Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.roscosmos.ru/3102/
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 00:42:11 2016
Кодировка: Windows-1251
Государственная корпорация по космической деятельности РОСКОСМОС |

Перейти на официальный сайт
Федерального космического агентства

http://federalspace.ru
Ru En

Почтовый ящик космонавтов МКС

Федор Юрчихин: "Полет на Марс должен стать новым витком развития человечества"
11.08.2010 19:46

Вопрос Сергея Вальченко: Нужен ли Человечеству полет на Марс и зачем он нужен? Когда с технической точки зрения возможен пилотируемый полет на Красную планету?

 

Федор Юрчихин:

 

Марс. Планета, которой посвящены произведения писателей-фантастов различных стран и многих поколений. Человечество уже не раз мысленно покорило ее. И только сейчас мы заявили о возможной экспедиции к Марсу. Вопрос о необходимости не стоит. Стоит о задачах, технических решениях. А, следовательно, и сроках. Идет своеобразная мозговая атака данного проекта учеными разных стран. Различные взгляды, подходы, дискуссии. Идея постоянно держит в тонусе научную мысль нашей планеты. Давно стала международной. И уже этим необходима и нужна нам. Она сплачивает, объединяет. Появились первые практические шаги к ее решению. 'Марс-500'. Но не будем забывать о втором полете Валерия Полякова, длительностью 437 суток! Он первый из землян долетел до Марса и вернулся обратно.
Давайте остановимся на технических аспектах, тех решениях, которые предлагаются сейчас, на базе сегодняшних (или вчерашних?) технологий. Главные проблемы - радиация и время в пути. Если использовать технологии МКС, мы до Марса не долетим. Следовательно нужны новые исследования, новые материалы, подходы. Защита водой? На сегодняшний день пока единственное решение. Длительность путешествия. И здесь вопросов больше, чем ответов. При длительных полетах вокруг Земли есть немаловажный фактор - в любое время можно вернуться. Опять же, наблюдение за нашей планетой является хорошим психологическим фактором. Очень много научных задач, посвященных ее изучению. Этого будут лишены будущие марсонавты. Далее. Практика длительных полетов показала снижение работоспособности через полгода пребывания на орбите. Не говорю уже о физических кондициях. Представьте себе. Восемь-девять месяцев пути в замкнутом помещении, связь с Землей с задержкой. В иллюминаторах, если они будут, одни звезды. Какие задачи будет решать экипаж во время перелета? Только обслуживание корабля? И вот главная цель. Посадка. Следовательно, необходимо построить программу таким образом, чтобы после столь длительного путешествия экипаж был полностью готов к главной задаче данной миссии. Затем столь же длительная дорога домой. Сам собой напрашивается вывод - сократить время в пути. А, значит, новые исследования, новые технологии.
Оставим, на время, приоритет в исследовании Марса за автоматами. Назовем его периодом накопления информации. Следующий шаг - рекогносцировка на местности. Возможно, первыми исследователями будут робонавты. Они же и подготовят плацдарм для Человека. Место посадки, станции навигации, связь, метео. Развернут элементы базирования на первое время. За это время - новые технологии, корабли, двигатели. Опробование их в полете к Марсу. Изучение радиационной обстановки. И - полет Человека. При таком раскладе на это уйдет лет 40-50. Долго? Да. Но я очень хочу, чтобы Человечество не ограничилось одним полетом на Марс, ради которого истощит все остальные направления космической программы, вычерпает все свои ресурсы. А планомерно, поэтапно, шаг за шагом решало бы программу освоения Марса, а не полета к Марсу. Человек более сорока лет не ступал на поверхность Луны. И в ближайшее время не собирается. Не будем повторять прошлых ошибок. Не нужен полет ради полета. Я за программу, которая даст новый виток развития Человечества.


С уважением Ф.Юрчихин

Ваши комментарии
12.08.2010 12:27:05 | Игорь Zanoza
Согласен, что если полет на Марс будет таким, как его описал Федор, то сейчас развивать эту идею не стоит.

Но если сделать полет к Марсу "необходимой" далекой целью, то будут появлятся новые технологии и новые подходы.

Радиация и длительная изоляция(и куча других факторов) делают полет слишком опасным? Вывод очевиден(как и сказал Федор) - сократить время полета. Поэтому я безумно рад, что в Россия стала активно разрабатывать ядерный ракетный двигатель. При уменьшении длительности полета, и припасов нужно будет брать значительно меньше, а это уже облегчает весь комплекс.

Нет задач, которые можно было бы решать на Марсе? По моему очень много людей(не самых практичных, но мечтателей), знают эту цель давным давно - колонизация. Именно колонизация, с появлением "марсиан".
Причем, как бы это глупо не звучало, я считаю, что будущие марсонавты должны быть кибернетически улучшенными(знаю, это фантасмогорический лепет, но в глазах мечтателя генетические и киберулучшения очевидны)))).

Соответственно, у страны появляются задачи:
1. Развитие новых технологий, для уменьшения времени полета.
2. Развитие технологий роботостроения, протезирования, виртуального управления. Ведь теоретически на поверхности других планет могут ходить не сами люди в скафандрах, а роботы-гуманоиды, управляемые из защищенного от радиации убежища. Или даже киборги, специально приспособленные под различные условия, но с мозгом человека. Американцы со своим Робонавтом делают первые шаги в эту сторону(хоть и молчат "прищурившись"))).
3. Развитие искусственной гравитации, криогенных технологий.

Все это фантастика, но по моему учится на будущего строителя ракетных двигателей, программиста программ управления суррогатов, разработчика криогенных технологий гораздо интересней, чем на юристов, экономистов... Поэтому сейчас бы сделали полет на Марс через 30ть лет целью и национальной программой, и появился бы у нас в стране хоть какой то "дух времени", хоть к чему то стали бы стремится. И попутно, для этой цели, разработали бы кучу инновационых технологий, которые пригодились бы везде, даже без полета на Марс.
13.08.2010 10:17:16 | Сергей Завьялов
Обычно я остаюсь в стороне от комментариев, но сейчас решил высказаться:
Ненужно лететь ни на какой марс! Что этот полет даст простомиу человеку? Лучше бы дороги чинили и доступное жилье строили!
Я конечно интересуюсь космосом, но был бы не против интересоваться им из какой нибудь там финляндии или швеции. В этих странах никаких супер строек нету, а живут припеваючи.
14.08.2010 01:57:38 | Славутинский Виктор
Федор Николаевич, спасибо за ответ. Согласен что эту задачу нужно решать с точки зрения освоения.

На мой взгляд с человеческой стороны проблема полета на Марс уже решена практически. Отсутствие возможности возвращения в любое время можно решить дублированием корабля. По крайней мере будет понятно что вообще можно вернуться. В полете экипаж будет решать задачи изучения дальнего космоса. Можно запустить в параллель управляемую дистанционно обсерваторию. Естественно будут решать задачи контроля систем корабля, и, возможно, ремонта. Еще будет оранжерея и кой какие питомцы. А еще будут учиться. Дистанционно, по специально подобранным психологами предметам и специально составленным программам обучения. По опыту этого достаточно.

Пока, насколько я понимаю, имеет место проблема формирования экипажа способного совместно действовать продолжительное время. Может быть Марс 500 ее решит. Если нет то потребуется еще развивать психологию. Такой полет слишком ответственное дело чтобы рассчитывать только на то что весь экипаж будет это сознавать.

Сложности сейчас в основном технические и социальные. Технические следующие.

1) Термоядерный источник энергии на Земле, для обеспечения промышленного доступа к энергиям минимум на порядок большим чем сейчас.
2) Нанотрубочный трос для космического лифта.
3) Мощный и относительно безопасный ядерный источник энергии космического базирования, или солнечные батареи с большим кпд в произвольных количествах.
4) Ионный двигатель со значительно лучшими характеристиками чем в тестовых вариантах.

Эти проблемы сейчас в ходе решения, частично уже решены, и при условии достаточных вложений могут быть решены полностью быстро, в течении лет десяти. В принципе отправить человека на Марс можно и на уже существующих технологиях. На самом деле основные сложности социальные.

Значительный энергетический и технологический перекос между разными слоями социума приводит к проблемным краевым процессам. Чем больше энергия и перекос тем больше проблем. А доверять высокие энергии группам низкого уровня развития бесполезно и опасно. Попытки искусственного ускорения социализации оказались по большому счету малоэффективны. Можно ускорить, но существуют лимиты перегрузок и должно быть желание ускоряться. Поэтому приходится просто тянуть время и ждать. И так все уже ускорено практически до предела.

Без термояда и троса можно только прикоснуться к Марсу на манер Сатурн-Аполлон и Н1-Л3. Термояд и трос пока еще означают слишком большой перекос. В десять раз больше энергии это в десять раз больше благ у тех кто имеет к этой энергии доступ, а у остальных, в современных социальных условиях, все было бы по старому. Это, автоматически, означало бы в десять раз больше террора. Это слишком большая проблема.

Космонавт безусловно лучше и предпочтительней робонавта. Чтобы отправить космонавта нужно раз в пятьдесят больше сделать. Это можно было бы сделать прямо сейчас. Однако нет общества, или человека достаточно разумного чтобы обществом управлять, которые бы согласились заплатить за человека на Марсе войной на Земле или иным сопоставимым по количеству разрушений социальным процессом.

Полноценная колонизация Марса скорее всего возможна только при условии контролируемого изменения генотипа человека и существенных социальных изменений. Это вообще целая история. По большому счету человечество сейчас как ребенок который дотянулся до игрушки над колыбелью. Дотянуться до игрушки которая подальше сложнее, но можно. Нужно только с силами собраться. А вылезти из колыбели пока еще нет. Если бы все было так просто то человек облетел бы вокруг Марса еще в середине семидесятых.
08.09.2010 22:15:12 | Alex
Федор Николаевич,

с интересом читаю Ваш блог, "до дыр". ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО! Фотки КЛАСС! Спасибо за то, что несмотря на перенасыщенный график работ находите время вести блог и даже отвечать на вопросы нас, простых смертных. Мое восхищение Вам и всему экипажу. Удачи в делах и возвращение на планету по имени Земля.

К вопросу о Марсе.Полет с посадкой нужен но обследовать Марс, как и другие планеты, должен не человек а автоматические аппараты с искусственным интеллектом. Такие как Spirits или Oporuniti.
13.12.2011 01:21:45 | Александр Молянов
Дело нужное и Важное - мы уже убедились, что все фантасты пишут о будущем, которое в скором времени сбывается. Не буду приводить примеры - дабы не засорять эфир. Могу только сказать - что я в полном здравии и считаю, если Марс в будущем станет пристанищем нашему сапиенсу, а тем паче, от фантастики с Марса откроется портал перемещения в пространстве. То все задуманное - стоит полета на Марс и всех усилий.

Поддерживаю и желаю всем участникам успехов, везения в мозголомке, психологического настроя и победы над всеми сложностями.

P.S. - по поводу комментария финолюба и швейцарожильца - великое не рождается само по себе, в таких масштабных задумках вся страна должна помогать. Проще сказать, что Вы сами сделали для того, чтобы жить в России как в Швейцарии или Финляндии. Променять полет на Марс на кусок ровной дороги и евро условия - не равноценно и не по адресу критика.

Я готов помогать в развитии проекта "Полет на Марс".
05.01.2012 18:52:13 | Александр Молянов
C НОВЫМ ГОДОМ И наступающим РОЖДЕСТВОМ ДРУЗЬЯ!
Всех БЛАГ и УСПЕХОВ ВСЕЛЕНСКИХ!
30.01.2012 20:01:57 | Александр Молянов
Добрый день, Друзья!
По роду моей деятельности, обращаюсь к вам с просьбой!
Возможно ли сделать фотографию с МКС - Земли и Луны на одном фото - чтобы была видна Россия и Беларусь.
И как фото можно получить, на e-mail?
Заранее Благодарю.

Желаю Вам крепкого здоровья и успехов в вашей работе на МКС.
12.04.2012 11:25:19 | Александр Молянов
'Поехали!' 12 апреля - День Космонавтики
'Он сказал: 'Поехали!': Это простое, произнесенное от всей широкой русской души слово ознаменовало начало новой эры в истории человечества - эры освоения бескрайних просторов Вселенной. Человек вырвался за пределы родной планеты, теперь перед ним Бесконечность!

Сотни миллиардов планет, звезд и галактик, тысячи световых лет - невероятные, невообразимые пространства открылись человечеству! С момента первого полета человека в Космос прошел всего лишь 51 год - ничтожный период времени по сравнению с бесконечностью Вселенной. Но тем значительнее, тем грандиознее достижения человека, сумевшего за земные полвека выйти в открытый космос, высадить свой десант на Луне, увидеть другие миры, отправив в космическое пространство десятки чудо-аппаратов, выполняющих роль глаз и ушей человечества на орбитах далеких планет и на бескрайних марсианских равнинах.

Не нашли мы лишь одного - планеты, способной заменить нам Землю. Осознавая себя во Вселенной, человек не только имеет право испытывать гордость за свои поистине великие достижения, но и обязан как никогда ранее бережно относиться к своему единственному дому - матери-Земле. Люди, побывавшие в Космосе и видевшие Землю с орбиты, подтвердят - наша планета не так уж велика, как кажется. Эти люди, как никто другой, понимают, насколько хрупок наш мир. Современный человек обладает не только технологиями, с помощью которых можно выводить на орбиту многотонные ракеты, запускать спутники за пределы Солнечной системы и производить мегаватты электроэнергии, но и технологиями, способными многократно уничтожить собственную планету и самих себя. С углублением технологического прогресса на человечество ложится все большая ответственность - коль скоро мы понимаем, каково наше истинное положение во Вселенной, и насколько мы ничтожны по сравнению с Бесконечностью, мы не имеем права на ошибку - на кону наше выживание и само существование жизни на Земли.
Вначале было слово: 12 апреля 1961 года в Космосе впервые с начала времен зазвучала речь человека. И это была русская речь. Господу было угодно, чтобы первое слово, произнесенное на пути человека в Бесконечность было произнесено по-русски русским парнем, чью улыбку будет узнавать каждый землянин до конца времен. 'Поехали!'


Оставьте свои отзывы - https://starshour.com/tender.php
Оставить комментарий