Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.philol.msu.ru/~rki/advance-guard/na_ulicy.html
Дата изменения: Sat Dec 5 19:19:12 2009 Дата индексирования: Tue Oct 2 13:20:05 2012 Кодировка: Windows-1251 Поисковые слова: воздушные массы |
14 сентября 1913 года состоялась знаменитая прогулка трех футуристов по Кузнецкому мосту в Москве. Прогулка завершилась в кофейне Филиппова. Лица футуристов были украшены 'лучистым' рисунком. Основными цветами были желтый, красный, зеленый и синий. Правую щеку, шею и отворот воротничка Константина Большакова Наталия Гончарова покрыла орнаментом из синих и красных полос и точек, свою правую щеку Ларионов при помощи зеркала расписал сам в виде зеленого круга и желтых лучей. А рисунок, с которым Михаил Ларионов появился месяц спустя в поэтическом кафе 'Розовый фонарь', был выполнен уже только одной черной краской. Газета 'Столичная молва' сообщала еще об одном посетителе кабаре - 'Физиономия футуриста раскрашена черной краской, а поперек лица красные буквы: 'Идеа''. С этих озорных провокаций и началось вторжение искусства футуристов в жизнь.
Наши книги шли нарасхват. Но общения только с читателями нам было мало. Оно казалось нам слишком далеким и осложненным. Боевому характеру наших выступлений нужна была непосредственная связь со всем молодым и свежим, что не было задушено чиновничьей затхлостью тогдашних столиц.
На улицы, футуристы, барабанщики и поэты!*
Этот лозунг мы осуществляли с первых же дней нашей борьбы за новое искусство. Мы вынесли поэзию и живопись, теоретические споры о них - на эстраду, на подмостки публичных зал.
В 1913 году, в Петербурге, общество художников 'Союз молодежи' устроило два диспута - 'О современной живописи' и 'О современной литературе'.
Первый диспут состоялся под председательством Матюшина, выступали: я, Бурлюки, Малевич и др. Публика вела себя скандально.
В этот вечер я говорил о кризисе и гибели станковой живописи (предчувствую появление плаката и фотомонтажа).
Малевич, выступавший с докладом, был резок. Бросал такие фразы:
- Бездарный
крикун
Шаляпин.
- Вы, едущие в своих
таратайках, вы не угонитесь за нашим футуристическим автомобилем! <...>
На втором диспуте на эстраде и за кулисами был почти весь 'Союз молодежи'. <:>
Диспут открыл Маяковский своим кратким докладом-обзором работы поэтов-футуристов. Цитировал стихи свои и других поэтов. Особенно запомнилось мне, как читал Маяковский стихи Хлебникова. <...>
Кажется, никогда, ни до, ни после этого, публика не слышала от Маяковского таких громовых раскатов баса и таких необычных слов!
Затем выступал Д. Бурлюк. Начал он с такой фразы:
- Лев Толстой - старая сплетница!
В публике тотчас же раздался шум, свист, крики:
- Долой!
- Нас оскорбляют!
Бурлюк напрасно поднимал руку, взывал:
- Позвольте объясниться!
Опять
ревели:
- Долой! Долой!
Пришлось мне спасать положение. Шепнув Бурлюку 'замолчи!', обратился к публике:
- Я хочу сообщить вам нечто важное!
Публика насторожилась и притихла.
- Один оратор в английском парламенте заявил: 'Солнце восходит с запада'. Ему не дали говорить. На следующем заседании он снова выступил и сказал: 'Солнце восходит с запада';
его прервали и выгнали. Наконец в третий раз его решили выслушать, и ему удалось закончить фразу: 'Солнце восходит с запада,- так говорят дураки и невежды'. Напрасно и вы не дослушали Бурлюка.
После этого я ополчился на поэтов за то, что они употребляют
заезженные,
дешевые рифмы.
- Такие рифмы, как 'бога - дорога', 'сны - весны', - назойливо
долбят уши. Мы за то, чтоб рифма была
не кол, но укол. Хороший ассонанс, звуковой намек лучше, чем заношенная,
застиранная,
полная рифма: В это время в партере взвился голубой воздушный шар. И его полет удачно аккомпанировал речам о легком звуковом уколе, о воздушности рифмы. <...>
Товарищи и граждане, мы, вожди российского футуризма - революционного искусства молодости - объявляем:
Художники и писатели обязаны немедля взять горшки с красками и кистями своего мастерства и разрисовать все бока, лбы и груди городов, вокзалов и вечно бегущих стай железнодорожных вагонов.
Пусть отныне, проходя по улице, гражданин будет наслаждаться ежеминутно глубиной мысли великих современников, созерцать цветистую яркость красивой радости сегодня, слушать музыку - мелодии, грохот, шум - прекрасных композиторов всюду.
Пусть улицы будут праздником искусства для всех.
И если станет по слову нашему, каждый, выйдя на улицу, будет возвеличиваться, умудряться созерцанием красоты взамен теперешних улиц - железных книг, где страница за страницей начертали свои письмена лишь алчба, любостяжание, корыстная подлость и низкая тупость - оскверняя душу и оскорбляя глаз. Все искусство - всему народу!
Первая расклейка стихов и вывеска картин произойдет в Москве в день выхода нашей газеты.
Маяковский,
Каменский,
Бурлюк.
Густые толпы народа читали также неслыханный для буржуазного, кабинетно-эстетствующего искусства призыв Вас. Каменского -
Музыканты...
Влезайте с инструментами
Играть перед народом на балконы...
Поэты - берите кисти, ну,
И афиши - листы со стихами
По улицам с лестницей
Расклеивайте жизнь - истину,
чтобы каждое живое место улицы превратить в красочную картину торжества <:>.
Если до революции будетляне держали курс на публику аудиторий, то с первых же дней революции они целиком вышли на улицу, в толпу, слились с рабочими массами.
Будетляне на заборах, рядом с правительственными газетами, расклеивали свои воззвания и поэмы, стихи и картины.
В те дни можно было часто видеть большие сборища народа и скопления остановившихся трамваев. Что такое? Это Давид Бурлюк, на углу Кузнецкого и Неглинной, стоя на громадной пожарной лестнице, прибивает к углу дома свои картины. Ему помогают зрители поощрительными восторгами, взрывами аплодисментов.
На слепой витрине дома на Пречистенке вывешиваются громадные плакаты с будетлянскими стихами.
По Невскому проспекту шествует 'Карнавал искусств', а в нем на грузовике с надписью 'Председатель Земного Шара', в солдатской шинели, сгорбленный Велемир Хлебников.