Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.nature.web.ru/db/msg.html?mid=1165451&uri=index2.html
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Apr 11 13:55:13 2016
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: ускорение
Научная Сеть >> Понятие о ноосфере (В. И. Вернадский)
Rambler's Top100 Service
Поиск   
 
Обратите внимание!   BOAI: наука должна быть открытой Обратите внимание!
 
  Наука >> Биология >> Теория эволюции | Популярные заметки
 Написать комментарий  Добавить новое сообщение

Понятие о ноосфере

Ю.Ф. Флоринская


(Окончание)

В начало...

Но у процесса развития человечества есть и другая сторона.

Человек неразрывно связан со средой, в которой он живет. "Человек есть определенная функция биосферы в определенном ее пространствеvвремени". Именно поэтому ноосфера не есть что-то искусственное, чуждое истории планеты. Ноосфера - это результат развития биосферы, "последнее из многих состояний эволюции биосферы в геологической истории". "Создание ноосферы из биосферы есть природное явление, более глубокое и мощное в своей основе, чем человеческая история". "Это новая стадия в истории планеты, которая не позволяет пользоваться для сравнения, без поправок, историческим ее прошлым. Ибо эта стадия создает по существу новое в истории Земли, а не только в истории человечества". Итак, ноосфера - это современный этап развития биосферы, который сформировался в результате созидательной деятельности человечества, изменяющей и биосферу, и весь ход геологической истории планеты Земля.

Наконец, на стадии ноосферы человек осознает, что он, будучи отдельной личностью, не отделим от всего человечества. "Человечество своей жизнью стало единым целым". Но человечество - плод развития биосферы, а биосфера - результат развития планеты. Отсюда - люди должны действовать в интересах всей планеты. "Человек впервые реально понял, что он житель планеты и может - должен - мыслить и действовать в новом аспекте, не только в аспекте отдельной личности, семьи или рода, государств или их союзов, но и в планетном аспекте". И, быть может, самое главное (на наш взгляд): "В геологической истории биосферы перед человеком открывается огромное будущее, если он поймет это и не будет употреблять свой разум и свой труд на самоистребление".

Что же касается времени окончательного формирования этой стадии развития планеты, то однозначного ответа ученый не дал. Он говорил и о приближении к ноосфере, и о том, что "ноосфера... состояние наших дней", а расцвет творческих возможностей человечества придется на поколение его внучки, т.е. современный нам период. Такое понимание, по-видимому, естественно, если учесть психологию людей эпохи начала научно-технической революции, их энтузиазм и творческий порыв, когда казалось, что человеку все подвластно. Следует также помнить, что статья "Несколько слов о ноосфере" написана в 1944 г. и ее оптимизм и вера в скорый прорыв в будущее во многом были обусловлены верой в близкую победу над фашизмом.

Идеи Вернадского были подхвачены учеными различных научных дисциплин. Академик А.Е. Ферсман обращал основное внимание на промышленную геологическую деятельность современной цивилизации, дав ей название техногенез. Сфера, в которой происходит техногенез, получила название техносферы.

Тейяр де Шарден, бывший священнослужителем, а в миру - ученым-геологом и палеонтологом, в своих работах сочетал христианское мировоззрение с научными обобщениями. Духовное объединение человечества - вот движущая сила ноосферы. Но ноосфера не завершение, а лишь ступень в развитии планеты. Любовь к Богу и порожденная ею любовь к людям и всему сущему приведут к новому этапу эволюции ноосферы, когда совершится ее вхождение в мир Божественного совершенства. Эту фазу мировой эволюции Т. де Шарден называл "точкой Омега".

Как мы отметили в начале статьи, в настоящее время не выработано единое понимание сущности и будущего ноосферы. Многие ученые считают ноосферу скорее эпохой определенных, приближенных к гармоничным, отношений между человеческим обществом и Природой, чем собственно сферой, то есть пространством планеты, в котором активно живет человек, влияя на планетарные геологические и биогеохимические процессы. В таком понимании трудно говорить о вступлении в стадию ноосферы: ведь еще так много неразумного делает человек! Но вот о ее приближении говорить необходимо и еще более необходимо трудиться во имя этого, т.к., скорее всего, третьего не дано: либо человечество вступит в этап ноосферы, либо цивилизация просто погибнет.

Разумеется, удовлетворительный ответ на вопрос о том, что и как надо делать для ускорения перехода к стадии ноосферы, дать невозможно. Человечество ежедневно вступает в миллионы разнообразнейших взаимоотношений с природой, и чтобы внести гармонию во все, нужны миллионы различных мер. Но попытаемся объединить их в несколько групп.

Первая группа мер связана с предотвращением загрязнения окружающей среды. Бороться с последствиями попадания токсичных веществ в биосферу неизмеримо труднее и дороже, чем его предотвратить. Речь идет о мерах по разумному планированию хозяйственной деятельности, в том числе на основе интенсификации производств, а не экстенсивного развития. Например, целесообразно разрабатывать технологии получения больших урожаев на ограниченных площадях, вместо того чтобы осваивать новые земли. Необходимо создавать производства с низким водо- и энергопотреблением, а также предусматривать меры по предотвращению возможных хозяйственных аварий. Как верно написал много лет назад президент США Бенджамин Франклин: "Унция предупреждения стоит фунта лечения".

Вторая группа включает в себя конкретные меры по очистке уже загрязненных сбросов и стоков, утилизации отходов производств, перспективные меры по сокращению отходов за счет перехода к производству более долговечной продукции, удобной для повторного использования. Решения перечисленных задач в основном находятся в технической области - это разработки новых ресурсосберегающих технологий, усовершенствование переработки и вторичного использования отходов, строительство очистных сооружений, обеспечение надежности промышленных установок и т.д. Эти задачи хотя и сложны, но понятны по постановке и исполнению. Но при этом на первое место выходит проблема определения степени загрязнения природы и негативных последствий влияния хозяйственной деятельности на окружающую среду.

Решение этой проблемы связано с разработкой и осуществлением третьей группы мер, объединяемых общим словом - мониторинг. Мониторинг - это система наблюдений, оценки и прогноза состояния природной среды по большому набору связанных между собой факторов или параметров слежения. Мониторинг включает в себя наблюдение за источниками и факторами антропогенных воздействий, а также за изменениями, вызываемыми этими воздействиями в окружающей среде. При наблюдениях за ландшафтом в целом и за отдельными его компонентами определяются химические, физические, биологические и общие (интегральные) показатели, как качественные, так и количественные. Задача мониторинга - выявить критические ситуации, наиболее опасные факторы воздействия и самые чувствительные к ним компоненты природных комплексов.

Основной принцип мониторинга - непрерывность слежения. Эффективность мониторинга определяется рациональным выбором и достаточной плотностью контрольных пунктов наблюдения, а также эффективной организацией автоматического получения, обработки первичных данных и выдачи информации. Задачи, которые призван решать мониторинг, могут быть различной степени сложности и широты охвата. Соответственно этому обычно выделяют три уровня, или три ступени, мониторинга.

Первая ступень - местный, или локальный, биоэкологический мониторинг, в котором состояние окружающей среды оценивается с позиций ее влияния на человека. Поэтому мониторинг проводят, учитывая показатели, отражающие реакцию человека на изменения среды: заболеваемость, смертность, рождаемость, продолжительность жизни и т.д. В систему наблюдений входят те параметры, которые вызывают оцениваемые эффекты. В основном это различные опасные загрязнители среды техногенного происхождения. Естественно, что основная сеть пунктов наблюдения этой ступени мониторинга должна находиться в местах концентрации населения - районах наиболее интенсивной его деятельности. Большую помощь биоэкологическому мониторингу могут оказывать санитарно-эпидемиологические станции (СЭС), ветеринарные пункты, службы защиты растений.

Вторая ступень - региональный природно-хозяйственный мониторинг, включающий наблюдения за изменениями природных и антропогенных ландшафтов. В мониторинге этой ступени используют такие показатели, как количество биомассы, показатели энергообмена, величины предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в природных и промышленных комплексах, способность комплексов к самоочищению. Наблюдения ведут на географических стационарах и специальных полигонах (тестовых участках). Географические стационары создают на территориях, типичных для ландшафтов данного региона. Стационарные исследования ведут на одном месте на протяжении длительного времени. Это дает возможность проведения анализа функционирования и динамики ландшафтов, выявления в них необратимых изменений и т.д. Тестовые участки предназначены для контрольных измерений и наблюдений по строго заданной ограниченной программе. На них разрабатывают тесты системы определений ПДК, биологической продуктивности, естественной способности к самоочищению, а также выбирают наиболее показательные параметры (индикаторы) для каждой системы определений. Измерения и описания, полученные на тестовых участках, рассматривают как характерные для ландшафта в целом. На этой ступени мониторинга используют также сеть метеорологических и гидрологических станций и постов, существующие опытные сельскохозяйственные станции, опытные лесничества.

Третья ступень - глобальный биосферный мониторинг. Его задача - обеспечить наблюдение (контроль) и анализ состояния, а также прогноз возможных изменений всей географической оболочки в результате деятельности человечества. На этой ступени контролируют и анализируют изменения глобальных параметров: прозрачность атмосферы и ее антропогенную трансформацию (превращения, вызванные человеческой деятельностью: задымленность, озоновый слой и др.); мировой водный баланс, загрязнение Мирового океана; энергообмен биосферы с космосом, антропогенные преобразования глобальных круговоротов химических веществ и т.д. Биосферный мониторинг ведется как дистанционными методами (например, с искусственных спутников Земли), так и контактными - с помощью наземной сети биосферных станций. Эти станции располагаются в различных природных зонах, которые отличаются степенью устойчивости ландшафтов к антропогенным воздействиям и характером хозяйственного использования, что позволяет сравнить скорость накопления и длительность сохранения загрязнителей в неоднородных природных условиях. Например, станции слежения за водной средой располагают на крупных реках, берегах морей, озер. Довольно часто пункты глобального мониторинга располагают на территориях биосферных заповедников.

Биосферные заповедники - строго охраняемые значительные по размерам природные территории, не испытывающие прямых антропогенных воздействий. Они располагаются в наиболее типичных в природном отношении регионах Земли и образуют как бы мировую сеть эталонов биосферы до появления человека. В настоящее время в 62 странах мира создано более 230 биосферных заповедников. Обычно они включают собственно заповедник (ядро) и буферную зону, предохраняющую ядро от антропогенных воздействий. Биосферные заповедники представляет собой наиболее жестко охраняемые природные территории. Существуют еще национальные парки, заказники, обычные заповедники.

Несмотря на сравнительно малые площади охраняемых территорий в мире, роль их огромна. В них осуществляются все три группы мер мониторинга, т.к. решаемые с их помощью проблемы чрезвычайно многогранны. Они используются: при организации мониторинга (на различных его ступенях); для нейтрализации отрицательного воздействия хозяйственной деятельности на само население, растительный и животный мир; для сохранения генетического разнообразия биосферы; для удовлетворения эстетических потребностей человечества и т.д. В конечном итоге сохранение девственных ландшафтов дает людям возможность увидеть то, с чего они когда-то начинали и на что им следует ориентироваться, внося все новые и новые изменения в природу.

Три группы мер, охарактеризованных выше и направленных на ускорение перехода к ноосфере, включают мероприятия, порождаемые человеческим разумом. Но отнюдь не всегда разумной деятельности достаточно для оптимизации взаимодействия человека с природой. Ключ к достижению гармонии лежит в наших душах. Именно поэтому четвертую группу мер можно объединить в направление экологического воспитания чувств.

Наши чувства по отношению к природе всегда индивидуальны и зависят от места жительства, культуры, возраста, настроения, здоровья, мировоззрения и т.д. Нельзя навязать людям одинаковые эмоции. У одних при виде степных просторов дух перехватит, сердце забьется, а другие ничего не почувствуют. Жаль их, конечно. Но задача экологического воспитания не сводится к замене равнодушия на восторг. Самое важное чувство, которое мы должны воспитывать в себе, - это признание самоценности природы, самой по себе, без нашего присутствия: каждая травинка, куст, камень, ручей, птица имеют право на существование не потому, что мы что-то с их помощью создаем для себя. Они ценны уже только тем, что они есть. Надо уметь сказать:

Мир вам, рощи, луга и липы,

Лилии медовой ладан.

Все принявшему с улыбкой

Ничего от вас не надо.

С.Есенин

Это отнюдь не призыв к ограничению развития цивилизации. Давайте пользоваться, строить, выращивать, но перестанем думать и говорить о природе только в категориях обладания, покорения, срывания всяческих покровов. Научимся понимать величие нетронутой природы, вечность ее и свободу; осознаем, наконец, что мы все - лишь ее малая часть.

Природа знать не знает о былом,

Ей чужды наши призрачные годы,

И перед ней мы смутно сознаем Себя самих - лишь грезою природы.

Поочередно всех своих детей,

Свершающих свой подвиг бесполезный,

Она равно приветствует своей

Всепоглощающей и миротворной бездной.

Ф.Тютчев


Написать комментарий
 Copyright © 2000-2015, РОО "Мир Науки и Культуры". ISSN 1684-9876 Rambler's Top100 Яндекс цитирования