо выполнить при работе над изложением или сочинением.

             Осознанному овладению речевыми умениями способствует усвоение соподчиненности между ними, выделение ведущих умений. В качестве ведущих в комплексе речевых умений выступают умения раскрывать тему и главную мысль текста (в изложении и сочинении) и умение определять тему и идею (при восприятии текста). С целью осознания учащимися данных умений как ведущих в методике работы с текстом предусматриваются специальные приемы: подбор заголовка, отражающего главную мысль текста; установление зависимости содержания, построения и речевого оформления текста от его идеи при подготовке к изложениям и сочинениям и в процессе их совершенствования, а также при анализе авторских текстов; определение роли и значения каждого формируемого умения для овладения ведущими. В качестве приема, обеспечивающего осознание цели, условий высказывания, возможного адресата, применяется создание искусственной речевой ситуации. Ориентировка в речевой ситуации способствует возникновению мотива, побуждающего к высказыванию, и конкретизирует задачи построения текста.

             Определенная связь существует между умениями воспринимать, излагать и создавать текст, то есть между изложениями и сочинениями, а также между различными видами изложений и сочинений. Овладение данными умениями строится на основе усвоения учащимися последовательности действий над текстом: определения темы и главной мысли, выделения слов и предложений, важных для их раскрытия, деления текста на части, составления плана и т.д. Связь между умениями осознается путем сравнения выполняемых операций и выделения среди них сходных и специфических для того или иного вида работы с текстом. Приемом, способствующим усвоению названных связей, служит составление памяток работы над подробным изложением, над кратким изложением, над сочинением.

            Важное место в системе работы по развитию связной речи отводится урокам редактирования текста. Обучение совершенствованию текста предусматривается, начиная с 1-го класса, и предполагает обучение редактированию всех сторон текста: содержания, структуры и речевого оформления. Уроки редактирования являются логическим продолжением уроков обучения изложениям и сочинениям и ставят задачу совершенствования формируемых на них умений.

             Все уроки обучения связной речи входят как составная часть в изучение грамматико- орфографических тем. В то же времяформирование речевых умений в каждом классе строится по этапам. Содержание этапов определяется целью и задачами обучения, направленными на формирование речевых умений, исходя из которых выбираются виды упражнений в связной речи.