Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.niiss.ru/sf_nikolaev.shtml
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Oct 1 21:27:43 2012
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: алмаз
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ СИСТЕМ
  новости | мнения экспертов | семинары | спецпроекты | публикации | информация | сотрудники | www-ссылки |


   Публикации | Федеральное Собрание Российской Федерации Справочник | Совет Федераций РФ | Н | НИКОЛАЕВ Михаил Ефимович

НИКОЛАЕВ Михаил Ефимович

Постоянно проживает в г. Якутске.

Член Совета Федерации Федерального Собрания РФ. Заместитель председателя Комитета по делам Федерации, Федеративному договору и региональной политике. Президент Республики Саха (Якутия).

М.Е.Николаев родился 13 ноября 1937 г. в с. Октемцы Орджоникидзевского района Якутской АССР в крестьянской семье. Якут. Окончил Омский ветеринарный институт по специальности 'ветеринарный врач' и Высшую партийную школу при ЦК КПСС. Трудовую деятельность начал в 1961 г. ветеринарным врачом в Жиганском районе. В 1961-1969 гг. - первый секретарь Жиганского райкома ВЛКСМ, заведующий отделом комсомольских органов Якутского обкома ВЛКСМ, первый секретарь Якутского горкома ВЛКСМ. В 1971-1975 гг. - секретарь, первый секретарь Верхневилюйского райкома КПСС. В 1975 г. назначен заместителем председателя Совета Министров, в 1979 г. - министром сельского хозяйства республики. С 1985 по 1989 г. являлся секретарем Якутского обкома КПСС по вопросам агропромышленного комплекса. В декабре 1989 г. избран председателем президиума Верховного Совета, а в апреле 1990 г. - председателем Верховного Совета республики.

В 1990 г. М.Е.Николаев избран народным депутатом РСФСР по Орджоникидзевскому территориальному избирательному округу ? 897 Якутской АССР. Входил в состав Конституционной комиссии, являлся заместителем председателя группы 'Север', членом фракций 'Коммунисты России' и 'Суверенитет и равенство'.

20 августа 1991 г. подписал 'Заявление Президиума Верховного Совета и Совета Министров Якутской-Саха ССР', в котором подтверждалась приверженность руководства республики 'принципам Декларации о государственном суверенитете Якутской-Саха ССР', а также подчеркивалось отсутствие 'объективных оснований для введения режима чрезвычайного положения и создания чрезвычайных комитетов или иных органов ГКЧП СССР'.

20 декабря 1991 г. М.Е.Николаев был избран президентом Якутской-Саха ССР. 27 декабря 1991 г. на внеочередной девятой сессии Верховного Совета Якутской-Саха ССР XII созыва принял президентскую присягу.

На VII Съезде народных депутатов РФ (декабрь 1992 г.) критиковал правительство Е.Т.Гайдара, констатировал, что 'оно обращено, скорее, к Западу'. Выражал тревогу по поводу отсутствия механизмов реализации Федеративного договора, возложив вину за это на Верховный Совет РФ, который, по его мнению, проводит имперскую политику унитарного государства. Предложил пойти на продление дополнительных полномочий Президента РФ в проведении экономической реформы, ограничив из законами, принимаемыми парламентом.

В декабре 1993 г. избран членом Совета Федерации по Якутскому двухмандатному избирательному округу ? 14, набрав более 66% голосов. Являлся членом Комитета по международным делам.

В январе 1996 г. вновь вошел в состав Совета Федерации.

22 декабря 1996 г. вновь избран президентом Республики Саха (Якутия). В поддержку М.Е.Николаева высказались 60,3% избирателей. А.Алексеев, генеральный директор администрации программы социально-экономического развития Якутии 'Россаха', депутат республиканского парламента, лидер республиканской организации КПРФ, получил 26,1% голосов.

Состоял в КПСС до августа 1991 г.

Женат. Жена - пенсионер. Имеет двоих взрослых дочерей и сына-школьника.

Увлекается охотой, рыбалкой.

Высоко оценивал Федеративный договор. Считал его событием непреходящего значения. Полагал, что его заключение предотвратило распад Российской Федерации. Вместе с тем, отмечал необходимость его конкретизации применительно к местным условиям. Заявлял, что Федеративный договор определил черту, до которой можно развивать федерализм. Считал заключение двухсторонних договоров между субъектами Федерации и федеральным Центром нормальным явлением, способствующим конкретизации положений Конституции РФ и Федеративного договора, укреплению Российской Федерации.

Выступал за укрепление России на началах подлинного федерализма, за переход связей между регионами и Центром в новое качество, подчеркивая, что Республике Саха чужд сепаратизм. Придерживался мнения, что Россия уже не унитарное государство, но еще и не федеративное. Российское руководство еще не освободилось от пережитков унитарного мышления, не разработало четкой концепции национальной и региональной политики, отсутствует бюджетный федерализм. В то же время Конституция РФ дает уверенность в том, что новая Россия не вернется к политике имперского диктата и будет уважительно относиться к правам народов, ее населяющих. Заявлял, что для Якутии нахождение в составе России дает в сотни раз больше возможностей для самореализации, чем отделение. Считал, что региональное руководство при решении своих проблем ни в коем случае не должно вступать в позу и конфликтовать с Центром. Полагал, что суверенитет республик не является самоцелью, а жизненно необходим для укрепления России, без него развитие федерализма далее не пойдет. Однако суверенитет должен работать исключительно на законодательной основе. Считал, что возрождение народов надо начинать с русского, который, возродившись, поймет и поднимет остальные народы России. Выступал с критикой татарской модели взаимоотношений с Центром. Считал, что Татарстан перешел ту грань, за которой суверенитет переходит в развал России. Называл это абсолютно неприемлемым. Заявлял, что татарская модель подразумевает субъектность союза. В договоре между Москвой и Казанью не упоминаются Россия и Федерация.

Считал необходимым довести положения Федеративного договора до реального воплощения и создания реальной Федерации, которая держится на трех китах: национальной политике, бюджетном федерализме, налоговой политике. Но во всех этих компонентах имеются серьезные недостатки: национальная политика отсутствует, налоги душат, бюджетный федерализм пошел вразнос.

Настаивал на разработке научно обоснованной концепции региональной политики, так как старая переживает кризис. Считал, что ее сутью должно стать создание новой целостной системы эффективной экономики, обеспечение полнокровной жизнедеятельности населения всех регионов страны. Цели новой региональной политики: создание благоприятных условий жизнеобеспечения людей, компенсирующих отрицательное влияние региональных факторов, преодоление социально-экономического отставания и выравнивание уровней благосостояния населения по регионам, использование природных, транспортных, рыночных и других преимуществ для эффективного развития экономики. Делал вывод о необходимости для РФ принципиально новой государственной региональной политики, адекватной условиям переходного периода, поскольку, во-первых, неповторимое разнообразие природных условий на территории РФ все более увеличивается, во-вторых, возрастают социально-экономические различия между регионами, в-третьих, происходит обновление и укрепление федеративного устройства. Каждый субъект Федерации имеет право на государственность и самостоятельное ведение хозяйства.

Считал, что Север, занимающий 2/ 3 территории России и имеющий богатейшие запасы природных ископаемых, должен стать приоритетным объектом региональной политики. Указывал на необходимость решения проблем организации сезонного досрочного завоза грузов и выработки долгосрочной стратегии природопользования на Севере, исходя из общего прогноза ресурсопотребления в мире. Настаивал на том, что Северу не требуется мелочная опека, но необходима продуманная и взвешенная долговременная политика экономического протекционизма.

Выступал за выработку особых отношений между Российской Федерацией и Якутией. Считал, что Якутия в условиях перехода к рынку не может самостоятельно осуществлять масштабные социально-экономические преобразования, необходимые для удовлетворения федеральных интересов и потребностей. Поэтому выступал за проведение федеративной властью в отношении Якутии политики экономического протекционизма для решения приоритетных задач. Настаивал на своевременном, льготном и полном кредитовании или авансировании долгосрочного завоза в республику и вообще на Север. Считал необходимым федеральные налоги и сборы полностью оставлять в бюджете республики. Высказывался за более активное участие федерального правительства в крупных инвестиционных проектах республики как своими капиталовложениями, так и через стимулирование иностранных инвесторов.

Считал необходимым передать землю в частное владение, так как оно наиболее эффективно. Выступал за закрепление в республиканском законодательстве права частной собственности на землю, так как она давно уже является объективной реальностью.

Выступал с критикой политики правительства, направленной на поддержание курса рубля, приводящей к огромным убыткам и делающей нерентабельной добывающую промышленность. Заявлял, что нельзя разваливать госсектор в экономике. Высказывался за замедление темпов приватизации.

Поддерживал российскую линию на переговорах с 'De Beers'. Считал систему сбыта алмазов через 'De Beers' оправданной, так как она позволяет поддерживать высокие цены. Если Россия сама будет торговать алмазами и бриллиантами, то в результате конкуренции уменьшатся цены на них. В то же время выступал за закрепление в договоре с 'De Beers' права самим гранить и продавать часть продукции. Указывал на необходимость превратить компанию 'Алмазы России-Саха' в транснациональную корпорацию, которая смогла бы выйти на зарубежные рынки. Выступал за развитие свободной алмазо-гранильной и перерабатывающей промышленности.

Настаивал на безотлагательном решении судьбы Северного морского пути. Предлагал развивать водный транспорт на Севере в едином комплексе с другими видами транспорта и отраслями экономики, так как возможности для конкуренции здесь ограничены.

Предлагал создать при федеральном правительстве специальный орган, занимающийся проблемами Крайнего Севера, который бы устранил хаос и неразбериху, царящие вокруг его проблем. Считал необходимым создать принципиально новый механизм хозяйственного жизнеобеспечения Крайнего Севера, используя государственно-административные рычаги и рыночные инструменты. Предлагал различные варианты решения проблем Севера: 1) образовать межведомственную правительственную комиссию, включающую все заинтересованные стороны; 2) включить проблемы Севера в фонд президентских программ; 3) создать государственно-рыночную корпорацию из государственных предприятий и коммерческих структур, которая бы полностью финансировала все операции по завозу; в ее руководящий орган ввести представителей северных администраций.

Высказывал опасения, что 'капитализация' общественного строя может привести к размыванию духовно-нравственных ценностей и культуры народа. Поэтому выступал за содействие возрождению народов Севера через развитие науки, искусства, литературы, поддержку национальной школы.

Считал, что в настоящее время отсутствует государственная национальная политика, поэтому необходимо разработать новую, основными принципами которой будут равные права народов при разнообразии форм их самоопределения, сохранение единого культурно-исторического и правового пространства, соблюдение равной ответственности субъектов Федерации.

Поставил перед властями республики задачу расширить систему образования и его доступность в республике, обучать молодежь в вузах РФ и стран СНГ, наиболее талантливых отправлять на учебу за границу.

Отвечая на вопрос, какой быть национально-государственной идее России, отмечал, что важно научиться гордиться своими предками, великими россиянами - независимо от их национальности и вероисповедания; 'великие имена соединят нас крепче любых уз'. Считал, что национальная политика государства должна прежде всего обеспечить равенство народов. 'Однако, деклараций о равенстве у нас больше, чем самого равенства'. Заявлял, что на Севере вообще не принято делить людей по национальностям, 'Север этого не воспринимает, и Север этого не допустит. Неспроста же в Мирном, где лишь 0,5 процента населения - якуты, на выборах главы администрации и депутатов проголосовали именно за якутов. И это несмотря на активную деятельность Конгресса русских общин, ЛДПР. Я вообще никак не могу понять, почему Конгресс русских общин создается в русском государстве. Выходит, Россия - не русское государство? Разве его создавали алтайцы, якуты, татары? Тогда какие русские общины могут быть в этом государстве? Это же унижение русской нации! ...Меня интересует, почему мы сегодня, на пороге XXI века, не задумываемся, могут ли русские гордиться своим именем? Да, могут. Россия - русское государство. И это надо всячески подчеркивать'.

'Национально-государственная идея, - по мнению М.Е.Николаева, - должна впитать в себя требования реального федерализма, который, в свою очередь, складывается из государственно-политического, экономического и бюджетного федерализма, национальной и региональной политики'.

Указывал на нетерпимость ситуации, когда в Москве, в комфортных условиях, человек может заработать больше, чем в Заполярье. Указывал на ошибочность подхода, по которому к производствам на Севере относятся исключительно с точки зрения их рентабельности: 'Если учесть, что северные территории составляют большую часть России, то выходит, что вся Россия нерентабельна'.

 Публикации | Федеральное Собрание Российской Федерации Справочник | Совет Федераций РФ | Н | НИКОЛАЕВ Михаил Ефимович

                                                         на главную        о проекте        права        пишите нам        вверх