Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.schools.keldysh.ru/sch1008/uroki.htm
Дата изменения: Thu Feb 24 04:19:54 2005
Дата индексирования: Tue Oct 2 02:38:06 2012
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: закон вина
Школа ?1008

Уроки

  [О школе] [Учителя] [Ученики] [Здоровьесбережение] [Уроки] [Спорт] [Доп.образование]
 
Уважаемые коллеги!

На этой странице нашего сайта мы делимся с Вами накопленным опытом.
Здесь вы можете найти разработки учителей  школы
 ? 1008 по вопросам применения здоровьсберегающих технологий, а так же конспекты уроков.

Сегодня с вами делятся опытом учителя гуманитарного цикла. Если наш опыт будет Вам интересен, мы продолжим публикации на нашем сайте.

Ждем Ваших сообщений!

Наша методическая копилка

Все, кто учился в школе, знают, что не всегда ученики охотно идут на уроки: скучно, тяжело. А иногда не хочеется видеть учителя: он бывает не только строгим, но часто несправедливым и даже свирепым. Одним из факторов школьного риска, приводящим к потери мотивации к обучению и ослаблению физического и психического здоровья учащихся, является стрессогенная педагогическая методика. Начиная работу по здоровьесбережению, педагогический коллектив школы отдавал себе отчет в том, что наши возможности органичены и мы не можеи и не должны заменять собой медицинские учреждения. Приоритетным направлением нашей работы стало внедрение в учебно-воспитательный процесс новых технологий. Большую помощь в изучении и применении новых технологий школе оказал Центр Открытых образовательных технологий во главе с зав. кафедрой Прокофьевой Л.Б.Практически все учителя школы прошли обучение в школьной команде (курсы ЦООТ МИОО работали на базе школы).

Содержание:

  • Белова Л.К. Открытые образовательные технологии на уроках истории и обществознания.
  • Групповые формы работы. Методические рекомендации. Сост. Белова Л.К.
  • Белова Л.К. Права человека и гражданина. Граждановедение. 6 класс.
  • Зонова Т.К. Открытые образовательные технологии. Мастерские.
  • Зонова Т.К. Обитатели ночлежки в пьесе М. Горького "На дне". Литература. 11 класс.
  • Корина И.В. Искусство Древнего мира (повторение). МХК. 9 класс.
  • Корина И.В. Культура средневекколвой Европы. Итоговый урок по теме "Архитектура". МХК. 9 класс.

Открытые образовательные технологии на уроках истории и обществознания

Белова Л.К.,
зам. директора ГОУ СОШ ? 1008

по здоровьесбережению

В течение многих лет преподавания истории и обществоведения в средней школе я наблюдала, как развивается интерес учащихся к истории. При переходе на двухконцентрическую систему произошло изменение учеников к получению исторических знаний. Отсутствие хороших учебников для старшеклассников, перегруженность их фактическим материалом, а зачастую ничем необоснованные оценочные суждения авторов не способствовали популярности предмета, на что, безусловно, сказалась и общая ситуация в обществе, в силу которой подростки часто при выборе своей будущей профессии ориентировались на определенные школьные дисциплины. Для поддержания интереса учащихся к предмету приходилось переосмысливать формы и методы обучения. В этом очень помог опыт, полученные во время внедрения в школу курса 'Граждановедения' Я.В. Соколова. Нетрадиционный для российской школы опыт преподавания этого предмета разработчики курса во многом заимствовали у американских педагогов. Личностно-ориентированный подход, опора на знания учащихся, полученные не только на предметах гуманитарного, но и научно-естественного цикла, а также информацию, получаемую вне школы, диалогичность процесса изучения программного материала - вот основные акценты методики преподавания курса граждановедения. Сожалению, методической помощи учителю никто не оказывал. Многое было подчерпнуто из опыта брянских педагогов, до многого проходилось доходить путем проб и ошибок.

До недавнего времени мне было совершенно ничего неизвестно о технологиях открытого образования. Интерес к ним пробудили случайный разговор с бывшей коллегой.

Знакомство в Центре открытых образований с технологиями 'Развитие критического мышления через чтение и письмо', 'Дебаты', 'Французские мастерские', 'Тьютерское сопровождение проектной деятельности учащихся' оказалось не только интересным, но и чрезвычайно полезным. Хочется вычсказать благодарность учителям ГОУ СОШ ? 89 Северо_Западного оукружного управления образования г. Москвы, которые продемонстрировали эффективность применения ООТ в учебно-воспитательном процессе наглядно была продемонстрирована участниками семинара 'Возможности отрытых образовательных технологий в условиях реализации профильного обучения'.
Недолгое время освоения и применения ООТ на собственном опыте убедило меня, что они позволяют оптимизировать учебно-познавательный и воспитательный процесс, способствуют повышению мотивации учащихся к обучению (это одна из 'больных' проблем современной школы), активизируют познавательную и творческую активность учащихся, формируют их новый взгляд на окружающий мир, который теперь предстает для них не через призму отдельных предметов, а как единой целое. Применение открытых образовательных технологий повышает самооценку учащихся, дает учащимся хороший опыт социализации, укрепляет коллектив. Существенно меняются отношения учитель - ученик. Приоритет учительской позиции меняется на подлинное партнерское сотрудничество. Урок стал интереснее не только для учеников, но и для меня, как учителя. По-новому раскрылись учащиеся, которые раньше были пассивны. Старшеклассники даже на седьмом по расписанию уроке активны и внимательны, часто даже недовольны звонком с урока. Уроки (ученики их теперь называют разговорами) проходят продуктивно, быстро, интересно и весело. Для школы работающей по проблеме здоровьесбережения это особенно важно, так как применение отрытых технологий нейтрализует стрессогенный школьный фактор, способствует эмоциональной разрядке. И все это не в ущерб учебной программе и качеству знаний!

ООТ в процессе изучения истории были опробованы на уроке 'Экономическое развитие России в XVII в.' в 7 классе (ООТ 'Развитие критического мышления через чтение и письмо'), 'Петр I и его время' в 10 классе (ООТ 'Дебаты'), а также во время классных часов 'Конфликт: от возникновения до разрешения"' и 'Песни наших родителей' (ООТ 'Дебаты') в 9 классе. В 11 классе проходили дебаты по теме "Великие реформы 60-70- гг. XIX вв.) Особенно эффективно использовать ООТ на уроках обществознания в старших классах.

  На уроках с применением ООТ старшеклассники из пассивных слушателей превратились в активных соавторов урока. Во время рефлексии они высказывают не только впечатление от урока, но и делают конструктивные предложения по проведению последующих занятий. Поистине, 'мы учимся у тех, кого учим'. Старшеклассники стали чаще бывать в библиотеке, с удовольствием ездить на экскурсии, хотя раньше избегали участия в них. Особенно дорого мне, что во время рефлексии один из старшеклассников сказал, что 'урок учит слышать и слушать'. Первые уроки в ООТ проходили недостаточно организовано, но скоро учащиеся стали демонстрировать оптимальную организацию работы на уроке. Повысилась культура речи, требовательнее стали учащиеся и к качеству своей работы. Неожиданно для себя я отметила, что в каждом из трех 10 классов, в которых проводились дебаты, во время уроков удалось изучить больше учебного материала, что на традиционном уроке. Качество знаний, проведенное в форме тестов, тоже было выше обычного.

Конечно, организация дебатов требует большой подготовительной работы, но технические возможности школы и оснащение кабинета позволяют эту подготовку. Применение ООТ в учебно-воспитательном процессе создает положительный эмоциональный фон. Если раньше в конце дня я чувствовали усталость, то сейчас, применяя ООТ, испытываю подъем сил, желание не просто работать, а постоянно придумывать что-то новое. Немаловажно, что и учащиеся покидают кабинет истории с хорошим настроением, а затем с удовольствием возвращаются на новый урок. Подобное отношение учащихся обязывает постоянно поддерживать педагогическую форму, совершенствоваться, а не стоять на месте, получать удовольствие от работы.

Открытые уроки, проведенные мною в рамках традиционного для школы апрельского мастер-класса, заинтересовали коллег. В школе много желающих познакомиться с открытыми образовательными технологиями. Для этого в  первой половине 2004 - 05 учебного года на базе школы мы открыли учебную группу Центра открытых образовательных технологий МИОО, в которой прошла обучение большая часть учителей школы.

Групповые формы работы.

Методические рекомендации.

Белова Л.К., учитель истории и обществознания

ПАРЫ И ГРУППЫ

Что это за прием и для чего он нужен?

Деление учеников на пары и группы дает ученикам больше возможности для участия и взаимодействия, снимает стрессобразующую ситуацию при решении учебной проблемы и придает чувство уверенности при ответе.

Как используется прием?

ШАГ 1

Определите принцип деления на группы:

  • разделить класс на мальчиков и девочек;
  • разделить на группы друзей;
  • произвольно (по дню или месяцу рождения, первой букве имени, цвету глаз, росту и т.д.)

ШАГ 2

Продумайте расположение групп в классе (учебные столы заранее можно поставить так, чтобы каждая группа удобно расположилась на своем рабочем месте; если нет возможности переставить столы, ученики могут образовать группы, повернувшись лицом к сидящим сзади; можно рассадить группы без столов, на стулья, расположенные кругом). Рассадите учащихся так, чтобы все в группе хорошо видели друг друга.

ШАГ 3

Заранее познакомить учащихся с правилами работы в группе. На каждом столе желательно иметь соответствующую памятку. Хорошо, если учащиеся самостоятельно после нескольких групповых занятий выработают памятки с наиболее приемлемыми дл них правилами. Замечательно, если эти памятки будут составлены не сухим языком, а с чувством юмора.

ШАГ 4

Распределение ролей в группе (определяется характером и объемом задания). Если выполнение задание займет достаточно много времени, необходимо решить, кто будет вести протокол. Обязательно должен быть выбран старший группы.

ШАГ 5

Подготовка групп к выполнению задания. Четко объясните задание. Определите время для его выполнения.

ШАГ 6

Самостоятельная работа группы.

Роль и место учителя на этом этапе урока:

  • наблюдать со стороны за ходом работы групп, быть готовым прийти на помощь;
  • не спешить, не прерывать работу группы, кроме тех случаев, когда работа группы идет не по правилам или учащиеся не правильно поняли задание;
  • не отдавать предпочтение ни одной группе, всем уделять равное внимание;
  • предоставлять челнам группы право свободного обсуждения поставленной проблемы; приходить на помощь только по просьбе группы;
  • поощрять работу групп;
  • быть готовым к непредвиденному повороту обсуждения, при этом не оказывать давления на группу.

ШАГ 7

Отчет группы о проделанной работе. Если время урока позволяет, то учащиеся из других групп могут задавать вопросы для уточнения позиции группы. Отчет может сопровождаться иллюстративным материалом, который изготовила группа (в данном случае группа должна быть заранее поставлена об этом в известность, заранее должен быть приготовлен соответствующий инвентарь - фломастеры, ватман, цветные мелки и т.д.)

ШАГ 8

Оценка. Учитель не должен спешить высказать свои оценочные суждения. Пусть это сделают учащиеся. Спросите их, чем было полезно и интересно проведенное занятие, чему оно их научило. Если ответы будут отрицательными, спросите, как бы они сами провели такое занятие. Используйте советы учащихся при проведении последующих занятий.

Наиболее результативно будут подведены итоги, если рассадить учащихся кругом. Можно из рук в руки говорящим передавать какой-то предмет, например цветок или мягкую игрушку - это снимает стресс и одновременно помогает сконцентрировать внимание. Доброжелательно реагируйте, если кто-то из учащихся не сможет высказать свою точку зрения, не акцентрируйте внимание на неудачах выступающих на данном этапе.

Если есть необходимость поставить оценки, доверьте это группе. Для этого заранее учащиеся должны быть ознакомлены с методикой оценки работе в группе. Используйте для этого оценочные листы.

Не спешите использовать все элементы групповой или парной работы на первом занятии. Вводите их постепенно, дайте учащихся привыкнуть к новым формам работы.

Подводите итоги после окончания каждого занятия.

Дискуссия

Что это за прием и для чего он нужен?

Проведение дискуссии на уроке позволяет учителю узнать, каково отношение учеников к изучаемой проблеме. Для ученика - это прекрасная возможность высказать свое мнение по содержанию и актуальности изучаемого материала. Во время дискуссия учащиеся развивают важные навыки - умение говорить, слушать и слышать, в процессе которых воспитываются такое важные качества, как умение аргументировать, уважение к позиции другого человека, талерантность.

Как используется прием?

ШАГ 1

Определить тему дискуссии. Перед ее началом надо спросить у учеников, интересная ли им эта тема. Кому она еще может быть интересна? Так определяется значимость темы дискуссии. (Вариант: у учащихся модно спросить, часто ли их мнением по каким-то вопросами интересуются взрослые, учителя, родители, друзья? Легко ли высказывать свою точку зрения? Что они делают, если она не совпадает с точкой зрения других людей: молчат или отстаивают свои взгляды? Трудно ли это сделать?).

Этот этап работы поможет установить психологически комфортную ситуацию, без которой невозможно проведение дискуссии, создать мотивацию учащихся для участия в дискуссии.

ШАГ 2
Познакомьте класс с общими правилами этикета речи (лучше это сделать заранее). Можно предложить учащимся самим выработать привила ведения дискуссии (при этом можно использовать метод мозговой атаки), а можно попросить группу учащихся до урока изготовит плакаты соответствующего содержания.

ШАГ 3

Определите круг обсуждаемых вопросов и установите регламент для выступающих. Следите, что бы никто не доминировал в дискуссии, не допускайте, чтобы кто-то выступал часто, а кто-то молчал. Все участники дискуссии должны иметь равные права. Пресекайте личностные высказыванию учащихся в адрес друг друга.

ШАГ 4

Заранее можно определить группы экспертов из наиболее подготовленных учащихся. Можно привлечь к работе группу независимых экспертов (например, учащихся других классов). Эта группа в конце дискуссии должна подвести ее итоги.

ШАГ 5

После заключения экспертов обязательно уточните, осталась ли точка зрения учащихся по проблеме дискуссии прежней или изменилась. Если она изменилась, по почему? Какие аргументы или кто из участников дискуссии способствовал изменению позиции?

ШАГ 6

Подведение итогов и оценки работы участников дискуссии (см. шаги 8 и 9 в разделе 'Пары и группы). На этом этапе работы учитель может высказать свое мнение и прокомментировать (при необходимость откорректировать) оценки.

Роль и место учителя во время школьной дискуссии:

Учитель наблюдает за ходом дискуссии, направляя ее в нужное русло. Не стоит перебивать высказывания учеников, так же во время их выступлений учитель должен воздерживаться от комментарий, нельзя высказывать свою точку зрения или выражать ее жестами , мимикой или интонацией.

Правила этикета во время дискуссии:

  • если один говорит, остальные слушают;
  • хочешь сказать, подними руку;
  • не прерывай того, кто говорит;
  • критикуй мнений, а не личность его высказывающего;
  • не смейся, когда кто-то говорит (исключение - шутка выступающего);
  • будь краток и четко выражай свои мысли;
  • старайся найти рациональное зерно в аргументах оппонента;
  • реши, что ты хочешь - любой ценой отстоять свою точку зрения или найти истину? Не ошибись в выборе!

'Мозговая атака'

Что это за прием и для чего он нужен?

'Мозговая атака' - это способ активизации деятельность учащихся и быстрого генерирования идей при поиске ответа на конкретный вопрос или при решении проблемы. Это способ можно применять как заранее запланированный прием работы, так и при возникновении спорного момента урока. Очень эффективен способ 'мозговой атаки' когда учащиеся решают проблему, не имеющую однозначного решения или конфликтной ситуации, а так же в случае, если в классе возникли полярно противоположные точки зрения по какому-то вопросу.

Во время 'мозговой атаки' учащиеся приобретают навыки коллективный работы, которые способствуют снятию напряжения, мирному решению конфликтных вопросов, учатся находить компромисс.

'Мозговая атака' содействует развитию нестандартного мышления, помогает установлению благоприятного морально-психологического комфорта, снимает напряжение.

Как используется прием?

ШАГ 1

Определите цель 'мозговой атаки':

  • возбуждение интереса к хорошо известной учащимся теме для проверки знаний или их корректировки;
  • решение новой проблемы;
  • погашение конфликта;
  • изучение мнения учащихся по актуальным вопросам;
  • катализация творческой активности (например, варианты окончания какого-то рассказа).
Продумайте методическую цесесообразность приема.

Подготовьте необходимый инструментарий (ватман, фломастеры, цветные мелки и т.д.)

ШАГ 2

Сформулируйте цель и проблему в форме вопроса, на который можно дать различные ответы.

ШАГ 3

Попросите учащихся высказать свои идеи. Не отвергайте даже самые смешные и нелепые. Все высказанные идей запишите на доске или на листе фломастера. Писать надо крупным почерком,, чтобы всем было видно. Между строк надо сделать большие интервалы для последующих дополнений и изменений.

Пишите кратко, используя отдельные фразы или слова.

Организуйте, чтобы записи делал на доске кто-то из учащихся (если размеры доски позволяют, это может быть 2 человека).

ШАГ 4

Убедите учащихся в том, чтобы на этом этапе 'мозговой атаки' они воздерживались от каких-либо комментариев, а так же не повторяли уже высказанных идей. Не дава йте свою оценку идеям учащихся.

Осторожно высказывайте свои идеи только в том случае, если есть необходимость повысить активность учащихся.

ШАГ 5

Поощряйте активность учащихся, но не рассаживайте класс в круг и не принуждайте их к активности, это может помещать их участию в 'мозговой атаке'.

ШАГ 6

Если какое-то предложение неясно, попросите высказывшего его объяснить, при необходимости откорректируйте, если ученик согласен с вами.

ШАГ 7

Прекратите 'мозговую атаку, когда идеи иссякнут или когда почувствуете, что интерес учащихся угасает. Попросите одного из учащихся прочитать все записанное. Дайте учащимся возможность прокомментировать.

По ходу комментрарий стирайте с доски или вычеркивайте с листа ватнама те идеи, которые отвергаются большинством как нереальные для практического воплощения. Поверьте, учащиеся смогут на этом важном этапе работы проявить настоящую прозорливость и мудрость.

ШАГ 8

Зачитайте окончательный вариант предложений учащихся по решению проблемы, проранжируйте их по степени значимости.

Если проблема требует быстрого практического решения, определите, кто их учащихся (группой или индивидуально, в зависимости от ситуации) будут реализовывать части коллективно выработанного решения.

ШАГ 9

В конце 'мозговой атаки' обязательно поблагодарите участников, покажите значимость проделанной ими работы.

Ролевая игра

Что это за прием и для чего он нужен?

Ролевая игра - эта маленькая пьеса, импровизация, разыгрываемая учениками. Ее цель - снятие усталости и эмоционального напряжения, развитие творческих способностей учащихся. Ролевые игры помогают преодолеть монотонность и однообразие учебно-воспитательного процесса. Под воздействием ролевых игр рождаются чувство сопереживания, стремление помочь людям, попавшим в трудные ситуации. В курсах гуманитарных циклов этот прием способствует более глубокому пониманию психологического фона изучаемого материала.

Как используется прием?

ШАГ 1

Определите проблемы, цели и задачи ролевой игры, а так же круг действующих лиц. Вместе с учащимися решите, сколько человек будут принимать участие в игре, а сколько - будут наблюдателями. Поощряйте к участию застенчивых учащихся

ШАГ 2

Если не все учащиеся будут принимать участие в игре, продумайте, чем будут заниматься остальные в то время, когда будет готовиться группа (эти занятия должны так же работать на поставленные в начале урока цели; к примеру, можно организовать работу в парах или группах; раздаточный материал для таких заданий надо подготовить заранее).

ШАГ 3

Согласуйте с участникам игры, в какой форме она будет представлена:

  • рассказ (рассказчик описывает ситуацию), а остальные участники от имени своих персонажей рассказывают, что произошло дальше;
  • инсцинировка, во время которой происходит импровизированный диалог и взаимодействие:
  • пантомима и т.д.

ШАГ 4

Обознначьте четкие временные рамки на обдумывание ситуации и своих ролей. При необходимости сделайте в классе перестановку мебели.

ШАГ 5

Представление ролевой игры.

ШАГ 6

Обсуждение ролевой игры. Очень важно, чтобы к игре учащиеся отнеслись не только как к упражнению, а вынесли из нее познавательный опыт. Если ролевая игра проводилась в форме суда над каким-то явлением или личностью, запланируйте время, чтобы выслушать позиции всех участников (судей, обвиняемого, свидетелей): нужно обсудить, почему был вынесен именно такой приговор, трудно ли было принимать решение, какие сомнения были.

Если ролевая игра была неудачна, обсудите причины неудачи и спросите учеников, как можно было избежать неудачи. Отрицательный опыт тоже опыт.

Если ролевая игра прошла интересно, обсудите с ее участниками возможность представить ее другим классам. В последнем случае важно, чтобы тема игры имела общую значимость и актуальность.

Роль и место учителя во время ролевой игры:

Ролевые игры имитирует реальную жизнь, поэтому они могут поднять вопросы, на которые нет простых ответов. Очень важно, чтобы и учитель, и ученики понимали, что существуют различные точки зрения. Игра учит находить выход из различных ситуаций. Учитель не должен навязывать свою точку зрения или пытаться любой ценой достичь единодушия. Надо быть готовым и к тому, что игра может пойти в непредвиденном учителе ключе и быть готовым к импровизации, умело подвигая учеников к поставленным целям.

Игра требует чуткости. Учителю необходимо уважать чувства отдельных учащихся и хорошо владеть социальной и психологической ситуацией в классе, чтобы не задеть чувства своих учеников.

Гражданский форум

Что это за прием и для чего он нужен?

Гражданский форум - нетрадиционная форма занятия, не дискуссия, не беседа.

Гражданский форум - это дискуссия, ведущаяся по особым правилам, на основе дискуссионной брошюры или дискуссионного материала, составленными учениками под руководством учителя в подготовительный период.

Гражданский форму не только метод, это - новая линия поведения учителя, новая форма его взаимоотношения с учениками.

Основную часть претензий учеников и их родителей к учителям вызывает грубость учителя, причем часто им не замечаемая, авторитарная манера учителя, унижающая личность ученика. Методика гражданского форума поднимает стиль работы учителя на новую высоту, помогает ему избавиться от этих недостатков.

Учитель должен помнить формулу Гете: 'Мы учимся только у тех, кого любим'. Учитель, овладевший методикой подготовки проведения гражданского форума гарантирован от авторитаризма как в учебном, так и в воспитательном процессе. Под воздействием этой методики формируется школа сотрудничества.

Цели гражданского форума:

  • расширить взгляды каждого участника до уровня суждения (не только на уровне эмоций), серьезного изучения проблемы и поиска путей ее решения;
  • выработка суждения, общей платформы в ходе поэтапной работы по заданному в брошюре алгоритму.

Этот метод способствует воспитанию личности учащегося, формированию его гражданской позиции, рождает чувство сопричастности к важным проблемам современного общества.


Открытые Образовательные тенологии. Мастерские.

Зонова Т.К., учитель русского языка и литературы

'Французские (творческие) мастерские' в серии развивающих уроков имеют особое местоположение. Приемы этой технологии позволяют приблизить ребенка как к реальному обществу, в котором он живет, так и к отдаленному прошлому, оставленному нам предками. Эта технология позволяет постичь художественное своеобразие мира, развивает умение работать коллективно, увидеть тонкий рисунок индивидуального в общем узоре мироздания и из небольших разрозненных деталей собрать общую картину видения бытия.

Технология 'Педагогические мастерские' позволяет ребенку проявить творческое мышление и выразить свое понимание вопросов. Соотнести свои возможности с реальностью жизни и фантазией, которая когда-то была так близка ребенку - веселой и понятной игрой.

Эта технология позволяет ребенку привнести свой опыт, свое познание мира, свое видение той или иной ситуации. Она учит ребенка размышлять, уметь советоваться с товарищем и, отстаивая свою точку зрения, не забывать прислушиваться к товарищу, а иногда, а то и довольно часто, с удовольствием принимать точку зрения своего одноклассника.

Новые педагогические технологии позволяют ребенку научиться жить, работать, думать самостоятельно и коллективно, а мечтать и творить - индивидуально.

Приучая ребенка к совместной работе, новые технологии ничуть не умаляют индивидуальности ребенка, они определенно учат ребенка понимать, что работать хорошо можно не только общепринятыми методами и приемами, а работать можно по-разному: видеть проблему с разных точек зрения и решать эти проблемы можно как индивидуально, так и совместно. Совместная творческая работа определенно выводит ребенка на абсолютно новый уровень обучения, позволяет ему не бояться творить, говорить, отстаивать не только свою точку зрения, но и точку зрения своих друзей.

В старших классах такая технология помогает ученику принять то или иное решение, исходя как из собственного опыта, так из имеющихся ранее или вновь приобретенных знаний. Новые технологии прививают ученику умение логически мыслить, добывать знания самостоятельно, уметь слушать и слышать,читать и видеть, видеть в читаемом все самое главное, нужное, новое. Она учит удивляться новому и открывать это новое для себя. Учит быть внимательным к слову, написанному кем-то и рожденному самим в творческом порыве. Но самое важное, по моему мнению, - это умение ученика мыслить. Не только знать аксиомы, не просто повторять прописные истины, а уметь посмотреть на одну и ту же ситуацию с разных точек зрения, обсудить ее, сделать логический вывод и представить ее, свою мысль, как единственно верную. Говорят, что в спорах рождается истина: Так давайте спорить, мыслить, творить, рушить стереотипы!

Новые технологии - это новый шаг в российской педагогике, это уроки будущего для будущего поколения детей. Это уроки, которые подарят детям радость открытий и радость творческих исканий. Это уроки нашего 'завтра', хотя начинается оно - сейчас.

Обитатели ночлежки в пьесе М. Горького "На дне"

Литература 11 класс
Зонова Т.К., учитель русского языка и литературы

Цель урока:
Приемами технологии 'Педагогическая мастерская' приблизить учеников к реальному опыту постижения художественного мира. Помочь увидеть судьбы героев с нестандартной точки зрения. Развивать умение работать коллективно и уметь защищать свою точку зрения.

Реквизиты урока: На столе яблоки, орехи, монеты; 3 листа А-3, фломастеры, двойные листочки на столах, которые приготовлены для работы в группах.

Оформление доски:
Левая сторона: 'Эх, братцы! Много ли человеку надо?'

'Человек - свободен: он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум - человек за все платит сам, и потому он - свободен!..'

'Не обижай человека! А если меня однажды обидели - и на всю жизнь сразу!

Как быть? Простить?:'

' Ведь ты : ты мной живешь, как червь - яблоком!'

Середина доски: Тема урока. Обитатели ночлежки в пьесе Горького 'На дне'.

Вопросы группам:

1. Транжира: Транжирить: Кто из героев и что растранжирил в пьесе М.Горького ' На дне'?

2. Кто из обитателей ночлежки живет за счет другого?

3 Почему герои пьесы (постоянные обитатели) не пытаются изменить свою жизнь и не уходят из ночлежки?

Правая сторона доски:
Портрет М. Горького. Свиток с гусиным пером как символ творческой работы.

Оборотная сторона доски:
Чей образ вас удивил?

Чье имя чаще всего повторяется по ходу действия?

Кто из героев произвел на вас самое большое впечатление?

С кем бы из героев вы хотели бы поговорить?

Ход урока.

 Объявление цели и темы урока.:

Ребята, сегодня у нас не простой урок, а урок - мастерская. Чем она отличается от урока? Главное на уроке - это ваше творчество, ваше ощущение, ваши чувства и эмоции, ваше видение и ваше слово. Мы с вами сегодня проведем несколько мини исследований: исследование образов обитателей дна, исследование их поступков и действий, исследование эпохи и человеческих взаимоотношений.

Индуктор 1.

Демонстрация 5-минутного фрагмента видеофильма "Москва. ХХ век." ("Кварт").

Учитель: Ребята, представьте на миг, что волею судьбы вы оказались в Москве без денег, без друзей, без родственников, без сотовых телефонов. Вы переместились в начало века. Как вы попытались бы наладить свою жизнь или изменить ситуацию, в которой вы оказались? Попытаетесь вы наладить свою жизнь или сразу же опустились на 'дно'?

Перед вами листочки. Подпишите их и напишите на листках мини рассказ о том, как бы вы стали жить в непривычной для вас ситуации. Время - 10 минут.

Индуктор 2.

Создание творческих работ.

Учитель:Обменяйтесь текстами и прочтите работу вашего товарища.

Социализация.

Зачитываются  2-3, на взгляд учащихся,  лучшие работы из группы.  (Либо автор, либо любой человек из группы. (5-7 минут)

Промежуточная рефлексия:

А теперь пусть каждый из вас возьмет яблоко, орех или монетку и соединитесь в группу с одинаковыми предметами, которые вы держите в руках.(учащиеся пересаживаются в группы.)

Для каждой группы на доске записаны задания. Слева на доске вы видите цитаты. Выберите одну из них, подходящую к вашему заданию, и запишите ее как эпитет к вашей общей работе.

  • Транжира - транжирить: Кто из героев и что растранжирил в пьесе Горького 'На дне'?
  • Кто из обитателей ночлежки еще живет за счет другого 'как червь яблоком'?
  • Почему герои пьесы не пытаются изменить свою жизнь и не уходят из ночлежки?

Учитель:Можете составить общий кластер, можете, если хотите работать индивидуально, написать на листках свое личное мнение.

  Время работы - 10 мин.

Социализация

А теперь, из каждой группы 1 человек выступит и расскажет, как вы общими усилиями ответили на заданные вопросы. Каждый отвечает 2-3 минуты.

Общая рефлексия и выход на новую проблему:

Учитель: Теперь, посмотрите на оборотную сторону доски и назовите мне имя любого из героев, который, как вам кажется, мог бы быть главным персонажем пьесы. (Ответы, имена, которые говорят ребята, учитель записывает на правой половине доски)

Учитель: А теперь, когда имена персонажей записаны, подумайте:

Есть ли в пьесе главный герой? Кого бы вы поставили главным героем в пьесе? Обоснуйте ответ. ( 5 минут). Каждая группа выбирает только одного из записанных на доске героев пьесы.

Социализация:

Ребята - 'режиссеры' - отвечают на вопрос.

Рефлексия: Итог урока:

  •  Почему у вас на столах лежат яблоки, орехи и монеты? Обоснуйте ответ.
  •  Что же мы выяснили о наших ночлежниках?

Домашнее задание: Эссе на темы (по выбору) ' Нужен нам или не нужен утешитель Лука?' и ' Почему Актер ':испортил песню' ночлежникам?'

Непознанный мир:.

Туман ли? Дымка? Дым ли от костров?:
Зловещий мир непознанной эпохи:
А был ли правда этот мир таков,
Иль страшен нам, поскольку знаем плохо?..

Идут за убеждения на смерть?
Иль можно убеждения менять?
Даст человеку ваша гибель - свет?
Иль в темноте он будет прозябать?

Что дарит ВЛАСТЬ? Чужие страх и боль?
Или свое величие души?
И где души измученной юдоль?
И ИСТИНА всегда ли суд вершит?:

Мы по спирали времени скользнем
В те времена, где нас не может быть:
И просто в этом мире заживем,
Иль сможеи ход событий изменить!...

(автор стихотворения Зонова Т.К.)

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Граждановедение. 6 класс
Белова Л.К., учитель истории и обществознания

1 УРОК

Цель урока:

  • познакомить учащихся с основополагающими документами, определяющими права человека и гражданина;
  • способствовать формированию у учащихся чувства уважения к правам других людей.

Оборудование урока:

  • Соколов Я. Граждановедение. 6 класс.  4.
  • Конституция Российской Федерации.
  • Шабельник Е., Каширцева Е. Права на каждый день. М., ВИТА-ПРЕСС, 1995.
  • Подборка газетного материала о нарушениях прав человека.
  • Раздаточные листы.
  • Картины 'Продажа рабов в Древней Греции' , 'Бой гладиаторов в Колизее', 'На вилле римского рабовладельца'.

Основные понятия: Всеобщая Декларация прав человека, Конституция РФ, право, обязанность, закон, правовое государство.

План урока:
1. Были ли права у рабов?
2. Всеобщая декларация правы человека ( ООН, 1948 г.).
3. Основные права человека.
4. Защита прав человека.
5. Конституция Российской Федерации (1993 г.) о правах граждан.
6. Надо ли ограничивать права и свободы человека?

Мотивация.
Какие значения слова 'гражданин' вы помните?
Кто может быть гражданином страны?
Ст. 6, п.2 Конституции РФ (о равенстве прав всех граждан). Вы тоже граждане нашей страны. Какие права есть у вас?
Продолжите фразу: 'Для меня самым важным правом является...' (См. с.34 учебника).

В ходе беседы с классом выделяются главные права человека - право на жизнь и свободу.

Используя знание истории древнего мира, вспомните, всегда ли и все ли люди имели права на жизнь и свободу? (Вариант: беседа по картинам курса истории древнего мира 'Продажа рабов в Древней Греции', 'Бой гладиаторов в Колизее', 'На вилле римского рабовладельца').
Кратко в объеме учебника ознакомить учащихся с Всеобщей Декларацией прав человека, в которой провозглашены высшие ценности - ст. 1 и 2 Всеобщей Декларации прав человека (кн.: Шабельник Е., Каширцева Е. Права на каждый день, с. 6 - 7).

РАБОТА В ГРУППЕ.

1 группа. Прочитайте отрывок из сказки А.Толстого 'Золотой ключик, или приключения Буратино'. Установите, о нарушении каких прав человека говорится в этом отрывке. Для выполнения задания используйте книгу 'Права на всякий случай'. Кратко запишите эти права человека. "Услышав ... шум, из-за сцены высунулся человек, такой страшный с виду, что можно было окоченеть от ужаса при одном взгляде на него. Густая нечесаная борода его волочилась по полу, выпученные глаза вращались, огромный рот лязгал зубами, будто это был не человек, а крокодил. В руке он держал семихвостую плетку. Это был хозяин кукольного театра, доктор кукольных наук синьор Карабас Барабас... Он схватил Буратино, отнес в кладовую театра и повесил на гвоздь. Вернувшись, пригрозил куклам семихвостой плеткой, чтобы они продолжали представление.Куклы кое-как закончили комедию, заневес закрылся, зрители разошлись. Доктор кукольных наук синьор Карабас Барабас пошел на кухню ужинать.Сунув нижнюю часть бороды в карман, чтобы не мешала, он сел перед очагом, где на вертеле жарились целый кролик и два цыпленка. Помуслив пальцы, он потрогал жаркое, и оно показалось ему сырым. В очаге было мало дров. Тогда он три раза хлопнул в ладоши. Вбежали Арлекин и Пьеро. "Принесите-ка мне этого бездельника Буратино", - сказал синьор Карабас Барабас. -"Он сделан из сухого дерева, я подкину его в огонь, мое жаркое зажарится". Арлекин и Пьеро упали на колени, умоляя пощадить несчастного Буратино."А где моя плетка?" - зарычал Каарбас Барабас. Тогда они, рыдая, пошли в кладовую, сняли с гвоздя Буратино и приволокли на кухню.

2 группа. Прочитайте отрывок из сказки А.Толстого 'Золотой ключик, или приключения Буратино'. Установите, о нарушении каких прав человека говорится в этом отрывке. Для выполнения задания используйте книгу 'Права на всякий случай'. Кратко запишите эти права человека.

Буратино пошел быстрее. Кто-то позади еего тоже пошел быстрее.Он припустился бегом. Кто-то бежал за ним вслед бесшумными скачками. Он обернулся. Его догоняли двое, - на головах были одеты мешки с прорезанными дырами для глаз. Один, пониже ростом, размахивал ножом, другой, повыше, держал пистолет, у которого дуло расширялось, как воронка... " Ай-ай!" - закричал Буратино и, как заяц, пустился к черному лесу. " Стой, стой!" - кричали разбойники. Буратино, хотя и был отчаянно перепуган, все же догадался, - сунул в рот четыре золотых и свернул с дороги к изгороди, заросшей ежевикой... Но тут двое разбойников схватили его..." Кошелек или жизнь!" Буратино, будто бы не поминая, чего от него хотят, часто дышал носом. Разбойники трясло его за шиворот, один грозил пистолетом, другой обшаривал карманы. "Где твои деньги?" - рычал высокий... ... Буратино в отчаянии упал носом в песок и притворился мертвым. Разбойники подскочили: " Ага, теперь от нас не уйдешь!.." Трудно вообразить, чего только они не выделывали, чтобы заставить Буратино раскрыть рот. Если бы во время погони они не обронили ножа и пистолета, - на этом месте и можно было бы закончить рассказ про несчастного Буратино. Наконец разбойники решили его повесить вниз головой. Привязали к дереву веревку, и Буратино повис на дубовой ветке...

3 группа. Прочитайте отрывок из сказки А.Толстого 'Золотой ключик, или приключения Буратино'. Установите, о нарушении каких прав человека говорится в этом отрывке. Для выполнения задания используйте книгу 'Права на всякий случай'. Кратко запишите эти права человека.

'... Алиса велела коту остаться караулить, а сама побежала в ближайшее полицейское отделение. Там, в накуренной комнате, за столом, закапанным чернилами, густо храпел дежурный бульдог. Лиса самым благонамеренным голоском сказала ему: "Господин мужественный дежурный, нельзя ли задержать одного беспризорного воришку? Ужасная опасность грозит всем богатеньким и почтенненьким гражданам этого города." Спросонок дежурный бульдог так рявкнул, что под лисой со страха оказалась лужа. " Воришка! Гам!"
Лиса объяснила, что опасный воришка - Буратино - обнаружен на пустыре. Дежурный, все еще рыча, позвонил. Ворвались два добермана-пинчера, сыщики, которые никогда не спали, никому не верили и даже себя самих подозревали в преступных намерениях. Дежурный приказал им доставить опасного преступника живым или мертвым в отделение. Сыщики ответили коротко: " Тяв!". И помчались на пустырь особым хитрым галопом, занося задние ноги вбок. Последние сто шагов они ползли на животах и враз кинулись на Буратино, схватили его под мышки т потащили в отделение. Буратино болтал ногами, умолял сказать - за что? за что? Сыщики отвечали:"Там разберут..."

4 группа. Задание 4 на с. 31 учебника. Для его выполнения познакомтесь с текстом  4 (с.28 - 30). Кратко запишите в тетради эти права человека.

ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ. Заполнение таблицыих 3- столбцов. В левой колонке таблицы записываются права человека (краткая формулировка),  в правой напротив них - примеры нарушения этих прав и предложенных группам текстах..

В течение 5-7 минут учащиеся самостоятельно работают с книгой 'Права на всякий случай' и записывают в таблицу несколько прав человека, которые им покажутся наиболее интересными . (Эта работа позволит учителя провести скрытый тест по изучению интересом учащихся, результаты которого будут использованы при моделировании последующих уроков).

ДОМАШНЯЯ РАБОТА.

Третья колонка таблицы заполнить дома на основе работы с дополнительными источниками информации (газеты, журнала, телепередачи)

Согласно ст. 16 Всеобщей Декларации каждый человек имеет право на заключение брака только 'При обоюдном и свободном согласии обеих сторон).

Учащимся предлагается внимательно рассмотреть слайд с репродукцией картины Федотова 'Неравный брак' и подумать, соответсвует ли ситуация, изображенная художником правам, предусмотренным ст. 16 Всеобщей декларации прав человека.

Если нарушаются права человека, мы должны помнить о существовании ст. 1, 6,7 и 8. Права человека надо уметь защищать, особенно если вы живете в стране, в которой еще не существует правового государства.

  •   Как вы понимаете, что такое правовое государство? Выполнить задание 1 и 2 на с. 32 - 33 учебника.
  •   Что, по-вашему, является гарантией соблюдения прав человека?

Словарная работа. Закон. Суд. Адвокат.

Учащимся демонстрируются брошюры с текстами Конституции РФ и Семейным, Уголовный, Гражданским Кодексами. Учитель кратко рассказывает о том, что Конституция РФ - основный закон нашей страны, в котором предусмотрены основные права граждан нашей страны.

ДОМАШНЯЯ РАБОТА.

1. Закончить заполнение таблицы.
2.  4.
3. Повторить  2.

2 УРОК

Мотивация урока.

  • Демонстрируются брошюры с законами РФ, учащимся предлагается выбрать и показать ту, в которой содержится основной закон нашей страны.
  • Кто такой гражданин?
  • Какого гражданина мы называем достойным сыном Отечества?

ХОД УРОКА

Проверка таблицы. Обсуждение основные прав человека, фактов и причин их нарушения.

Краткое сообщение о Конституции РФ 1993 г. как об основном законе нашей страны, в котором записаны права граждан Российской Федерации.

Итак, каждый человек имеет право на жизнь, свободу, собственное мнение и свободу его выражения. Все согласны с тем, что свобода - главная ценность человека? Как вы считаете, свобода - это абсолютная ценность?

Игровая ситуация (в основе задания - сюжет, приведенный профессором Сиракузского университета США Дж. Джулианом на уроке по правам человека в 11 'А" классе в УВК ? 1636 Южного округа г. Москвы. Эту игровую ситуацию можно использовать не только в 5, но и в более старших классах) Заранее подготовленный учителем ученик, изображая хулигана, врывается в класс с криком 'Пожар!', срывает урок.

- Нарушены ли наши права? Какие? Кто накажет ученика? Как? (Проводится импровизированный педсовет, вызываются родители, Совет школы выпускает 'молнию').

- А если в результате этого хулиганского поступка началась паника, ученики, спасаясь от мнимой опасности, выбегали из класса и кто-то из них получил травмы? Как поступить в этом случае? (Почти в каждом классе находятся ученик, который заявит, что хулигану надо отомстить. В этом случае, попросите учеником обратиться с 5 - 10 статьям Всеобщей Декларации прав человека). Возможно обращение родителей потерпевших в суд.

Сценка 'Суд'.

Действующие лица (судья, хулиган, адвокат хулигана.
Текст печатается на карточках и раздается действующим лицам непосредственно в момент розыгрыша сценки. Всем ученикам класса, не занятым в сценке, предлагается быть присяжными заседателями, которые должны внимательно выслушать всех участников судебного процесса и вынести свое решение.

Судья: Подсудимый, вы обвиняетесь о том, что по вашей вине нанесен ущерб здоровью людей. Признаете ли вы себя виновным?

Хулиган: Нет, я не виновен. Я, как и каждый свободный человек, имею право на свободу убеждений на их свободное выражение. Я не отвечаю за поступки других людей, я их не толкал, не призывал бежать из класса, следовательно, я не причастен к тому, что они травмировали себя. Могли бы сначала подумать. Никакого пожара не было. Я просто пошутил. У пострадавших совершенно нет чувства юмора. Разве существует такой закон, по которому наказывают за шутку, розыгрыш?

Адвокат хулигана: Прошу присяжных заседателей обратить внимание на статью 19 Всеобщей Декларации прав человека с ст. 29 п.1 Конституции Российской Федерации.

Судья: Конечно, подсудимый, как и все граждане, имеет право на свободу мысли и слова. Не припомню, чтобы существовал закон от ответственности за шутку.

Господа присяжные заседатели! Мы выслушали обе стороны. Прошу вас удалиться для совещания и последующего оглашения вашего решения.

Выступают 3-4 человека по желанию, после чего вделается вывод, что человек должен нести ответственность за последствия своих поступков. Обращается внимание учащихся на приведенное на с. 33 учебника высказывание М.Клуадиуса 'Свобода заключается в праве делать все, что не вредит другим людям'. Можно дать задание группе экспертов, которые во время игровой ситуации работают со ст. 29 Всеобщей Декларации прав человека, а затем самостоятельно делают вывод о том, что свобода - высшая, но не абсолютная ценность.

Обращается внимание учащихся на положение 'Каждый человек имеет обязанности перед обществом'.

РАБОТА В ГРУППАХ.

1 группа. Ст.16 Всеобщей Декларации прав человека предусматривает право на создание семьи. А какие обязанности возникают у человека в связи в этим правом?

Свои размышления оформите в виде таблицы.

2 группа. Ст. 18 Всеобщей Декларации прав человека посвящена религиозным свободам. Возникают ли какие-либо обязанности, связные с религиозной пропагандой и деятельностью? Почему некоторые религиозные организации запрещаются законами?

3 группа. Ст. 26 Всеобщей Декларации предусматривает право каждого человека на образование. Можно ли осуществить это право, не имея обязанностей? Что именно вам мешает осушествить это право?

4 группа. Ст. 27 Всеобщей Декларации прав человека провозглашает произведения искусства доступными каждому человеку. Почему же тогда во всех музеях строго следят за поведением и даже внешним видом каждого посетителя, а некоторым из них смотрители музейных залов даже делают замечания?

5 группа. Ст. 19 Всеобщей декларации прав человека разрешает каждому человеку свободное выражение своих убеждение. Не противоречит ли этому положению недавно принятый в нашей стране Закон о вандализме, предусматривающий ответственность вплоть до уголовной за различные надписи на стенах общественных зданий?

Свои размышления оформите в виде таблицы. Левый столбец "Права и свободы", правый - "Обязанности, органичение прав и свобод"

Дома учащиеся по желанию могут проиллюстрировать эту таблицу соответствующими вырезками из газет и журналов, а также рисунками.

ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ. Обсуждение заданий, заполнение таблиц по заданиям, которые выполняли другие группы.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

 4, сочинение по выбору (см. с.34. По желанию учащиеся составляют кроссворд по теме.

Искусство Древнего мира (повторение)

Мировая художественная культура. 9 класс
Корина И.В., учитель МХК.

Цель: повторение пройденного материала

Задачи
Образовательные:

1.Повторить и обобщить знания об особенностях культуры древних цивилизаций.

2.Продолжить работу по формированию у учащихся умения работать в группе, выполняя правило: 'не учи другого, учи себя'

Развивающие:

  •  Активизировать деятельность учащихся
  •  Развивать интерес к предмету
  •  Развитие наблюдательности, воображения, памяти.
  •  Создание проблемных ситуаций как импульс к самостоятельному и групповому мышлению.

Воспитательные:

  • Воспитывать чувство коллективизма, уважения к мнению других.
  • Способствовать созданию на уроке ситуации успеха, возможности реализоваться, раскрыться каждому ребенку.

Оборудование: слайд-проектор, слайды; атрибуты греческих богов (колосья, лира, изображение павлина и гранат, щит и изображение совы ; карточки к 5 заданию, бумага и цветные карандаши; изображения античной скульптуры .

Этапы урока.

Работа учащихся:

1) на столе- фрагменты 4 открыток, ребята берут по одному фрагменту;
2) показ 4х слайдов с изображением архитектурных памятников (Парфенон, зиккурат, Стоунхендж, Колизей);
3) приглашаются по 1 человеку из команды, они получают каждый по фотографии известной античной скульптуры ( Мосхофор, Дискобол, Артемида-охотница, Римлянин с бюстами предков);
4) команды получают следующее задание: на 5 минут они превращаются в древнеегипетских художников и должны , соблюдая канон, нарисовать мужскую или женскую фигуру;
5) скульпторы' 'лепят' копии античных скульптур, выбрав подходящий 'материал';
6) представитель каждой команды получает карточку с названием атрибута (или атрибутов) греческого бога и богини. Нужно узнать бога по атрибутам и обратиться к нему с соответствующими просьбами. Обсуждение - 3 минуты;
7) команды получают карточки, на которых написаны слова, имеющие отношение к древнегреческому театру (котурны, маска, корифей, орхестра). За 2 минуты обсуждения ребята должны решить, как пластически, без слов, объяснить значение этих терминов;
8) обобщение. Мы закончили знакомство с культурой Древнего мира. Древние цивилизации исчезли, но их культура сохранилась, более того, она оказала огромное влияние на культуру более поздних цивилизаций.
9) Группы получают оценочные листы,объединяются в команды.

Узнать, рассказать, что это за памятник, его назначение -  учащиеся готовятся к следующему заданию : им предстоит 'стать скульпторами' и 'изваять' копию этой статуи, используя в качестве материала ребят из своей команды;вспоминают правила канона и рисуют.

Команда показывает свой рисунок и рассказывает, какие правила им пришлось соблюдать. Другие команды оценивают работу.

Члены команды пытаются узнать скульптуру. Говорят название, автора (если он известен). Если команда не справляется, отгадывает следующая команда.

После обсуждения один из членов команды 'входит в образ бога', он берет атрибуты и принимает просьбы остальных

Команда 'объясняет' задуманное слово (с помощью пантомимы, 'живой картины' и др.), другая команда отгадывает, объясняет его значение.

Обсуждают работу каждого из членов команды и выставляют оценки.

Культура средневековой Европы

Итоговый урок по теме 'Архитектура'

Цель: повторить и обобщить знания по архитектуре Средневековой Европы.

Задачи:

  • Закрепить представление об основных отличиях архитектуры
  • романского стиля от архитектуры готического стиля.
  • Реализация принципа 'обучение через сотрудничество'
  • (работа в группах).
  • Воспитание чувства коллективизма, умения слушать другого,
  • ощущения значимости каждого члена команды.
  • Активизировать интерес учащихся к предмету.
  • Оборудование: слайд-проектор, слайды, карточки к третьему и четвертому заданиям , бумага и карандаши для седьмого задания.

Этапы урока

Работа учащихся

1. На столе - фрагменты 4-х открыток. Ученики берут по одному фрагменту.
2. Видеоряд: 12 слайдов, по 3 для каждой команды, романские и готические постройки.
3. Каждая команда получает комплект карточек. На одних - архитектурные термины, на других - объяснение этих терминов.
4. Представители команд берут со стола карточки, на которых написано : 'стрельчатая арка', 'перспективный портал', 'базилика в разрезе', 'роза'.
5. На доске в беспорядке написаны слова, имеющие отношение к готической или романской архитектуре. Каждая команда получает карточку, где написано 'романика' или 'готика'.
6. Через минуту доска закрывается. За 3 минуты нужно составить связный рассказ о готическом или романском стиле, используя записанные слова.
7. За 5 минут на листе образ романского или готического собора.

Собирают открытки, организуют 4 команды.
Через 30 секунд обсуждения говорят, какому стилю принадлежат. Если команда ошибается, следующая поправляет.
В течение 2-х минут находят 'пару' каждой карточке и раскладывают их по алфавиту.
По очереди читают, если ошибаются, пропускают ход, снимается одно очко.
Через 2 минуты обсуждения пластически изображают заданный термин, не используя слова. Участвует вся команда. Другие команды отгадывают.
За 1 минуту отыскивают на доске те слова, которые относятся к заданному им стилю. Записывают их.
Составляют рассказ. Команды, готовившие рассказ об одном стиле, соревнуются между собой (самый полный, самый связный рассказ). Судят их 2 другие команды.
Рисуют. Объясняют, почему именно так.

 
 
[Наверх] Адрес: 119027, г. Москва, ул. Интернациональная, д. 10. Тел./факс: 436-77-07.
Е-mail:sch1008@keldysh.school.ru. Директор: Гуденко Татьяна Леонидовна