Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.nature.web.ru/db/msg.html?mid=1157427&uri=sos1.html
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Apr 11 12:14:53 2016
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: зельманов
Научная Сеть >> А. Б. Сосинский "Как учатся математике во Франции"
Rambler's Top100 Service
Поиск   
 
Обратите внимание!   Обратите внимание!
 
  Наука >> Математика | Популярные статьи
 Написать комментарий  Добавить новое сообщение

Франция -- одна из ведущих математических держав, с давними математическими традициями и с процветающей ныне математической школой. Список великих французских математиков открывает в XV веке алгебраист (и дешифровщик тайнописи при дворе Генриха IV) Виет; в этом списке стоят такие известные вам имена как Паскаль, Декарт, Даламбер, Коши, Лагранж, Лаплас, Галуа, Пуанкаре, Борель, Лебег. Из четырех медалей Филдса1, присужденных в 1994 г., три получили французы (Ж. Бургэн, Ж.-К. Йоккоз и Ж.-П. Лионс). Четвертую медаль получил Е. Зельманов, представитель советской математической школы, ныне работающий в США. За этими успехами стоят многовековые традиции, централизованная и продуманная система обучения математике, очень не похожая на нашу. Об этих традициях и системе обучения -- наш рассказ.

Традиции

Школьные и университетские традиции во Франции восходят к глубокому средневековью и связаны с просветительской ролью католической церкви (знаменитая парижская Сорбонна была основана в XIII веке епископом де Сорбон). Реорганизация начальной, средней и высшей школы была осуществлена Наполеоном2 в начале XIX века, но свой современный вид ("внеконфессиональная, обязательная, бесплатная") французская школа приобрела лишь в конце прошлого века в результате реформ великого просветителя Жюля Ферри (1832--1893) и самозабвенных усилий целого поколения передовой антиклерикальной интеллигенции, учителей, " ушедших в народ" не на словах, а на деле.

Со времен Наполеона в традиции школы в целом входит высокая степень централизации, демократизм, рационализм, объективность и крайняя формализация процесса обучения, достаточно хороший и ровный уровень подготовки учителей. Эти черты очень заметно сказываются и на преподавании математики. Демократизм и централизация -- в единой программе по математике для всех школ и учащихся " метрополии и заморских территорий", едином выпускном экзамене по математике для всех учащихся. В один и тот же день, час и минуту во всех школах Франции преподаватель, проводящий экзамен, разбивает сургучную печать присланного из Парижа конверта и раздает выпускникам единый вариант письменного экзамена, утвержденный министерством национального просвещения. Несколько сот тысяч учащихся по всей метрополии одновременно пишут на специальном зашифрованном бланке свой ответ на один и тот же вопрос по теории и решают один и тот же цикл задач возрастающей сложности. Формализм и объективность -- как в характере изложения самого курса математики (значительно более абстрактного и формализованного, чем в России), так и во взаимоотношениях между учителями и школьниками, в частности при проверке знаний (где все тоже очень регламентировано, притом достаточно четко). Демократизм и рационализм -- во вседоступности и бесплатности не только школьного, но и вузовского образования, в единообразии подготовки учителей. Обстановка на уроке, особенно в старших классах, как правило, достаточно жесткая, и сводится либо к опросу, либо к монологу учителя (во время которого большинство учеников ведет аккуратные записи), либо к письменной контрольной3.


1 Медаль Филдса, наиболее престижпая награда в области математических исследований, присуждается раз в 4 года Международным Союзом Математиков; как и Нобелевская премия (которой математиков не награждают), эта медаль -- высшее признание научных заслуг.

2 Великий полководец и политический деятель Бонапарт обладал незаурядными математическими способностями, отмеченными Лапласом при его поступлении в военное училище; в истории математики он известен как автор теоремы Наполеона.

3 Автор, окончивший с отличием французскую среднюю школу, видимо здесь пишет исходя из личного опыта (Прим. ред.).

Следующий раздел


Написать комментарий
 Copyright © 2000-2015, РОО "Мир Науки и Культуры". ISSN 1684-9876 Rambler's Top100 Яндекс цитирования