Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.philol.msu.ru/~rki/advance-guard/na_ulicy.html
Дата изменения: Sat Dec 5 19:19:12 2009
Дата индексирования: Tue Oct 2 13:20:05 2012
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: воздушные массы
Футуристы о себе

На улицы, футуристы! (принцип взаимоотношений искусства и действительности в эстетике авангарда)

Наш выход (отрывки из воспоминаний)

Декрет ? 1 демократизации искусств




На улицы, футуристы! (принцип взаимоотношений искусства и действительности в эстетике авангарда)

14 сентября 1913 года состоялась знаменитая прогулка трех футуристов по Кузнецкому мосту в Москве. Прогулка завершилась в кофейне Филиппова. Лица футуристов были украшены 'лучистым' рисунком. Основными цветами были желтый, красный, зеленый и синий. Правую щеку, шею и отворот воротничка Константина Большакова Наталия Гончарова покрыла орнаментом из синих и красных полос и точек, свою правую щеку Ларионов при помощи зеркала расписал сам в виде зеленого круга и желтых лучей. А рисунок, с которым Михаил Ларионов появился месяц спустя в поэтическом кафе 'Розовый фонарь', был выполнен уже только одной черной краской. Газета 'Столичная молва' сообщала еще об одном посетителе кабаре - 'Физиономия футуриста раскрашена черной краской, а поперек лица красные буквы: 'Идеа''. С этих озорных провокаций и началось вторжение искусства футуристов в жизнь.




Наш выход (отрывки из воспоминаний)

Наши книги шли нарасхват. Но общения только с читателями нам было мало. Оно казалось нам слишком далеким и осложненным. Боевому характеру наших выступлений нужна была непосредственная связь со всем молодым и свежим, что не было задушено чиновничьей затхлостью тогдашних столиц.

На улицы, футуристы, барабанщики и поэты!*
Этот лозунг мы осуществляли с первых же дней нашей борьбы за новое искусство. Мы вынесли поэзию и живопись, теоретические споры о них - на эстраду, на подмостки публичных зал.

В 1913 году, в Петербурге, общество художников 'Союз молодежи' устроило два диспута - 'О современной живописи' и 'О современной литературе'.

Первый диспут состоялся под председательством Матюшина, выступали: я, Бурлюки, Малевич и др. Публика вела себя скандально.

В этот вечер я говорил о кризисе и гибели станковой живописи (предчувствую появление плаката и фотомонтажа).

Малевич, выступавший с докладом, был резок. Бросал такие фразы:
- Бездарный крикун Шаляпин.
- Вы, едущие в своих таратайках, вы не угонитесь за нашим футуристическим автомобилем! <...>
На втором диспуте на эстраде и за кулисами был почти весь 'Союз молодежи'. <:>

Диспут открыл Маяковский своим кратким докладом-обзором работы поэтов-футуристов. Цитировал стихи свои и других поэтов. Особенно запомнилось мне, как читал Маяковский стихи Хлебникова. <...>

Кажется, никогда, ни до, ни после этого, публика не слышала от Маяковского таких громовых раскатов баса и таких необычных слов!

Затем выступал Д. Бурлюк. Начал он с такой фразы:
- Лев Толстой - старая сплетница!
В публике тотчас же раздался шум, свист, крики:
- Долой!
- Нас оскорбляют!
Бурлюк напрасно поднимал руку, взывал:
- Позвольте объясниться!
Опять ревели:
- Долой! Долой!
Пришлось мне спасать положение. Шепнув Бурлюку 'замолчи!', обратился к публике:
- Я хочу сообщить вам нечто важное!
Публика насторожилась и притихла.
- Один оратор в английском парламенте заявил: 'Солнце восходит с запада'. Ему не дали говорить. На следующем заседании он снова выступил и сказал: 'Солнце восходит с запада'; его прервали и выгнали. Наконец в третий раз его решили выслушать, и ему удалось закончить фразу: 'Солнце восходит с запада,- так говорят дураки и невежды'. Напрасно и вы не дослушали Бурлюка.

После этого я ополчился на поэтов за то, что они употребляют заезженные, дешевые рифмы.
- Такие рифмы, как 'бога - дорога', 'сны - весны', - назойливо долбят уши. Мы за то, чтоб рифма была не кол, но укол. Хороший ассонанс, звуковой намек лучше, чем заношенная, застиранная, полная рифма: В это время в партере взвился голубой воздушный шар. И его полет удачно аккомпанировал речам о легком звуковом уколе, о воздушности рифмы. <...>

По А. Крученых, 1932



ДЕКРЕТ ? 1
ДЕМОКРАТИЗАЦИИ ИСКУССТВ
(
заборная литература и площадная живопись)
появился 15 марта 1918 года в первом номере 'Газеты футуристов'

Товарищи и граждане, мы, вожди российского футуризма - революционного искусства молодости - объявляем:

    1. Отныне вместе с уничтожением царского строя отменяется проживание искусства в кладовых, сараях человеческого гения - дворцах, галереях, салонах, библиотеках, театрах.
    2. Во имя великой поступи равенства каждого перед культурой Свободное Словотворческой личности пусть будет написано на перекрестках домовых стен, заборов, крыш, улиц наших городов, селений и на спинах автомобилей, экипажей, трамваев и на платьях всех граждан.
    3. Пусть самоцветными радугами перекинутся картины (краски) на улицах и площадях от дома к дому, радуя, облагораживая глаз (вкус) прохожего.

Художники и писатели обязаны немедля взять горшки с красками и кистями своего мастерства и разрисовать все бока, лбы и груди городов, вокзалов и вечно бегущих стай железнодорожных вагонов.

Пусть отныне, проходя по улице, гражданин будет наслаждаться ежеминутно глубиной мысли великих современников, созерцать цветистую яркость красивой радости сегодня, слушать музыку - мелодии, грохот, шум - прекрасных композиторов всюду.

Пусть улицы будут праздником искусства для всех.

И если станет по слову нашему, каждый, выйдя на улицу, будет возвеличиваться, умудряться созерцанием красоты взамен теперешних улиц - железных книг, где страница за страницей начертали свои письмена лишь алчба, любостяжание, корыстная подлость и низкая тупость - оскверняя душу и оскорбляя глаз. Все искусство - всему народу!

Первая расклейка стихов и вывеска картин произойдет в Москве в день выхода нашей газеты.
Маяковский, Каменский, Бурлюк.
Густые толпы народа читали также неслыханный для буржуазного, кабинетно-эстетствующего искусства призыв Вас. Каменского -
Музыканты...
Влезайте с инструментами
Играть перед народом на балконы...
Поэты - берите кисти, ну,
И афиши - листы со стихами
По улицам с лестницей
Расклеивайте жизнь - истину,
чтобы каждое живое место улицы превратить в красочную картину торжества <:>.

Если до революции будетляне держали курс на публику аудиторий, то с первых же дней революции они целиком вышли на улицу, в толпу, слились с рабочими массами.

Будетляне на заборах, рядом с правительственными газетами, расклеивали свои воззвания и поэмы, стихи и картины.

В те дни можно было часто видеть большие сборища народа и скопления остановившихся трамваев. Что такое? Это Давид Бурлюк, на углу Кузнецкого и Неглинной, стоя на громадной пожарной лестнице, прибивает к углу дома свои картины. Ему помогают зрители поощрительными восторгами, взрывами аплодисментов.

На слепой витрине дома на Пречистенке вывешиваются громадные плакаты с будетлянскими стихами.

По Невскому проспекту шествует 'Карнавал искусств', а в нем на грузовике с надписью 'Председатель Земного Шара', в солдатской шинели, сгорбленный Велемир Хлебников.

По А. Крученых, 1996

Словарик

идти нарасхват (о книгах) - раскупаться очень быстро
затхлость (чиновничья) - сущ. от прилаг. затхлый - лишенный живых жизненных интересов, сил
крикун - разг., недобр. о человеке, который умеет только кричать
таратайка - разг. старая разбитая машина, повозка
необычные слова - речь идет о стихах Хлебникова, написанных заумным языком
реветь / зареветь - громко кричать / закричать (обычно о животных); громко неодобрительно кричать / закричать (о человеке)
заезженный (о рифме) - старый, привычный и поэтому неинтересный
дешевый (о рифме) - неяркий, неоригинальный
долбить (уши) - разг. говорить, напоминать, повторять одно и то же
          ? Как вы понимаете метафору старые рифмы долбят уши?
не кол, а укол - игра слов, вероятно, от а) связного словосочетания хоть кол на голове теши (тесать кол - обтачивать палку) - о человеке, который, по своей глупости или лени, не понимает или не хочет понять то, что ему говорят; б) уколоть - обидеть острым словом
застиранный (о рифме) - прич. от глаг. застирать (одежду) - постирать что-л. так много раз, что вещь начинает терять цвет
          ? Как вы понимаете метафору застиранная рифма?
полная рифма - самая простая рифма, основанная на полном совпадении звуков слов в конце стихотворной строки

заборная (литература) и площадная (живопись) - игра словами, вероятно, от привычных словосочетаний заборная, площадная ругань; брань - грубые вульгарные слова
          ? Как вы думаете, какое значение эти словосочетания имеют в тексте К.? Какой художественный эффект достигается с помощью игры слов в данном контексте?
станет по слову нашему - аллюзия на стиль Библии (''И станет по слову моему!' - говорит Христос') - станет так, как мы говорим, хотим
возвеличиваться / возвеличиться - становиться / стать великим
железные книги - уличные вывески, реклама; художественный образ, типичный для поэзии футуристов. Например, стихотворение 'Вывеска' Маяковского начинается со строчки 'Читайте железные книги:'.
алчба - поэт. жадность; сущ. от глаг. алкать - 1. Испытывать голод. 2. Сильно желать чего-л.; алчный - жадный
любостяжание - поэт. сложное сущ. от слов любовь и стяжательство - желание получить что-н. незаслуженно
будетляне - поэт. люди будущего; будетляне - произв. от сущ. будущее
сборища - разг., неодобр. большие группы, толпы людей
слепая (витрина) - витрина, на которой нет никаких плакатов, рекламы, картин