Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.pereplet.ru/podiem/n4-06/Kuzin.shtml
Дата изменения: Unknown Дата индексирования: Mon Apr 11 06:16:51 2016 Кодировка: UTF-8 Поисковые слова: внешние планеты |
2001 | |||||
---|---|---|---|---|---|
2005 | |||||
2004 | |||||
2002 | |||||
2007 | |||||
2003 | |||||
2008 | |||||
2006 | |||||
Закрывается то один провинциальный журнал, то другой - исчезают с карты России островки духовности и образования, наконец, исторической памяти народа. "Подъем" является именно одним из таких островков, к счастью, уцелевших, который собирает мыслящих людей, людей неравнодушных, болеющих за русский язык и вековые традиции нашей страны.
Максим КУЗИН
ДУША И УМ
КОНСТАНТИНА ЛЕОНТЬЕВА
Страстная идея ищет
всегда выразительной формы!
Константин Леонтьев
При жизни Константин Николаевич сам собою являл воплощение страстной
идеи, однако сердце его почти ни в чем не знало исхода. Вечно нуждавшийся
эстет (это особенно страшно) выразительной формой собственной жизни выбрал
старую православную истину: преломите нравственное пространство вокруг
себя, и тогда оно распространится на окружающих. Безусловно, у него был
пророческий дар. В какой же степени для нас важно: совпали прогнозы
Леонтьева с будущим (нашим настоящим) или нет? Странно было бы сказать:
нас толкует Леонтьев. Сказать так значит поверить ему на слово, значит на
вопрос: а судьи кто? - ответить: Леонтьев! Перед этим человеком "мир",
который он призывал к стыду, положил камень, а за ним обозначил три
дороги. Почти сказочный сюжет. Так у каждого человека. Но Леонтьев,
глядите-ка, - стал творить свою. То есть пошел против течения.
Диссидентства здесь нет. Леонтьев, говоря грубым языком, не вписался в
свою эпоху, он ее предвосхитил. Его дорога - это перспектива вечной
жизни, в которую он, несмотря на все перипетии личной судьбы, отчаянно
верил.
Начиная с девяностых годов минувшего века часто говорится о том, что
творчество Леонтьева переживает очередной "ренессанс". Многие люди видят в
его книгах программу завтрашнего дня. Отовсюду слышно, что творчество
Константина Николаевича неспешно оформляется в идеологию некоторой части
интеллигенции. А это уже очень характерно подчеркивает востребованность
Леонтьева в нашу эпоху. Нам кажется, что уже в середине XIX века Россия
мучительно сползала в массовую культуру, а сам Константин Николаевич был
человеком, отставшим от своего времени. Недаром он удивлял современников
своими пафосными стародворянскими манерами. Однако смех это был напрасным.
При Леонтьеве всеобщее упрощение и уравниловка (он называл ее -
эгалитарный процесс) лишь отдаленно намекнули на то, чем они могут стать в
самом ближайшем будущем. Леонтьев разгадал эту тенденцию и затосковал о
грядущем веке, в котором, как ему казалось, не будет ни разума, ни заботы,
ни Бога. Конечно, можно сказать, что певец "цветущей сложности"
идеализировал власть традиции и авторитета. Но в его идеализации
прослеживается глубоко въевшаяся в почву любовь к своему народу (а не к
себе), к изумительной красоте самобытной цивилизации (а не к общему
малокультурному стандарту), к самой изящности жизни (а не к роскоши и
комфорту).
Сегодня Леонтьев интересен не только как предвестник грянувшей катастрофы
или пропагандист высокой эстетики, не только как идеолог и гениальный
мыслитель. Не стоит особенно уповать даже на его русскость и набожность.
Помнить Константина Леонтьева необходимо, так как его имя достойно того,
чтобы занять свое место в длинном списке просто добрых людей. Добрых по
своему внутреннему складу, обладающих неоценимым опытом ежедневной
нравственной практики. Именно таких леонтьевых недостает нам сегодня, в
век уныния и поголовной, а потому отчаянной нищеты. Не стоит вслед за
Леонтьевым вовлекаться в поляризованное поле национальным проблем,
бушевавших более стал лет назад. Гораздо важнее увидеть в его книгах Божий
Промысел. Тот самый Промысел, который руководил жизнью Константина
Николаевича на протяжении шестидесяти лет и вывел его в авангард
человеческого духа.
* * *
12 ноября (24 ноября по старому стилю) 1891 года в гостинице
Троице-Сергиевой лавры, что в самом центре подмосковного Сергиева Посада,
скончался Константин Николаевич Леонтьев, за три месяца до смерти тайно
постриженный в монахи под именем Климента старцем оптинским Амвросием. Все
жизни было отведено Константину Леонтьеву шестьдесят лет. Его похоронили в
Гефсиманском скиту Черниговской Божьей матери, недалеко от знаменитой
кельи старца-утешителя Варнавы. В конце XIX столетия над могилой
возвышалась чугунная часовенка, в которой горела неугасимая лампада. В
начале XX века Россия вспомнила своего ушедшего героя. Потомки почтили
память Константина Николаевича сборником статей в его честь. В бурные годы
русских революций имя Леонтьева знал всякий мыслящий человек. А в 1919
году в том же скиту, по соседству с прахом Константина Николаевича, лег в
землю Василий Розанов - великий почитатель леонтьевского гения. Еще через
десять лет лишь немногие выжившие в лихолетье будут помнить о горевшей
здесь когда-то лампаде, и исчезнут с лица земли могильные холмы, срытые во
времена безудержного атеизма. Место захоронения Леонтьева было бы
безнадежно утеряно, если бы не Михаил Михайлович Пришвин, оставивший
точные чертежи расположения могил Леонтьева и похороненного рядом
Розанова. Теперь на этом месте стоят два одинаковых деревянных креста. Оба
почернели от времени и сырости. Крест Леонтьева возвышается на крохотном
постаменте, к которому прикрутили табличку из белого камня. На табличке
высечено: Монах Климент. В миру Константин Николаевич Леонтьев. Великий
русский мыслитель. 13(25)I-1831 - 12(24)XI-1891 г.
В годы, когда над могилой Леонтьева еще возвышалась чугунная часовенка,
память о нем тревожила знаменитых философов русского религиозного
Ренессанса. Все как один сошлись во мнении, что Леонтьев - это
удивительный двойник Фридриха Ницше.
Николай Бердяев: "христианин-"ницшеанец" до Ницше".
Семен Франк: "прямое сходство душ Леонтьева, Ницше и Бодлера".
Георгий Иванов: "ницшеанская" душа".
Сергей Булгаков: "пыл сладострастия жизни у Леонтьева и Ницше".
Василий Розанов: "Да это Леонтьев без всякой перемены (о Ницше. - М.
К.)".
В. Бородаевский: "Черты мрачного сатанизма открываем мы в этом
"ницшеанстве до Ницше".
Заметим: в начале XX века русская философия переживала бурный всплеск
увлечения только что открытым, переведенным на русский язык и изданным
Ницше. Одни лишь скромные ученики Константина Николаевича отмахивались от
сравнений с немецким философом. Среди них мудрый о. Иосиф Фудель и
Анатолий Александров, в самом начале ушедшего века выразивший
небезосновательное беспокойство: "пронеслось и стало как будто даже
утверждаться сближение его с Ницше; название его "русским Ницше". Этим,
кажется, по старому холопству нашему перед Европой, думали сделать ему
большой комплимент".
Следующее поколение на страницах официальной философской литературы могло
прочитать скупые строчки о Леонтьеве: "мракобес и реакционер". Как только
ни "славили" его имя, повинуясь призраку грядущего прогресса. В конечном
итоге имя Леонтьева на несколько десятилетий было вычеркнуто из
интеллектуальной истории русского народа.
Объяснение этому процессу можно найти в словах самого Константина
Николаевича. Леонтьев с тоской писал об утрате многовекового нравственного
императива, взамен которому была предложена новая идеология: "Все менее и
менее сдерживает кого-либо религия, семья, любовь к отечеству, - и именно
потому, что они все-таки еще сдерживают, на них более всего обращаются
ненависть и проклятия современного человечества. Они падут - и человек
станет абсолютно и впервые "свободен". Свободен, как атом трупа, который
стал прахом".
Сегодня, заговорив о Леонтьеве, мы попадаем в точно такое же
поляризованное поле, как и в начале XX века. Почитатели называют
Константина Николаевича христианским пророком или русским
предэкзистенциалистом. Ниспровергатели считают его грубым ретроградом.
Третьи, обособленные читатели Леонтьева из профессионального мира
философии, не соглашаются признать в нем консерватора, и в этом есть свой
смысл: при жизни Леонтьев от всяких "измов" открещивался, как черт от
ладана, предпочитая иронию: "славянофил, да на свой салтык".
Может быть, сегодня видно гораздо отчетливей, чем в бурном XX веке, что
сравнение Леонтьева с одиозным Ницше неверное. У Леонтьева было много
черт, сближающих его с литературным героем Сервантеса, который в образе
Дон Кихота выразил свою звериную тоску по уходящему в никуда
идеализированному прошлому. Примечательно уже то, что оба этих писателя
видели в истории не один лишь мутный негатив, но и героическое прошлое,
страстный порыв, саму возможность личной гармонии человека, даже благо, в
противовес опошленному настоящему. На первый взгляд, сравнение этих двух
непохожих писателей, которых разделяют сотни лет, может показаться
лукавым. Однако донкихотства в характере Леонтьева, в его душевном строе и
поведении гораздо больше, чем хмельного дионисийства и атеизма Фридриха
Ницше. Что же касается ветряных мельниц, которые имел честь атаковать Дон
Кихот, то с ними Леонтьев точно не сражался, растратив весь запас
рыцарского благородства на борьбу со смешением светского прогресса и
православия.
В истории русской философии XIX века Константин Николаевич,
действительно, смотрится как "прямо гениальный мыслитель" (это Глеб Струве
в своей статье восторженно кланялся философу). Леонтьев очень полезен,
особенно если его много и вдумчиво читать. Однако намечается опасная
тенденция падения естественного интереса к мыслителю в гибельное
любопытство. Интересен он вот чем: как Константин Николаевич любил страну
"благодушного деспотизма", так и некоторые читатели любят литературный,
теоретический деспотизм Леонтьева. Действительно, такой тоски по уходящему
феодализму уже не будет ни у кого.
Душа и ум Леонтьева на протяжении всей его жизни боролись с собственными
противоречиями, пройдя духовный путь становления от "утонченного разврата"
молодости, через религиозную экзальтацию, до искреннего монашеского
смирения. Окончательное воцерковление Леонтьева, произошедшее в сорок лет,
не было случайностью. Все детство и юность, проведенные в родовом имении
Кудиново Калужской губернии, Леонтьев находился под влиянием своей матери.
Вот что он помнил о ее религиозности: Феодосия Петровна не была сильно
набожна, и ее христианство принимало какой-то странный протестантский
характер. Во-первых, она не соблюдала строгость постов и детей приучила к
тому же. Она во главу угла ставила нравственные законы в ущерб
православной набожности. Однако только по прошествии десятилетия после
смерти матери Леонтьев осмыслил ее нелюбовь к "народной" религии. Феодосия
Петровна не любила простых деревенских приходов и всегда отдавала
предпочтение чистым и светлым домашним церквам, в которых молилась
искренно и жарко. Леонтьев понимал: истинное чувство верующего не
нуждается в картинности, а требует сосредоточения в себе самом. Мать
Леонтьев никогда не забывал, по мере своего взросления и особенно после
духовного перелома он все чаще обращался к ее светлой памяти, в которой и
черпал надежду на стойкое жизненное мужество и возрождение души: "Поэзия
религиозных впечатлений способствует сохранению в сердце любви к религии.
А любовь может снова возжечь в сердце и угасшую веру. Любя веру и поэзию,
захочется опять верить. А кто крепко захочет, тот уверует".
Поворот к христианству случился в душных и жарких Салониках, которые
Леонтьев не любил. В просторном кабинете консула, на синем диване в
полоску, Леонтьев лежал в июле 1871 года и со страхом угадывал у себя
холеру. Он знал, что эта болезнь щадит только избранных, и попасть в их
число значит вытащить тот счастливый билет, который один на тысячу. Но и
такое исцеление почти что чудо. Все симптомы этой болезни указывали на то,
что Леонтьев проигрывал в жестокой лотерее. Он, ничего не боявшийся в
жизни и испытавший много опасных приключений, лежал, распластав руки, и,
бессильный, молил Бога о спасении. Леонтьев умирал, так и не свершив и
малой доли задуманного, так и не выразив себя в любимой литературе, так и
не накопив богатства и не уловив вечную изменницу славу. Его охватывал
ужас при мысли о скорой смерти.
На стене висел образ Божьей Матери, привезенный афонским монахом. Он
глядел на этот образ и молился. Уже готовый умереть в неразрешимой тоске,
он, глядя на образ Божьей Матери: "вдруг в одну минуту поверил в
существование и в могущество этой Божьей Матери, поверил так ощутительно и
твердо, как если б видел перед собою живую, знакомую, действительную
женщину, очень добрую и очень могущественную, и воскликнул: "Матерь Божья!
Рано! Рано умирать мне!.. Я еще ничего не сделал достойного моих
способностей и вел в высшей степени развратную, утонченно грешную жизнь!
Подыми меня с этого одра смерти. Я поеду на Афон, поклонюсь старцам, чтобы
они обратили меня в простого и настоящего православного, верующего и в
среду, и в пятницу, и в чудеса, и даже постригусь в монахи...".
Он боялся не увидеть больше белого света и, "вдруг" уверовавший,
почувствовал облегчение. Болезнь скоро отступала, убоявшись страстной
молитвы. Леонтьев оказался спасенным.
В самом начале приобщения к Церкви Леонтьев признавался, что вера в
загробную жизнь и личное спасение давалась ему нелегко. Однако под
руководством опытных старцев он надеялся постичь азы православия. Уже на
закате жизни, вспоминая свое воцерковление и первое посещение Афона,
Леонтьев писал: "Религия не всегда утешение; во многих случаях она тяжелое
иго, но кто истинно уверовал, тот с этим игом уже ни за что не
расстанется!"
На Афоне от немедленного пострига его отговорили старцы. Но Константин
Николаевич не терял надежды и уже в России пытался закрепиться в
Николо-Угрешском монастыре под Москвой. Однако обстоятельства вынудили его
покинуть обитель. Монахом он стал в Оптиной Пустыни, постриженный рукой
самого старца Амвросия. Последние месяцы своей жизни он провел в
Троице-Сергиевой лавре.
В молодости Леонтьев со всем жаром пылкой души отрекся бы от конечного
христианского идеала - единой в своих помыслах и душевных порывах паствы.
Всякое уравнивание людей, пусть даже и христианское, казалось ему
крамолой. Только бесконечный аристократизм во всем своем цветущем виде
привлекал молодого эстета. В зрелом Леонтьеве не осталось и тени былого
самовлюбленного романтика и гордого аристократа, жаждущего великой славы и
безмерных почестей. Перед нами как бы два человека: один из них красив и
молод, он готов взорваться от переполнявшей душу стихии полнокровия,
другой - это мудрый и тихий эстет, вопиющий к миру: стыда!
* * *
Гениальный дар эстетического видения действительности. Константин
Леонтьев прожил горькую жизнь. По существу, его "нестерпимо огромные
эстетические потребности&qu