Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.psy.msu.ru/science/vestnik/archive/vestnik_2007-2.pdf
Дата изменения: Mon Jan 31 18:19:10 2011
Дата индексирования: Tue Oct 2 06:29:17 2012
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: вторая космическая скорость
Вестник Московского университета
Серия 14 ПСИХОЛОГИЯ

НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

? 2 ћ 2007 ћ

АПРЕЛЬ

ИЮНЬ

СОДЕРЖАНИЕ
Актуальная тема Психология лицом к практике и обществу ........................................................... 3 Психолог в современном бизнесе .......................................................................... 5 Теоретические и экспериментальные исследования Зинченко Ю.П., Сурнов К.Г., Тхостов А.Ш. Мотивация террориста ..................................................................................... Величковский Б. Б., Марьин М.И. Комплексная диагностика индивидуальной устойчивости к стрессу в рамках модели 'состояниеустойчивая черта' ......................................... Климась Д. Г., Бардышевская М.К. Развитие регуляции эмоций у детей 610 лет с расстройствами аутистического спектра ................................................... Лапшина Т. Н. Электроэнцефалографические корреляты эмоциональных реакций .............................................................. Орел Е. А. Особенности интеллекта профессиональных программистов ................................................................

20 34 47 59 70

История психологии Соколова Е. Е. Школа А.Н. Леонтьева и ее роль в развитии деятельностного подхода в психологии ..................................... 80 Дискуссии, размышления Микадзе Ю. В., Скворцов А.А. Понятие 'фактор' в работах А.Р. Лурии ....................................................................................... 104 Комментарии рецензентов .................................................................................. 109 Методика, аппаратура Портнова Г.В. Компьютерная методика исследования индивидуальных особенностей оценки и отмеривания временных интервалов ................................................................................... 114


Краткие сообщения Борздыко Ю.Е. Метод арт-терапии в тренинге личностного роста для подростков .............................................................. 123 Петров К.М. Особенности когнитивного функционирования больных мигренью .......................................................................................... 128 Ляшенко М. В. Аксиологические особенности смысловой сферы личности военнослужащих-женщин вузов МО РФ ....................... 133 Юбилеи К 70-летию Ильи Имрановича Ильясова .......................................................... 138 К 60-летию Андрея Ильича Подольского ......................................................... 141 Summaries ............................................................................................................ 143

CONTENTS
Actual theme Psychology, facing practice and society ..................................................................... 3 Psychologist in business today .................................................................................... 5 Theoretical and experimental studies Zinchenko Yu. P., Surnov K. G., Tkhostov A. Sh. The motivation of a terrorist .............................................................................. Velichkovsky B. B., Mariyn M. I. A state-trait approach to the assessment of individual stress resistance ................................................. Klimas D. G., Bardishevskaya M. K. Emotional regulation in children with ASD at 610 years of age ...................................................... Lapshina T. N. Electroencephalographic correlates of emotional reactions ........ Orel E. A. Intellectual peculiarities of IT-specialists .............................................

20 34 47 59 70

History of psychology Sokolova E. E. The school of А.N. Leontiev and its role in development of 'Activity Theory' approach to psychology .......................... 80 Discussions Mikadze Y. V., Skvortsov A. A. The term 'factor' in the works by A.R. Luria ................................................................................ 104 Reviewer comments ............................................................................................... 109 Methods, apparatus Portnova G. V. Computer-based method of personality time perception and time measurement researches ................................................. 114 Short reports Borzdyiko U. Ye. Art-Therapy techniques in training of personality growth with adolescents ............................................................ 123 Petrov K. M. Neuropsychological characteristics of cognitive processes in migraine patients .......................................................................... 128 Lyashenko M. V. Axiological aspects of personality meaning sphere of military women in universities of Russian Ministry of Defense .................. 133 Anniversaries To the 70th anniversary of Ilya Imranovich Ilyasov ............................................. 138 To the 60th anniversary of Andrey Ilyich Podolsky .............................................. 141 Summaries ............................................................................................................ 143


ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 14. ПСИХОЛОГИЯ. 2007. ? 2

АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЦОМ К ПРАКТИКЕ И ОБЩЕСТВУ
В апреле 2007 г. состоялся III Всероссийский форум 'Здоровье нации основа процветания России'. По мнению председателя оргкомитета Форума Президента Лиги здоровья нации, академика РАМН Л.А. Бокерии, одной из главных задач Форума выступает 'презентация общенациональных и региональных проектов социальной направленности'. В связи с происходящим в последнее время изменением роли психологии и психологов в обществе статус такого национального проекта может приобрести программа государственной сертификации психологической практики. О проекте, его задачах, особенностях и перспективах шла речь в докладе декана факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова Ю.П. Зинченко 'Роль общественно-государственной сертификации психологической практики в сохранении и укреплении психического и психологического здоровья нации', сделанном на заседании секции 'Здоровье нации и образование'. Уважаемые читатели нашего журнала, коллеги! Предлагая вашему вниманию основные положения этого доклада, мы надеемся на широкое обсуждение проблемы общественно-государственной сертификации психологической практики. Ваши отклики, предложения, поддержка, критика помогут всем нам профессиональным психологам, преподавателям вузов осмыслить эту проблему, продумать и выбрать верную стратегию ее решения.

Основные положения доклада Ю.П. Зинченко на III Всероссийском форуме 'Здоровье нации основа процветания России' (апрель 2007 г.) В настоящее время количество практикующих психологов увеличивается с каждым годом, что, однако, далеко не всегда сопровождается повышением качества оказываемой психологической помощи. Ни для кого не секрет, что в адрес психологов, наряду со словами благодарности, нередко высказывается и справедливое недовольство. Следует отметить, что сами психологи тоже критически оценивают современное состояние психологической практики в России. Улучшению положения дел, на наш взгляд, будут способствовать, во-первых, система непрерывного образования и повышения квалификации психологов и, во-вторых, внедрение системы сертификации психологической практики. Это достаточно долгая, но благодарная работа, в результате которой профессиональное сообщество сможет уверенно сказать, что его представитель имеет полное право заниматься психологической практикой.
3


В этой связи первостепенной задачей выступает разработка критериев эффективности практической деятельности психологов, модели психолога-практика. Эта работа предполагает совместное участие представителей многих сторон: и работодателей, и представителей вузов, и академических психологов. Причем в данном случае мнение работодателей для нас является важным, но, конечно, не единственным. Следует принимать во внимание не капризы, а разумные и обоснованные предложения, которые работодатели выдвигают в качестве значимых для них индикаторов. Определяющей установкой при этом может быть, с одной стороны, соответствие возможностей практического психолога потребностям общественной жизни и бизнеса, а с другой разработка научно обоснованных методических рекомендаций. В то же время нам нужны гарантии и со стороны государства по отношению к тем, кто ждет качественной психологической помощи. Если Министерство образования и науки РФ займет в этом вопросе принципиальную позицию и примет участие в процессе сертификации, то специалисты и потребители будут иметь возможность почувствовать заботу и со стороны государства. В этой работе может принять участие Общественная палата России. Очевидно, что введение общественно-государственной сертификации деятельности психологов предъявит новые требования к подготовке специалистов, что заставит пересмотреть имеющиеся стандарты с точки зрения их большего соответствия современным потребностям. Совсем недавно выпускники воспроизводили психологическое образовательное или научное сообщество: их готовили для научно-исследовательской работы или для преподавания в вузах. Сейчас ситуация изменилась, и в связи с массовым привлечением психологов в практику значительно увеличилась потребность именно в практикующих психологах. Однако образовательные стандарты остались прежними, они все еще направлены на подготовку только 'идеального' психолога с фундаментальными знаниями во всех отраслях психологии. Сейчас факультет психологии МГУ выпускает профессионалов по специальностям 'Психология' и 'Клиническая психология', но непосредственная связь с будущей практикой существует только у клинических психологов. Выпускники основных вузов получают специальность 'Психолог. Преподаватель психологии' вне зависимости от того, в какой области психологии они специализировались (социальная психология, психогенетика, общая психология и т.д.). Специальность, указываемая в дипломе, не должна расходиться с реальной специализацией выпускника. Это поможет молодому специалисту сориентироваться в собственных возможностях и соотнести их с конкретными практическими задачами. В ближайшем будущем в высшей школе будут приниматься образовательные стандарты третьего поколения, в которых сказанное должно найти отражение. Сферы
4


психологической практики разнообразны: тут и медицина, и консультирование, и психотерапия и многое другое. Весьма желательно, чтобы образовательные стандарты соответствовали содержанию и специфике предполагаемой практической деятельности. В настоящее время мы наблюдаем ситуацию, когда молодым специалистам приходится перестраиваться 'на месте' и овладевать теми технологиями работы, которых требует специфика той или иной практической сферы. Это вызывает обоснованные претензии работодателей. Правда, необходимо отметить, что классическое образование создает базу, которая позволяет будущим специалистам быстро и эффективно переключаться на разные виды практики. Сегодня высшее профессиональное образование должно быть нацелено на подготовку человека к практической деятельности. Формирование у студентов умения встраиваться в реальную практику одно из направлений совершенствования подготовки психологов. Мало научить студентов находить недостающие сведения, необходимо сформировать у них готовность к расширению спектра профессиональных умений и способность адаптироваться к реальной практической ситуации. Выпускник, пришедший работать в школу, весьма вероятно, не сможет сразу решить те конкретные проблемы, которые предъявит ему данная школа, но университетская подготовка послужит надежным основанием и в овладении технологиями практической работы, и в обретении веры в собственные силы. Психолог должен стать не просто равноправным, конкурентоспособным, а привилегированным субъектом рынка труда. В этом, на наш взгляд, и состоит задача подготовки психологов-практиков.
ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 14. ПСИХОЛОГИЯ. 2007. ? 2

ПСИХОЛОГ В СОВРЕМЕННОМ БИЗНЕСЕ
Под таким названием 30 мая 2007 г. в Информационном телеграфном агентстве России (ИТАР-ТАСС) состоялся круглый стол, организованный факультетом психологии МГУ им. М.В. Ломоносова в рамках проекта 'Формирование системы инновационного образования в МГУ им. М.В. Ломоносова в области психологии'. Основная цель круглого стола обсуждение инноваций, которыми необходимо дополнить образовательную программу подготовки психологов в свете задач, решаемых психологами в сфере бизнеса. Вел круглый стол декан факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова доктор психологических наук Ю.П. Зинченко. В процессе дискуссии обсуждались следующие вопросы: актуальные задачи, стоящие перед психологами, занятыми в современном бизнесе;
5


компетенции выпускника факультета психологии с точки зрения работодателей; стратегическое планирование инновационной образовательной деятельности при подготовке психолога к практической деятельности; эффективность работы первого в России Агентства вакансий для психологов, основанного при участии факультета психологии МГУ. В работе круглого стола приняли участие ведущие преподаватели факультета психологии МГУ и представители российского бизнеса. Все участники отметили большую значимость совместных обсуждений новых задач, которые предстоит решать психологам в сфере бизнеса, а также инноваций при подготовке специалистов в соответствии с требованиями реальной практической деятельности. Ю.П. Зинченко, доктор психологических наук, декан факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, председатель Совета по психологии УМО по классическому университетскому образованию, главный редактор журнала 'Вестник Московского университета. Серия 14. Психология', ответственный секретарь серии 'Классический университетский учебник' Сегодня мы ведем диалог, из которого, надеемся, станет понятно, что, с одной стороны, психолог хочет и может делать, а с другой что фактически из этого получается. Инициаторами круглого стола выступили факультет психологии Московского университета, а также учебно-методическое объединение классических университетов по психологии и ряд наших уважаемых работодателей из крупнейших бизнес-структур. Таким образом, мы получаем возможность понять, чего не хватает нашим выпускникам, реально практикующим психологам, когда они по окончании университета начинают самостоятельный трудовой путь. Для нас это очень важно и полезно, потому что сейчас мы совместно с академиком РАО, директором Психологического института РАО и ректором МГППУ В.В. Рубцовым, профессором, деканом факультета психологии СПбГУ Л.А. Цветковой, профессором, директором Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ Е.Е. Кравцовой, профессором, деканом факультета психологии ГУ-ВШЭ А.К. Болотовой, профессором, директором Института психологии РАН А.Л. Журавлевым, профессором, начальником кафедры психологии Военного университета МО РФ А.Г. Караяни, профессором, деканом факультета психологии Южного федерального университета П.Н. Ермаковым и многими другими создаем образовательный стандарт третьего поколения. Это основополагающий документ, который будет приниматься постановлением правительства и в дальнейшем определять и закреплять образовательную планку и содержание, в том числе, психологического образования. Этот документ желательно составить с учетом пожеланий и даже
6


в каком-то смысле претензий со стороны работодателей, потому что после рынка образования мы переходим к рынку труда. На рынке образования мы более или менее ориентируемся и понимаем, какие специальности и специализации нужно развивать для внутреннего воспроизводства как факультета психологии, так и профессионального сообщества в целом, которое занимается образованием психологов. Когда же психолог попадает в иную профессиональную среду, в новые для него экономические или юридические отношения, знакомится с политическими реалиями, то зачастую он оказывается не готовым к тем требованиям, которые предъявляет к нему работодатель. Поэтому нам очень важно получить обратную связь от работодателей, чтобы нас не упрекнули, что новые стандарты, которые будут через некоторое время приняты, созданы лишь для академического и университетского сообщества. Мы также надеемся, что в подобных обсуждениях заинтересованы и сами работодатели, с пожеланиями которых мы уже не можем не считаться. А.Г. Караяни, доктор психологических наук, профессор, академик Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка и Академии военных наук, президент Общества психологов силовых структур, начальник кафедры психологии Военного университета МО РФ Военно-психологическое образование в России переживает сегодня пору качественных преобразований. Направленность этих изменений в решающей мере определяется потребностями психологической практики в Вооруженных силах, задачами профессиональной деятельности войскового психолога. Должности психологов введены в штатные расписания воинских частей решением Президента РФ в 1992 г., а их подготовка в высших военно-учебных заведениях начата в 1994 г. Сегодня около двух тысяч должностей психологов полков, батальонов, пунктов (центров) психологической помощи и реабилитации, органов управления различных уровней выстроены в целостную иерархическую вертикаль, которая по всем признакам может быть позиционирована как 'психологическая служба'. По своей численности, характеру интеграции в воинскую структуру, масштабу решаемых задач она представляет самое значительное войсковое психологическое образование среди аналогичных структур, функционирующих в современных армиях мира. Потребность в психологах выстрадана боевой практикой войск, прежде всего опытом боевых действий в Афганистане и в Чеченской республике. Именно поэтому образовательные программы военных вузов, готовящих психологов, приоритетно ориентированы на подготовку специалистов, способных эффективно решать задачи психологического обеспечения учебной и боевой деятельности воинских частей и подразделений.
7


Профессиональная деятельность военного психолога весьма специфична. Во-первых, она отличается предельно широким профессионально-функциональным полем. В отличие от узкоспециализированных гражданских психологов, военный психолог должен быть готов с равной эффективностью выполнять функции психодиагноста, специалиста профессионального психологического отбора, социального психолога, психолога-консультанта, эксперта, руководителя психологической службы и т.д. Это обстоятельство обусловливает построение содержания специальных дисциплин учебного плана не в логике соответствующих наук, а в логике профессиональной деятельности психолога, существенное увеличение доли практических занятий в структуре учебных дисциплин, включение в билеты итогового государственного междисциплинарного экзамена наряду с теоретическими вопросами практических заданий и профессиональных ситуаций, требующих психологической экспертизы. Задаче поддержки навыков профессиональной деятельности подчинены также 'встроенные' в повседневную жизнь курсантов 'функциональные блоки', требующие практического использования полученных знаний (психологическое изучение абитуриентов, лидерских качеств будущих младших командиров, взаимоотношений в учебных группах на младших курсах и т.д.). Координации взаимодействия системы подготовки военных психологов с практикой их деятельности способствует отлаженная обратная связь. В военных вузах систематически анализируются отзывы на выпускников из войск, выявляются недостатки в их практической подготовке и вносятся соответствующие уточнения в учебные программы. Таким образом, в профессиональной подготовке военного психолога сочетаются широкая фундаментальная подготовка, заложенная в блоке общепрофессиональных дисциплин, по существу, задачная ориентированность специальной подготовки и система повседневной поддержки профессиональных навыков и умений. Во-вторых, военный психолог идентифицирует себя прежде всего как офицера и лишь затем как конкретного специалиста. Поэтому, наряду с изучением довольно значительного блока военных дисциплин, около 20% содержания изучаемых будущими военными психологами общих гуманитарных и социально-экономических, общих математических и естественно-научных и общепрофессиональных дисциплин связываются с проблематикой воинской деятельности. В процессе военных игр (решения тактических задач, командно-штабных учений и т.п.) психолог получает опыт работы в команде, во взаимодействии с другими специалистами, постигает смысл их деятельности, вырабатывает у себя привычку к субординации, дисциплинированности, ответственности.
8


Однако привычка к субординационным отношениям порой входит в противоречие с требованиями этических норм, определяющих деятельность психолога, что провоцирует дрейф ряда психологов в сторону 'принудительной' психологической практики. В-третьих, профессиональная карьера выпускников военнопсихологического факультета исходно не предполагает 'пожизненной верности' психологической профессии. Многие из них рассматривают службу в должности психолога лишь в качестве первой ступеньки для дальнейшего служебного роста на должностях специалиста воспитательной работы. Перечисленные особенности профессиональной подготовки делают военного психолога не только высокоподготовленным специалистом военного профиля, но и идеальным (дисциплинированным, командным, амбициозным) сотрудником психологических служб современных предприятий с их структурированными, иерархизированными и субординированными организационными культурами. В результате многие выпускники Военного университета, с одной стороны, в течение двух-трех лет службы выдвигаются на вышестоящие, 'не психологические' должности, а с другой стороны рекрутируются гражданскими психологическими службами, увольняются в запас и делают успешную 'гражданскую' карьеру. Эта успешность обусловливается еще и тем, что все психологивыпускники военных вузов являются мужчинами и имеют исходные преимущества при назначении на руководящие должности. Для того чтобы снизить остроту противоречия между необходимостью высококачественной подготовки военных психологов и высокой профессиональной текучестью кадров в психологической структуре ВС РФ, сегодня осуществляется эксперимент по подготовке в военных вузах психологов из числа девушек. Предполагается, что они обладают большей преданностью полученной профессии, способны строить профессиональную карьеру в ее рамках, менее подвержены синдрому 'принудительной психологии', меньше привлекаются для выполнения задач военной службы, не связанных с прямыми должностными обязанностями. Таким образом, существующая система профессиональной подготовки военных психологов в рамках специалистуры в целом удовлетворяет запросы войсковой практики в высококвалифицированных специалистах этого профиля. Поступление в войска выпускников военно-психологических факультетов из числа женщин повысит эффективность психологической работы, придаст ей больше стабильности и этической выдержанности. Е.В. Егорова-Гантман, генеральный директор Группы компаний 'Никколо М' Что касается запросов нашего бизнеса, то психологи, которые работают в компании 'Никколо М', должны решать исследова9


тельско-аналитические и консалтинговые задачи, а также проводить коррекцию и обучение. Но здесь есть одна хитрость: к нам приходит 22-летний выпускник факультета психологии или 25-летний кандидат наук, и мы должны отправить его консультировать мэра, губернатора или президента, в том числе и президентов других государств. И возникает проблема: у него есть прекрасные знания, которые он получил на факультете, немножко не хватает практических навыков, но в силу своей молодости он плохо воспринимается людьми с высокими политическими амбициями, большим опытом работы, статусом и постом. Поэтому, с моей точки зрения, очень важно, чтобы в ходе обучения будущим психологам привили навык самопрезентации и умения взаимодействовать с людьми, которые находятся на очень высоких бизнес- и государственных постах. Поскольку возникает задача активной деловой переписки и профессиональной коммуникации, в том числе и с иностранными гражданами, то нам очень не хватает суперподготовки в области иностранных языков, прежде всего английского. Выпускники факультета психологии хорошо знают английский язык, чтобы читать профессиональную литературу, но у них возникают проблемы в деловой и профессиональной коммуникации. Английский язык должен быть приведен с хорошего к блестящему уровню. Еще одна задача, которая должна быть решена при обучении психологов сегодня: выпускники факультета психологии МГУ очень квалифицированы в области фундаментальной науки, но им не хватает практических знаний, и главное знаний в области конкретных методов. Обидно, когда они не знакомы с новейшими зарубежными методами и технологиями, но еще более обидно, когда не знают отечественных разработок, особенно в области компьютерной психодиагностики, психолингвистики, психосемантики, математики. Эти методы сейчас активно разрабатываются отечественными психологами и используются в бизнес-структуре, в частности у нас. Выпускник должен знать деловую переписку не только на английском, но и на русском языке. Ему необходимо хорошо понимать, как составить смету на проект, поэтому нужны какие-то знания, может быть, в области простейших экономических расчетов. Если человек приходит в бизнес-структуру, то он обязательно с этим сталкивается. И если бы не быстрый рост кадров (а у нас человек через год становится самостоятельным менеджером проекта), то можно было бы подождать 57 лет, пока его подготовит местный бухгалтер или финансовый директор и он дорастет до менеджера, но в нашей системе это, конечно, не так. Очень важно, чтобы психологи, которые приходят в бизнес, четко понимали, что они не просто выпускники вуза, а высококвалифицированные специалисты. А то получается, что знания есть, им есть что предъявить, но у них нет навыков самопрезентации,
10


чтобы убедительно показать клиенту, которого они консультируют, что они асы в своей области. Им есть что сказать, но важно, как это сказать. И вот этот важнейший навык, который на самом деле психолог должен прививать клиенту, у самих выпускников на сегодняшний день нередко отсутствует. И еще один момент: к сожалению, у современных студентов нет четкого понимания того, что в фундаментальной науке есть огромный задел, необходимый для будущей работы в собственном бизнесе или в бизнес-структурах. Весь мой консалтинговый бизнес построен буквально на одном абзаце из книги А.Н. Леонтьева относительно образа знания, образа значения, образа потребного будущего и личностного смысла. И студентам надо объяснять, что фундаментальная наука так же важна, как и практические навыки. П.Н. Ермаков, доктор биологических наук, профессор, декан факультета психологии Южного федерального университета Тот эксперимент, который государство сейчас проводит в области образования, представляет объект самостоятельного изучения. Южный федеральный университет один из двух федеральных университетов, созданных в этом году в рамках президентской программы образования. Объединение четырех крупнейших вузов Ростовской области включает Ростовский государственный университет, который я представляю в течение более четверти века, являясь деканом факультета психологии, Таганрогский технологический университет, Ростовский педагогический университет и Академию архитектуры. Я сам лично участвовал в подготовке образовательного стандарта второго поколения, но он готовился, когда заказчиком выступало государство. В настоящее время примерно 30% наших выпускников идут в государственные структуры, 30% в бизнес и еще 30% работают непосредственно с детьми, с клиентами, занимаются психологическим консультированием. Сейчас юг России быстро экономически развивающийся регион, что необходимо учесть при подготовке психологов для бизнеса. Ю.В. Аракелова, управляющий директор консультационного агентства, компания 'Кислород' Я представляю агентство, которое является частью коммуникационного холдинга России. В его состав входят как креативные, так и рекламные агентства, поэтому мне хочется сказать о тех, может быть, очень специфических потребностях, которые испытывает сейчас наш коммуникационный бизнес. Коммуникационный бизнес описывается в основном в категориях маркетинга и социологии, которые дают некоторую картину мира занятым в бизнесе людям. Но поскольку этот бизнес становится очень высококонкурентным, то нужны какие-то свежие идеи и новое понимание самой сути
11


деятельности. И мы были бы очень рады помощи со стороны психологов. Существующие в современном бизнесе методы сегментации целевых аудиторий достаточно стандартны для всех, они приводят к получению качественного преимущества по отношению к каждому конкретному клиенту, который обращается в рекламное и исследовательское агентство. Мы заинтересованы в том, чтобы современная психология внесла вклад в способы сегментации целевой аудитории не только с точки зрения социального поведения, но и с точки зрения мотивации поведения, чтобы были возможности деления целевой аудитории на более мелкие группы с выраженным психологическим портретом. В целом в понимании того, как работает коммуникация, господствуют (по крайней мере, в нашем бизнесе) механистические, рациональные модели. Рациональный взгляд на процесс коммуникации значительно сужает возможности самой коммуникации, понимания людей, того, чем они конкретно занимаются. Поэтому также очень необходимы знания в той сфере, которая касается механизмов восприятия людьми процессов коммуникации, знаковых структур и т.д. Современная когнитивная психология должна этими знаниями обладать. Это очень полезно, потому что создает необходимые конкурентные преимущества на рынке, и наша компания была бы очень рада получить такого специалиста. Помимо общих задач, которые стоят перед бизнесом, существуют задачи частные. Рекламный бизнес относится к сфере услуг, где необходима определенная психологическая устойчивость в плане самопрезентации, убедительности. Мы также заинтересованы не только в людях, приносящих и применяющих новые идеи, но и в специалистах, которые могли бы проводить тренинги, организовывать брэйнсторминги. Д.П. Нестеров, генеральный директор компании 'Синемоушен групп', выпускник МГУ Я вижу необходимость приложения сил выпускников психологического факультета в создании сценариев. На сегодняшний день самые лучшие редакторы могут анализировать сценарий с внешней стороны, но нам необходима консультация психологов, которые в состоянии понять мотивацию поступков каждого из героев. И второе направление, где психологи могли бы быть очень востребованы, это кинопроизводство, прокат, где тратятся огромные деньги и требуются специалисты (маркетологи, психологи, социологи), которые помогали бы нам снижать риски, избегать каких-то ошибок. Например, при выборе определенного варианта цветового решения плаката или постера нужны социологические и психологические исследования, помогающие определить, как воздействуют те или иные цветовые параметры на восприятие.
12


Т.В. Галкова, вице-президент компании 'Premium-mobile' Прежде всего, мне приятно, что мы говорим о психологе в бизнесе, что свидетельствует о гуманизации нашего общества. Бизнес становится человечным. Я представляю агентство коммуникационного консалтинга. Мы занимаем нишу финансовой коммуникации, сталкиваемся с проблемами, связанными с внутрикорпоративной культурой. Психологи, которых мы привлекаем, долго погружаются в специфику корпоративной культуры, управления и т.п. Мы предлагаем помощь психологам, у нас есть разные курсы, мастер-классы в МГИМО, на других факультетах МГУ, чтобы студенты осознанно выбирали профессию специалиста по связям с общественностью. Я как выпускник факультета хочу затронуть вопрос о переходе на систему бакалавриата. Мы понимаем, что выпускни