Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.philol.msu.ru/~discours/images/stories/essays/Balakireva.doc
Дата изменения: Mon Apr 14 15:19:22 2008
Дата индексирования: Sat Sep 6 04:48:13 2008
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: закон вина

Слово в социальной роли. Слово и социальные роли

Не дай Бог вам родиться речевым актом! Стоит только заявить о себе как о
двустороннем рождении текста, охватывающем говорение и протекающие
параллельно и одновременно слуховое восприятие и понимание услышанного, так
сразу появляется говорящий, и реципиент, и все пять функций поэтического
языка. Появляются анализы и сравнения, репрезентации, требования
разграничения автора и повествователя и т.д., и т.д.
В нашем случае неизвестно, кому «Бог не дал» (кому повезло больше):
рассказу Франца Кафки «В исправительной колонии» или начинающим филологам,
которые должны текст анализировать.
Допустим, нам повезло. С чувством счастья и собственного достоинства
приступим к анализу.
В большей степени нас интересует функция слова (слова как участника
ситуации) и его влияние на отражённые в тексте социальные роли: «палача»,
«суверена», «тела».
Линия слово-палач.
Фигуру палача рассматривать интересней, по-моему, так как его образ очень
расплывчат: он, развиваясь, проходит через функцию «суверена» к функции
«тела». Наш палач - это офицер колонии, помощник бывшего начальника,
диктатора. Как в Средние века, палач превращается в защитника власти,
гаранта справедливости. Любой проступок - это покушение на личную свободу
государя, оскорбление законов - пощечина государевой чести. Палач призван
символическим поединком (пытка и казнь) смыть преступление и ещё раз
утвердить бесконечность власти. Правда, политическая система колонии
проживает свой закат, власти почти не существует. Офицер, стойкий оловянный
солдатик, защищает основы прежнего «минигосударства». Он крепко связан
словом. Власть знака неограниченно воздействует на палача. Здесь всё
знаково, всё является знаком: и ритуал казни, и чертежи, и причудливые
узоры, выписываемые «аппаратом особого рода», и, естественно,
последовательность букв. Палач - немой исполнитель воли суверена. Потому он
хранит оставшиеся от начальника колонии знаки, сакарализирует слово. И ждёт
от слова божественного деяния (чуда просветления). Здесь офицер - тоненькая
ниточка, связанная с непосредственным палачом. Этим палачом становится
слово. Оно материализуется. Оно будто покоится на зубьях ужасного
механизма. Насилие, спровоцированное приговором, воплощается через слово.
Получается новый канал связи: указание суверена - слово, насаженное на
железо бороны, - прочтение преступником приговора, прочтение в бреду, через
боль, оголёнными нервами («вы видели, разобрать надпись нелегко и глазами;
а наш осужденный разбирает ее своими ранами»). Слово, не дошедшее по
воздуху, найдёт другую область распространения.
Линия слово-власть.
Официальная власть похоронена под столиком в кофейне. Офицер-палач
примеряет новую социальную роль: суверена. Конечно, действует он по
заданным схемам (хорошо забытое новой системой старое). Но здесь интересно
проследить даже не механизм судопроизводства, а материализацию невесомого
слова, потока звуков. Офицер со всей строгостью отправляет правосудие
(«Виновность всегда несомненна»). Анализируя ход суда, можно вновь заметить
отголоски старого средневекового правосудия: опрос свидетелей, вынесение
приговора без пыток (при явном преступлении) Пытка давала возможность
оправдаться: не сознавшегося в преступлении, но прошедшего через мучения
«подсудимого» должны были освободить. В рассказе идея суда преломляется:
солдат не знает приговора (он узнает его своим телом). В какой-то степени
это гуманно: если у наказуемого нет возможности оправдаться пыткой, зачем
добавлять к физическим мучениям муки моральные (осознание близкой и ужасной
смерти)? Во время процесса слово претерпевает ряд изменений: произнесенное
капитаном обвинение услышано офицером и ложится на бумагу приговором. «Чти
начальника своего!» - это не просто 10 значков. Эти смертоносные буквы
порождают стройную композицию, объединяясь с узорами и схемами. Рисунки
призваны запутать приговорённого к казни: он долго «читает» замысловатые
линии, пока не вычленит среди прочих украшательств одной фразы, сути всего
ритуала. Шесть часов - на поиск сути, и слово-власть достигает цели.
Преступивший закон осознаёт свой проступок, кается, наступает просветление
- и покорившееся тело падает в яму с кровавой водой.
Линия слово-тело.
Странная метаморфоза случается с палачом-сувереном в конце рассказа. То ли
офицер, подобно провалившему казнь палачу, приговаривает себя к наказанию
(как было встарь), то ли фигура мучителя преображается, превращается в
жертву, в «тело». Казнь зеркально отражается - и вот уже солдат, некогда
осуждённый, помогает привязать офицера ремнями к машине. Палач-суверен
примерил другую маску: идеальное для его государства тело. Тело, по сути,
само выбравшее свою строчку. Идеальное для любого механизма власти. Оно
принимает и неизбежность кары, и оправдывает её, уже тогда, когда берёт в
рот войлочный шпенек Тело осуждённого, в Средневековье намылившее бы
верёвку на виселице. Другое дело, что машина теперь не может ни пытать, ни
дать желаемое просветление: «это уже была не пытка, какой добивался офицер,
это было просто убийство». Последнее, что связывает офицера с прошлым, -
фраза-приговор «Будь справедлив!». И в чётком политическом здании это,
наверное, единственное слово (слово как комплекс, перформатив), которое не
достигло адресата.

В своём рассказе Франц Кафка как бы наделяет слово бесконечной властью. С
другой стороны, внутри оно бессодержательно: это оболочка, покрывающая
скелет системы, рассыпавшейся и обесценившей прежние знаки. Потому можно
сказать, что в нашей линии «слово - социальные роли» слову присваивается
вспомогательная функция. Слишком явно выделяясь, постоянно сталкивая
читателя со своим видимым могуществом, оно нивелирует структуру власти,
будто прикрывает её механизмы.
Рассказ оканчивается отъездом путешественника. Скорее всего, колония
познает мир, обломки машины уберут, власть забудет прежнее. Словно забыты
все социальные роли старой системы. И лишь одна роль вечно и незыблемо
теплится под развалинами, одновременно зарождаясь в новых структурах. Роль
слова.






















DИbats silencieux

.. IV..
Демиург моего филологического мира, шкаф с пыльными книгами. Литература,
ценность, эстетически прекрасное поселилось на твоих полках. Я полюбила
слово. Давно.
Любовь не приходит бесследно, ты же знаешь. Учитель, филолог, личность
внушил её. Я уважаю этого человека и не понимаю глубины его знаний, его
привязанности к литературе и истории. Стать такой же, внутренне
благородной, цельной духовно превратилось в задачу. Что могло мне дать
полноту гуманитарного знания? Мой факультет. Филологический.
.. IV..
Я ужаснулась. Объёмы рекомендованной литературы, ненужные предметы
(ненужность их можно оспорить), долгие заседания с научными статьями
посыпались мне на плечи. Демиург, теперь я боюсь изысканных блюд, которые
мне с немыслимой щедростью подают и имя которым классика.
Проснувшись однажды сырой осенней ночью, я поняла, Демиург, что боюсь твоих
стёклышек, к позолоченным переплётикам отношусь с отвращением. На утро
странное чувство прошло. Но с болью я осознала эту минутную перемену:
удивительно, как «philo + logos» может отбивать любовь к слову.
.. IV..
Мир наш массовый, жизнь стадная, а литературу я потребляю. Что самое
забавное, речь ведь не идёт о дешёвой бульварной литературке. La grande
littИrature стала fastfood`ом. Произошла (в моём случае) потеря вкуса,
запаха, цвета, ориентаций в пространстве. Серые книжки в цветастых обложках
заполнены какими-то смыслами на уровне «самого первого сонета во Франции»
или «наипервейшей пародии пародии». Где эстетика, Демиург?
Я глотаю, жадно, слоги, фразы, абзацы; я их с поспешностью забываю. Есть
время бубнить монотонно: «Красота спасёт мир». Нет времени оценить красоту.
А в чём вина филологии? Просто нужно много «съесть», и это даже бывает
вкусно.
.. IV..
Саморазвитие. Мои мечты дали трещины: я не смогла совместить Ego c идеалом.
Пазлы ссыпались под ножки стола, стекла личность, чувство собственного
достоинства. А литература помогла достроиться (найти ориентиры, ценности).
Залатал дыры иностранный язык, поиском «Я» занялась философия обоих частей
света. Идеал в клею и рамке повесили над Демиургом. Духовное
самовоспитание и благородство помыслов подкрепились знаниями.
Демиург, когда я снова разобью стекло и разорву идеал, какое место займёшь
ты в этой мистерии? Кризис третьего курса вроде бы начинается на третьем
курсе.
.. IV..
Ненавижу «любвисловие». Что это? Если хочешь, поведение литературно-
гуманитарных снобов. Кичиться знанием - недостойно. Упрекать людей в
незнании - негуманитарно.
Позже
Я встретила этого человека на улице, Демиург.
-Поступила?
-Поступила!
-На журфак?
-Нет, на филологический.
-Несчастная.Ваще, зачем тебе эта филология?.. И ваще, что такое
филология? Прибыльно?
(«Ваще» меня успокоило).
-Блин, подожди, мне звОнят, счас. Алло! Ну, ваще, бросили трубку, я
перезванивать не собираюсь. Ой, это ж тебе кто-то звОнит.
- ЗвонИт.
(Моему ехидству не было предела. А что мне оставалось делать? Литературный
снобизм = противогазность, средство индивидуальной самозащиты)
-Какая разница?..
Демиург, я знаю, зачем мне филология.