Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.prof.msu.ru/publ/book/iamomo3.htm
Дата изменения: Fri Jul 9 11:02:47 2004
Дата индексирования: Mon Oct 1 23:10:58 2012
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: эталон времени
ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ И МИРОВОЙ ОПЫТ (3)

Виктория Романова,
Кеннан, г.Хабаровск

Биробиджанский проект: несостоявшаяся Еврейская автономия

   Сегодня, когда наблюдается настоящий исход евреев из ЕАО в Израиль, совершенно очевидна бесперспективность данного национально-государственного образования. И хотя официально вопрос об упразднении автономии пока никем не ставится, говорить серьезно об еврейской идентификации данной территории не приходится.
   Область переживает тяжелейший экономический и социальный кризис, и люди покидают свои места не столько тоскуя об исторической родине, сколько из-за отсутствия в обозримом будущем перспективы улучшения условий жизни. Их гонит надежда на лучшее. А ведь именно она привела когда-то на Дальний Восток их отцов.
   Уже с начала реализации "биробиджанского проекта" многим на Западе, особенно лидерам сионистского движения, эта идея казалась непродуктивной по определению. Искусственность данного образования была изначально очевидна для многих и в нашей стране. Вместе с тем, на первых порах среди немалой части как советского, так и зарубежного еврейства она вызвала энтузиазм. Для многих переезд в Биробиджан означал выход из нищеты и унижения, а для части евреев - спасение от фашистского геноцида, постигшего их сородичей, проживавших на Западе. Таким образом, история области, как и любая иная история, не может быть окрашена в один цвет - черный или белый. Вместе с тем, абсолютное большинство жителей ЕАО узнало в той или иной мере цену "еврейскому счастью" в его советской интерпретации.
   А начиналось все с искреннего, как кажется, желания большевиков покончить с "проклятым еврейским вопросом". Но рецепт его решения был свой - приобщить евреев к земледелию, выделив для этого район компактного их проживания. В 20-е годы активно обсуждались проекты создания таких районов на западных и южных территориях страны, признанные вскоре неудачными. Власти объясняли это угрозой обострения антисемитизма со стороны местного населения.
   Во второй половине 20-х годов в качестве территории будущей еврейской автономии определяется район станции Тихонькая. Достоверно неизвестно, почему именно эта станция стала ядром будущей колонизации, но этот район страны был выбран неслучайно. Территория была малообжитой, что исключало возможность недовольства со стороны местного населения. Однако, думается, не только и не столько желание оградить от проявлений ангисемитизма направляемых туда евреев двигало советским руководством. Были и другие, вероятно, более веские причины.
   С помощью плана "землеустройства трудящихся-евреев" было задумано освоить огромную малонаселенную территорию Дальнего Востока. Это представлялось необходимым и в связи с возросшей стихийной иммиграцией из перенаселенного Китая и из Кореи. Кроме того, на правый берег Амура, на территорию Китая переселилась значительная часть амурского казачества, воевавшего в годы гражданской войны против большевистской власти. Время от времени они совершали рейды на советскую территорию, которые сопровождались жертвами среди местного населения, главным образом среди партийного и советского актива. Необходимость укрепления границы диктовалась также неясностью ситуации на Дальнем Востоке, потенциальной опасностью со стороны Японии. Содержать боеспособную армию, понятно, невозможно без более-менее развитой инфраструктуры, продовольственной базы и т.д.
   Разрабатывая планы создания еврейской автономии, большевики всячески подчеркивали их отличие от сионистских методов колонизации Палестины. Вместе с тем, как и сионисты, они обратились за помощью к мировому еврейству, рассчитывая на серьезную финансовую поддержку и даже на переезд евреев из других стран в Биробиджан.
   Появлению правительственного постановления о выделении Биробиджана в качестве района будущей еврейской колонизации предшествовала работа исследовательской экспедиции, возглавляемой сподвижником Чаянова профессором Бруком, которая посетила эти места в 1927 г. Комиссия пришла к выводу о широких возможностях для развития сельхозпроизводства и строительства производственных предприятий, несмотря на сложные природно-климатические условия. В марте 1928 г. вышло постановление Президиума ЦИК СССР, положившее начало освоению территории будущей еврейской автономии. Основная работа по переселению евреев в район будущей автономии возлагалась на Государственный комитет по земельному устройству еврейских трудящихся при Президиуме Совета Национальностей ЦИК СССР (КОМЗЕТ) и на Общественный комитет по земельному устройству еврейских трудящихся (ОЗЕТ). На последний возлагалась пропаганда "биробиджанского проекта" за рубежом, организация его моральной и материальной поддержки, агитация среди евреев других стран за переезд в СССР.
   Первые 502 переселенца прибыли в Биробиджан из западных районов страны в мае 1928 г. Их ждали огромные трудности. Вокруг была сплошная тайга, бездорожье, отсутствовало жилье, донимал гнус. Местные организации оказались слабо готовы к приему переселенцев, царила неразбериха. Ко всем трудностям добавилось на редкость дождливое лето 1928 г. и вызванное обильными дождями наводнение, уничтожившее плоды тяжелейшего труда первых переселенцев. Эти сложности не остановили поток желающих перебраться на Дальний Восток, но обусловили значительный отток людей. Более 2/3 прибывших уезжали обратно либо в другие районы Дальнего Востока. Разразившийся на Западе в 1929 г. экономический кризис значительно усилил привлекательность "биробиджанского проекта" среди еврейской бедноты различных стран. В 1931 г. в Биробиджан прибыла первая группа переселенцев из-за рубежа в составе 500 человек из Литвы, Аргентины и Германии, в 1932 - около 600 колонистов из Аргентины, Бельгии, Германии, Палестины, Польши, Соединенных Штатов, Франции и др. стран.
   Кроме "плановых" переселенцев, немалая их часть приезжала в СССР по туристическим визам и фактически нелегально самостоятельно добиралась до Биробиджана.
   Люди, приезжавшие организованными группами, взяли с собой, как правило, оборудование, медикаменты, приобретенные на средства еврейской диаспоры своих стран.
   Многие иностранцы в переезде в Биробиджан видели для себя возможность спастись здесь от нищеты и национального унижения, построить первое еврейское государство на провозглашенных большевиками принципах равенства и справедливости. Немалая часть являлась коммунистами или сочувствовала им. Однако подавляющее большинство иностранных колонистов в Биробиджане не задержалось. Сказывались тяжелые климатические условия, бытовая неустроенность, равнодушие местных властей к нуждам переселенцев, а главное - слишком высокий уровень ожиданий, сформированный советской пропагандой.
   Огромный отток переселенцев затруднял реализацию планов создания еврейской автономии. Но, тем не менее, несмотря на огромные трудности, возникали новые поселки и села, создавались колхозы (в соответствии с задачами сплошной коллективизации), разрабатывались богатые природные ресурсы, развивалось промышленное производство. Свой вклад вносили и иностранные переселенцы. Значительная их часть трудилась в составе интернациональной коммуны "Иккор", названной в честь американской еврейской организации, оказавшей наиболее существенную поддержку "биробиджанскому проекту".
   На территории района в эти годы активно велось культурное строительство: создавались национальные еврейские школы, библиотеки, был начат выпуск газеты "Биробиджанская звезда" на русском языке и на идише. Наряду с русским идиш стал официальным языком: на нем велось делопроизводство, издавались произведения местных писателей и поэтов.
   В 1933 г. на базе театрального училища при Московском государственном еврейском театре был создан Биробиджанский театр, который в 1934 г. переехал на Дальний Восток.
   Учитывая успехи Биробижданского района, ЦИК СССР в мае 1934 г. принял постановление о преобразовании его в Еврейскую автономную область.
   На середину 30-х гг. приходится расцвет национального строительства Еврейской автономии. Это было время больших надежд и самых оптимистических планов. Однако им не суждено было сбыться. Сначала были репрессированы первые руководители области, затем террор принял массовый характер. Было истреблено практически все руководство на местах, директора предприятий, учебных заведений, работники культуры, масса рядовых граждан. Особым объектом "внимания" карательных органов стали переселенцы из-за рубежа. Многие из них были репрессированы как шпионы иностранных разведок. В КОМЗЕТе и ОЗЕТе шел поиск замаскировавшихся троцкистов, задачи организации переселенческого процесса отошли на второй план. Вскоре эти организации были распущены, их руководители разного уровня - репрессированы.
   Накануне Второй мировой войны количество еврейского населения области так и не превысило 20 000 человек. Советская аннексия Прибалтики, западных областей Полыни, Буковины и Бессарабии в 1939 - 1940 гг. привела к существенному увеличению количества еврейского населения СССР приблизительно на 2 млн человек. По некоторым данным, в советском руководстве обсуждались планы переселения евреев вновь присоединенных территорий на Дальний Восток, в ЕАО. Их осуществлению помешала начавшаяся вскоре Вторая мировая война.
   После окончания войны возрождается интерес к Биробиджану среди советских евреев. Это обусловливалось, отчасти, некоторым ростом антисемитизма в западных областях страны. Кроме того, многие евреи желали покинуть места, которые ассоциировались с ужасами фашистской оккупации, постоянно напоминали о мученической смерти родных и близких (80% советских евреев оказались на оккупированных территориях). С 1946 по 1948 г. наблюдается рост еврейского населения области за счет переселенцев. К концу 1948 г. оно достигает 30000 человек - наивысшего показателя за все годы. В эти годы оживляется культурная жизнь области, появляются новые надежды на возрождение подлинно национальной автономии. Однако эти надежды разделялись далеко не всеми. Даже в партийном руководстве Хабаровского края существовало мнение о бесперспективности еврейской области на Дальнем Востоке. Члены Антифашистского еврейского комитета Михоэлс, Фефер и Эпштейн еще в 1944 г. направили письмо зам. председателя СНК СССР Молотову В.М. с предложением о переносе еврейской автономии с Дальнего Востока в Крым. Однако в руководстве страны имелся другой план. В конце 1948 г. в стране разворачивается беспрецедентная кампания антисемитизма, открыто поощряемая официально. Разгрому подвергся Антифашистский еврейский комитет, закрыты были газеты и издания на еврейском языке, начались массовые аресты еврейской интеллигенции. Репрессии обрушились на жителей ЕАО. Все, даже слабые, ростки национальной самобытности, культуры были безжалостно уничтожены. Еврейская автономия превратилась в рядовую территорию, правда, с особым формальным статусом в составе Хабаровского края.
   В последний год жизни Сталина по Москве упорно циркулировали слухи о готовящейся депортации евреев. Много позже, в апреле 1956 г., издание "JIA Daily News Bulletin", со ссылкой на "The Times" от 16 апреля 1951 г., поместило информацию о том, что накануне того дня в марте 1953 г., когда Сталина хватил удар, он сообщил на совещании вождей о своем плане перевести всех советских евреев в новую "черту оседлости" в северной части Советского Союза. Его помощники были ошеломлены, и Микоян, и Молотов протестовали, заявив, что это вызовет негодование за границей. Сталин пришел в бешенство.
   В контексте политической паранойи послевоенного советского десятилетия эта история не кажется невероятной.
   В последующие годы автономная область сохраняла некоторые декоративные атрибуты национального образования в виде газеты "Биробиджанер Штерн", издававшейся на идише, табличек с названиями улиц и учреждений на двух языках. Отношение высшего руководства страны к этой территории достаточно красноречиво было выражено в интервью Н.С.Хрущева, данного газете "Фигаро" (9 апреля 1958 г.), в котором он заявил, что "еврейское поселение в Биробиджане потерпело неудачу". Объяснял он это тем, что советские евреи никогда не любили коллективный труд и групповую дисциплину.
   В 70-е годы, в связи с поднятой на Западе кампанией о правах человека (в том числе о праве на выезд евреев) и развернутой в СССР "борьбой с международным сионизмом", возрастает пропагандистское значение Еврейской автономной области. Первым секретарем областного комитета партии впервые за многие годы вновь назначается еврей - Л.Шапиро. Издаются буклеты и брошюры, повествующие о счастливой жизни евреев в области, столь отличающейся от страданий их собратьев в Израиле.
   С окончанием "холодной войны" и "идеологической борьбы" пропагандистский интерес к еврейской автономии резко снижается.
   И хотя сегодня она переживает некоторое оживление национальной культурной жизни, в том числе вследствие активизации контактов с Израилем, вопрос о ее возрождении не стоит. Представители израильских агентств не скрывают своих намерений перевести всех евреев области в Израиль. И они не так уж далеки от цели. (Из 220 000 населения ЕАО евреи составляют около 1,5%.) Им в помощь - глубокий экономический кризис в России, острейшие социальные проблемы, усталость и апатия людей, утративших веру в возможность перемен к лучшему.
   В заключение следует отметить, что "биробиджанский проект" изначально был связан не столько со стремлением руководства большевиков наилучшим образом разрешить извечную "еврейскую проблему", сколько увязать ее решение с задачами хозяйственного освоения советского Дальнего Востока, укрепления восточных рубежей страны. На первых порах жителям автономии предоставлялись определенные возможности развитая национальной культуры (как тогда подчеркивалось, "национальной по форме, социалистической по содержанию"), однако две кампании репрессий - во второй половине 30-х гг. и в послевоенное десятилетие - окончательно похоронили самобытность области как еврейского национального образования. Последующим поколениям советских руководителей не пришло в голову принципиально изменить ситуацию, да и не могло прийти - таков был характер правившего в СССР режима. Его крушение принесло евреям свободу, в том числе свободу передвижения. Затянувшийся в России кризис, его острота в области, заставляют многих покидать страну.
   Андрей Суслов,
Кеннан, г.Пермь
   Трудовое использование советских
граждан "враждебных Советскому
Союзу национальностей" в годы
Великой Отечественной войны
   Во время Великой Отечественной войны советское политическое руководство столкнулось с нарастающим дефицитом рабочей силы. Для решения этой острой проблемы изыскивались все новые и новые источники. В их числе следует отметить и мобилизацию на принудительные работы по национальному признаку. Есть все основания считать призыв в так называемую "трудармию" особой формой репрессий по национальному признаку, поскольку туда, как правило, попадали советские граждане тех национальностей, которые официально были признаны враждебными советскому народу. Нет ничего удивительного, что львиную доля "трудармейцев" составили советские немцы.
   Пик трудмобилизаций падает на начало 1942 - первую половину 1943 года, время, когда достижения на трудовом фронте во многом определяли удачи коренного перелома в ходе войны. Мобилизации немцев проводились военкоматами на основании решений Государственного комитета обороны и Совета народных комиссаров. 10 января 1942 года ГКО принимает решение о мобилизации 120 тысяч немцев от 17 до 50 лет на лесозаготовки, на стройки НКВД и на строительство железных дорог. 14 февраля того же года ГКО постановил провести новую мобилизацию на предприятия и стройки НКВД СССР. 7 октября 1942 года дает директиву о дополнительной мобилизации немцев, согласно которому мужчин передавали в угольную промышленность, женщин - в нефтяную. Совместное постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 24 октября 1942 года предусматривало мобилизацию спецпереселенцев, в том числе около 5 тысяч немцев, в рыбную промышленность. По постановлению ГКО от 2 августа 1943 года мобилизации на строительство ?500 НКВД подлежало 10 тысяч человек, в том числе - немцы. 19 августа 1943 года по решению ГКО 7 тысяч немцев и 7 тысяч других спецпоселенцев мобилизуются для работы в угольной промышленности.
   Всего, по неполным данным, за годы войны было мобилизовано и передано в промышленность 204825 немцев. Из них 30 - 40 тысяч составляли местные немцы, не подвергавшиеся выселению.
   На то, что в основание данного типа репрессий закладывался именно национальный признак, недвусмысленно указывает уточнение начальника ГУЛАГа к приказу о дополнительной мобилизации немцев, данное им в циркуляре от 31 октября 1942 года, в котором, в частности, предписывается освобождать от мобилизации женщин-немок, у которых мужья - русские, а также русских женщин, мужья которых имели несчастье родиться немцами.
   Формально трудармейцы репрессированными не считались. Во всех официальных распоряжениях подчеркивалось, что на них распространялось действие всего комплекса советского трудового, гражданского, уголовного и прочего законодательства. За малым исключением: в первую очередь требовалось соблюдение специальных директив и инструкций, касающихся организации труда и жизни трудмобилизованных, которые зачастую шли вразрез с советскими законами.
   На основании введенных в годы войны правил и инструкций "трудармейцы" лишались свободы передвижения. Им запрещалось хранить паспорта и военные билеты. Самовольные отлучки из трудпоселков приравнивались к дезертирству с поля боя с вытекающими правовыми последствиями. Сама жизнь в ничем не отличающихся от зековских бараках, ограждение поселков, вывод на работу в строю через вахты, многочисленные проверки и подобные ограничения позволяют сказать, что мобилизация трудовая обеспечивала человеку совсем иной статус, нежели мобилизация на фронт и ничего общего со свободой такая жизнь не имела. Самой главной обязанностью мобилизованных был хороший труд. Кары за отказ от работы и за ее недобросовестное выполнение - самые суровые. "Организация труда и быта мобилизованных немцев строится на основах строжайшей дисциплины и безоговорочного подчинения установленному режиму", - подчеркивается в инструкции по использованию на предприятиях Наркомугля мобилизованных немцев от 3 декабря 1942 года. За малейшую провинность можно было лишиться увольнений, попасть на более тяжелые работы, попасть под арест, получить урезанный паек; за "особо злостные нарушения" "трудармейцев" отправляли на штрафные шахты с 12-часовым рабочим днем и повышенными нормами выработки или отдавали под суд. Судам же предписывалось по отношению к мобилизованным немцам применять более суровые меры наказания, чем к другим гражданам.
   Убогость жилищных условий "трудармейцев", близких к гулаговскому быту, зависимость этих условий от степени добросовестности и компетентности директоров предприятий, использующих принудительный труд, и уровня их благополучия - еще одно свидетельство несвободного характера труда мобилизованных. Снабжать мобилизованных всем необходимым полагалось наравне с вольнонаемными. Однако действительность оказывалась намного более суровой.
   Приведем несколько примеров, наглядно характеризующих быт "трудармейцев" в Пермской области в августе-сентябре 1943 года. На Югокамском заводе Наркомнефти из 550 немок половина не имела сменной одежды; 27 человек выходили на работу босые, накалывали ноги, что, в условиях отсутствия медицинской помощи, вело к постоянным нарывам; мыла мобилизованные не получали пять месяцев; карточки отоваривались на 60%, неумолимым следствием чего становилось истощение. Мобилизованных на Кунгурский машзавод разместили в неотстроенном бараке, где через щели в стенах задувал ветер, постельных принадлежностей и одеял не выдали, поэтому люди вынуждены были укрываться платками, пальто и телогрейками, многие ходили без обуви и резали себе ноги.
   Следствием таких ужасающих условий жизни были высокая смертность и многочисленные побеги. Из 16467 немцев, прибывших в Пермскую область по мобилизации с ноября 1942 по август 1943 года, "дезертировало" 928 человек (5,5%) и умерло 851 человек (5,1%). При этом, по мнению начальника оперативного отдела УНКВД по Молотовской области Макарова, главной причиной высокой смертности и побегов являлись неудовлетворительные жилищно-бытовые условия.
   Конечно, находились среди местных начальников и те, кто притеснял мобилизованных немцев вследствие националистических стереотипов своего мировосприятия. В частности, хотя в большинстве случаев мобилизованные снабжались наравне с вольнонаемными, иногда имела место и дискриминация. Так, в августе 1943 года в столовой лесозавода Соликамского бумкомбината обеды немкам отпускались в последнюю очередь и без вторых блюд, в отличие от других рабочих. Начальник второго стройучастка Марговский раздавал талоны на дополнительное питание, предназначавшиеся для немок, другим рабочим и заключенным, заявляя мобилизованным: "Вам, немкам, дополнительное питание не полагается". Руководитель Баскаковской геологоразведочной партии Шунькин выдавал продкарточки и спецодежду только вольнонаемным, отказывая голодающим и мокнувшим в неутепленных палатках "трудармейцам".
   Эти проявления бытового национализма не были случайностью или аномалиями, проявившимися в поведении отдельных лиц. Нотки советского, а иногда и русского национализма вполне отчетливо звучали в годы Великой Отечественной войны. Марксистский принцип интернационализма совершенно не предполагал разделения наций на "плохие" и "хорошие", "дружественные" и "враждебные". Однако в ходе войны тысячи советских граждан, только вследствие национальной принадлежности к нациям, воюющих против СССР государств, были заподозрены в возможном коллаборационизме и попали под репрессии. В официальный оборот вошло выражение "граждане враждебных Советскому Союзу национальностей".
   Выселенные с насиженных мест парии общества были поставлены в тяжелые и унизительные условия, по отношению к ним создавалась нагнетаемая "сверху" атмосфера недоверия и подозрительности. Инструкции Наркомнефти, Наркомугля, Наркомбумпрома и других наркоматов, использующих труд мобилизованных немцев, были словно пропитаны ядом враждебности. Немцев опасались подпускать к взрывчатым веществам и к цехам оборонного значения. Размещали их всегда изолированно и организовывали пристальное наблюдение. Инструкции предписывали: "исключить возможность общения мобилизованных немцев с местным населением". Руководство предприятий обязывалось "провести разъяснительную работу среди вольнонаемного состава о взаимоотношениях с мобилизованными немцами", сделав акцент на "недопущение панибратства и близких связей с ними и соблюдение постоянной настороженности и критического отношения к их поведению и производственной деятельности".
   Репрессивный характер трудмобилизации среди немецкого населения только подтвердился после окончания войны. На основании совместных приказов НКВД и Наркомугля (22 ноября 1945 года), Наркомата целлюлозо-бумажной промышленности (31 декабря 1945 года), Наркомстроя (31 декабря 1945 года), Наркомнефти (5 января 1946 года) и Наркомчермета (19 января 1946 года) мобилизованные немцы брались на учет отделами спецпоселений по месту работы после ликвидации зон, где они содержались в 1942 - 1945 годах. Таким образом, речь шла отнюдь не о демобилизации, а об уравнивании мобилизованных в правах с остальными спецпоселенцами.
   Все это дает основания для вывода, что трудовая мобилизация советских немцев в годы Великой Отечественной войны являлась ни чем иным, как особой формой репрессий, проводившихся по национальному признаку. С ее помощью политическое руководство страны одновременно решало две задачи: обеспечение промышленности дополнительными контингентами рабочих и создание особого режима изоляции для потенциальной "пятой колонны".

Людмила Попкова,
USIA Summer Institute,
г.Самара

Этноплюрализм в России и американский опыт

   Формирование национальной политики в постсоветской России традиционно начиналось с практики, затем появлялись исследования, осмысляющие тенденции современных этнических процессов. Практика строилась очень часто на популистском подходе к накопившимся проблемам. Подобный подход, в одних вариантах, полностью игнорировал мировой опыт, в других - призывал к механическому копированию "цивилизованных образцов" решения проблемы. Попытки директивной замены "сверху" социалистических ценностей ценностями либерально-демократического характера оказывались не только бесперспективны, но и деконструктивны, приводя к возрождению политического этнонационализма, чреватого конфликтами. Концепция национальной политики на федеральном и региональном уровнях приобретает эффективность в условиях соотнесения мировых тенденций с социокультурными и политическими особенностями России.
   Самарская область, как многонациональный регион, исторически характеризовалась постоянным общением, взаимовлиянием, переплетением экономических интересов и семейно-брачных отношений между представителями всех населявших Среднее Поволжье народов. Эти факторы сформировали особый менталитет населения, характеризующийся высокой взаимотерпимостью, сохраняющейся до нашего времени на бытовом уровне, несмотря на все зигзаги государственной политики. Именно взаимотерпимость обеспечила сохранение этнического и конфессионального своеобразия народов Самарской области более, чем на территории национальных автономий, ныне суверенных республик России, государств за ее пределами. В 1996 году была утверждена программа "Национально-культурное возрождение народов России на территории Самарской области". Несомненным положительным качеством деятельности администрации явилось привлечение специалистов к разработке новой национальной политики. Принятию программ предшествовало социологическое исследование национальных отношений, проведенное в 1994 - 1995 гг. Выводы социологов о развитии противоположных тенденций межэтнического взаимодействия обострили дискуссии по поводу приоритетов государственной политики, требуя сбалансированных "тонких" методов решения проблемы.
   Проведенное исследование решало три взаимосвязанных задачи: изучение этнической самоидентификации, системы взаимоотношений в многонациональной среде и деятельность появившихся общественных движений и организаций, ориентированных на развитие национальной культуры. Изучение национальной идентификации позволяло ответить не только на академические вопросы, но и прояснить, насколько комфортно чувствуют себя этнические группы, по отношению к которым применим термин "национальные меньшинства". В Самарском регионе, где преобладают русские (82%), наибольший удельный вес таких групп составляют татары, мордва, чуваши, евреи, украинцы. Респонденты каждого из этносов показали разный уровень национальной идентичности: от самого высокого среди татар (93%) до самого низкого у украинцев (63%). Исследование всех факторов взаимодействия и самоидентификации позволило выявить сбалансированное развитие двух противоположнонаправленных тенденций: ассимиляции и обособления этносов. На момент проведения опроса каждый четвертый из представителей этнических меньшинств считал себя русским, и каждый четвертый в то же время желал бы жить среди людей своей национальности.
   Принятие программы "Возрождение" стимулировало новые дискуссии по поводу региональной национальной политики, имевшей параллели для соотнесения ее с американским опытом. Концепция государственной политики национального возрождения народов Российской Федерации строилась на основе идеи о необходимости преодоления издержек советской практики формирования "советского народа" как новой вненациональной общности. Официальная культура предыдущего периода конструировалась на основе идеологии, отрицавшей большинство традиционных культурных ценностей народов, на основе вытеснения родных языков русским языком и разрушения нормативных регуляторов этносов.
   Многие исследователи усматривают аналогии советской модели с американской теорией "плавильного котла", согласно которой представители различных иммигрантских этнических групп "переплавлялись" в американцев, утрачивая свои специфические национальные черты. Господствовавшая в США вплоть до 1960-х гг. модель межэтнических отношений, насаждавшая единообразие, по существу предусматривала англо-саксонскую ассимиляцию. Также и "советское единообразие" означало русификацию при сохранении национального "декора" в виде художественной культуры федеративных и автономных республик. Как известно, борьба американских этнорасовых групп в 1960 - 1970-е гг. за сохранение своего этнорасового своеобразия и обеспечения особого места в развитии США привела к изменению государственного курса. Идеи "плавильного котла" стали вытесняться концепцией этноплюрализма или более широко понимаемым принципом "многокультурности". С конца 60-х гг. в США стали вводится программы изучения исторического и культурного наследия афроамериканцев, испаноязычных американцев, азиатов, а также европейских этнических групп. Государство стало не только поощрять, но и финансировать открытие многочисленных центров и специальных учебных заведений для меньшинств.
   В России рост этнического самосознания и движения за возрождение национальных культур был связан с крушением административно-командной системы, обеспечивавшей преемственность советских стереотипов поведения. В Самарской области основным проявлением этнического возрождения стало создание и функционирование Национально-культурных центров (НКЦ). Этот институт занял одно из центральных мест в дискуссиях по поводу приоритетов национальной политики. Региональная дискуссия оказалась созвучна общероссийской академической полемике относительно феномена "возрождающейся этничности". Результаты самарского социологического исследования были интерпретированы некоторыми политологами как подтверждение тезиса о том, что "в условиях амортизации российского общества чувство национальной принадлежности остается чуть ли не единственным, что связывает людей в рамках единого государства". Понятие "национальная принадлежность" в данном контексте используется в значении "этническая принадлежность", которая не совпадает с "нацией", определяемой как "сообщество граждан единого государства". Отдавая приоритет этнической идентичности, сторонники этой точки зрения усматривают в НКЦ один из главных институтов самореализации личности. Поскольку, по результатам опроса, 42% актива видят в НКЦ "организации, способные помочь выжить в нынешних условиях", то делается вывод о возникновении тенденции реализации личных интересов россиян в рамках национальных движений". Практическим выводом из подобных рассуждений становится ориентация на "этническое возрождение" как основы демократического переустройства общества. Оппоненты называют подобную точку зрения "музейным антиисторичным подходом" к этносам. По их мнению, в своем радикальном выражении идеология этнического детерминизма фактически отрицает самоценность человеческой индивидуальности, значимость социальных и духовных категорий, не окрашенных в "национальные цвета". Поскольку сочетание различных видов групповой идентичности никогда не бывает гармоничным, то проблема для общества существенно осложняется, если одна из идентичностей сопрягается с правовыми условиями, политикой и идеологией государства.
   В Западной Европе и США концепция "этнического ренессанса", в качестве основы новой политики, активно отстаивалась в 1970-е гг. Признанные американские специалисты по расовым и этническим проблемам Н.Глейзер и Д.Мойнихэм выдвинули тезис о том, что этническое и этнорасовое самосознание основных этнических групп, входящих в американскую нацию, постепенно вытесняет социальные чувства. Приоритет этнической идентичности над остальными был вызван помимо объективного снижения значимости социальной дифференциации другими тенденциями развития западной цивилизации. Английский политолог Э.Смитт к числу факторов, усиливающих неожиданный для развитых индустриальных стран рост этнического сознания, относил усиливающееся однообразие технотронной цивилизации и обезличенный нивелирующий, унифицирующий характер массовой культуры, бюрократизацию общества. Эти факторы в условиях повышения образовательного уровня представителей меньшинств привели к противодействию ассимиляции. Новая идеологическая ориентация на этнокультурный плюрализм на основе теории "возрожденной этничности" была подкреплена, как известно, во многих странах специальной государственной политикой "позитивных действий" (affirmative actions). Президентские указы в США 70-х годов предусматривали введение определенных квот для афроамериканцев и испаноязычных американцев при поступлении в высшие учебные заведения и при принятии на работу. Аргументом в пользу "позитивной дискриминации" стала необходимость компенсации за прошлую социальную несправедливость в отношении этнорасовых групп.
   Энергичное осуществление федеральных программ "позитивных действий" привело к повышению социального статуса, в первую очередь, черных американцев и одновременно вызвало бурную дискуссию в 80-е годы. Критики усмотрели главную опасность в подрыве основополагающей демократической концепции индивидуальной автономии в отношении прав человека. Н.Глейзер, ставший на позиции неоконсерватизма в конце 70-х годов, доказывал, что этническое возрождение и утверждение этнической многокультурности не предполагали их институционализации. Квоты и "гарантированные, преимущественные права" меньшинств означали, по сути, "расизм наоборот" и вели к углублению раскола нации по расовому и этническому принципу. По его мнению, государственный патернализм препятствует развитию индивидов, ставя их под контроль чиновников и одновременно вызывая враждебность со стороны тех, кто лишен привилегий. Единство нации, понимание равенства, индивидуальные и групповые права оказались в центре американских политических и общественных дискуссий. Очевидно, что был невозможен возврат к старым ассимиляционистским догмам и пренебрежение к интересам меньшинств. Идея многокультурности стала принципом политики. Но теоретические посылки, лежащие в основе новой политики и казавшиеся очевидными десятилетия назад, подверглись пересмотру. Обвинения в игнорировании социального расслоения внутри этнических общин, которые Н. Глейзер представлял сторонникам "позитивных действий", по существу, подрывали его собственный тезис о значимости "возрожденной этничности", замещающей социальную идентификацию. Для него опасным казался внедряемый правительством диктат групповой общности в ущерб личностному самоопределению. Сохраняющаяся социальная иерархия, естественно присущая Америке, по мнению Глейзера, не создавала такой угрозы национальной стабильности как этнорасовое противостояние. Э.Смит не разделял опасений в связи с неоэтничностью. Прослеживая развитие этнической ситуации в США на протяжении двух десятилетий, он уточняет, что "возрожденная неоэтничность" может оказаться "символической этничностью". Для ряда групп этничность становится средством продвижения наверх или защиты своих прав в наступившую эпоху быстрых изменений. Из этнического наследия представители меньшинств берут то, что лучше соответствует их собственному пониманию этнической аутентичности. Благодаря средствам массовой информации "символическая этничность" легализуется и может существовать когда реальная этническая культура и организация исчезнут. Приверженность этничности и этноплюрализму сами по себе не создают угрозы конфликтов. Причиной этого являлась, по его мнению, развитая демократическая стабильность и степень внутренней толерантности в Америке.
   Сопоставление американского опыта с российскими дискуссиями высвечивает проблему соотнесения внутреннего российского единства или гражданства и этноплюрализма. Концепция "этнического возрождения народов России" подразумевает в одной из своих трактовок необходимость специальной политики обеспечения приоритета этнических прав как условия "сохранения и развития этносов". В процессе обсуждения региональной национальной программы Самарской области появлялись предложения о проведении "компенсационно-справедливой политики". Ссылки на опыт "позитивных действий" и советские времена выглядели неубедительными с точки зрения зарубежного опыта, поскольку не имели возможности представить доказательства дискриминации представителей меньшинств как групп.
   В этой ситуации интересно, что наиболее громкие голоса раздались со стороны "защитников интересов" титульной нации. Наибольшее давление на администрацию Самарской области оказывалось со стороны сторонников суверенитета русской нации. В ходе парламентских слушаний по теме "Русская идея на языке народов России", проведенных Комитетом Государственной Думы по вопросам геополитики в октябре 1996 года, были выработаны рекомендации правительству Российской Федерации при разработке всех видов программ федерального уровня стремиться к выравниванию качества жизни как всех слоев общества, так и его базовых этнических составляющих. Комитет по геополитике, направив проект заявления руководителям представительной и исполнительной ветвей государственной власти всех субъектов Росиийской Федерации, настойчиво требовал от регионов определиться с позицией по этому вопросу. Администрация Самарской области с начала формирования своей национальной политики привлекает к ее разработке специалистов и поэтому умеет отстаивать взвешенный подход к этническим проблемам. Органы власти стремятся избежать прямого вторжения в этнонациональные процессы. Отзыв главы администрации Самарской области на предложения Комитета Госдумы был опубликован в местной печати и содержал развернутый анализ выдвинутой концепции. В первую очередь было подчеркнуто, что через концепцию красной нитью проходят идеи о приоритете интересов нации над интересами личности, что противоречит Конституции РФ и международно-правовым нормам. Также противоречащим основным положениям Конституции РФ был назван принцип распределения по этнической принадлежности. Чрезвычайно важными для четкого определения позиции Самарской области, как многонационального региона, являются заключительные оценки концепции "русской идеи". "Выравнивание качества жизни населения по этническому принципу идеологизирует социально-экономическую жизнь, что может привести к усилению социальной напряженности и обострению межнациональных отношений". Данная позиция представляется абсолютно обоснованной с точки зрения оценки ситуации и степени развитости, вернее сказать, неразвитости гражданского общества в России. Исследование состояния межнациональных отношений в Российской Федерации, проведенное в 1996 году, показало, что респонденты среди причин, вызывавших или способствующих росту напряженности в межэтнических отношениях, назвали назначение на руководящие и престижные должности по национальному признаку. Искусственное повышение, как и сдерживание социально-экономического статуса этнических групп, вызвало разобщенность и идейно-политические конфликты даже в условиях развитого правового государства и стабильной демократии Америки.
   Для России отсутствие таких условий делает проблему соотнесения общегражданских прав, демократических ценностей и этнических лозунгов еще более острой. В ходе дискуссии по поводу региональной национальной политики были высказаны возражения по поводу политического употребления термина "национально-культурное возрождение". Во-первых, в связи с его терминологической некорректностью по отношению к многовековой истории народов России. Главная опасность заключается в том, что "возрожденческие амбиции" часто приводят к усилению националистических тенденций. Обоснование этнической исключительности, призывы к ее сохранению любой ценой, преимущественные права для отдельных групп формируют императив этнической лояльности. Активные поиски национальной идеи, и особенно конструирование ее сверху, легко преобразуются в инструмент радикальных политических сил, сближаясь с идеей государственности. В странах с развитой демократией гражданский статус, являясь доминирующим, выполняет интегрирующую функцию, объединяет в единую полиэтническую национальную общность. Это служит одним из решающих факторов обеспечения целостности, внутреннего единства и стабильности общества. В свою очередь, при отсутствии культа "российской гражданственности" приоритет национального возрождения может создавать основу для конфронтации и нестабильности. Если государство не ведет конструктивную работу по формированию гражданского общества на основе Конституции страны и пресечения любой дискриминации, то весьма опасным становится использование национальных аргументов в политической борьбе. Возрождение этничности остается положительным процессом, когда не вступает в противоречие с общегражданскими правами.
   Взаимодействие групп людей, принадлежащих к различным культурам, при наличии множества проблем неизбежно создает конфликт политической и этнической лояльностей. Примирение двух типов лояльностей, безусловно, невозможно на основе возвращения к искусственной интеграционно-ассимиляторской политике, в поддержку которой выступают некоторые политические группы из-за опасений сепаратизма и распада России. В сфере культуры насаждение сверху единых социо-культурных эталонов, выработанных без участия этносов, населяющих Россию, доказало свою нежизнеспособность. Политика, направленная на форсирование гомогенности общества, опирается на убеждение в том, что общегражданская общность прочна, если она опирается на этнокультурную однородность.
   В последние три десятилетия XX века мир начал двигаться в сторону постиндустриальной цивилизации, предполагающей демассификацию общества, повышение индивидуальности человека и разнообразия как главных его составляющих. Поэтому навязывание государством морально-культурной системы ценностей исключительно на основе православия воспринимается как насильственное представителями других конфессий, вызывая ответную реакцию в виде требований защиты этнических интересов. Отказ от отмены любых льгот и привилегий, исходящих от государства, не означает отказа от идеи этноплюрализма.
   Наиболее взвешенным и продуманным подходом в решении этого вопроса стало бы косвенное государственное вмешательство в сферу межэтнических отношений, содействующее решению проблем. Американский опыт сочетания общеамериканского и этнического самосознания свидетельствует о том, что условием подобного подхода становится опора на самодеятельные гражданские инициативы, отражающие индивидуальные и групповые стремления. Либерализм пока не привел к плюрализму в общественной жизни в России. Процесс освобождения от зависимости от государства и иждивенческих настроений еще не привел к осознанной гражданской активности. В этнических общинах эта активность является более заметной по сравнению с другими сферами жизни. Несомненным достижением региональной политики в Самарской области является стремление администрации действовать исключительно на основе проявленной инициативы граждан. Создание школы с преподаванием на родном языке, возрождение нацонально-религиозных обрядов происходит с учетом пожеланий граждан в каждых конкретных случаях. Гражданская активность, в ее демократических формах, требует от человека личностной позиции и индивидуально-ответственного поведения. Именно эти качества, которые поощряются в странах с развитой демократической политической культурой, во многом предохраняют как от злоупотреблений власти, так и от действий радикалов.
   Существенную роль в утверждении этноплюрализма играет принятие принципа толерантности в межэтнических отношениях. В американском обществе принцип толерантности в общественных отношениях утверждался в течение двух столетий, при этом длительное время не распространяясь на расовую и этническую сферы. С утверждением "многокультурности" как магистральной линии развития США именно он определяет дух и смысл новой политики. Толерантность в сфере общения имеет не просто русскую коннотацию "терпимость", т.е. некое допущение существования чего-то рядом. Речь идет о признании ценности "другого", отличного от своего, ценности разности. Условием утверждения этого принципа в реальной жизни становится межкультурное и межэтническое взаимодействие. Национальные культуры нуждаются в конструктивном диалоге, взаимном изучении друг друга при позитивной поддержке власти. Создавая обязательные ситуации культурного межгруппового общения, совместной работы, изучения культуры всех этнических групп, населяющих Россию, государство будет способствовать утверждению этноплюрализма, ослаблению предубеждений и предупреждению конфликтов.

Комментарий
(С.Орехова, АСПРЯЛ, г.Москва)

   Данная тема чрезвычайно интересна, тем более автор разрабатывает ее на основе изучения опыта Самарской области как многонационального региона с учетом особенности менталитета населения. Автор отмечает, что характерной особенностью является высокая взаимотерпимость, сохраняющаяся и до нашего времени на бытовом уровне. Это то качество, которое характерно практически для всех народов, населяющих территорию всего бывшего Советского Союза. Очевидно, ген крепостных настолько глубоко законсервирован в генах народа, населявшего Страну Советов, что воздействовать на подобный менталитет с призывами к построению гражданского общества весьма сложно. Согласно Российской конституции, русский язык является государственным, а следовательно, общенародным языком людей, населяющих территорию РФ, куда входит и Самарская область с людьми различных национальностей, населяющих данный регион. Как известно, язык является эмбрионом менталитета. Пока в данном регионе русский язык является связующим языком.
   США поставили грандиозный эксперимент по построению гражданского общества, и в американской Конституции нет положения о государственном языке. Тем не менее, американский вариант английского языка стал общенародным языком и не только Соединенных Штатов. Сегодня в современном русском языке насчитывается около 700 американизмов, что ведет к переходу любых национальностей, населяющих в том числе и Самарскую область, на язык глобального общения и коммуникации, включая "Интернет". Американизм - это языковая трансформация интеллекта, выраженная лексической единицей в современном русском языке путем калькирования, транскрибирования или транслитерации. Можно сколько угодно говорить сегодня об этноплюрализме в России и американском опыте в данном вопросе, но следует учитывать то, что "Интернет" дал человечеству возможность глобального общения через активное использование телекоммукационных технологий.