Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.planetarium-cc.ru/bulletin5/17copy.doc
Дата изменения: Thu Nov 19 00:24:57 2009
Дата индексирования: Mon Oct 1 20:39:41 2012
Кодировка: koi8-r

Телевидение: враг педагога или брак педагога?[1]

А.С. Запесоцкий

Обеспечит ли нашей стране великое будущее национальный проект
«Образование»? Думаю, да. При одном условии: всю Россию отключить от
телевидения, если не навсегда, то хотя бы надолго.
Я мог бы оперировать данными исследований, беспристрастными цифрами -
их море. Но мне достаточно просто того, что вижу каждый год как ректор
петербургского вуза, отбирающего для обучения лучших по всей стране. Нет,
те, кто к нам приходит, - не безнадежны. С ними ещё можно работать. Но в
принципе диагноз таков: сегодня к моменту окончания школы в России
формируется доминирующий тип личности, который мало на что годится. И дело
не в знаниях, хотя и их уровень катастрофически падает. Значительно важнее
морально-нравственные качества молодежи, тот внутренний духовный стержень
человека, который, собственно, и делает его «прямоходящим», не позволяет
опуститься на четвереньки.
В сегодняшней российской школе многое неблагополучно. Но имеем ли мы
право возложить всю ответственность за нынешние беды молодежи на школьного
учителя? Он сам в беде: не может противостоять телевидению. То, о чем я
говорю, - от уродливых «Дома-2» и «Блондинки в шоколаде» до всевозможных
обеляющих преступность «бригад», полупорнографических развлекательных
передач, пошлых сериалов и чудовищных «постановок» классики, - едва не
каждый день и много лет подряд критикуется в том числе и на страницах
«Известий». Но хозяева телеканалов воспринимают критику как некое
«брюзжание отжившей своё интеллигенции». Дескать, что спорить о вкусах? Не
нравится - переключите на канал «Культура». Мне, как профессиональному
педагогу, всё это видится совсем иначе. В современной науке хорошо
разработано понятие социализации - процесса постепенного взросления
ребенка, вхождения его в общество взрослых. Особую роль в становлении юного
человека имеют понятия о добре и зле, ценности, идеалы, символы, образцы
поведения, язык и т.д.
В советское время за социализацию «отвечали» четыре типа социальных
институтов: семья, система образования, компания сверстников и СМИ. Власть
тогда пыталась их синхронизировать, заставить работать сообща. Хуже всего с
компанией сверстников, но с остальными тремя факторами всё же более или
менее получалось. Что же теперь? Компанию сверстников никто направлять в
конструктивное русло даже не пытается. Последние комсомольские вожаки
переквалифицировались в олигархов. Вся система внеклассной работы в школе
разрушена. Домов культуры с их кружками самодеятельности и юных техников
почти не существует. Летние молодежные лагеря, за редкими исключениями, -
достояние истории. Про воспитание в типичной семье даже самые стойкие
социологи без слез не расскажут.
Что остается? Педагог и телевидение, противостоящие друг другу. Увы,
силы у них не равны. Против педагога - всегда ещё и «конфликт поколений»,
почти безотказно работающий механизм, побуждающий подростков выходить из-
под влияния старших. Телевидение же обладает, как известно, особыми
механизмами подавления психики и навязывания своей аудитории того, что
считает нужным. А что оно считает нужным, мы видим. Электронные СМИ
отбрасывают современную Россию в дохристианскую эпоху. Телевидение
навязывает молодежи языческую систему ценностей: материальные блага,
чувственные удовольствия и свободу - как произвол, проявляющийся через силу
денег и пренебрежение к обществу. Наиболее яркими историческими аналогами
насаждаемого культурного типа являются языческая модель халдеев (Древний
Вавилон) и Рим времен упадка и деградации. Халдеи уже три тысячи лет назад
обожествляли человека, но делали это весьма своеобразно. К примеру,
практикуемые в те времена технологии удовлетворения человеческих похотей
достигали исключительных «высот». Если судить по телевидению, то наше
отечество теперь - страна халдеев...
Сегодня усилия учителя, пытающегося взрастить в ребенке Человека,
привить ему понятия совести, ответственности, духовности, социальности,
стыда и т.д., разбиваются о влияние электронных СМИ, пропагандирующих нечто
совсем иное. Россия становится аморальным государством, страной с
исчезающей совестью. Что произошло, когда распался Советский Союз?
Прежняя, коммунистическая мораль во многом базировалась на христианской
традиции: трудись, будь честен, не убий, не возжелай жены ближнего
своего... В начале 90-х государство отказалось не только от старой
экономической системы, но и от имевшейся системы общественных ценностей. А
новую найти не потрудилось.
Разумеется, на то были свои причины. В 90-е годы господствующей в
России верхушке оказалось совершенно необходимо разрушить традиционную для
страны нравственность. Ведь при её наличии разворовать государственную
собственность было невозможно. В результате страна получила «в довесок» к
уродливой экономической системе ещё и ущербное поколение молодежи - с
деформированной картиной мира, где царят культ наживы, бессовестности и
презрение к труду. Бедность здесь - порок, дружба - всего лишь путь к
карьере, любовь заменена сексом, уважение к старшим признано глупостью,
патриотизм объявлен анахронизмом.
Настоящий успех, по мнению современного выпускника школы, может прийти
к нему всего лишь двумя путями: как везение либо как чудо. Надо просто
сидеть и ждать, когда оно случится. Особое же везение - это когда удастся
падающего толкнуть и забраться на его место. Как телевидение всему этому
учит, мы видим почти круглосуточно.
В начале текущего десятилетия в стране многое изменилось. Другая эпоха,
иные задачи. Но телевидение этого не замечает, «кукует» свое привычное,
словно заевший механизм в старых часах. Видимо, в самой системе организации
отечественного телерынка содержится какой-то изъян: иначе невозможно
понять, как традиционное для Запада благо - конкуренция - приводит к
стремлению ведущих каналов переплюнуть друг друга в пошлости и дурновкусии.
Как можно было за минувшие 15-20 лет, располагая огромными доходами от
рекламы, превратить отечественный эфир в помойку мирового
медиапространства? Почему закупаются и клонируются третьесортные западные
телепрограммы, почему едва ли не единственной новой отечественной передачей
за весь постсоветский период стал «Дом-2»?
Насколько же надо оторваться от реальной жизни и увлечься своим
внутрицеховым соперничеством, чтобы, перетягивая Галкина и Заворотнюк с
канала на канал, заплатить им на двоих чуть ли не 10 млн долларов - 10
нобелевских премий?! Впрочем, надо признать, Максим Галкин - артист
талантливый, да и Анастасия Заворотнюк - отнюдь не худшее, что можно
увидеть на телеэкране. Но когда в ранг телезвезды, кумира молодежи
целенаправленно возводится известнейшая на всю страну своими скандальными
похождениями девушка известного поведения, «раскрученная»
полупорнографической прессой, когда её буквально втаскивают в качестве
ведущей наиболее рекламируемых программ, российскому учителю остается
только захлопнуть классный журнал и пойти по домам воспитанников, разбивая
дубиной их телеприемники.
Разумеется, телевидение - не единственный институт, испытавший на себе
деформации периода 90-х годов. И в нашей педагогической среде тоже проблем
немало. Не так давно в Санкт-Петербургском гуманитарном университете
профсоюзов мы обсуждали эти проблемы с Владимиром Путиным. В ответ на мою
реплику: «Телевидение - враг педагога» гость пошутил: «Может быть, это брак
педагога?» С такой постановкой вопроса спорить трудно. Правда, только в
Петербурге за последние 2-3 года рынок из полутора тысяч учительских
вакансий оказался полностью заполнен юными выпускниками вузов города. Не
оказались бы они браком телевидения...
В той беседе Владимир Путин заметил, что государству в одиночку с
проблемами нравственного климата в стране не справиться. Нужны усилия всего
общества. Это, конечно, так. И все же школа, вуз сейчас стремительно
реформируются. Педагогическая общественность страны и понимает новые
требования со стороны общества, государства, и осознает свои новые задачи,
и ощущает ответственность. Может быть, и телевидению пора ощутить и
осознать что-то подобное?
Коммерческий успех и рейтинг следует признать важными, но не главными
критериями эффективности управления телеканалами. Хотят того телеменеджеры
или нет, но их производственные функции - не только информировать,
развлекать, зарабатывать деньги, но и просвещать, воспитывать. И
государству пора в этой связи вспомнить о своей ответственности за морально-
нравственное здоровье нации.
-----------------------
[1] /http://inauka.ru/education/article88139?subhtml/