Автофазировка (фазовая устойчивость) - явление устойчивости движения частиц в продольном (вдоль орбиты) направлении в
резонансных
ускорителях, обусловленное зависимостью промежутка времени T между последующими ускорениями от полной энергии частицы.
Открыто в 1944-45 В. И. Векслером и независимо от него Э. М. Макмилланом (E. M. McMillan). Лежит в основе действия большинства
современных резонансных ускорителей заряженных частиц.
В простейшем случае циклического ускорителя с однородным магнитным полем период обращения Т связан
со значением магнитной
индукции В на круговой орбите и полной релятивистской энергией частицы соотношением
, | (1) |
где
e -
заряд частицы. Из (1) видно, что с ростом
энергии частицы
период обращения
увеличивается.
Обозначим через (
"равновесную фазу" -
фазу поля (отсчитываемую от его максимального значения; рис. 1) в ускоряющем
зазоре, попадая в которую частица набирает такую энергию
(
V0 - ускоряющее напряжение), чтобы непрерывно двигаться
в
резонанс с ускоряющим полем. Период обращения
Т этой частицы равен или кратен
периоду ускоряющего поля
, где
q - целое число, называется
кратностью ускорения. Очевидно, фаза
будет также равновесной, т. к. в этой
фазе частица набирает точно такую же
энергию, как и в фазе
. Если частица попадет в фазу
, она
наберет энергию
, меньшую
, прирост ее энергии будет меньше равновесного значения, а следовательно, согласно
(1), и период станет меньше равновесного. Поэтому при следующем обороте частица придет к ускоряющему промежутку раньше, т. е. ее фаза приблизится к равновесной. Напротив,
немного отставшая частица (
) приобретет избыточную энергию (т. к.
, ее период обращения
станет больше равновесного, вследствие чего на следующем обороте она придет к ускоряющему зазору позже и ее фаза тоже приблизится к равновесной.
Малые отклонения энергии частицы от равновесной также имеют тенденцию уменьшаться. Действительно, если частица находится в равновесной фазе , то
ее
энергия больше равновесной (соответствующей периоду ускоряющего поля Туск). то ее период обращения больше qТуск и она приходит на следующем
обороте к зазору с опозданием, т. е. ее фаза а приобретаемая энергия .
Т. о., отличие энергии от равновесной будет уменьшаться.
Благодаря описанному механизму частицы, находящиеся в некоторой окрестности равновесной фазы (т. н. область захвата), совершают
колебания
около этой фазы, т. е. фаза динамически устойчива. Все
частицы, находящиеся в области захвата, колеблясь около фазы набирают в среднем такую же энергию, как и частица в равновесной фазе (т. н. равновесная
частица), т. е. ускоряются.
Аналогично можно показать, что вторая равновесная фаза неустойчива: малые отклонения от нее приводят к дальнейшему уходу частиц от этой фазы.
В общем случае для циклических ускорителей с магнитным полем, зависящим от азимута и радиуса, формулу (1) следует заменить на соотношение
| (2) |
где
- некоторое усредненное по орбите значение магнитной индукции, зависящее от энергии частицы; поэтому характер зависимости
Т от
оказывается более сложным. Если
, т.е. период растет с ростом энергии, то, как и раньше, оказывается устойчивой равновесная
фаза
, вблизи которой ускоряющее электрическое поле убывает с увеличением времени. Если же
, т. е. период
обращения
убывает со временем, то устойчива фаза
вблизи которой ускоряющее поле нарастает со временем.
Для более точного описания изменения фазы следует количественно рассмотреть динамику частицы, энергия которой мало отличается от энергии равновесной частицы, движущейся
в точном синхронизме с ускоряющим полем и набирающей за каждый оборот энергию , где - равновесная фаза. Неравновесная
частица, проходящая ускоряющий зазор в фазе , набирает энергию . Избыточная энергия (по сравнению с равновесным приростом),
приобретенная частицей за оборот равна
| (3) |
Этому отклонению энергии соответствует отклонение частоты обращения
, | (4) |
где
и
равновесные значения энергии и частоты в данный момент ускорения, а коэффициент
К определяется соотношением
, | (5) |
и является удобной
дифференциальной характеристикой ускорителя.
Отклонение частоты обращения от равновесной на
приводит к скольжению фазы ускоряющего напряжения со скоростью
. | (6) |
Соотношения (3), (4) и (6) и определяют колебания фазы и энергии во времени.
Переходя в (3) к изменению энергии в единицу времени {а не за период обращения , получаем:
, |
что с учетом (4) и (6) приводит к дифференциальному уравнению для фазы
, | (7) |
По форме оно совпадает с
уравнением колебаний физического маятника с
моментом инерции , моментом
силы тяжести и внешним
моментом
(рис. 2). Для маятника физически очевидно, что могут существовать два положения равновесия:
и
. Нижнее
положение
равновесия (
)
устойчиво, а верхнее (
)
неустойчиво.
Маятник может совершать
движения двух качественно различных
типов: либо
колебания около устойчивой равновесной фазы
, либо (при очень больших
начальных
отклонениях от равновесия или при
очень больших начальных скоростях)
вращательное движение, при котором он проходит все углы
.
Соответственно и в ускорителе фаза частицы может либо совершать колебательные движения около равновесной фазы (т. н. синхротронные
колебания), либо скользить по фазе, пробегая все значения фаз. Колебательному движению частицы по фазе соответствуют, согласно (4) и (б), колебания энергии частицы
и ее частоты обращения вокруг равновесных значений. Существует некоторая область начальных условий (соответствующая области захвата), при которых частица
участвует в процессе ускорения, т. е. приобретает в среднем ту же энергию, что и равновесная. Частицы, не попавшие в область захвата, скользя по всем
фазам, в
среднем энергии не набирают и выпадают из процесса ускорения.
Т. о., если период ускоряющего электрического поля и величина управляющего магн. поля меняются во времени так, что энергия равновесной частицы,
определяемая вытекающим
из (2) соотношением
,
непрерывно растет, то механизм автофазировки обеспечивает ускорение всего ансамбля частиц внутри области захвата, окружающей устойчивую равновесную
фазу.
Приведенные рассуждения справедливы при К>0. Случай K<0 соответствует "отрицательной массе" физического маятника, так что механическая аналогия становится
менее наглядной, но из уравнения (7) вытекает, что при этом устойчивой оказывается отрицательная фаза , около которой существует аналогичная область
захвата.
Величина К зависит от параметров структуры ускорителя и от энергии ускоряемой частицы. В некоторых циклических ускорителях, например в ускорителях с азимутально
однородным магнитным полем, она сохраняет знак на протяжении всего цикла ускорения. В других меняет знак при определенной энергии, называемой переходной
или критической энергией. В последнем случае при прохождении критического значения энергии устойчивая равновесная фаза становится неустойчивой, и наоборот.
Для обеспечения дальнейшего ускорения частиц нужно в момент достижения критической энергии "перенести" все ускоряемые частицы из окрестности прежней равновесной фазы в окрестность
новой устойчивой фазы, что технически осуществляется быстрым скачком фазы ускоряющего напряжения.
В линейных ускорителях соотношение (2) заменяется соотношением между временем пролета Т характерной длины L (расстояния между соседними
ускоряющими структурами или длины волны в ускоряющей волноводной структуре) и скоростью частицы v:
Отсюда видно, что для линейных ускорителей Т всегда уменьшается с ростом энергии, , так что устойчива всегда отрицательная
фаза (см. Протонный линейный ускоритель).
В линейных ускорителях требование фазовой устойчивости, или фазировки (), приходит в противоречие с условием устойчивости движения
в поперечном к орбите направлении, т. е. с условием фокусировки частиц в ускорителе, требующим . В связи с этим был разработан
метод знакопеременной фазировки, при котором ускоряющие промежутки располагаются так, чтобы в них попеременно происходила то фазировка (а следовательно, расфокусировка),
то
расфазировка (и следовательно, фокусировка). При надлежащем выборе параметров структуры оказывается возможным одновременное обеспечение одним и тем же электрическим полем
устойчивости движения как в продольном, так и в поперечном направлениях.
Автофазировка отсутствует в ускорителях в тех случаях, когда Т не зависит от . В циклических ускорителях это имеет место в изохронном
циклотроне, а в линейных при релятивистских скоростях ускоряемых частиц, когда скорость практически не меняется с увеличением энергии.