Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.prof.msu.ru/publ/conf/conf25.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:05:28 2004
Дата индексирования: Mon Oct 1 22:38:15 2012
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: внешние планеты
ОБРАЗОВАНИЕ МАСС И ЭЛИТ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ КОНКУРЕНЦИИ

Е. Дубнова
Екатеринбург

ОБРАЗОВАНИЕ МАСС И ЭЛИТ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛЬНОЙ КОНКУРЕНЦИИ

  1. ХХ век передает будущему столетию мегатенденцию кризисно неустойчивого развития, которая характеризуется войнами, глобальным терроризмом, кризисами в мировой финансовой системе, в производстве продовольствия, техногенными, природными и экономическими катастрофами, эпидемиями, транснациональной преступностью, религиозными столкновениями глобального характера, порождающими угрозу жизнеобеспечению и развитию стран и народов.
  2. Форс-мажорные угрозы жизни и развитию экономических и политических субъектов мирового процесса вызывают у них естественное стремление оградить себя от войн, катастроф, терроризма, загрязнения окружающей среды, от дефицита базисных ресурсов цивилизации: энергии, топлива, минерального сырья, продовольствия, инвестиций, информации, интеллектуальных ресурсов.
  3. Лидирующие страны и глобальные корпорации отдают приоритет ресурсу ресурсов - уму талантливых, высокообразованных, компетентных и высококвалифицированных лидеров и специалистов. Интеллектуальный потенциал - это человеческий ум, подготовленный по современным стандартам теоретического, практико-ориентированного знания. Именно он позволяет видеть перспективу, разрабатывать далеко идущие стратегии национального и корпоративного развития в ситуации глобальной конкуренции за ресурсы, власть, информацию, новейшие технологии.
  4. Предвыборные платформы демократической и республиканской партий США 2000 года более чем когда-либо отдают предпочтение вложению ресурсов в образование, в последующее обучение всех граждан в течение жизни, в развитие способностей, обеспечивающих преимущества и огромные возможности нации в информационный век для победы в новой глобальной экономике, базирующейся на знаниях. Они обещают новую революцию в американском образовании, обозначив образование высшим национальным приоритетом. Демократы отдают себе отчет в том, что Америка будет занимать первое место в мировой экономике до тех пор, пока она будет удерживать первое место в мировом образовании. Республиканцы обещают не забыть ни об одном американце в сфере возможностей получения образования, хотят провести реальную реформу образования, обеспечить возрастающий доступ для всех желающих получить высшее образование. Ответственность за американское образование лежит сегодня на отдельных штатах, местных органах и родителях. Республиканцы обещают законодательно конституировать федеральную ответственность за школьное образование и повысить роль в этом Федерального правительства.
  5. Сравнивая проблемы российского образования с американским, следует отметить две противоположные тенденции. С одной стороны, лидирующие политические партии Америки, определяющие ее будущее на ближайшие десятилетия, фиксируют прямую причинно-следственную зависимость между лидированием Америки в глобальной экономике ХХI века и высшим национальным приоритетом - обеспечением такого образования масс и элит, которое в конечном счете обеспечивает это лидирование. С другой стороны, мы видим, что в стратегии развития России, в решении ее внутренних и внешних проблем такой причинно-следственной зависимости между национальными приоритетами нового руководства, политических и экономических элит России не существует. Мы наблюдаем растущую пропасть между стратегическими приоритетами России и обеспечением их достижения конкурентоспособной системой массового и элитного образования, подобной американской. Образование российских масс и элит не позволяет добиваться реализации стратегических целей, выдвигаемых на будущие десятилетия, создавать эффективные инструменты их реализации, обеспечивать успех в конкурентной борьбе с мировыми лидерами в геополитике и глобальной экономике.
  6. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ в своей инвариантной части (федеральный компонент государственного образовательного стандарта) нацелен на обеспечение единства образовательного пространства и на овладение минимумом знаний, умений, навыков, обеспечивающих выпускникам общеобразовательных учреждений возможность продолжить образование. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Свердловской области опирается на приоритеты развития содержания образования, заявленные в законе РФ "Об образовании", в законе "Об образовании" Свердловской области, которые отражены в системе образовательных государственных стандартов. На федеральном уровне реализация этого стандарта призвана обеспечить и гарантировать общекультурные, общечеловеческие, общегосударственные основания для самоопределения и саморазвития человека. Национально-региональный компонент этого стандарта учитывает региональную специфику образования. В Свердловской области национально-региональный компонент нацелен на два приоритета региональной образовательной политики - достижение социальной компетентности обучающихся, гарантию прав граждан на качественное образование. Достижение социальной компетентности обучающихся обусловливается следующими сферами самоопределения:

    Таким образом, из этого можно сделать вывод, что и на федеральном, и на региональном уровне концепция общего образования РФ нацелена на усреднение уровня общеобразовательной подготовки (так называемое единство образовательного пространства) и на нивелирование образования.
    Подлинное самоопределение в современном мире, на наш взгляд, возможно при демонстрации учащимся представлений о нем как о мире глобальной (геополитической, геоэкономической, геоцивилизационной) конкуренции стран, регионов, мировых городов, транснациональных корпораций, этносов, мировых культур, мировых религий за лидерство в современном мире, за базисные ресурсы планеты, за право определять стратегию развития человечества.

Сделаем выводы:

  1. Концепция образования РФ и ее субъектов не должна упрощать современный мир до абстрактно пустых общекультурных, общечеловеческих, общегосударственных оснований для самоопределения и саморазвития. Наоборот, она обязана дать учащимся объективное представление о современной дифференциации человеческого сообщества и глобальной конкуренции как раз в тех сферах, которые определяются стандартом для самоопределения и саморазвития учащихся.
  2. Ответственность за подготовку политической, экономической, культурной элит российского общества, а также лидеров этих элит должна возлагаться на федеральный уровень, подобно тому, как это собирается сделать республиканская партия США в случае победы на президентских выборах.
  3. Ответственность за подготовку политической, экономической и культурной элит российских регионов, а также лидеров этих элит естественно возложить на субъекты Федерации и вновь образованные Федеральные округа РФ.
  4. Образование масс, соответствующее стратегическим целям России в мире глобальной конкуренции ХХI века, которое предлагается Государственным общеобразовательным стандартом, должно быть дополнено необходимым для этих целей образованием национальных и региональных элит и их лидеров.

ї Дубнова Е., 2000

назадоглавлениевперед