Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.philol.msu.ru/~otipl/new/npmmvya/handouts/metricheskie_derivaty.doc
Дата изменения: Fri Oct 27 16:16:31 2006
Дата индексирования: Sat Dec 22 20:55:04 2007
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: полумесяц

НПММЯ, 03 дек. 2005 |В. А. Плунгян | |
О понятии «метрических дериватов» в русском стихосложении:
разбор некоторых случаев

Стихотворный метр - регулярное чередование.
Чего?
Ударных и безударных слогов?
Нет.
Скорее, слогов которые могут или должны быть ударными («сильных»,
«иктов») и слогов, ударность которых не имеет значения («слабых»).
Проблема 1: что такое ударный слог? - проблема русской просодии
(клитики; односложные словоформы; «тактовые группы»); вообще говоря, один и
тот же слог можно считать и ударным, и безударным
Проблема 2: безударные икты («пропуски ударения», ср. 1) и ударные
слабые слоги («сверхсхемные ударения», ср. 2-3) - проблема метрической
интерпретации (ср. 4-5, где один и тот же слог может считаться то слабым,
то сильным)
( Обострение проблемы 2: стопа, где икт безударен, а по крайней мере
один из слабых слогов ударен («перебои») - теоретически, запрещённая
ситуация, но ср. образцы типа (6)

(1) Пропуски ударения в Х4:
Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.
(Есенин, 1917)

(2) Сверхсхемные ударения в Ан3:
Хорошо бы, на стог улыбаясь,
Мордой месяца сено жевать...
Где ты, где, моя тихая радость -
Всё любя, ничего не желать?
(Есенин, 1918)

(3) Регулярные сверхсхемные ударения в Ан2:
Плоти - плоть, духу - дух,
Плоти - хлеб, духу - весть,
Плоти - червь, духу - вздох,
Семь венцов, семь небес.

Плачь же, плоть! - Завтра прах!
Дух, не плачь! - Славься, дух!
Нынче - раб, завтра - царь
Всем семи - небесам.
(Цветаева, 1918)

(4) Х5 или Ан3? - различная интерпретация клитических групп:
О, каким бы стал ты властелином

Император с профилем орлиным,
С чёрною, курчавой бородой,
О, каким бы стал ты властелином,
Если б не был ты самим собой!
(Гумилёв, Каракалла, <1908>)

(5) Х5 или Ан3? - различная интерпретация ударности (как схемной или
как сверхсхемной):

Сердце, тронутое холодком

(6) перебои в Я5 (первый икт)
В последний раз... Не может быть сомненья,
Это случается в последний раз,
Это награда за долготерпенье,
Которым жизнь испытывала нас.

Запомни же, как над тобой в апреле
Небо светилось всею синевой,
Солнце сияло, как в ушах звенели
Арфы, сирены, соловьи, прибой.

Запомни же: обиды, безучастье,
Ночь напролёт, - уйти, увидеть, ждать? -
Чтоб там, где спросят, что такое счастье,
Как в школе руку первому поднять.
(Адамович, <1947>)

Тезис: стихотворный размер строки в общем случае невозможно определить
вне широкого метрического контекста.
Всякий метр - интерпретация, он непосредственно не наблюдаем. Размер
строки выводится из «базового метра» стихотворения, который можно называть
«мелодией».

(7) Пример неформального рассуждения в традиционной метрике
«Это <постоянное - В.П.> ударение звучит сильно, остальные же
ослаблены, даже когда падают не на служебные, а на самостоятельные слова.
Мелодический распев подавляет здесь все ударения, кроме основного.» [В.Е.
Холшевников. Основы стиховедения, изд. 4, 2002, с. 43] - о пентоне, но в
действительности применимо к любому размеру.

Это рассуждение верно даже для правильной силлабо-тоники, но тем более
это так для размеров неклассического типа, в первую очередь, дольников.

Дольники необходимо рассматривать как дериваты правильных силлабо-
тонических метров, а не как независимый метр, поскольку они всегда
воспринимаются «на фоне» правильных (как и сами правильные, впрочем, - на
фоне «мелодий»).
«Переменный междуиктовый интервал» - определение недостаточное.
С другой стороны, часто проскальзывают замечания о том, что дольник
«воспринимался как трехсложный размер с пропусками слогов» (Гаспаров 1984:
229).
Всякий ли дольник?
Обычно - дериваты трехсложных размеров.
Впрочем, Гаспаров [1993: 138] говорит о дольнике как на трехсложной,
так и на двусложной основе, однако имеет в виду статистику. а не семиотику:
количественное преобладание трехсложных или двусложных стоп. Гаспаровский
дольник на двусложной основе включает как то, что можно действительно
называть дольником на двусложной основе, так и тактовик на двусложной
основе (см. ниже).

Классический дольник: трехсложный размер с переменной анакрусой и
одной (необязательной) синкопой на строку.
(8) классический дольник ™3жм:

Passiflora - * скорбное слово. 2.1.2.1
Тёмное имя цветка. 0.2.2.0 = Д3м
Орудия страсти Христовой - 1.2.2.1 = Аф3ж
Узор * его лепестка. 1.1.2.0
(Тэффи, Страстоцвет, <1923>)

Отступления от этого типа:
. в сторону более регулярных - логаэдический дольник с обязательной
постоянной или урегулированной анакрусой, с обязательной единичной
синкопой
(9) логаэдический дольник >Ан3жм:

Ты, чьи сны * ещё непробудны,
Чьи движенья ещё * тихи,
В переулок сходи * Трёхпрудный,
Если любишь мои * стихи.
(Цветаева, <1913>)

. в сторону менее регулярных («расшатывание», ср Гаспаров 1984: 231) -
множественные синкопы (особенно в 4 и более иктных дольниках)
(10) множественные синкопы в 4-иктном дольнике:

Мы скучали зимой, * влюблялись весною, >Ан4ж
Играли * в теннис мы жарким * летом... >Аф4ж
Теперь * летим * под медной луною,
И осень * правит * кабриолетом.
(Г. Иванов, <1916>)

(11) двойные синкопы в 3-иктном дольнике:

>Д3жм
Мимо ночных ** башен
Площади нас ** мчат.
Ох, как в ночи ** страшен
Рёв молодых * солдат!
(Цветаева, 1916)

>Ан~Аф3м
И сказал ** женщине суд:
«Твой муж - ** трус и беглец,
И твоих * коров уведут,
И зарежут твоих * овец».
(Тихонов, Дезертир, 1921)
Также - «наращения», или сверхсхемные слоги. Метр с наращениями -
тактовик (в норме - не более одного на строку); далее переход к акцентному
стиху.

(12) наращения в 4-иктном тактовике:

Горлица пела, а я * не слушал. >Д4ж
Я видел * звёзды на синем шелку >Аф4м
И полумесяц. А сердце всё глуше, Д4ж
Всё реже стучало, забывая тоску. Аф4м+

Порою казалось, что милым, * скучным >Аф4ж
Дням одинаковым потерян * счёт >Д4м+
И жизнь * моя - ручейком * незвучным >Аф4ж, множ. синкопы
По жёлтой * глине в лесу * течёт >Аф4ж, множ. синкопы
(Г. Иванов, <1914>)

Уже в этих случаях может возникать принципиально неоднозначная
интерпретация
(13) неоднозначность типа анакрусы:

Валентин говорит о сестре в кабаке, Ан4м
Выхваляет её ум и лицо, Ан3м+
А у Маргариты на левой руке Аф4м или Д4м+ ?
Появилось дорогое кольцо. Ан3м+
(Гумилёв, Маргарита, 1910)

Ср.: Начальный стих воспринимается как четырехстопный анапест, но уже
следующий не может быть квалифицирован иначе, чем трехударный тактовик:
между первым и вторым ударением три безударных слога. Читательский опыт
подсказывает, что в третьем стихе следует воспринимать как ударный первый
слог «А»: «А у Маргариты на левой руке». Между первым и вторым ударением
снова три безударных слога. То же самое - в четвертом стихе. (В.С.
Баевский. Метрика Н. Гумилева, 1992)

А у Маргариты спрятан ларец >Аф4м или >Д4м+ ?
Под окном в зелёном плюще, >Ан3м
Ей приносит так много серёг и колец Ан4м
Злой насмешник в красном плаще. >Ан3м

Хоть высоко окно в Маргаритин приют, Ан4м
У насмешника лестница есть. Ан3м
Пусть звонко на улицах студенты поют, Аф4м+
Прославляя Маргаритину честь Ан3м+
<.>

Скорее, анакруса должна интерпретироваться как Ан~Аф, а не Д.

И дольники, и тактовики разных типов - дериваты регулярных трехсложных
метров.
Вопрос о существовании синкопированных и расширенных дериватов
двусложных размеров.

А. Синкопированные дериваты - дольники на двусложной основе.
(14) синкопированный двусложный размер (дольник на основе Я3):

Пускай от пива горько, Я3ж
Они без пива - вдрызг. Я3м
Все бредят * Нью-Йорком, >Я3ж = Аф3ж
Всех тянет в Сан-Франциск. Я3м
(Есенин, Папиросники, <1923>)

(15) синкопированный двусложный размер (дольник на основе Х4):

Эх,* режь * мою плешь >Х4м, множ. синкопы
На четыре части! Х3ж
Хорошо-то как * жить >Х4м = Ан2м
При советской власти. Х3ж

Б. Расширенные дериваты - тактовик на двусложной основе; по Гаспарову
- также один из видов дольника на двусложной основе.
Нормально одно (необязательное) расширение на строку.
Примеры разных типов.
(16) двусложный 3-иктный тактовик с переменной анакрусой:

Амур мне играет песни, Я3ж+ (= >Аф3ж)
Стрелою ранит грудь - Я3м
Сегодня я интересней, Я3ж+
Чем когда-нибудь!.. Х3м
(Г. Иванов, Романс, <1911>)

(17) двусложный 3-иктный тактовик на основе Я3:

Здесь воздух тронут румянцем, Я3ж+ (= >Аф3ж)
Почти неземная краска Я3ж+
И тусклым диссонансом Я3ж
Твоя угрюмость и астма Я3ж+
(Чиннов, «Сады, цикады, цыгане...», 1957)

(18) двусложный 4-иктный тактовик на основе Я4:

Даны мне были | и голос любый, Я4ж+
И восхитительный выгиб лба. Я4м+
Судьба меня целовала в губы,
Учила первенствовать Судьба.

Устам платила | я щедрой данью,
Я розы сыпала на гроба...
Но на бегу меня тяжкой дланью
Схватила за волосы Судьба!
(Цветаева, 1915); фиксированное расширение после 2-го икта (в т.ч. с
цезурой)

Как скоро мир преобразили, Я4ж
Как равнодушно земля летит. Я4м+
Немецкий философ в автомобиле Я4ж+, +
Вчера из-за угла убит. Я4м
(Н. Оцуп, 1922)

Ночами едет сквозь зыбкий сон Я4м+
За тенью клячи - тень телеги, Я4ж
И тени ворон со всех сторон Я4м+
В лучах луны, в налетевшем снеге. Я4ж+

Как будто душу мою везут Я4м+
Из царства теней - в царство теней. Я4ж
Змеиную тень бросает кнут, Я4м+
Возница сам не бросает тени. Я4ж+
(Чиннов, <1950>)


( Метрическая неоднозначность: пример 1
(19) логаэд на основе Д4жм (с единичными и множественными синкопами),
формально включающий строки Я4 - или тактовик на основе Я4жм (с перебоями):

Воздух над нами чист и звонок, >Д4ж или Я4ж с перебоем
В житницу вол отвёз зерно, >Д4м или Я4м с перебоем
Отданный повару пал ягнёнок, >Д4ж или Я4ж+ с перебоем
В медных ковшах играет вино. >Д4м или Я4м+ с перебоем

Что же тоска нам сердце гложет, >Д4ж или Я4ж
Что мы пытаем бытиё? >Д4м или Я4м
Лучшая девушка дать не может >Д4ж или Я4ж+ с перебоем
Больше того, что есть у неё. >Д4ж или Я4ж+ с перебоем

<.>
Будь капитаном. Просим! Просим! >Д4ж или Я4ж
Вместо весла вручаем жердь. >Д4м или Я4м с перебоем?
Только в Китае мы якорь бросим, >Д4ж или Я4ж+ с перебоем?
Хоть на пути и встретим смерть! >Д4м или Я4м
(Гумилёв, Путешествие в Китай, <1910>)

Метрическая неоднозначность: пример 2
(20) 4-иктный дольник на трехсложной или тактовик на двусложной
основе:

Смятенье смутное мне приносят >Аф4ж или Я4ж+
Горькие веянья весны. Я4м с перебоем или Х4м+
О как томятся и воли просят >Д4ж или >Аф4ж или Я4ж+
Мои мучительные сны! Я4м

Всю ночь напролёт голоса убитых >Аф4ж (или Я4ж+, +)
Плача упрашивают из земли: Д4м (или Я4м+, + с перебоем)
- Помни кровь на конских копытах. >Д4ж или Х4ж+
Помни наши лица в пыли. >Д4м или Х4м+
<.>
(Тарковский, 1944)

Метрическая неоднозначность: пример 3
(21) 3-иктный тактовик на трехсложной основе, формально включающий
строки Я4 и Х4, или тактовик на двусложной основе:

Летят и дни, и тревоги... >Аф3ж = >Я4ж
Всё ниже головы склонённые. >Аф3д+ = Я4д
Заносит ласковым снегом >Аф3ж = >Я4ж
Ветер улицы пустынные. >Д3д+ = Х4д

А кто придёт, кто остановится, >Аф3д+ = Я4д
Заглянет в окошко разрисованное, Аф3д+ = Я4д+
Кто, к стеклу прильнув, подивится >Ан3ж
На ясные складки савана? >Аф3ж = >Я4ж
(Адамович, <1916>)


Метрическая неоднозначность: пример 4 (NB: ямб, переходящий в
дактиль!)
(22) колебания между Я5/Я4/Я3 и Д4/Аф3/>Д3:

Удостоверишься - повремени! - Я5м = Д4м Я5м /
Я4ж
Что, выброшенной на солому, Я4ж = Аф43ж
Не надо было ей ни славы, ни Я5м (= Д4м?)
Сокровищницы Соломона. Я4ж = Аф3ж

Нет, руки за голову заломив, Я5м = Д4м Д4м / >Д3ж
- Глоткою соловьиной! - >Д3ж (= Я3ж с перебоем?)
Не о сокровищнице - Суламифь: Я5м = Д4м
Горсточке красной глины! >Д3ж (= Я3ж с перебоем?)
(Цветаева, 1922)


Таким образом, можно утверждать следующее:

1) Следует различать «мелодию» (метр) и совокупность её конкретных
реализаций в строках стиха.
2) Реализации задаются правилами, которые разрешают определённые
преобразования мелодии.
3) Преобразования включают акцентные и ритмические трансформации;
акцентные трансформации дают множество правильных силлабо-тонических
реализаций, тогда как добавление ритмических трансформаций приводит к
появлению неканонических силлабо-тонических размеров.
4) Акцентные трансформации включают акцентуацию слабого слога,
деакцентуацию сильного и оба процесса одновременно («перебой»).
5) Ритмические трансформации включают синкопы слабых и сильных слогов
(дающих различные варианты дольников) и добавление слабых слогов (дающих
различные варианты тактовиков и акцентного стиха); оба типа трансформаций
могут сочетаться.
6) Существенно, что при описанном подходе «дериватами» (т.е.
результатами трансформаций) оказываются не только дольники и тактовики, но
и правильные силлабо-тонические стихи, просто в последнем случае набор
трансформаций более узкий (ср. соотношение понятий залога и актантной
деривации в лингвистике).
7) Размер стиха определяется через исходный метр и набор его
трансформаций; в некоторых случаях размер можно получить не единственным
образом (в качестве исходных могут быть выбраны разные метры; разные
трансформации могут дать одинаковый результат). У одного и того же размера
возможно несколько различных интерпретаций (деривационных историй) и
граница между разными размерами не всегда является жёсткой.
8) Важным различием является различие размеров, полученных на базе
преобразований двусложных и трехсложных метров. Так, целесообразно
разграничивать дольники и тактовики на двусложной и, соответственно, на
трехсложной основе; кроме того, возможны дольники на основе четырехсложных
метров, т.е. пеонов (в данном докладе они не рассматривались).