Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.prof.msu.ru/publ/book/round5.html
Дата изменения: Fri Jul 9 11:02:50 2004
Дата индексирования: Mon Oct 1 23:10:09 2012
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: внешние планеты
Круглый стол 5

Алексей Барабашев,
Кеннан, г.Москва

Зарождение национальных и региональных научных сообществ в Российской Федерации

    Одним из важнейших факторов, влияющих на становление многонационального общества в РФ, на укрепление региональных социальных организмов, является наличие национальных и региональных научных сообществ. "Свое" региональное, а для национальных республик национальное научное сообщество выступает в качестве одного из центров притяжения интеллектуальной и культурной жизни, оно во многом формирует тот слой интеллигенции, который скрепляет и направляет национальные и региональные устремления. Более того, поскольку наука является самым значительным резервуаром творческих устремлений, подкрепленных наличием свободного времени для рационального оформления результатов этих устремлений (на что указывал еще Аристотель), влияние науки и ученых на культуру в ее инновационной части существенно определяет содержание этой культуры. Научное знание, другими словами, способствует формированию и изменению культуры. А научное сообщество является одной из самых мощных социальных систем, выступающих носителем культуры.
    От того, как будет далее развиваться наука в РФ, как сложится распределение научного потенциала по различным регионам, каково будет соотношение региональных и национальных научных сообществ, во многом зависит, какова будет далее наша культура и останется ли она вообще, либо исчезнет, растворившись в культуре других стран и регионов мира.
    Во времена СССР научное сообщество обладало достаточно высокой мобильностью: абитуриенты поступали в различные вузы и университеты вне зависимости от семейного достатка и места получения среднего образования (чему способствовала система специализированных интернатов при ведущих университетах), выпускники вузов получали прописку и ведомственную жилплощадь (особенно значительными возможностями по предоставлению жилплощади обладали предприятия и учреждения ВПК), либо муниципальное жилье, по ходатайству места работы, легко перебирались во вновь организуемые научные центры, и т.д. Конечно, на всех ступенях научного роста происходил идеологический отсев, стесняющий нормальное развитие научного сообщества. Мобильному и поддерживаемому государством научному сообществу в СССР не хватало одного решающего для расцвета науки качества - способности самоочищения от проходимцев, карьеристов, свободы от идеологической цензуры и отсутствия боязни открытого выражения своих взглядов, боязни, ставшей почти что рефлекторной для многих советских ученых. Государство, хотя и нуждалось в науке, боялось ее и ограничивало ее свободу, видя в критичном и рационально мыслящем научном сообществе врага корпоративно-патронажной системы советской бюрократии.
    После распада СССР в научном сообществе РФ произошли глубокие изменения. Эти изменения во многом предопределяют трансформацию культурного пространства страны.
    Во-первых, происходит возникновение различных типов региональных научных сообществ и научных сообществ в национальных республиках.
Национальные и региональные научные сообщества в РФ можно классифицировать следующим образом:
    -  зрелые - нарождающиеся;
    -  стремящиеся к автаркии (неконтактные) - стремящиеся к межрегиональным и международным научным контактам - хорошо интегрированные в Российское и международное научное сообщество. Стремящиеся к контактам и уже обладающие значительными связями с другими странами и регионами РФ научные сообщества вместе образуют контактный тип научных сообществ.
    Возможны различные сочетания сторон указанных оппозиций: зрелые и одновременно неконтактные сообщества; зрелые и стремящиеся к контактам; зрелые и интегрированные; нарождающиеся и неконтактные; нарождающиеся и стремящиеся к контактам; нарождающиеся и в то же время интегрированные на уровне отдельных членов сообщества.
    Существует ряд критериев, согласно которым можно установить, к какому типу какие научные сообщества относятся. Эти критерии оценивают принадлежность научного сообщества к тому или иному типу по следующим параметрам:

    Во-вторых, можно указать реальную картину становления сообществ ученых-гуманитариев в национальных республиках РФ. Здесь следует особо отметить единственное на сей момент окончательно сложившееся научное сообщество в Татарстане. Наличие республиканской системы образования подкреплено давней традицией Казанской научной школы, получившей новый импульс в постсоветское время. Этот импульс был одновременно позитивным (объявление ученых, работавших в Казанском университете в XIX-м веке, национальными деятелями) и негативным (некоторое стремление к обособленности от основных научных центров РФ, а также настороженная реакция на ученых "нетитульного" происхождения, не адаптировавшихся к пребыванию в национальном научном сообществе). Завершение формирования национального научного сообщества в Татарстане сопровождается перенесением акцентов в финансировании науки с федерального центра на республику. Этот процесс не является чистой инициативой центра: так, уменьшается количество заявок в основные научные федеральные фонды, приходящих от ученых из Татарстана. Национальное сообщество само стало меньше обращаться к федеральному центру.
    В-третьих, происходит выделение региональных научных сообществ в некоторых областях и краях РФ
. Этот процесс имеет черты сходства с возникновением научного сообщества в Татарстане, поэтому регионализацию научного сообщества в РФ можно назвать "квазинационализацией" этого сообщества. Основными причинами регионализации являются:

    Многие региональные научные и учебные центры, школы и направления в таких жестких условиях не выживают. Нельзя сказать, что эти центры, школы и направления полностью прекращают свое существование. Они, скорее, теряют свой уровень: происходит маргинализация результатов, ослабление чувства "перспективных тем", развиваются псевдонаучные области исследования, и т.д. Однако в нескольких сохранившихся региональных центрах сообщество, по всей видимости, имело массу, большую критической (либо были предприняты более правильные, в сравнении с другими регионами, шаги по сохранению науки и образования, шаги, которые пока не проанализированы должным образом), и поэтому выжило за счет усиления внутрирегиональных научных контактов.
    Для выявления этих регионов (в части, относящейся к становлению региональных гуманитарных научных сообществ) можно воспользоваться данными конкурсной активности по российским научным фондам (в первую очередь - РГНФ), в течение нескольких лет охватывающих основной массив российских исследователей-гуманитариев.
    На первом месте среди регионов как по индивидуальной (заявки на исследовательские и издательские индивидуальные гранты, а также процент удовлетворенных заявок) научной активности, так и по коллективной активности (коллективные исследовательские и издательские проекты, плюс проекты проведения конференций и семинаров) находится Москва и Московская область. Этот регион сосредоточил более 70% научной исследовательской активности всего российского сообщества ученых-гуманитариев. Отсюда возникает отношение "любви-ненависти" к коллегам из московского региона. С одной стороны, в нем работают много интересных исследователей, которые продуцируют большое количество идей и получают хорошие результаты. С другой стороны, "москвичей" полагают интеллектуальными снобами и экспансионистами (иногда используется более сильное выражение - "культурный империализм Москвы"). Московское сообщество ученых-гуманитариев можно назвать зрелым и включенным в международное научное сообщество.
    На втором месте, со значительным отставанием, идет санкт-петербургский регион. Причины его приоритетного положения родственны причинам для Москвы: средоточие сильных и обладающих давними традициями академических институтов, университетов и вузов; наличие сложившихся научных школ; более легкий доступ к федеральному финансированию; хорошие контакты с коллегами из-за рубежа; богатые, хотя и быстро ветшающие библиотечные фонды; лучшие условия для включения в сеть Интернет.
    На третьем месте находится регион, объединяющий Томскую и Новосибирскую области, причем он постепенно догоняет санкт-петербургский регион. Следует отметить, что томское научное сообщество гуманитариев не только вплотную приблизилось, но и начинает опережать научное сообщество, сконцентрированное в новосибирском Академгородке. Томск издавна слывет университетским городом (процентное соотношение ученых, преподавателей и аспирантов со студентами к общему числу жителей города является самым высоким в РФ), наука здесь хорошо "встроена" в инфраструктуру города. В то же время, в Новосибирске Академгородок был создан как филиал Академии наук и нарабатывал свои традиции посредством синтеза традиций научных центров-доноров. Для укрепления этих традиций, а также для органического включения в культурную и экономическую жизнь расположенного неподалеку Новосибирска, требовалось время и постоянная поддержка федерального центра. Размывание научных школ и отъезд многих ученых в Москву и Санкт-Петербург, в другие страны, колоссальные усилия найти способы окупить науку (что для гуманитариев особенно тяжело), попытки увеличить объем образовательных услуг и неблагоприятные условия борьбы за абитуриентов являются для Академгородка негативными факторами в конкуренции с его соседом. Научное сообщество ученых-гуманитариев этого региона можно назвать зрелым и контактным.
    На четвертом месте находится регион, объединяющий Верхнее и Среднее Поволжье (включая Ярославль, Ульяновск, Самару, Нижний Новгород). Научное сообщество гуманитариев этого региона обладает крепкими международными связями, в некоторых случаях превосходящими связи их московских и санкт-петербургских коллег. Это - зрелое и контактное, международно интегрированное сообщество, если пользоваться предложенной ранее классификацией. Отмечу, что институт им. Д.Кеннана выполняет для научного сообщества этого региона важную миссию: посредством своих мероприятий в Поволжье институт им. Д.Кеннана объединяет коллег из различных регионов РФ, "сводит" их с коллегами из Поволжья. Этим институт им. Д.Кеннана отличается в лучшую сторону от многих зарубежных программ и фондов, противопоставляющих "центр" и "провинцию", устанавливающих негласные квоты и предпочтения регионов по отношению к "центру", поощряющих региональную конкуренцию и дробление изначально единого научного и образовательного пространства.
    Можно отметить также уральский регион с центром в Екатеринбурге и регион Северного Кавказа (СКНЦ). Положение сообществ ученых-гуманитариев этих регионов в сравнении с другими регионами в целом стабильно в течение нескольких лет, хотя оно и неравномерно в части распределения активности различных областей гуманитарного знания.
    Наконец, особо следует выделить калининградский регион. Научное сообщество ученых-гуманитариев этого региона демонстрирует коллективную переориентацию на западноевропейские контакты (прежде всего - контакты с Германией) и исследовательские предпочтения. В конференциях в Германии, Польше, других странах калининградским ученым участвовать проще (и финансово, и географически), чем в конференциях в Москве, не говоря уже о более восточных регионах РФ. Здесь происходит коллективный переход де-факто в западноевропейскую науку. Например, конференции этого региона становятся двуязычными. Я считаю, что калининградское гуманитарное научное сообщество является естественным "мостиком" в контактах с западноевропейскими коллегами, и этот "мостик" следует использовать более интенсивно, поощряя проведение международных конференций в Калининградской области (туда легче поедут наши зарубежные коллеги). Тем самым, использование этого региона как "приоритетной зоны международного научного сотрудничества", как своеобразного аналога экономических открытых зон, в целом бы усилило российскую науку.
    В-четвертых, наблюдается процесс индивидуального выхода из российского научного сообщества.
Индивидуальная интеллектуальная эмиграция заключается в том, что основные публикации происходят за рубежом (возможность публикаций на родном языке игнорируется), переписка с зарубежными коллегами преобладает над перепиской и связями с российскими учеными, небольшие периоды пребывания в РФ перемежаются значительными периодами пребывания по грантам и работы в других странах. Иногда это кончается окончательной сменой места жительства, но чаще ученый превращается в "странника между двумя мирами", не укорененного полностью ни в одном из этих миров. Удивительно, но среди гуманитариев очень часто такими "странниками" становятся специалисты по т. н. "Russian Studies" - историки России, социологи и политологи, исследующие российскую действительность. Им, казалось бы, по роду занятий следует главным образом находиться в РФ, чтобы не потерять предмет исследования (что подразумевает постоянную работу в архивах, проведение социологических опросов и других полевых исследований и т.д.). Однако предпочтение позиции внешнего удаленного наблюдателя среди этих научных направлений достаточно распространено и имеет, по моему мнению, материальные и другие индивидуальные бытовые и психологические причины. Позиция внешнего удаленного наблюдателя, как показывает практика, является весьма агрессивной: критикуются выходящие в стране научные издания ("ничего интересного в них не появляется"), отмечается вялость научной жизни в РФ ("со времени моего отъезда ничего значительного в моей области не произошло"), и т.д.
    Резюмируя, в настоящее время происходит регионализация научного сообщества и во многом обусловленная ею регионализация культурной жизни в РФ. Выделяются региональные и национальные научные сообщества, вступающие в достаточно сложные отношения с "центром", научными сообществами Москвы (в первую очередь) и Санкт-Петербурга. Процесс регионализации, по всей видимости, будет и далее усиливаться; во всяком случае, обратный процесс пока явственно не просматривается. Далее, интегрированность региональных научных сообществ в международное, главным образом, западноевропейское и американское научные сообщества, в целом возрастает. Это означает, что происходит вестернизация науки, и, как следствие, будет происходить увеличение вестернизации культуры.

Светлана Орехова,
АСПРЯЛ, г.Москва

AMERICAN ENGLISH и информационная идеология ХХI века

    Несмотря на то, что в американской Конституции, в отличие от российской, нет понятия государственного языка, английский язык в Соединенных Штатах Америки является общенациональным, а в связи с вводом и распространением коммуникационной системы "Интернет", American English стал языком планетарным.
    На английском языке ведутся 60% телефонных разговоров на нашей планете и 75% всей деловой переписки в мире. Все новые технологии излагаются на этом же языке, захватившем в плен умы большей части человечества.
    Этот язык живет и развивается. Способствует этому в огромной степени и глобализация коммуникации при помощи современных телеинформационных технологий, которые в следующем столетии приведут к новой информационной идеологии.
    Следует особо отметить, что система "Интернет" начиналась на American English, так как до конверсии эта компьютерная сеть стартовала в США, и, следовательно, базовым стал американский вариант английского языка. Это - большой и серьезный вопрос для дальнейшего глубокого изучения. Здесь исследование может идти и по направлению социолингвистики. По мере продвижения в изучении этого вопроса, возможно, откроются увлекательные направления в анализе американского варианта английского языка для будущих исследований.
    Сегодня на Западе уже стоит вопрос об информационной валюте, что свидетельствует об определенно новом экономическом сознании, способном оперировать новыми категориями, где информация приравнена к материальной собственности в рамках макроэкономики.
    Современные возможности сбора, хранения, распространения информации формируют информационное сознание как общества, так и отдельных его индивидов.
    И происходит тесная увязка информационного сознания, информационной идеологии и языка, в данном случае английского, как канала связи, коммуникации, и именно американского варианта английского языка, так как именно этот вариант английского языка прежде всего использовался в системе "Интернет", связавшей в конце 60-х годов все компьютеры американских военных баз в разных уголках мира в единую систему коммуникационной связи, которой в настоящее время успешно пользуется и Российская Федерация.
    American English и виртуальное пространство стали синонимами - на Западе вводятся такие понятия, как электронная община=e-community, электронная социология=e-sociology, электронная валюта=e-curruncy. Далее можно дописывать: киберсознание, кибервоображение и т.д.
    Спецификой идентификации данного варианта английского языка и новых коммуникационных технологий стала компьютерная почта, т.е. Е-mail, где передача и прием информации идет лишь на латинской символике - для кириллицы требуется декодер.
    Можно много спорить о перспективах развития английского языка в киберпространстве, но ясно: 1) старт был взят на американском варианте английского языка; 2) статистика показывает общераспространенность данного языка, посредством современных телекоммуникационных технологий, ведущих к виртуальному сознанию; 3) макроэкономика и английский язык - два неразделимых понятия в современном мире; 4) после Второй мировой войны США выбросили на европейский рынок свой доллар и продукцию Голливуда - последняя подогрела интерес и к американскому варианту английского языка; 5) не узаконенный законодательно, американский вариант английского языка нашел свой путь к умам людей в силу прагматизма, оправданного естественного отбора в различных видах человеческой деятельности.
    Мировой опыт показывает, что конституционное закрепление государственных языков не является гарантией коммуникационной функции национального языка.
    Американцам принадлежит господствующее положение на высокоскоростных информационных магистралях не только из-за финансовой силы, сверхновых телекоммуникационных технологий, о которых так печется администрация Клинтона-Гора, но и из-за дальновидного политического менеджмента, перспективной стратегии развития государства и частного предпринимательства. И среди этих стратегий - мировая информационная политика.
    Сегодня конверсия коснулась всего мира, что вылилось в использование американской системы "Интернет". Выпущенное руководство по пользованию "Интернетом" называют в Америке современной Библией. Около 35 млн человек в разных странах - его абоненты.
    Киберпространство стало коммуникационным миром без границ и расстояний для тех, кто имеет компьютер и модем. Мировая информационная паутина "World Wide Web" или "WWW" через "Интернет" раскрывает неограниченные возможности для поиска необходимой информации, участия в телеконференциях, досках объявлений, поисках работы, друзей, подруг, женихов, научных руководителей, консультантов, клиентов и партнеров по бизнесу, досугу, времяпровождению и т.д. Подобные коммуникационные возможности раздвигают горизонты для общения между людьми, коммуникации, не оскверняя его какой бы то ни было цензурой.
    Сегодня информация приравнена к материальной собственности. И там, где срабатывают рыночные отношения, информация порождает новую информацию, точно так же как деньги делают новые деньги. И как от скорости оборота денег зависит рост прибыли, так и от скорости оборота информации зависят дивиденды и реальная власть.
    "Кто владеет информацией, тот владеет миром", - так шутят компьютерщики. Компьютерщиков сегодня называют пятой властью. И именно компьютерщиков, наверно, можно назвать сегодня шестой расой человечества, расой интеллектуалов.
    Мы живем в "глобальной информационной деревне". Новые коммуникационные технологии, о которых когда-то лишь поговаривали, стали в конце ХХ века реальностью. Сбор информации, ее переработка, хранение, распространение достигли предела человеческой фантазии. Рядовой человек может сегодня быть писателем, журналистом, редактором, издателем - все зависит от его собственных желаний при наличии в его распоряжении техники, основанной на квантовой механике. Его личный культурный уровень отражается лишь в его персональной деятельности и продукции, распространяемой в условиях современных коммуникационных возможностей глобально, т.е. по всему шару. Следует в связи с этим отметить, что по "Интернету" American English cтал общим рабочим языком всей нашей планеты. Текст на русском языке может быть передан через "Интернет" только клером, т.е. изображением кириллицы через латинский шрифт.
    В связи со складывающейся ситуацией в глобализации информации остро встает юридический вопрос, который волнует человечество, об интеллектуальной собственности на информацию, о журналистике, развлечениях, современных информационных гражданских правах и правах народов.
    Если владелец частной собственности может защитить ее конкретными препятствиями, например, заборами или замками, то владелец интеллектуальной собственности, наоборот, не может так легко исключить других из процесса своей интеллектуальной работы. Это именно тот случай, когда владелец интеллектуальной собственности ориентируется на то, что публика читает, смотрит или слушает его работу. Когда владелец интеллектуальной собственности теряет контроль над своей собственностью, его мотивация творить также утрачивается.
    Термин "интеллектуальная собственность" - это как термин-зонтик, под которым скрываются патентное право, авторское право, закон о торговой марке, закон о торговой тайне (нечестная конкуренция), законодательство о развлечениях, спорте (право публики, зрителя), информационном законе (свобода источника информации).
    Роль интеллектуальной собственности особенно важна для обеспечения конкурентоспособности отдельно взятых стран в сверхвзаимозависимой глобальной экономике. Торговля, включающая в себя запатентованные товары или процессы, товары и услуги, защищенная торговыми марками и знаками услуг, авторскими правами на работы, связана с мировой торговлей, то есть с макроэкономикой. И по мере расширения масштаба рассматриваемой проблемы выясняется, что мировой рынок ценит скорее то, что люди знают, изобретают, придумывают, воображают, чем то, что делают, добывают или выращивают. То есть интеллектуальная собственность ценнее.
    Законодательство бежит за прогрессом в области электронно-вычислительной техники как за солнечным зайчиком или собственной тенью, не успевая догнать. Так и в случае с диджитальной революцией, т.е. цифровым телевидением, - технологией свободы, пришедшей в массовую коммуникацию, массовое общение.
    В США разработкой законодательных аспектов этих вопросов активно занимаются юридические факультеты университетов, включая Стэнфордский. Документы симпозиумов по коммуникации регулярно представляются правительству США.
    В августе 1996 г. авторы книги "Черные на "Интернете"" в частном разговоре в г.Вашингтоне, прогнозируя ближайшее будущее в области телекоммуникаций, произнесли простые слова "информационная валюта". Такое понятие могло прийти в голову только человека, живущего в высоко компьютеризированном обществе, постоянно работающего в киберпространстве и способного оценить современную ситуацию в бизнесе и в информационной области. Это - экономико-финансово-деловые отношения ближайшего будущего. Понятие "информационная валюта" лишний раз подтверждает, что "информация" приравнена к "материальной, т.е. финансовой, собственности". Следующий вопрос заключается в том, что будет принято за у.е., то есть за условную единицу "информационной валюты".
    Квантовая механика совершила революцию в компьютерных манипуляциях, открыв новые возможности для создания образов и звуков, для компьютерной графики. Интерактивные мультимедиа изменили и создали новые модели для СМИ. Традиционные СМИ, газеты, журналы, радиовещание, телевидение, информационные агентства, системы паблик рилейшнз находятся во взаимодействии на информационном рынке, замыкаясь на разбросе информации. Рынок газет, журналов ограничен в распространении информации для своих читателей тиражами изданий. Радио и телевидение имеют дело с аудиториями радиослушателей и телезрителей.
    С созданием информационных сверхмагистралей меняется ситуация в СМИ, журналистике.
    Мы становимся свидетелями заканчивающейся эры закона об авторском праве на рынке информации.
    Складываются новые правовые ситуации.
    В обществе, где свободный поток информации и доступ к ней имел мандат Первой поправки к Конституции, т.е. регулировался ею, технологический прогресс предложил новые модели для СМИ.
    В открытом информационном обществе возрастают требования к возможностям коммуникации, увеличиваются потребности в информации.
    Экономика становится информационно-зависимой. Больше происходит информационных взаимодействий. Возрастает ценность, заложенная в информацию. Уменьшается способность препятствовать информационному потоку.
    Ключевые элементы новых информационных инфраструктур включают телефонные линии, персональные компьютеры, кабельные телевизионные системы, многоканальные кабели, переходники для интерактивных приборов, компании спутникового вещания и содержание: базы данных, компьютерные программы, текст, видеообразы, фильмы и музыка.
    Содержание: информация, развлечение и другие услуги - является предметом потребления, который может быть куплен, продан на информационной супермагистрали.
    Теленовости сегодня охватывают огромные и важные аудитории. Такие важные, что развился побочный рынок для телеинформации.
    Независимые продюсеры телевизионных программ новостей продают копии этих полных информационных программ или сегменты из них различным клиентам, включая компании по общественным связям, большому количеству корпораций и даже самому правительству США.
    Газетная индустрия перешла на дизайн газеты будущего на компьютере.
    Видеомагазин приносит одну треть от доходов ежегодной торговли в общенациональном масштабе.
    Модели для СМИ зависят от воображения компьютерных дизайнеров и актуальных потребностей покупателей тех или иных новостей.
    Телекоммуникационные технологии не совсем выбили почву из-под ног у магнатов американского издательского бизнеса, конъюнктурные отделы которого заранее умудряются предусматривать, куда перспективнее вкладывать деньги и с кем эффективнее дружить в бизнесе. Так, корпорация "Тайм" объединилась в свое время с "Уорнер бразерс", соединив в недавнем прошлом журнальную индустрию с кинобизнесом.
    Видеоновости создавались на базе газетной индустрии сообщений. Если вспомнить газету "Ю.Эс.Эй.тудей", то она уже в эмбрионе моделировалась как краткое изложение новостей с наглядным восприятием видеоряда.
    Преимущества коммуникационных компаний нового образца перед издательскими компаниями старого образца очевидны. Взгляните на стоимость акций издательских и коммуникационных компаний старого образца на нью-йорской фондовой бирже - и картина налицо, они в проигрыше. Американцы умеют эффективно вкладывать деньги в акции. Они впитали этот инстинкт финансового самосохранения с молоком матери.
    Как известно, реклама всегда была экономической основой западной журналистики. Она давала прибыль в сумме с прибылью от продаж тиражей издания в печатной продукции. В прайм-тайм, т.е. в вечернее, наиболее популярное, время у телезрителей с 6 до 11 часов, 40% в час составляла реклама.
    Но в связи с изменением технологий наступил рекламный кризис, что вполне естественно. Изменяется экономическая основа СМИ. Ее трансформация вызывает отчаянные поиски денег для журналистского выживания. Глобализация рынка - вот ключ к ответу, где деньги. Лишь глобализация экономики через компьютерные сети способна возместить ущерб, нанесенный снижением роли рекламы в современных СМИ.
    Глобализация информации и глобализация экономики создали новые аудитории для современных информационных потоков, аудитории, путешествующие в киберпространстве. Это те, кто сидят перед экранами своих компьютеров и связаны со всем миром. Попробуй угоди такой аудитории - для этого требуются новые навыки, новое искусство воздействия на аудиторию.
    В современных условиях глобальной компьютеризации потребители информации становятся традиционными чернорабочими умственного труда. Они - потребители информации, потребители современных коммуникационных технологий и интеллекта. Умение лавировать по компьютерным лабиринтам становится неотменным требованием к человеку в современном бизнесмире. Идейный рабочий, а современная жизнь показывает, что это всего лишь умственный, интеллектуальный чернорабочий - вот определение традиционного потребителя ньюс на высоких информационных супермагистралях, находящегося в информационных отношениях master-slave, созданных соединением капитала с интеллектом.
    Создавшаяся ситуация в современном киберпространстве, где господствует синтез капитала с интеллектом, создает новую брешь в гражданском и международном законодательстве.
    Именно Аmerican English с американским менталитетом ввел мир в киберпространство, которое в XXI веке окажется третьей средой обитания.