Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.pereplet.ru/podiem/n8-06/Kuzin.shtml
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Apr 11 06:23:21 2016
Кодировка: UTF-8

Поисковые слова: внешние планеты
<I>КРИТИКА<I>


Журнальный зал "Русского переплета"
2001
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
2005
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
2004
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
2002
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
2007
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
2003
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
2008
1
2
3
4
5
6
7
8
 
 
 
 
2006
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Закрывается то один провинциальный журнал, то другой - исчезают с карты России островки духовности и образования, наконец, исторической памяти народа. "Подъем" является именно одним из таких островков, к счастью, уцелевших, который собирает мыслящих людей, людей неравнодушных, болеющих за русский язык и вековые традиции нашей страны.

О нас | Почтовый адрес | Пишите | Новости | Главная | Дискуссия | Портал

 КРИТИКА

 

 Николай Кузин

 

 ВОЗВРАЩЕНИЕ ВЯЧЕСЛАВА БОГДАНОВА

 

 Книги этого самобытного и талантливого пота не переиздавались больше

десяти лет (с 1986-го по 1997 год). Впрочем, период сей - один из самых

смутных в истории нашей Отчизны, когда под покровом горбачевско-ельцинских

экспериментов (а точнее - преступлений) нас чуть  не отлучили от родной

литературы. Но русская литература устояла, выдюжила и начинает, хотя и

медленно, снова завоевывать читательские сердца (я имею в виду прежде

всего творения выдающихся современных русских писателей, в частности,

Валентина Распутина, чья повесть "Дочь Ивана, мать Ивана" получила

достойный резонанс в стране).

 

 И вполне естественно, что к нам возвращается наследие тех, кто внес вклад

в "копилку" отечественной словесности. К их числу относится и Вячеслав

Богданов, покинувший наш бренный мир три десятилетия назад в самом

расцвете творческого горения. Безусловно, возвращению Вячеслава Богданова

в литературный строй способствовали поистине подвижническая деятельность

его двоюродного брата Виктора Сошина, неустанно пропагандирующего стихи и

в Москве, и на Тамбовщине (родине поэта, где почти десять лет проводятся

ежегодные Богдановские чтения, поставлен памятник), и в Челябинске, где он

сформировался в яркое дарование, а также таких близких друзей, как

Валентин Сорокин, Арсений Ларионов и другие. Но всякая неистовая

пропаганда может оказаться бессильной, если объект пропаганды - не

"тянет".

 

  С Вячеславом Богдановым мы имеем тот счастливый случай, когда творчество

его оказалось <I>именно востребованным<I>  нынешним временем, еще не

окончательно сбросившим оковы смуты и беспросветности.

 

 Вячеслав Богданов не мог не возвратиться к нам, пережившим его вот уже

более чем на тридцать лет, прежде всего потому, что он "...в мир пришел

творить, а не рыдать". Я бы еще добавил: "творить и сострадать". То есть

поэзия его пропитана сплавом созидания, оптимизма и чутким до осязаемости

милосердным отношением ко всему окружающему.

 

 День встает и высок, и размашист.

 

 Луг привязан тропинкой к избе.

 

 И гадает пчела на ромашке

 

 О своей медоносной судьбе.

 

 Отряхнулись деревья от цвета.

 

 Каждый куст на ветру - говорлив...

 

 Шлет привет мне грядущее лето

 

 Нарастающий завязью слив...

 

 Прохожу родниковой тропою,

 

 Солнцебокою лейкой звеня -

 

 И тружусь я,

 

 В загаре по пояс,

 

 В подмастерьях

 

 У вешнего дня.

 

 Трудясь в "подмастерьях у вешнего дня", поэт тонко ощущает необходимость

сберечь этот "высокий и размашистый день" от всяких посягательств зла,

корысти, черноты, ибо "среди добра и красоты еще живут звериные

повадки..." И как вытравить из нас эти "звериные повадки", которые, увы,

преследуют нас, а временами, как это случилось в последние пятнадцать лет,

овладевают многими целиком и полностью? И тогда не до умиления

"непознанными тайнами" леса, в котором "живут в родстве букашки и березы,

и белка с думой о семье  в дупле", не до восторгов соловьиным пеньем и не

до сочувствия природе, которой тоже "хочется покоя". Главным становится

вопрос выживания, когда "звериные повадки" и являются хорошим

подспорьем...

 

 Но ведь есть же и другой путь сбережения в себе душевной отзывчивости,

доброты и  света. Именно такой путь и славил в стихах Вячеслав Богданов.

Более того. В стихотворении "Ветры", написанном в последний год жизни

(1975),  которое я считаю в какой-то мере программным и итоговым для

поэта, есть такие откровения:

 

 Развел в пути я множество костров

 

 И в час прозренья для себя приметил:

 

 Раскроен мир на тысячи ветров,

 

 Есть ко всему попутный в жизни ветер.

 

 Есть ветер зла,

 

 Есть ветер суеты,

 

 Попутный ветер к зависти,

 

 Бессилью...

 

 О, сколько душ они перебесили

 

 И никому не дали доброты!

 

 Я сам стоял на тысячи ветрах...

 

 И, по крови упрямый от рожденья,

 

 Хоть падал я,

 

 Но презирая страх,

 

 Оставил сердцу ветер вдохновенья.

 

 Он дует в грудь

 

 И замедляет бег,

 

 И высекает ранние седины...

 

 Но зарубил я для себя навек -

 

 Не верь ветрам, что дуют резко в спину.

 

 Они тебя закрутят, заведут,

 

 Куда и сам ты никогда не метил...

 

 Острей чутье, когда идешь на ветер,

 

 Хоть путь тяжел,

 

 Подъем к вершине крут.

 

 Но ты придешь к вершине бездорожьем.

 

 И крылья даст упрямству высота.

 

 И сам увидишь, к твоему подножью

 

 Так подхалимски, жалобно, ничтожно

 

 Прилипли зависть, злоба, суета.

 

 По "ветру восхожденья" - такой жизненный маршрут предлагал нам поэт три

десятилетия назад. И как это призывно-набатно звучит в наши дни! Хотя, к

великому сожалению, мы предпочитаем поворачиваться к ветру спиной, а то и

вовсе избегать его крутящихся вихрей.

 

  А может быть, новоявленные "хозяева жизни" и шли к своим "крутым

вершинам", подставив свою грудь "ветрам восхожденья"? вряд ли, ибо

богдановский ветер, "дующий в грудь, замедляющий бег и высекающий ранние

седины" опрокинул бы их так, что они никогда и не сумели бы подняться...

 

 Вячеслав Богданов - один из сердечно открытых русских поэтов:

 

 Я в своих убеждениях прям,

 

 Нет кривого пути у поэта.

 

 Пусть враги по стихам

 

 И делам

 

 Целят в сердце от злости за это.

 

 Только смерть остановит

 

 В дороге,

 

 А пока я живу

 

 И дышу...

 

 Пусть отрубят мне руки

 

 И ноги...

 

 Я зубами стихи напишу.

 

 Сказано это еще в 1967 году, когда поэт приближался к 30-летию своему.

Сказано несколько надрывно, но с предельной искренностью.

 

 И когда я слушаю иных стихотворцев, к примеру, Андрея Дементьева в

еженедельной радиопередаче "Виражи времени", утверждающего, что он

"пытается уйти в стихи" в условиях невыносимого состояния житейских

невзгод, то понимают: так может говорить стиходелатель, но не поэт. Потому

как подлинный поэт не бежит от бед и напастей, что сваливаются на него.

Напротив, последние и становятся смыслом его творческих дерзаний

(вспомним, как Есенин определял сущность своей жизни: "...что касается

остальных автобиографических сведений, - они в моих стихах").

 

 Перечитав переизданные стихи В. Богданова, собранные в его посмертных

книгах "Возвращение" (это наиболее полное собрание сочинений поэта,

включающее в себя поэмы "Тропою детства", "Звено", "Рождение", "Время",

"Сталевар", статьи) и "Она всегда неповторима - Русь!", с полной

ответственностью заявляю: Вячеслав - из той само породы "есенинцев", для

которых поэзия и личная судьба - единый сплав.

 

 Есть у поэта лаконичное стихотворение, датируемое 1970 годом:

 

 Коль доведется умирать,

 

 То у меня, - учтите! -

 

 Завод - отец,

 

 Деревня - мать

 

 И черный труд - учитель!

 

 Да, для В. Богданова завод стал "отцом". А матерью поэт называет деревню,

и это не оговорка. Именно там он и получил самую-самую раннюю и, может

быть, самую прочную нравственную закалку, которая помогла ему через всю

жизнь пронести в сердце тревожно-радостное удивление миром, людьми,

заронила в душу поэтическую искру сострадания и любви ко всему живому на

земле. Именно там, в деревне, в пору трудного, полуголодного детства (об

этом  с пронзительной достоверностью, но мужественно, без хныканья и

смакования поведано в поэме "Звено", во многих стихах, навеянных

воспоминаниями о родном селе) получил поэт запас доброты, нежности,

трепетной тяги ко всему светлому и непримиримой неприязни к любой фальши,

к приживальщикам всех мастей. Там  же он познал радостное сыновнее

чувство непреходящей любви, глубже которой ничего уже не будет...

 

 Ходят ветры вечерние кротко,

 

 Гнутся травы от росных колец...

 

 Новый месяц обрамился четко,

 

 Наполняйся огнем светунец!

 

 Восходя из росистой низины,

 

 Из простора лугов и полей,

 

 Зачерпни свет серебряно-синий

 

 И обратно на землю пролей!..

 

 И замечутся тени в тревоге,

 

 Ослепленные острым огнем,

 

 И никто не собьется с дороги

 

 В неподкупном свеченье своем.

 

 "Неподкупное свеченье" - еще одна непременная веха в поэтическом наследии

Вячеслава Богданова. Мне думается, здесь даже можно видеть определенную

доминанту в его общении с природой - стихи света, про которую ему удалось

сказать свое незаемное слова (как Николаю Рубцову, к примеру, о стихии

ветра). Именно через стихию света поэт добивается неподдельного слияния с

природой, счастливо избегая созерцательного отношения к ней, столь часто

присущее многим так называемым поэтам-пейзажистам. И не только с природой

сливается поэт через светоносность, но и с жизнью вообще.

 

 

О СЕБЕ

 

  Родился 24 сентября 1937 года в деревне Васильевка Тамбовской области, в

семье колхозника.

 

  Отец, Богданов Алексей Егорович, 1909 года рождения, погиб на фронте в

1942 году. Мать, Богданова Пелагея Михайловна, рождения 1909 г., работала

в колхозе до пенсионного возраста и сейчас живет со мной.

 

 Кроме меня в семье есть еще сестра Надежда, 1930 г. рождения, и брат

Владимир, 1932 г. рождения.

 

 В 1947 году я пошел в школу.

 

 В 1951 году, закончив 4 класса, учебу временно прекратил из-за

материальной необеспеченности.

 

 Ближайшая семилетняя школа находилась в 10-ти км от нашей деревни.

 

 В 1953 году по набору в школу ФЗО уехал учиться в г. Челябинск. Получив

после окончания ФЗО специальность слесаря по ремонту оборудования,

пятнадцать лет проработал по этой специальности на Челябинском

металлургическом заводе, в огнеупорном и коксохимическом цехах.

 

 Стихи начал писать рано.

 

 Первое стихотворение напечатал в 1957 году в газете "Комсомолец". С 1957

года состою в литературном объединении металлургического завода. В

настоящее время являюсь руководителем его. Печатал стихи в общих

сборниках.

 

 В 1963 году закончил вечернюю школу рабочей молодежи.

 

 В 1964 году в Южно-Уральском книжном издательстве вышел мой первый

поэтический сборник "Звон колосьев".

 

 В 1966 году был участником Кемеровского  совещания, где рекомендовали в

члены Союза писателей и на ВЛК. Руководил семинаром В. Д. Федоров.

 

 В 1968 году вышла моя вторая поэтическая книжка "Голубой костер".

 

 В 1969 году в издательстве "Молодая гвардия" выходит моя третья

поэтическая книга "Гость полей".

 

 С 1969 года работаю в редакции газеты "Вечерний Челябинск" литературным

сотрудником отдела "Литературы и искусства".

 

 БОГДАНОВ.

 

 20.V.69 г.

 

 Краткое добавление к биографии, написанное заботливой рукой:

 

 Затем Вячеслав Богданов был принят в члены Союза писателей СССР, закончил

Высшие Литературные курсы в Москве, был избран членом редколлегии журнала

"Урал", выпустил семь сборников стихов в издательствах гг. Москвы и

Челябинска, широко печатался в центральных журналах "Москва", "Молодая

гвардия", "Огонек"; в газетах "Правда", "Литературная Россия" и до конца

своих дней руководил крупнейшим Литературным объединением "Металлург".

Ежегодно проводил творческие отпуска на родине - Тамбовщине, где часто

выступал и печатался в областных и районных газетах. Погиб Вячеслав в

Москве, с билетом в кармане Москва-Тамбов.

 

 

 

 

 


Поставьте наш баннер
Подъем
root@nikitin.vrn.ru


Что говорят об этом в Дискуссионном клубе?
237865  2002-02-01 15:35:38
RED
- Неплохо.

237866  2002-02-01 15:49:02
-

249762  2002-10-04 07:22:35
Дмитрий Багрецов
- Стихи Марины Струковой - это просто превосходно! Сам пишу, (хотя, может, и не так хорошо), но понимаю, чего стоит удачная строчка... Почти все стихи, представленные здесь - выше всяких похвал.Светлые такие стихи, милые, и здоровая кровожадность Марине очень идет. А где бы еще почитать этого автора?

256140  2005-04-13 21:04:52
Оксана
-

264929  2005-05-11 19:14:11