Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.schools.keldysh.ru/labmro/kollekz/Kollekz21.htm
Дата изменения: Tue Oct 9 19:50:39 2007
Дата индексирования: Sat Dec 22 01:14:57 2007
Кодировка: Windows-1251
коллекция учебных проектов11

О нашей лаборатории

Наши коллеги

Повыш. квалификации

Издательская деятльность

Новости

Методический семинар

Представление проекта

Портрет города. Print

Введение

Начиная с 1993г. обучение младших школьников в ГНУ ?1627 ведется по системе развивающего обучения Л.В.Занкова. Для реализации основных задач развивающего обучения - всестороннего развития ребенка, его способностей, его личности, формирования критического и творческого мышления учащихся - педагоги нашей школы выбирают педагогические технологии, которые соответствуют высоким требованиям, предъявляемым обществом современному образовательному и воспитательному процессу.

Вот уже на протяжении ряда лет передовые школы используют метод учебного проекта в обучении младших школьников. Конечно, нельзя отрицать тот факт, что обучение в начальной школе имеет свою специфику, но метод проектов в силу своей дидактической сущности позволяет решать задачи формирования и развития тех интеллектуальных умений и коммуникативных навыков, которые закладываются с самого начала обучения. Поэтому КПД уроков, основанных на методе проектов и в начальной школе достаточно высок.

Цель данной курсовой работы - разработка учебного проекта в образовательной области 'Технология'. Так как проект всегда требует творческого подхода, то в этом смысле любой проект можно назвать творческим. Но уроки ИЗО и трудового обучения неразрывно связаны с процессом творчества.

Предметы эстетического цикла в нашей начальной школе ведутся педагогом по программе Б.М. Неменского 'Изобразительное искусство и художественный труд'. Программа построена тек, чтобы дать школьникам ясное представление о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Стремление к выражению своего отношения к действительности служит источником развития образного мышления.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме, декоративная и конструктивная работа, восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ учащихся, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках, изучение художественного наследия; подбор иллюстративного и справочного материала к изучаемым темам, прослушивание музыкальных и литературных произведений.

Как видно из самой программы, планирование и проведение уроков в форме учебного проекта не должно вызвать особых затруднений у педагога, т.к. многие составляющие данной технологии заложены в самой программе.

Тема данного проекта не случайна, хотя и не предусмотрена программой. Она является произвольно выбранной учителем, т.к. позволяет реализовать основные задачи обобщающего урока с использованием техники бумагопластики в выпускном классе начальной школы.

Образ города проходит красной строкой через все годы обучения в младших классах школы. Так уже в 1 (2) классе вся третья четверть посвящена общей теме 'Ты строишь'. Темы уроков 'Дом для себя', 'Какие можно придумать дома', 'Город - строится', 'Город, где мы живем'. На этих уроках дети впервые знакомятся с техникой конструирования из бумаги и картона.

В первой четверти 2 (3) класса в теме 'Чем и как работают художники' проводится урок 'Выразительные возможности бумаги', на котором учащиеся узнают много нового о бумаге, как основном материале для макетирования. Далее в течение второго (3) класса в теме 'Постройка и фантазия' дети изучают многообразие форм архитектурных сооружений.

Во второй четверти 2 (3) класса в общей теме 'Искусство на улицах твоего города' школьники говорят о тех элементах искусства, которые украшают любой город:

памятниках архитектуры, оградах парков, скверов и бульваров, фонарях на улицах и парках, витринах магазинов. На этих уроках дети вплотную сталкиваются с техникой бумагопластики.

Вся вторая четверть 3 (4) класса посвящена общей теме 'Древние города твоей земли'. На таких уроках, как 'Древние соборы', 'Древний город', 'Города русской земли', 'Образ богатыря', 'Храмы - памятники' дети постигают и историю родного края, его самобытность, учатся находить необходимый материал, приобретают практические навыки моделирования жилых городов.

Завершается изучение и моделирование на городскую тематику в 3 четверти выпускного класса в теме 'Каждый народ земли - художник'. В этой четверти учитель ведет детей от встречи с корнями родной культуры к осознанию многообразия художественных культур мира. Авторы программы предлагают как наиболее ценные и связанные с культурой современного мира культуры Древней Греции, Средневековой (готической) Европы и Японии. На этих уроках дети постигают гармонию человека с окружающей природой и архитектурой, знакомятся с величайшими памятниками архитектуры разных культур, изучают основные направления в развитии моды (так же, как ранее знакомились и изучали архитектурные направления, моду и традиции русского народа); учатся сравнивать и анализировать те или другие особенности. Практические навыки дети приобретают в процессе выполнения коллективных панно. /Кстати и эти темы вполне можно спланировать и реализовать как учебный проект/.

Учебно-методическое обеспечение курса предусматривает использование учебных пособий для учащихся 'Искусство и ты' (1/2 класс), 'Искусство вокруг нас' (2/3 класс).

Я попыталась изложить последовательность проводимых уроков, связанных с темой 'Город', чтобы стал более понятен выбор метода учебного проекта как формы обобщающего урока и логичность названной темы, т. к она дает возможность не ограничивать учащихся строгими рамками поставленных перед ними задач, дает им право выбора, возможность доопределить задачу, творить и фантазировать. К тому же становится очевидным, что дети не впервые сталкиваются с предъявляемой им задачей, а будут опираться на уже имеющиеся у них знания и умения, как и требует методология учебного проекта.

Проект 'Портрет города'

Предмет: художественный труд

Класс: 3 /4/ нач. школы

Тип проекта: творческий

Планируемый результат: ученики в парах разрабатывают декоративный макет города в виде портрета в определенном известном им архитектурном стиле, используя технику объемного конструирования из бумаги, представляют проекты классу, аргументируя выбор стиля и названия работы. Оформление выставки.

Цели: Учить пользоваться техникой конструирования объемных форм, усложняя их декоративными деталями; учить различать основные архитектурные направления; учить выражать свое отношение к культуре разных народов; развивать внимательность, фантазию, воображение; развивать умение синтезировать полученные ЗУН и выбирать необходимые; воспитывать способность к взаимопониманию, интерес и внимание к творческим усилиям товарищей, давать адекватную оценку полученных результатов (как собственных, так и чужих).

Учебно-педагогическая задача: используя технику бумагопластики изобразить портрет города, придерживаясь одного архитектурного направления. С помощью декоративных деталей украсить работу, дать ей название. Представить свою работу, обосновав выбор стиля и данное название.

Материалы: белая бумага, ножницы, клей

Тип групп: пары учащихся

Время: два последних урока в конце 3-й четверти.

 Работа над проектом

Урок1. Практическая работа.

1. Сообщение темы урока: сегодня на уроке мы с вами будем творить. Вы уже знаете, что у каждого города есть свое, неповторимое лицо. Сегодня вы - архитекторы, градостроители, дизайнеры, создатели портрета только своего города.

2. Задача: вы должны разбиться на пары и с помощью имеющихся материалов разработать макет города. Что это будет за город, из какой эпохи, из какой страны - это ваш выбор. Вспомните, пожалуйста, все, о чем мы с вами говорили на последних уроках и попытайтесь создать свой город, продумав его историю.

3. Условия: архитектурный стиль вашего города должен быть узнаваем; и в соответствии с темой это должен быть действительно портрет (лицо в шляпе). А вот верх шляпы и есть ваш город.

4. Продумайте, как ваш город будет украшен, подберите ему соответствующее название. На следующем уроке вы будете представлять свои проекты, знакомить нас с историей своего города. Приготовьтесь обосновать выбор архитектурного направления и названия портрета вашего города.

5. Я ожидаю увидеть, как вы работаете совместно, помогая друг другу. Если потребуется помощь, обращайтесь, пожалуйста, ко мне.

6. Не забывайте о технике безопасности при работе с ножницами.

Урок 2. Презентация.

polosa2.gif (1264 bytes)