Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.roscosmos.ru/media/files/docs/3/osnovi_do_2030.doc
Дата изменения: Thu Sep 5 08:35:54 2013
Дата индексирования: Fri Feb 28 00:58:14 2014
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: изучение луны

Основные положения
ОСНОВ государственной политики Российской Федерации в области космической
деятельности на период до 2030 года и дальнейшую перспективу,
утвержденные Президентом Российской Федерации
от 19 апреля 2013 г. ? Пр-906

I. Общие положения

1. Настоящими Основами определяются государственные интересы, принципы,
главные цели, приоритеты и задачи государственной политики Российской
Федерации в области исследования, освоения и использования космического
пространства (далее - государственная политика в области космической
деятельности), включая международное сотрудничество в данной сфере.
2. Деятельность по исследованию, освоению и использованию космического
пространства (далее - космическая деятельность) в Российской Федерации
осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 августа
1993 г. ? 5663-1 "О космической деятельности", а также с документами,
определяющими востребованность космической деятельности для развития
социально-экономической сферы и науки, с учетом планов развития других
секторов экономики по обеспечению ракетно-космической промышленности
необходимым сырьем, материалами и комплектующими изделиями.
3. Состояние космической деятельности является одним из основных факторов,
определяющих уровень развития и влияния России в современном мире, ее
статус высокоразвитого в научном и технологическом отношениях государства.
4. Пути и средства достижения поставленных целей в области космической
деятельности определяются федеральными целевыми (государственными)
программами, направленными на создание и использование космической техники
в интересах развития социально- экономической сферы и науки.

II. Государственные интересы Российской Федерации в области космической
деятельности

5. Государственными интересами Российской Федерации в области космической
деятельности являются:
а) гарантированный доступ России в космос со своей территории,
обеспечение решения задач по использованию космических средств в интересах
развития социально-экономической сферы и науки;
б) создание информационных полей, обеспечивающих на всей территории
страны непрерывную связь, телерадиовещание, навигацию, оперативное
получение данных наблюдения Земли и атмосферы из космоса, равноправный
доступ граждан Российской Федерации к информационным ресурсам;
в) получение научных данных о космосе, Земле и других небесных телах
для развития фундаментальной науки, достижения и поддержания лидирующих
позиций на наиболее значимых ее направлениях, в том числе в исследовании
Луны, Марса, других тел Солнечной системы, для поиска внеземной жизни,
использования внеземных ресурсов, познания механизмов образования, развития
Земли и эволюции ее климата, для выявления опасных для земной цивилизации
угроз из космоса и подготовки мер по их парированию;
г) обеспечение возможности полноценного участия в проектах
международного сообщества по исследованию, освоению и использованию
космического пространства, включая Луну, Марс и другие тела Солнечной
системы;
д) наращивание и использование конкурентных возможностей и
преимуществ России в сфере космической деятельности, выход России в число
ведущих участников мирового рынка космических товаров (работ и услуг) и
развитие внутреннего рынка таких товаров (работ и услуг);
е) становление и развитие коммерческого сектора отечественной
космической деятельности.
6. Реализация названных государственных интересов призвана обеспечить
поддержание статуса России как одной из ведущих космических держав.

III. Принципы государственной политики в области космической деятельности

7. Государственная политика в области космической деятельности
осуществляется в соответствии со следующими принципами:
а) всемерное развитие научно-технического, производственно-
технологического потенциалов и уникальной экспериментальной базы
отечественной ракетно-космической промышленности в целях разработки и
производства конкурентоспособной космической техники в соответствии с
потребностями социально-экономической сферы и науки;
б) защита государственных интересов Российской Федерации в области
космической деятельности всеми доступными в рамках международного права
мерами и средствами, включая признанное Уставом ООН право на самооборону;
в) обеспечение гарантированного доступа России в космос со своей
территории, исключающего потенциальные риски при использовании наземной
космической инфраструктуры за рубежом;
г) неукоснительное соблюдение международных обязательств России в
области космической деятельности и общепризнанных принципов и норм
международного права;
д) развитие партнерских отношений с Республикой Белоруссия в рамках
Союзного государства, Республикой Казахстан и сотрудничество с другими
государствами - участниками Содружества Независимых Государств и иными
иностранными государствами на основе принципов равноправия и взаимной
выгоды;
е) развитие государственно-частного партнерства в сфере предоставления
услуг с использованием результатов космической деятельности,
последовательное развитие возможностей создания на коммерческой основе
космических средств связи, навигации, телерадиовещания и дистанционного
зондирования Земли, а в перспективе - средств выведения и осуществления
пилотируемых полетов в космическом пространстве;
ж) разработка и реализация масштабных проектов в сфере космической
деятельности в интересах фундаментальной науки, ускоренная разработка
прогрессивных космических технологий, создание научно-технического и
производственно-технологического потенциалов для будущих проектов, а также
для использования результатов космической деятельности в интересах других
отраслей экономики;
и) обеспечение безопасности и долгосрочного устойчивого развития
космической деятельности, соблюдение мер по охране окружающей среды,
включая околоземное космическое пространство и дальний космос.

IV. Главные цели и приоритеты государственной политики в области
космической деятельности

8. Главными целями государственной политики в области космической
деятельности являются:
а) соблюдение государственных интересов Российской Федерации в области
космической деятельности, включая гарантированный доступ России в космос со
своей территории, содействие экономическому развитию России путем
формирования и поддержания необходимого состава орбитальных группировок
космических средств, средств выведения и объектов наземной космической
инфраструктуры, обеспечивающих предоставление в требуемом объеме и
надлежащего качества услуг в интересах социально-экономической сферы,
сохранение ведущих позиций Российской Федерации в осуществлении
пилотируемых полетов;
б) укрепление и развитие научно-технического и кадрового потенциалов
ракетно-космической промышленности и развитие ее инфраструктуры;
в) дальнейшее накопление и совершенствование научных знаний о Земле и
космическом пространстве, создание научно- технического и технологического
потенциалов в целях обеспечения готовности и реализации масштабных
космических проектов по углубленному изучению Вселенной, Солнечной системы
(в первую очередь окололунного пространства, Луны и Марса);
г) развитие и расширение международного сотрудничества Российской
Федерации, формирование устойчивых международных связей в интересах
совместных научных исследований и освоения космического пространства, выход
России в число ведущих участников мирового рынка космических товаров (работ
и услуг) с учетом международных стандартов и перспектив и развитие
внутреннего рынка таких товаров (работ и услуг).
9. Приоритетами государственной политики в области космической
деятельности в порядке их очередности являются:
а) деятельность, связанная с обеспечением гарантированного доступа
России в космос со своей территории, с развитием и использованием
космической техники, технологий, работ и услуг в интересах социально-
экономической сферы Российской Федерации, а также с развитием ракетно-
космической промышленности и выполнением международных обязательств;
б) деятельность, связанная с созданием космических средств в интересах
науки;
в) деятельность, связанная с осуществлением пилотируемых полетов,
включая создание научно-технического задела для осуществления в рамках
международной кооперации пилотируемых полетов к планетам и другим телам
Солнечной системы.

V. Задачи государственной политики в области космической деятельности по
обеспечению гарантированного доступа России в космос

10. Реализация государственной политики в области космической
деятельности по обеспечению гарантированного доступа России в космос и ее
присутствия в космосе обеспечивается следующим распределением задач между
космодромами;
а) космодром Байконур используется на основании соответствующих
международных договоров с Республикой Казахстан в первую очередь для
выполнения федеральных целевых программ, международных и коммерческих
космических проектов в сфере космической деятельности. При этом
обеспечиваются:
до 2015 года - поддержание и развитие объектов наземной космической
инфраструктуры в целях запусков ракет космического назначения типа
"Протон", "Союз", "Зенит", в том числе для реализации пилотируемых
программ, а также поддержание и развитие с участием Казахстанской Стороны
обеспечивающей и социально-бытовой инфраструктур г. Байконура;
до 2020 года - дооснащение и модернизация существующих объектов
наземной космической инфраструктуры для поддержания их работоспособности, а
также поддержание и развитие с участием Казахстанской Стороны
обеспечивающей и социально-бытовой инфраструктур г. Байконура. При этом на
основе существующих объектов наземной космической инфраструктуры в рамках
международного сотрудничества возможно начало создания новых космических
ракетных комплексов различных классов;
до 2030 года и далее - поддержание в работоспособном состоянии и
дооборудование основных и обеспечивающих объектов наземной космической
инфраструктуры, а также поддержание и развитие с участием Казахстанской
Стороны обеспечивающей и социально-бытовой инфраструктур г. Байконура.
Предполагается вывод из эксплуатации ракет-носителей "Протон-М",
использующих высокотоксичные компоненты топлива;
б) космодром Плесецк используется для осуществления космической
деятельности также в интересах науки, народного хозяйства и международного
сотрудничества. При этом обеспечиваются:
к 2015 году - дооснащение и модернизация существующих объектов
наземной космической инфраструктуры в целях обеспечения пусков ракет
космического назначения "Союз-2" этапов 1а, 1б и 1в; создание и ввод в
эксплуатацию объектов космического ракетного комплекса "Ангара";
модернизация и дооснащение объектов обеспечивающей и социально-бытовой
инфраструктур;
до 2020 года - дооснащение и модернизация существующих объектов
наземной космической инфраструктуры; создание объектов наземной космической
инфраструктуры для перспективных разгонных блоков на экологически
чистых компонентах топлива (в том числе кислород и водород); модернизация
и дооснащение объектов обеспечивающей и социально-бытовой инфраструктур;
до 2030 года и далее - дооснащение и модернизация существующих
объектов наземной космической и социально-бытовой инфраструктур;
в) космодром "Восточный" предназначен для обеспечения подготовки и
запуска космических аппаратов различного назначения, транспортных грузовых
кораблей и модулей орбитальных станций, выполнения программ пилотируемых
полетов и перспективных космических программ по изучению и освоению
небесных тел, в том числе в рамках международного сотрудничества. При этом
обеспечиваются:
к 2015 году - готовность основных и обеспечивающих объектов наземной
космической инфраструктуры к запускам автоматических космических аппаратов
ракетами космического назначения типа "Союз-2"; создание основных и
обеспечивающих объектов космодрома первой очереди, включая жилой комплекс,
дороги, коммуникации, административные и хозяйственные средства для
обеспечения функционирования космодрома; проектно- конструкторские и
экспериментальные исследования в целях создания наземной космической
инфраструктуры для перспективных средств выведения;
до 2020 года - дооснащение и модификация основных и обеспечивающих
объектов наземной космической инфраструктуры космического ракетного
комплекса с ракетами космического назначения "Союз-2" этапов 1а, 1б и 1в;
создание наземного технологического оборудования и технических средств
стартовых и технических комплексов космического ракетного комплекса
тяжелого класса, а также инфраструктуры для перспективной пилотируемой
транспортной системы; начало создания наземной космической инфраструктуры
перспективных средств выведения; модернизация и дооснащение объектов
обеспечивающей и социально-бытовой инфраструктур;
до 2030 года - поддержание работоспособности существующих объектов
наземной космической инфраструктуры космического ракетного комплекса для
ракет космического назначения "Союз-2"; дооснащение и модернизация объектов
наземной инфраструктуры космического ракетного комплекса тяжелого класса, а
также пилотируемой транспортной системы; создание объектов второй очереди
командно-измерительного пункта, заправочно- нейтрализационной станции,
кислородно-азотного завода, специализированных баз районов падения
отделяющихся частей ракет-носителей, объектов экологического мониторинга,
аэропортового комплекса и объектов обеспечивающей и социально- бытовой
инфраструктур; создание объектов подготовки, пуска и межполетного
обслуживания демонстратора многоразовой первой ступени многоразовой ракетно-
космической системы и объектов пускового минимума космического ракетного
комплекса сверхтяжелого класса;
после 2030 года - поддержание работоспособности существующих объектов
наземной космической инфраструктуры; модернизация и дооснащение объектов
обеспечивающей и социально-бытовой инфраструктур; завершение создания и
ввод в эксплуатацию объектов наземной космической инфраструктуры
многоразовой ракетно-космической системы и космического ракетного комплекса
сверхтяжелого класса.
11. Задачей развития наземного комплекса управления является непрерывное и
устойчивое управление российской орбитальной группировкой автоматических и
пилотируемых космических аппаратов, а также объектами на траекториях полета
к Луне, Марсу, другим небесным телам Солнечной системы.
12. Задачами развития национальной системы средств выведения являются:
а) до 2015 года - завершение модернизации существующих средств
выведения, создание космического ракетного комплекса с экологически чистыми
ракетами-носителями "Ангара" легкого и тяжелого класса на космодроме
Плесецк; обеспечение готовности к запускам автоматических космических
аппаратов с космодрома "Восточный" ракетами космического назначения типа
"Союз-2";
б) до 2020 года - обеспечение эксплуатации на космодроме "Восточный"
космических ракетных комплексов среднего ("Союз-2" этапов 1а и 1б) и
легкого ("Союз-2" этапа 1в) классов для выведения автоматических
космических аппаратов; разработка космического ракетного комплекса тяжелого
класса для выведения пилотируемых кораблей нового поколения, орбитальных
модулей и автоматических космических аппаратов в интересах социально-
экономической сферы, науки и реализации перспективных пилотируемых
программ; проведение разработок по перспективным космическим ракетным
комплексам, разработка кислородно-водородного разгонного блока для
существующих и перспективных ракет-носителей; внедрение прогрессивных
технологий по маршевым двигателям, системам управления, конструкционным
материалам для обеспечения более высоких показателей безопасности и технико-
экономической эффективности, в том числе в целях обеспечения лунных
экспедиций в последующие периоды;
в) до 2030 года - создание космического ракетного комплекса с ракетой-
носителем сверхтяжелого класса грузоподъемностью более 50 тонн в целях
осуществления запусков космических средств нового поколения на высокие
околоземные орбиты, а также к Луне, Марсу, Юпитеру и другим небесным телам
Солнечной системы; разработка многоразовых космических буксиров на основе
электроракетных двигательных установок для обеспечения реализации программ
снабжения долговременной базы на Луне. При реализации в этот период системы
обслуживания космических аппаратов на орбите потребуется система средств
выведения, включающая многоразовые ракеты-носители и межорбитальные буксиры
как ключевые элементы транспортно-технического обслуживания в космосе;
г) после 2030 года - завершение создания и начало эксплуатации
космического ракетного комплекса ракеты-носителя с многоразовой первой
ступенью; разработка научно-технического задела в целях создания средств
выведения для осуществления пилотируемого полета на Марс (в частности,
ракеты-носители грузоподъемностью до 130-180 тонн и межпланетные буксиры с
мощными энергодвигательными установками).

VI. Задачи государственной политики в области космической деятельности в
интересах развития социально-экономической сферы и науки

13. Задачами государственной политики в области космической
деятельности в интересах социально-экономического развития Российской
Федерации являются:
а) обеспечение к 2015 году глобальной космической связи, вещания и
ретрансляции, высокопериодичного наблюдения Земли и атмосферы из космоса, в
том числе в интересах гидрометеорологической безопасности,
картографирования, контроля чрезвычайных ситуаций и экологических бедствий,
путем развертывания минимально необходимого состава орбитальной группировки
космических аппаратов с использованием в том числе серийно изготавливаемых
космических аппаратов;
б) развитие технологий координатно-временного и навигационного
обеспечения, поддержание штатного состава орбитальной группировки системы
ГЛОНАСС с использованием космических аппаратов с повышенными точностными
характеристиками и сроком активного существования к 2015 году не менее 7
лет, а к 2020 году - с использованием космических аппаратов со сроком
активного существования не менее 10 лет, обеспечение потребителей
конкурентоспособной навигационной аппаратурой;
в) проведение работ по созданию системы доведения результатов
применения космических комплексов и систем до потребителей из числа органов
государственной власти и органов местного самоуправления, хозяйствующих
субъектов и физических лиц;
г) формирование технологических платформ и благоприятных условий для
динамичного развития частного сектора космической деятельности с учетом
потенциала инновационного центра "Сколково" и территориальных инновационных
кластеров; привлечение высших учебных заведений, малого и среднего бизнеса
к выполнению заказов, проведению исследований и разработок;
д) формирование благоприятной инвестиционной среды и развитие
государственно-частного партнерства в сферах разработки, производства,
применения космических средств и использование результатов космической
деятельности в интересах потребителей;
е) завершение к 2020 году переоснащеиия орбитальных группировок
космическими аппаратами, отвечающими внутренним потребностям и спросу на
мировом рынке, в составе, позволяющем решать необходимые задачи в интересах
внутренних потребителей и обеспечивающем выход на космический рынок
развивающихся стран, поэтапная передача основных прикладных направлений
космической деятельности в сферу ответственности частного бизнеса, создание
и поддержка компаний - операторов космических услуг; разработка системы
обслуживания отдельных космических аппаратов на орбитах;
ж) наращивание к 2030 году орбитальных группировок космических
аппаратов до необходимого уровня; создание космических аппаратов
преимущественно на базе блочной целевой аппаратуры и унифицированных
платформ, которые должны быть обслуживаемыми, модульными, оснащаться для
каждого весового класса (малые, средние, тяжелые) унифицированной целевой и
служебной аппаратурой ограниченного перечня со стандартизованными
интерфейсами служебного и информационного обмена; расширение сферы
деятельности частного бизнеса в реализации основных направлений космической
деятельности; выход на мировой космический рынок автоматических космических
аппаратов; создание и начало применения пилотируемых и автоматических
космических аппаратов для обслуживания (в том числе для заправки)
космических аппаратов на орбитах;
з) переход после 2030 года на обслуживаемые в полете космические
аппараты, обеспечивающие рациональное комплексирование задач на борту,
имеющие блочную (модульную) структуру с максимальной унификацией целевых и
обеспечивающих приборов и систем мирового уровня.
14. Задачами государственной политики в области космической
деятельности в интересах фундаментальных космических исследований являются:
а) реализация к 2015 году потенциала для создания космических средств
и решения наиболее актуальных задач, включая развертывание и эксплуатацию
космических обсерваторий для проведения исследований астрофизических
объектов в радио-, рентгеновском и гамма-диапазонах спектра
электромагнитного излучения, создание на базе унифицированной платформы
дешевых малоразмерных космических аппаратов для решения отдельных
актуальных задач исследования космических лучей и солнечно-земных связей,
возобновление комплексных исследований Луны с использованием автоматических
космических аппаратов, изучение клеточных и молекулярных механизмов влияния
невесомости и других эффектов воздействия космического пространства,
участие в международных космических проектах по исследованию Луны, Марса и
системы Юпитера;
б) создание к 2020 году отечественных космических обсерваторий для
проведения исследований астрофизических объектов в ультрафиолетовом, гамма-
и миллиметровом диапазонах спектров электромагнитных излучений со
сверхвысокими чувствительностью и разрешающей способностью;
в) проведение углубленных исследований Луны с окололунной орбиты и на
ее поверхности автоматическими космическими аппаратами, в том числе с
использованием луноходов и средств доставки образцов лунного грунта на
Землю, выбор районов размещения автоматических лунных баз;
г) активное участие в международной кооперации по исследованию Солнца,
Луны, планет и малых тел Солнечной системы;
д) изучение биологических эффектов лунной и марсианской силы тяжести,
создаваемой с помощью бортовых центрифуг на биоспутниках, проведение
исследований комбинированных биологических эффектов невесомости и
ионизирующей радиации в ходе полетов по высокоапогейным орбитам;
е) создание к 2030 году и эксплуатация автоматических космических
аппаратов, в том числе обслуживаемых, для астрофизических исследований в
интересах решения ключевых проблем космологии;
ж) доставка на Землю грунта с Фобоса и Марса;
з) развертывание космических систем для глобального стереообзора
Солнца, контроля солнечной активности и космической погоды, дальнейшее
углубленное изучение Луны в интересах ее освоения и развертывание элементов
автоматической лунной базы, размещение на поверхности Луны космической
обсерватории;
и) осуществление полетов автоматических космических аппаратов к
планетам и другим телам земной группы и в систему Юпитера, контактные
исследования малых тел Солнечной системы, доставка образцов веществ с
небесных тел Солнечной системы;
к) исследование факторов, воздействующих на живые организмы в ходе
космического полета на околоземных космических аппаратах, в интересах
развития технологий, в том числе проведение биологических экспериментов в
ходе полетов обслуживаемых космических аппаратов в интересах получения
научных данных о возможности многолетнего пребывания живых существ в
космическом полете;
л) развитие после 2030 года программ космических исследований в части,
касающейся астрофизики и изучения Солнца, включая разработку технологий
поиска и освоения ресурсов Луны и астероидов, углубленное исследование
планет земной группы и осуществление полетов автоматических космических
аппаратов к дальним планетам, исследования в интересах получения научных
данных применительно к полетам человека за пределами магнитосферы Земли.
15. Задачами государственной политики в области космической
деятельности по развитию пилотируемых космических полетов являются:
а) продолжение до 2020 года эксплуатации Международной космической
станции, ввод в состав ее российского сегмента многофункционального
лабораторного модуля и специализированных или автономных свободнолетающих
модулей - прототипов модулей для решения задач на высоких околоземных
орбитах; начало летных испытаний пилотируемого корабля нового поколения
перспективной пилотируемой транспортной системы для реализации программ
научно-прикладных исследований и отработки технологий полетов к Луне;
решение вопросов о целесообразности продления эксплуатации российского
сегмента Международной космической станции после 2020 года или о завершении
его эксплуатации и о подготовке к утилизации Международной космической
станции в рамках международной кооперации;
б) реализация до 2030 года научно-прикладных исследований и расширение
их спектра с использованием пилотируемого корабля нового поколения, а также
специализированных или автономных свободнолетающих модулей, разработка
роботизированных средств для изучения Луны и обеспечения пилотируемого
полета на Луну, включая модификации пилотируемого транспортного корабля для
полетов к Луне, лунного взлетно-посадочного комплекса и межорбитального
буксира для пилотируемого корабля;
в) осуществление после 2030 года пилотируемых полетов в окололунное
пространство и на Луну;
г) расширение после 2030 года области и масштабов освоения ближнего
космоса; развертывание и эксплуатация на Луне постоянно действующей базы,
обслуживание и ремонт на околоземных орбитах крупных космических аппаратов
и межорбитальных буксиров, проведение работ по созданию научно-технического
задела для осуществления в рамках международного сотрудничества
пилотируемого полета на Марс.
16. Задачами государственной политики в области космической
деятельности по развитию производственной и испытательной баз, базовых и
критических промышленных технологий являются:
а) разработка и освоение перспективных базовых и критических
промышленных технологий машиностроения, приборостроения и материаловедения,
обеспечивающих производство перспективной космической техники нового
поколения на основе электротехнических и радиоизделий собственного
производства, в том числе производство таких изделий, основанных на новых
физических принципах;
б) реализация комплекса мероприятий по поддержанию и развитию
отечественной экспериментально-испытательной базы для отработки новой
космической техники и перспективных технологий;
в)создание специального технологического оборудования нового
поколения (с программным управлением, широким внедрением ИПИ-технологий и
автоматизацией мелкосерийного и единичного производства), обеспечивающего
сохранение и совершенствование промышленных технологий изготовления и
отработки космической техники;
г) освоение технологий создания бортовых стандартов частоты с
повышенными характеристиками стабильности, унифицированных модульных
элементов съемочных систем с предельно высокой разрешающей способностью,
средств межспутниковой связи в оптическом и миллиметровом диапазонах,
бортовой аппаратуры цифровой обработки сигналов и информации, бортовых
ретрансляционных комплексов с характеристиками мирового уровня,
микроэлектромеханических систем, составных телескопов с большими
апертурами, работающих в различных диапазонах спектра излучений, новых
датчиковых систем для регистрации космических лучей, создание источников
ядерной энергии для решения задач энергообеспечения и транспортно-
технического обслуживания лунных и межпланетных экспедиций;
д) совершенствование системы управления ракетно- космической
промышленности, осуществление комплексных мероприятий по реструктуризации,
техническому переоснащению и реконструкции предприятий ракетно-космической
промышленности и объектов наземной космической инфраструктуры для
обеспечения гарантированного производства и отработки ракетно-космической
техники, включая;
преобразование структуры отрасли, направленное на объединение
технологических и производственных звеньев ракетно- космической
промышленности в единый производственно- технологический комплекс, для
осуществления эффективной научно- технической политики, создания
отечественной конкурентоспособной космической техники в интересах социально-
экономической сферы и науки, а также для продвижения российской техники
(товаров, работ и услуг) на потенциальные рынки с привлечением необходимых
для этого ресурсов; совершенствование звена государственного управления,
реализующего функции государственного заказчика и собственника
государственных активов;
развитие производственного, конструкторского и научно-
исследовательского потенциалов;
развитие элементов инфраструктуры ракетно-космической промышленности,
обеспечивающих своевременное создание и внедрение инновационных решений в
технической, технологической и организационной областях, подготовку и
эффективное использование высококвалифицированных кадров, задействование
всего спектра современных финансово-экономических механизмов, создающих
благоприятные условия для динамичного развития деловой практики в области
космической деятельности;
проведение политики, направленной на расширение государственно-
частного партнерства в области космической деятельности.

VII. Задачи международного сотрудничества в области космической
деятельности

18. Задачами международного сотрудничества в области космической
деятельности являются:
а) реализация на государственном уровне комплекса мер политического,
правового, технического и организационного характера, эффективно
обеспечивающих национальные интересы Российской Федерации в сфере
международной космической деятельности и способствующих поддержанию и
укреплению статуса России как одной из ведущих космических держав;
б) активное участие в рассмотрении и решении вопросов, связанных с
развитием международного космического права, включая целесообразность
разработки всеобъемлющей Конвенции ООН по космическому праву, в целях
обеспечения интересов Российской Федерации;
в) осуществление взаимодействия с технологически развитыми странами в
сфере создания и использования космической техники, предполагающего
взаимовыгодный и должным образом регулируемый обмен передовыми
технологиями, совместную разработку ресурсоемких космических проектов,
участие в реализации глобальных инициатив в области прикладного
использования космических технологий, в том числе под эгидой ООН и
региональных специализированных космических форумов, а также внедрение в
отечественную практику передового зарубежного опыта;
г) налаживание эффективных форм сотрудничества со странами,
стремящимися к участию в космической деятельности, в создании по их заказам
образцов космической техники посредством развития деловых связей,
предоставления им лицензий на применение технологий, оказания услуг по
использованию космических систем связи, навигации и дистанционного
зондирования Земли, по запускам космических аппаратов, а также по созданию
российскими предприятиями востребованных космических систем;
д) активное проведение в рамках ООН и других международных форумов
принципиальной линии Российской Федерации на сохранение космического
пространства исключительно для мирных целей, в частности продвижение
российских подходов к разработке Договора о предотвращении размещения
оружия в космосе, мер транспарентности и укрепления доверия в космической
деятельности, обеспечения ее безопасности и долгосрочной устойчивости;
е) активное участие в рассмотрении и решении на международном уровне
проблем, связанных с техногенным засорением околоземного космического
пространства, включая вопросы предупреждения образования и удаления
космического мусора из зоны рабочих орбит космических аппаратов;
ж) проведение активной политики по информированию международного
сообщества о достижениях и возможностях Российской Федерации в области
космической деятельности.

VIII. Задачи в области обеспечения безопасности космической деятельности

19. Задачами в области обеспечения безопасности космической
деятельности являются:
а) совершенствование государственного регулирования порядка допуска
операторов, использующих иностранные космические системы и средства, в
информационное пространство Российской Федерации;
б) создание единой государственной системы информационно-
аналитического обеспечения безопасности космической деятельности и системы
взаимодействия соответствующих федеральных органов исполнительной власти на
случай возникновения кризисных ситуаций, связанных с космической
деятельностью, включая взаимодействие на международном уровне;
в) выявление фактов воздействия на космические системы, комплексы и
средства социально- экономического назначения и обеспечение их защиты, а
также защиты получаемой с их использованием информации от
несанкционированных действий;
г) обеспечение экологической безопасности космической деятельности,
внедрение технологий и конструкций, снижающих образование космического
мусора при запусках и эксплуатации изделий ракетно-космической техники.

IX. Результаты реализации целей государственной политики в области
космической деятельности

20. Реализация целей государственной политики в области космической
деятельности обеспечивается посредством использования и развития
существующих научно-технического и производственного потенциалов по
созданию перспективных средств выведения, межорбитальных буксиров, целевых
и служебных систем автоматических космических аппаратов, пилотируемых
кораблей нового поколения, элементов инфраструктуры для деятельности в
дальнем космосе, прорывных технологий для решения целевых задач и
производственных технологий. В результате их реализации будет обеспечено:
а) к 2020 году:
поддержание статуса России как одной из ведущих космических держав;
развертывание минимально необходимых орбитальных группировок
космических аппаратов и удовлетворение текущих потребностей социально-
экономической сферы и науки за счет использования результатов космической
деятельности;
достижение Россией степени самодостаточности в обеспечении своей
космической деятельности по всему спектру решаемых задач;
создание и ввод в эксплуатацию на территории Российской Федерации
нового космодрома "Восточный", обеспечивающего гарантированный запуск со
своей территории автоматических и пилотируемых космических аппаратов;
обеспечение постоянного пребывания экипажей Российской Федерации в
космосе, решение основного комплекса проблем длительного пребывания и
сохранения работоспособности космонавтов в условиях космоса, а также
отработки приборов и агрегатов перспективных космических средств в условиях
космоса с использованием Международной космической станции;
создание перспективного пилотируемого космического корабля;
создание научно-технического и технологического потенциалов для
реализации масштабных проектов, в том числе для углубленного изучения
планет и других тел Солнечной системы;
б) к 2030 году:
укрепление статуса России как одной из ведущих космических держав;
развертывание и поддержание полномасштабных орбитальных группировок
космических аппаратов, обеспечивающих удовлетворение в полном объеме
прогнозируемых потребностей социально-экономической сферы и науки в
результатах космической деятельности;
расширение возможностей России по обеспечению гарантированного доступа
в космос со своей территории, дальнейшее развитие космодрома "Восточный",
создание космического ракетного комплекса сверхтяжелого класса
грузоподъемностью свыше 50 тонн, создание необходимого парка разгонных
блоков и космических буксиров;
осуществление пилотируемых полетов с выполнением космических
исследований и экспериментов на высоких околоземных орбитах, создание
средств и осуществление пилотируемого полета на Луну, разработка элементов
лунной инфраструктуры;
выполнение научной программы астрофизических исследований новыми
методами, определение характеристик внесолнечных планетных систем, изучение
Солнца с близкого расстояния, детальное изучение поверхности и недр Луны,
применение автоматических средств для исследований и последующего освоения
Луны с возможностью их обслуживания и ремонта, продолжение активных
исследований, в том числе в рамках международной кооперации, Марса, Венеры,
системы Юпитера и Сатурна, а также астероидов автоматическими космическими
аппаратами, получение новых научных данных о возможности многолетнего
пребывания живых существ в космическом полете, надежное прогнозирование
эволюции Земли, поиск путей предотвращения возможных космических угроз
Земле и ее биосфере;
обеспечение создания ракетно-космической техники крупными
конкурентоспособными на мировом рынке холдингами и межотраслевыми
интегрированными структурами, занятие прочных позиций на мировом рынке
космической техники и услуг;
разработка прогрессивных технологий обслуживания, заправки и ремонта
космических аппаратов в околоземном космосе;
в) после 2030 года:
выход на принципиально новые, находящиеся на стадии концептуальной
проработки цели, задачи, принципы и методы реализации космических программ
(системы обслуживания космических аппаратов на орбитах, космические
электростанции, космические лифты, производство в космосе и другие
проекты);
выполнение полномасштабных исследований в области астрофизики, физики
Солнца и околоземного космического пространства;
осуществление регулярных пилотируемых полетов на Луну, развертывание
на ней постоянно действующей базы и научных лабораторий;
создание научно-технической и технологической основы для
полномасштабного участия России в международной кооперации для подготовки и
осуществления пилотируемого полета на Марс и других международных проектов
по исследованию, освоению и использованию космического пространства.