Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.roscosmos.ru/3168/
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 00:38:14 2016
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: закон вина
Государственная корпорация по космической деятельности РОСКОСМОС |

Перейти на официальный сайт
Федерального космического агентства

http://federalspace.ru
Ru En

Почтовый ящик космонавтов МКС

Дмитрий Кондратьев: "Без права на ошибку" (8 декабря 2010 года, Байконур)
08.12.2010 23:24

Сегодня продолжаются плановые занятия предстартовой подготовки экипажа на Байконуре.

Кроме спортивных занятий и вестибулярных тренировок, сегодня было проведено занятие по изучению программы полета ПКК с учетом баллистических данных предстоящего запуска. Эти занятия проводятся инструктором по ПКК, который находится на Байконуре вместе со своим экипажем все время предстартовой подготовки.

 

 


Для людей, не связанных с космической отраслью, многие аспекты пилотируемых космических полетов не совсем понятны. Поэтому, по просьбе одного из читателей, я дам краткое описание первых двух дней автономного полета ПКК, до момента стыковки со станцией. Надеюсь, что лучшее понимание работы космонавта вызовет больший интерес ко всей пилотируемой космонавтике.

 

"Без права на ошибку"

 

Автономный полет ПКК является важным этапом космического полета и занимает двое суток. Пилотируемый космический корабль (ПКК) состоит из трех отсеков - приборно-агрегатного, бытового и спускаемого аппарата. Жилыми отсеками ПКК являются только бытовой отсек и спускаемый аппарат. Экипаж во время всех динамических операций, таких как старт, выполнение маневров на орбите, сближение и стыковка со станцией, расстыковка со станцией и спуск с орбиты, находится в спускаемом аппарате. Кроме того, на старте, сближении  и стыковке и спуске с орбиты, космонавты находятся в специальных скафандрах. Это еще одна мера предосторожности на случай непредвиденной разгерметизации. Скафандр обеспечивает сохранение работоспособности космонавта в течение времени, необходимого для выполнения срочного спуска на землю.
Сам процесс старта и выведения ПКК на орбиту занимает чуть более 8 минут. Выводится ПКК с помощью ракеты-носителя "Союз", которая имеет три ступени. Основная работа экипажа начинается после отделения ПКК от ракеты-носителя после окончания отработки третьей ступени.
В любом техническом устройстве может произойти неисправность. ПКК в этом плане не является исключением. Поэтому на протяжении всего полета основной обязанностью экипажа является контроль технического состояния всех систем ПКК. Особенно это важно в первый час после выведения, потому что в процессе выведения весь корабль испытывает значительные знакопеременные перегрузки, вибрацию, фактор невесомости. Многие системы ПКК включаются в работу только когда ПКК уже выведен на орбиту. Задача экипажа сразу после выведения - определить степень работоспособности всех систем корабля, его герметичность, состояние здоровья всех членов экипажа. В случае обнаружения неисправностей основных систем корабля, экипаж должен выполнить срочный спуск на основной или запасной полигон посадки.
Сразу после выведения производится контроль герметичности всех основных отсеков корабля и выполняется тестирование системы управления кораблем. В случае положительного теста экипаж снимает скафандры и надевает удобные полетные костюмы. Корабль имеет солнечные батареи и аккумуляторы для обеспечения функционирования всех систем. Чтобы иметь достаточно энергии, солнечные батареи необходимо ориентировать на солнце, что выполняется в ручном режиме командиром корабля. Для сохранения положения корабля с ориентацией солнечных батарей на Солнце выполняется так называемая "закрутка" корабля - вращение корабля вокруг одной из осей для сохранения ориентации солнечных батарей на Солнце с использованием гироскопического эффекта.
Сразу после выведения ПКК на орбиту наземными радиоизмерительными комплексами производится точное измерение параметров орбиты. А через несколько часов выполняется так называемый маневр, который предназначен для коррекции и подъема орбиты ПКК с помощью двигателей. После первого маневра ПКК снова переводится в солнечную ориентацию с выполнением закрутки.
Для удобства координации деятельности между экипажем ПКК и Центром управления полетом (ЦУП) циклограмма автономного полета разбита на так называемые "витки" - время за которое ПКК совершает один оборот вокруг Земли. Это составляет примерно 90 минут. Когда говорят, например, о 3-ем витке, это означает третий 90-минутный временной интервал от момента старта. За сутки ПКК делает около 16 витков вокруг Земли.
После завершения основных операций первых суток экипажу предоставляется отдых. На корабле есть спальные мешки, которые экипаж использует для сна. Этим, в основном, заканчиваются первые сутки полета.
На вторые сутки проводится вторая коррекция орбиты. В течение вторых суток автономного полета экипаж имеет больше времени для отдыха. В конце вторых суток начинается второй основной этап автономного полета - сближение и стыковка с Международной космической станцией (МКС). Перед началом сближения ЦУП с помощью радиоканала загружает исходные данные для режима сближения, которые впоследствии используются бортовым компьютером для расчета параметров сближения и необходимых коррекций орбиты с помощью двигателей ПКК. Перед началом режима сближения экипаж одевает скафандры на случай возникновения аварийной ситуации, чтобы иметь возможность срочного спуска на Землю. Сближение занимает несколько часов и проходит в автоматическом режиме с контролем со стороны экипажа и ЦУП.  В случае возникновения нештатной ситуации вблизи МКС экипаж имеет возможность выполнить сближение и стыковку в ручном режиме.
После сближения с МКС ПКК выполняет зависание напротив стыковочного узла станции и затем стыковку. Все это время экипаж является "горячим резервом" автоматической системы управления и готов в любой момент перейти на ручное управление в случае нештатной работы автоматики. Маневрирование ПКК вблизи МКС является участком повышенного внимания, чтобы не допустить столкновения двух космических объектов. Во время полета станции "Мир" нештатная работа системы управления транспортным кораблем привела к столкновению транспортного корабля со станцией, потере грузового корабля и разгерметизации одного из модулей станции "Мир".
Этот этап является одним из самых ответственных, где экипаж не имеет права на ошибку. Для этого экипаж проходит специальную подготовку под руководством опытных инструкторов, в конце подготовки полученные знания и навыки экипажа проверяются в процессе комплексной экзаменационной тренировки.
После стыковки с МКС экипаж проверяет герметичность стыковочных механизмов станции и ПКК и открывает люки между ними. После открытия люков, ПКК становится частью МКС и выполняет так называемый совместный полет со станцией до момента расстыковки и возвращения на Землю. На этот период ПКК консервируется - большинство систем корабля выключаются, оставшиеся системы переводятся в дежурный режим.
После этого для экипажа начинается новый длительный этап жизни и работы на МКС в составе международного экипажа, который сегодня составляет 6 человек.

Спасибо за вопрос!

Буду рад ответить на другие интересные вопросы.

 

 

С уважением,

Дмитрий Кондратьев

Байконур

8 декабря 2010 года


 

Ваши комментарии
09.12.2010 11:51:34 | Integrum
Вот теперь все стало более понятно!!!
Спасибо за Ваши ответы!
09.12.2010 15:57:17 | kondrashenkov
Программа полета изложена доступным любому языком. Думаю многим станет все понятнее.
10.12.2010 10:52:30 | Сергей ИК
Спасибо! Из рассказа понятно насколько тяжел и ответственен автономный полет. Плюс, на фоне непростой адаптации организма к невесомости. Тяжело. Но все же. Задавая тот вопрос (точнее пожелание), я имел в виду чуточку будущее. Когда ваш экипаж уже на МКС, спадет напряжение первых дней полета, есть огромное желание (как я понял не только у меня) прочитать личные впечатления командира от автономного полета, может с какими-то бытовыми зарисовками, фото (вдруг и видео). Просто НИКТО НИКОГДА этого не делал (по крайней мере, с 1975 года, времени "Союза-Апполона", но тогда это был госзаказ, да и корабль другой модификации). Наш президент уже выложил в Интернет фото внутреннего убранства своего самолета, а любители космонавтики в XXI веке понятия не имеют, как выглядит изнутри бытовой отсек практического космического корабля и как там можно жить и работать.
15.12.2010 00:26:26 | Глеб
Дмитрий Юрьевич,огромное спасибо за этот блог и описание автономного полета.Очень многим это важно знать.Мы сопереживаем с вами все этапы полета.Восхищаемся высоким мужеством экипажа.Удачного старта и успешного выполнения программы.Будем ждать репортажей с орбиты и возвращения на Землю.
24.12.2010 06:56:20 | Дмитрий
Дмитрий Юрьевич,спасибо за очень подробное описание!
Только для меня до сих пор остался открытым вопрос: почему сразу нельзя вывести корабль на близкую к заданной орбиту и произвести стыковку на вторые сутки? спасибо!
25.12.2010 13:53:21 | Гумиров Ш., аспирант
Дмитрий Юрьевич, здравствуйте!

1. Не могли бы Вы рассказать о тренировках при подготовке к стыковочным операциям? Какие тренажеры используются?
2. Сколько человек осуществляют ручную стыковку к МКС?

Спасибо!
15.01.2011 14:11:03 | Сергей
Спасибо за интересную информацию про первые сутки полета ПКК.
Не могли бы Вы рассказать про солнечную ориентацию ПКК: с какой скорость закручивается корабль и ощущает ли это на себе экипаж?
Почему сближение ПКК с МКС происходить именно 2 дня, почему это нельзя осуществить быстрее?
Оставить комментарий