Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.mmonline.ru/postgrad/1172/
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Apr 11 01:15:47 2016
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: первый закон кеплера
MMOnline | Аспирантура | Ответы на вопросы по философии для поступающих в аспирантуру естественных факультетов МГУ. Часть I (вопросы 1-7)
MMOnline
 Главная
  Новости
  Обновления
 MMWiki
  Энциклопедия
  Все страницы
 Учеба
  Расписание
  Материалы
  Статьи
  Аспирантура
  Война
  Кафедры
  Преподаватели
 Работа
  Резюме
 Абитуриентам
  Статьи
  Варианты
 Территория
  ГЗ снаружи
  ГЗ изнутри
 Развлечения
  Тексты
  Галерея
  Анекдоты
  Задачки
 Форум
 Download
 Ссылки
Карта сайта Карта сайта
О проекте О проекте
Поиск Поиск

Аспирантура

21.07.01 15:27  Ответы на вопросы по философии для поступающих в аспирантуру естественных факультетов МГУ. Часть I (вопросы 1-7)

версия для печати

Ответы на вопросы по философии для поступающих в аспирантуру естественных факультетов Московского государственного университета. Часть I (вопросы 1-7)

  1. Философия, ее специфика и место в культуре
  2. Формирование философии. Философия и мифология
  3. Буддизм
  4. Конфуцианство.
  5. Космоцентризм философии Античности
  6. Теоцентризм философии Средневековья
  7. Наукоцентризм философии Нового времени
I. 1. Философия, ее специфика и место в культуре.

Философию нередко представляют как некое абстрактное знание, оторванное от реальности повседневной жизни. Это не так. Каждый человек, вольно или невольно, постоянно сталкивается с проблемами, которые обсуждаются в философии. Как устроен мир. Развивается ли он по определенным законам. Кто или что определяет эти законы. Существует ли мир вечно или он когда-то был сотворен Богом. Еще в большей степени каждый человек интересуется теми проблемами, которые касаются его положения в этом мире. Смертен ли человек или бессмертен. Может ли человек узнать о своем предназначении в этом мире или это ему недоступно. Каковы познавательные возможности человека. Эти и другие проблемы решает философия и решает их с целью помощь человеку совершенствоваться и выработать мировоззренческие, духовно-нравственные, эстетические установки, идеалы и ценности личности, с помощью которых возможно переживать жизненные невзгоды и добиваться успеха. Для этого философия дает изучающему индивиду как богатый фактический материал для размышлений, так и весьма эффективные инструменты мыслительной деятельности. Способности к разумному мышлению надо обучаться, при этом лучшая школа разумного мышления - усвоение высших достижений философской культуры. Человек, вообще говоря, может воспринимать окружающий мир и самого себя, довольствуясь представлениями обыденного здравого смысла, который скользит по поверхности вещей, не проникая в их суть. При этом, однако, его воззрения и действия не будут самостоятельными - как бы он ни обманывался на сей счет, он всегда будет находиться во власти расхожих мнений и стереотипов. Этого не достаточно для того, чтобы выработать самостоятельную жизненную позицию, чтобы обосновать свои идеалы и ценности. Путь разумного мышления, путь философии - непростой путь, ибо он ведет в глубины человеческого бытия, заставляет размышлять о многом таком, что неведомо обыденному здравому смыслу. Изучение философии - это школа, которая позволяет воспитывать культуру разумного мышления: умение свободно оперировать понятиями, выдвигать, обосновывать и подвергать критике те или иные суждения, отделять существенно от второстепенного, раскрывать взаимосвязи между разнообразными явлениями действительности, наконец, выявлять и анализировать противоречия в окружающей реальности, а значит - видеть ее в изменении и развитие.

Философия - это тип рационального и критического мировоззрения, в котором изучаются, оцениваются и обосновываются наиболее общие взаимоотношения человека с миром и с самим собой. Богатство связей и отношений человека с миром обуславливает разнообразие философских учений, из которых складывается философия как особая форма сознания, "духовная квинтэссенция" человеческой культуры. Философия оказывает влияние на ход человеческой истории через отдельного человека и социальные институты. Сегодня философия сама представляет собой специфический социальный институт. Как таковая она имеет инфраструктуру - книги, журналы, конференции, исследовательские и образовательные организации. В 20-м веке дистанция между философией и жизнью стала короче. Современная философия уже привычно воспринимается как форма жизни, а не только как особая форма эрудированного сознания, профессиональных занятий. Современная философия является мировоззренческим ядром культуры 20-го века, в том числе естественных, общественных и гуманитарных наук. Усвоение современной физики и экономики, политологии и дизайна предполагает знание их философского подтекста. Знание этого подтекста - условие приобщения к ценностям современной философской культуры. Что же на практике означает требование быть философски образованным (культурным) человеком. Это означает усвоить место и назначение философии в прошлом и настоящем, правильно понимать роль языка в науке и жизни, смысл собственного бытия, умение излагать мысли в форме, доступной для критики, знать место философии в науке и религии, стремиться к достижению взаимопонимания с другими людьми. Современная философская культура предполагает не только понимание принципов мировоззрения, овладение содержанием определенных философских учений, но и умение их проговаривать в слух, строить карьеру и жизнь в соответствии с ними.

I. 2. Формирование философии. Философия и мифология.

Для понимания сути того или иного явления важно знать, как оно возникло, на смену чему пришло, чем отличались его ранние стадии от последующих, более зрелых. Конкретные люди приходят к философским раздумьям, занятием философией разными путями. Но есть также путь, по которому когда-то пришло к философии человечество. Для раскрытия специфики философии важно хотя бы в общем виде представить себе этот путь, обратившись к истокам философского мышления, а также к мифологическому и религиозному миропониманию как предпосылки, предтече философии. Мифология - форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития. Мифы - древние сказания разных народов о фантастических существах, о делах богов и героев. Мифы заключают в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхождении, устройстве мира. о возникновении наиболее важных явлений природы, о мировой гармонии. Формирование мира понималось в мифологии как его творение или как постепенное развитие из первобытного бесформенного состояния, как упорядочение, превращение из хаоса в космос, как созидание через преодоление демонических сил. Итак мифология была древнейшим типом мировоззрения - т.е. это совокупность фантастических взглядов и убеждений людей о мире и месте в нем человека. Разновидностями мифологии являются, например, анимизм, связанный с одушевлением неживой природы, тотемизм, согласно которому животные обладают сверхъестественными качествами, фетишизм, в котором сверхъестественные свойства приписываются некоторой вещи или стихии и т.д. Важно понять, что для древнего человека мифология не была сказкой. Наделяя человеческими качествами природные и социальные явления, она обеспечивала приспособление и ориентацию человека в мире, была жизенно-практическим знанием. Во многом эмоциональный и алогичный характер мифологии отчасти преодолевается в родственной с ней религии. Основу религиозного мировоззрения составляет вера в существование той или иной разновидности сверхъестественных сил и их главенствующую роль в мировоззрении и жизни людей. В отличие от религиозного мировоззрения философия вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, отразив нараставшую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиций знания, разума. Реальные наблюдения, логический анализ, обобщения, выводы, доказательства начали вытеснять фантастический вымысел. Итак, любовь к истине и мудрости (философия), впитывающая в себя наиболее ценные, насыщенные смыслом достижения духовной культуры, постепенно становится самостоятельной духовной областью и высшей ценностью. Рождение философии было одной из составных частей великого культурного переворота в Древней Греции YIII-Y веков до н. э. в контексте которого возникла наука. Первоначально понятие "философия" было по сути синонимом зарождающейся науки и теоретической мысли вообще, совокупного не разделенного на специальные разделы знания. В разные периоды истории у разных мыслителей вопрос, что такое философия, получал различные ответы. С развитием человеческой культуры, практики реально изменялся предмет философии, ее специфика. Да и в рамках одной эпохи рождались различные варианты философского понимания мира и жизни. Перестраивалось и самосознание философов - их понимание данного предмета, их представление о философии. Особенно ощутимо изменялся облик философии, ее статус, связи с наукой, политикой, древней культурой в переломные исторические эпохи. Но при всех переменах все же сохранялось некоторая связь уходящих в прошлое новых форм.

На протяжении многих веков внимание философов привлекало природа. Именно ее сделали предметом изучения первые греческие философы. При этом их интересовали не частности. Интересовали их космогонические и космологические вопросы: возникновение и строение мира, Земли, Солнца, звезд. Ядром их философии, да и позднее, было учение о первооснове всего сущего, из которой все возникает и в которую все превращается. В этом поиске выражалась суть древнегреческого мышления, для которого рациональное понимание явления означало сведение его к единой первооснове. Взгляды философов были неодинаковы. Проблема первоначала смыкалась с другой волновавшей философов проблемой: единого и многого. Поиск единства в многообразии мира выражал характерную для философской мысли задачу синтеза человеческого опыта, знаний. Таким образом, философия выступала как философия природы, или натурфилософия. Эти функции сохранялись за философской мыслью в течении многих веков. Хотя на зрелых стадиях развития науки, особенно ее теоретических разделов, они существенно видоизменились, философский интерес к природе не угас. Постепенно в сферу философии вошли вопросы общественной жизни людей, ее политического, правового устройства. Подобно натурфилософам, предвестником будущего естествознания, социально-философская мысль подготовила почву для позитивных, конкретно-социально-политических знаний и дисциплин (гражданская история, юриспруденция и др.). Философы разрабатывали общее понимание знания об обществе, много думали как лучшим образом в соответствии с гуманизмом, идеалами свободы и разума, обустроить общество. Постоянным предметом раздумий философов выступал и сам человек, его природа, ум, чувства, язык, мораль, познания, религия, искусство, его жизненные проблемы. В греческой философии поворот от космоса к человеку совершил Сократ. Для него главными философскими вопросами стали: вопросы человеческой жизни и смерти, смысла человеческого существования, предназначение человека, природы знания, истины, справедливости. Итак, предметом философских размышлений стали природный и общественный мир и человек в их сложных соотношениях. Своеобразие философии сказалось в теоретическом характере мышления: из-под пера философов выходили не сказания с фантастическими сюжетами, а трактаты, обращенные к знаниям, разуму людей.

I. 3. Буддизм.

В YI веке до н.э. В Северной Индии возникает буддизм - учение основателем, которого был Сиудхарта Гаутама (~ 583 - 483 до н.э.), сын правителя рода шакьев. В возрасте29 лет, не удовлетворееный жизнью, он покидает семью. Он много странствует, изучал Веды, истязал свою плоть, и наконец достигает пробуждения (бодхи), т.е. постигает правильный жизненный путь, который отвергает крайности. Буддизм - одна из мировых религий, наряду с христианством и мусульманством. Религия буддизма распространилась на востоке и на юге Индии, на Цейлоне, в Бирме и Сиоме. Другая ветвь буддизма утвердилась в Тибете, Китае и Японии. Центром учения являются четыре благородные истины, которые Будда (буквально Пробужденный) провозглашает в самом начале своей проповеднической деятельности. Первая из этих истин - жизнь есть страдание. Рождение, болезнь, старость, смерть, встреча с неприятным и расставание с приятным, невозможность достичь желаемого - это все ведет к страданию. Вторая "благородная истина" говорит о происхождении страдания. Будда усматривает корень страдания в жажде (тршна) жизни, в жажде наслаждения, в жажде существования, жажде гибели, приводящей ко все новым рождениям. Из этого следует третья истина - страдание имеет причину, следовательно возможно прекращение страдания, т.е. устранение жажды, отказ, освобождение от нее. Наконец, четвертая "благородная истина" говорит о "пути", ведущем к освобождению от страдания. Этот путь восьмиричен. Жажду жизни преодолеть нелегко. Для этого необходим правильный путь: правильное понимание четырех истин, правильная решимость (воля преобразовать свою жизнь в соответствии с усвоенными истинами), правильная речь (воздержание от лжи, клеветы, грубых слов и фривольных разговоров), правильное действие (непричинение зла живому, воздержание от воровства), правильный образ жизни (привычка жить честным трудом), правильное усилие (борьба с соблазнами и дурными мыслями), правильное направление мысли (понимание преходящего характера всего и отрешенность от того, что привязывает человека к жизни). В свою очередь, правильное сосредоточение или направление мысли имеет четыре ступени: сперва мы сосредоточиваем свой чистый ум на осмыслении и истолковании истин; на второй ступени мы уже верим в эти истины, тогда связанное с исследованием беспокойство отпадает и мы достигаем душевного спокойствия и радости; затем, на третьей ступени, мы освобождаемся и от радости и от ощущения своей телесности, пока, наконец, на четвертой ступени не достигаем состояния полной невозмутимости и безразличия. Это состояние Будда назвал нирваной(буквально: угасание). Здесь подразумевается не гибель, но выход из круговорота перерождений. Человек этот уже не переродится вновь, но войдет в состояние нирваны, это состояние сверхчеловеческого наслаждения. Нирвана в буддизме постепенно онтологизируется . Это уже не состояние человека, а состояние мироздания. Нирвана так же беспричинна, как и пространство. Она никем не сотворена и ничем не обусловлена. Ее нельзя воспринять ни зрением, ни слухом, ни обонянием, ни вкусом, ни осязанием. Нирвану видит лишь "праведный ученик, идущий по правильному пути с чистым разумом, свободный от чувственных наслаждений".

На второй ступени раннего буддизма, буддисты отмечали, что важно ни то, имеет или не имеет мирздание начало и конец во времени и пространстве, а важно то, что внутри мироздания все причинно связано, все друг от друга зависит, и поэтому там ничто не происходит случайно. Для первоначального буддизма также характерно убеждение в универсальной изменяемости сущего. Никакая вещь не существует долее одного весьма малого неделимого момента, в следующий момент она уже другая. Отсюда и отрицание существования души как особой сущности и признание наличия лишь потока постоянно сменяющих друг друга состояний сознания. Буддизм развивается, и начинают формироваться различные направления и школы буддизма. Наиболее последовательно исходного учения Будды придерживалось направление хинаяна ("малая повозка"), в которой путь к нирване полностью открыт только монахам, отвергшим мирскую жизнь. В учении мохаяны ("большая повозка") важную роль играет культ бодхисатв - индивидов, уже способных войти в нирвану, но откладывающих достижение конечной цели из-за того, чтобы помочь в ее достижении и другим. Бодхисатва добровольно принимает страдания и чувствует свое предопределение и призвание заботиться о благе мира так долго, пока не будут избавлены от страдания все. Последователи махаяны рассматривают Будду не как историческую личность, основателя учения, а как наивысшее абсолютное существо. Будда обожествляется, принимая множественную форму различных будд, в поклонении которым забывают о моральном кодексе буддизма, о "восьмиричном пути".

I. 4. Конфуцианство

Конфуций (551-479 до н.э.), его имя - латинизированная версия имени Кун Фу- цзы (учитель Кун). Этот мыслитель считается первым китайским философом. Мысли Конфуция сохранились в форме его бесед с учениками. Конфуций считал, что судьба его учения зависит от воли неба, что он в 50 лет познал волю неба и начал проповедывать. Небо для него - высшая сила. Небо следит за справедливостью на земле, стоит на страже социального неравенства. Небо Конфуция - судьба, рок. Конфуционисты - общественники. В центре их внимания - взаимоотношения между людьми, проблемы воспитания. Конфуций был недоволен существующим. Его идеалы были не в будущем, а в прошлом. В древности вели себя достойно, отличались прямотой, учились, избегали общества, где нет порядка. Теперь же нет людей, понимающих мораль. Конфуций считал, что воскрешая старое, он создает новое. Конфуцианское учение о нравственности опирается на такие этические понятия, как "взаимность", "золотая середина" и "человеколюбие". "Золотая середина" - это середина в поведении людей между несдержанностью и осторожностью. Основа "человеколюбия" - почтительность к родителям и уважительность к старшим братьям. "Взаимность" или "забота о людях" - основная нравственная заповедь конфуцианства, суть ее: "не делай другим того, чего не желаешь себе". Конфуций дает развернутый образ человека, следующего конфуцианским моральным заповедям. Это "благородный человек". В отличие от простолюдина("низкого человека"), он требователен к себе, ему можно доверить большие дела, живет в согласии с другими людьми, ему легко услужить, он идет на смерть ради человеколюбия. Как правило, он правящей элиты, он управляет народом, "в доброте не расточителен, в желаниях не алчен, не жесток". Ключ к управлению народом Конфуций видел в силе нравственного примера вышестоящих нижестоящим. Если верхи ведут себя должным образом, правильно, то народ не ропщет и "со всех четырех сторон к ним будут идти люди с детьми за спиной", и правящему классу не надо будет самому заниматься земледелием. Кульминацией конфуцианского культа прошлого было "исправление имен". Конфуций признавал, что "время бежит не останавливаясь". Поэтому тем более надо заботиться, чтобы в обществе все оставалось неизменным. Поэтому "исправление имен" означало не приведение общественного сознания в соответствие с изменяющимся общественным бытием, а попытку привести вещи в соответствие с их былым значением. То есть государь должен быть государем, сановник - сановником, отец - отцом, сын - сыном не по имени, а реально, на самом деле. При всех отклонениях от нормы следует к ней возвращаться.

Конфуцианское учение о знании подчинено социальной проблематике. Для Конфуция знать - "значит знать людей". Познание природы его не интересует. Его вполне удовлетворяет то практическое знание, каким обладают те, кто непосредственно общается с природой, - земледельцы и ремесленники. Конфуций допускал врожденное знание. Но оно редко, им обладают немногие, а за ними следуют те, кто приобрел знания благодаря учению. Учиться надо и у древних, и у современников. И учение должно дополняться размышлением.

Продолжателем учения Конфуция был Мэн-цзы. В концепции человеческой природы он развивал мысли Конфуция о моральном благе и отношении образованного к этому благу. Благо - это абстрактная этическая категория, под которой подразумевался порядок. Согласно Мэн-цзы, человеческая природа наделена благом, хотя эта природа и не всегда проявляется. Благо в каждом человеке может реализоваться четырьмя добродетелями: 1) человечности, 2) исправности, 3) вежливости и 4) знания. Небо Мэн-цзы понимает как идеальную силу, наделяющую человека существованием и социальной функцией. Человек существует благодаря небу и поэтому является его частью, так же как и природа.

Сюнь-Цинь (III в. до.н.э.) - продолжатель Конфуцианства, выдвинул противоположные взгляды на сущность неба, выступил против концепции человеческой природы. Небо он понимал как постоянное, имеющее свой путь и наделенное силой, сообщающей человеку сущность и существование. Вместе с землей небо соединяет мир в единое целое. Отсюда вытекает, что человек является частью природы. Более того он выдвигает тезис о дурной природе человека, а все его способности и хорошие свойства являются результатом воспитания. Люди организуются и объединяются в общество, чтобы одолеть природу. Заслуживает внимания членение природы у Сюнь-цзы: 1)явления неживые, состоящие из материального вещества, 2) явления живые, состоящие из материального вещества и обладающие жизнью, 3) явления, состоящие из материального вещества, живущие и обладающие сознанием, 4) человек, состоящий из материального вещества, живущий, обладающий сознанием и имеющий и моральное сознание. Человек образует имена для того, чтобы называть вещи, отношения и понятия, различать и четко определять явления действительности. Сюнь-цзы, хотя его и причисляют к конфуцианцам, преодолевает классическое понимание порядка в конфуцианской социальной этике. Способности человека не являются фатально, или наследственно, предопределенными, они должны соответствовать полученному воспитанию.

I. 5. Космоцентризм философия Античности.

Начало развития европейской философии было положено в Древней Греции в Y-IY вв. до н.э. Она развивалась в тесной связи с зачатками конкретных знаний о природе. Первые древнегреческие философы были одновременно и естествоиспытателями. Они пытались научно объяснить происхождение Земли, Солнца, звезд, животных растений и человека. Ими были высказаны интересные идеи о движении, величине и форме небесных тел, о причине солнечных затмений, о количестве дней в году и т.д. Спецификой древнегреческой философии в ее начальный период является стремление понять сущность природы, мира в целом, космоса. Главный вопрос древнегреческой философии - о первоначале мира. Здесь философия перекликается с мифологией, наследует ее мировоззренческую проблематику. Если в мифологии - кто родил сущее, то философы ищут субстанциальное начало - из чего все произошло. Фалес рассматривал все существующее многообразие вещей и явлений в природы как проявление единого, вечного начала - воды. Все вещи возникают из воды и, разрушаясь, вновь превращаются в воду. Испарения воды питают небесные огни - Солнце и другие светила. Аналогичные воззрения развивали Анаксимен и Анаксимандр. У Анаксимена первоначалом и субстратом всех вещей является - воздух, у Анаксимандра - апейрон - неопределенное, вечное и бесконечное, постоянно находящееся в движение первоначало. Гераклит в качестве субстанционально - генетического начала Вселенной рассматривает огнь. У Гераклита огонь выступил как субстанция бытия, поскольку прибывает всегда равным самому себе, неизменным во всех превращениях и как первоначально, конкретная стихия.

Мир по Гераклиту - упорядоченный Космос. Он вечен и бесконечен. Он не создан ни богами , ни людьми, а всегда был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно воспламеняющимся и закономерно потухающим. Все предметы и явления природы рождаются из Огня и, исчезая, вновь превращаются в огонь. Все изменения мироздания у Гераклита происходят в известной закономерности, подчиняясь судьбе, которая которая тождественна необходимости. Необходимость - это всеобщий закон - Логос (разум). Логос Гераклита есть выражение логической структуры Космоса, логической структуры образа мира, непосредственно данного живому созерцанию. Космология Гераклита строится на основе стихийной диалектики. Мир - это упорядоченная система, Космос. Образование Космоса происходит на основе всеобщей изменчивости явлений, общей текучести вещей. Движение свойственно всему существующему. Вся природа, не останавливаясь изменяет свое состояние. Таким образом, в раннегреческой философии налицо совмещение философского и физического (естественно-научного) подхода в объяснении первоначала мира. С одной стороны, они довольно четко осуществляют субстанционалистский подход, с другой стороны, субстанция бытия у них отождествляется с конкретной стихией, явлением природы. И эта стихия в образной форме давала представление о первоначале всесущего. В дальнейшем элеаты (Парменид, Зенон, Ксенофан) перешли в истолковании субстанции от конкретных природных стихий (воды, воздуха, земли, огня) - к бытию как таковому. Центральное понятие их философии - бытие. Бытие, у Парменида, вечно, оно не не возникает и не уничтожается, оставаясь тождественным и всегда равным самому себе. Оно однородно и непрерывно, все наполнено бытием, нет пустого пространства, поэтому оно непрерывно. Бытие плотно примыкает к бытию. Бытие бесконечно в пространстве, оно шарообразно. Это связано с его однородностью, с тем, что оно повсюду одинаково, всюду равно отстоит от центра. Ксенофан это единое, вечное, несотворенное и не уничтожаемое начало называет Богом. Бог - субстанция мира. У Ксенофана Бог тождествен Космосу. Надо отметить, что Парменид многообразие мира сводит к двум началам. Первое - Эфирный огонь, чистый свет, теплое; второе - густая тьма, ночь, земля как костное начало, холод. Из смешения этих двух начал происходит все многообразие видимого мира. Вселенная представляется Парменидом как состоящая из концентрированных кругов или венцов, которые лежат слоями вокруг Земли, расположенной в центре Вселенной. Всех их окружает небесная твердь. Промежуточные круги состоят из смеси огня и земли. В самом центре всех сфер царствует великая богиня Правды и необходимости, которая управляет всеми происходящими в мире явлениями.

Итак, согласно элеатам: 1) бытие есть, а не бытия нет, 2) бытие едино и неделимо, в противоположность множественности и делимости всех вещей чувственного мира, 3) бытие познаваемо, а небытие непознаваемо, его нет для разума, а значит оно не существует.

Знаменитый греческий философ Демокрит принимает тезис о том, что бытие есть нечто простое, понимая под ним неделимое - атом. В атомизме Демокрита отвергается положение элеатов о неподвижности бытия, поскольку это положение не дает возможности объяснить движение и изменение, происходящее в чувственном мире. Стремясь найти причину движения, Демокрит раздробляет единое бытие Парменида на множество отдельных "бытий"- атомов. Платон подобно элеатам характеризует бытие как вечное и неизменное, познаваемое лишь разумом и недоступное чувственному восприятию, но бытие у Платона, так же как у Демокрита предстает как множественное. Однако, если у Демокрита бытие понимается как материальный, физический атом, то у Платона - бытие идеальное, бестелесное образование - идея(родоначальник идеалистической линии в философии).

Аристотель видел ошибку Платона в том, что тот приписал идеям самостоятельное существование, обособив и отделив их от чувственного мира, для которого характерно движение, изменение. Аристотель сохраняет элеатское понимание бытия как чего-то устойчивого, неизменного, неподвижного, но отвергает учение Платона об идеях как сверхчувственных умопостигаемых предметах, отдаленных от "причастных" им вещей. Платон признавал реально существующими виды и роды. Аристотель же назвал сущностью (бытием) индивидуумы (индивидуум - неделимое). Например, вот этого человека, вот эту лошадь, а виды и роды суть лишь вторичные сущности, производные от первичных.

В период эллинизма (IYв. до н. э. - Y) меняется мировоззренческая ориентация философии, ее интерес сосредоточивается на жизни отдельного человека. Эпикурейцы и стоики возрождают субъективистско-антропологическую традицию берущую свое начало в философии софистов и Сократа.

Подводя итог античной философии, отмечаем, что философия возникает как учение о бытие, которое на начальных этапах отождествляется с природой. Отсюда объективистская, натуралистическая тенденция в раннегреческой философии. Позднее с развитием общественных отношений и формированием личности бытие осмысливается как бытие человека - субъективистский антропологизм. Однако и натурализм и антропологизм развиваются в рамках космоцентризма. Бытие рассматривается как упорядоченная система - Космос, важной составной частью которого является человек. Все проблемы человека рассматриваются и решаются в органической связи с занимаемым им местом и ролью в Космосе.

I. 6. Теоцентризм философии Средневековья.

Философская мысль средних веков принадлежит к эпохе феодализма (Y-XY века), она уходит своими корнями в религии единобожия (иудаизм, христианство, мусульманство) монотеизма.Средневековое мышление - теоцентрично: реальностью,определяющей все сущее, является не природа, а бог. Бог сотворил мир из ничего актом своей воли, благодаря своему всемогуществу, которое каждый миг продолжает сохранять бытие мира - это креационизм. Если античные боги родственны природе, то христианский бог стоит над природой, по ту сторону ее и потому является трансцендентным богом. Активное творческое начало как бы изымается из природы, из космоса и передается богу. На место дуализма античности (идеи - с одной стороны, материя - с другой) приходит монизм: - есть только одно абсолютное начало - бог, все остальное - его творение. Водораздел между богом и творением непроходимый - э-о две реальности различного онтологического ранга. Подлинным бытием обладает только бог, ему приписывают те атрибуты, которыми античные философы наделяли бытие. Он вечен, неизменен, самотождествен и является источником всего сущего. Христианский бог, хотя и недоступен для познания, открывает себя человеку, и его откровение явлено в священных текстах Библии, толкование которых и есть основной путь богопознания. Знание о божественном бытии можно получить только сверхъестественным путем через веру (способность души). Сотворенный мир постижим с помощью разума. Поскольку бог есть высшее бытие и благо, то все что им сотворено тоже хорошо и совершенно. Значит зло - небытие, прикидывающееся бытием. Зло живет благом и за счет благ, а добро правит миром. Средневековое мышление включает христианскую традицию и античную философию (идеалистический вариант), которая получила новое толкование. В библейской традиции высшее бытие - бог, который характеризуется как беспредельное всемогущество (он может все, даже творить чудеса), тогда как всякая определенность, все, что имеет границу, воспринимается как конечное и несовершенное. У греков наоборот, бытие связано с определенностью и неделимостью. Если представители одной традиции склонны были видеть в боге прежде всего высший разум, то представители другой подчеркивали как раз волю бога, которая сродни его могуществу, и видели в воле главную характеристику божественной личности. В средневековой философии различается бытие (существование) - экзистенция и сущность - ээссенция. Познание каждой вещи сводится к 4 вопросам: 1) есть ли вещь? 2) что она такое? 3) какова она? 4) почему (для чего) она есть? Первый вопрос требует установить существование, а все другие - сущность вещи. Четкое различие этих понятий дает Боэцкий (480-524): бытие и сущность это не одно и то же; только в боге, который есть простая субстанция, бытие и сущность совпадают. Сотворенные вещи сложны, т.к. их бытие и их сущность не тождественны. Для того чтобы та или иная сущность получила существование, она должна быть сотворена божественной волей. Особенности средневековой философии проявились и в борьбе реализма и номинализма. Под средневековым реализмом подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия или универсалии. Универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. Только благодаря этому человеческий разум в состоянии познавать сущность вещей, ибо она и есть всеобщее понятие. Для реалистов (Кентерберийски) познание возможно лишь с помощью разума, ибо лишь разум способен постигать общее. Номинализм: - приоритет воли над разумом. Общие понятия - только имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием вне и помимо единичных вещей и образуются нашим умом путем абстрагирования признаков, общих для целого ряда эмпирических вещей и явлений. Так мы получаем понятие "человек", когда отвлекаемся от индивидуальных особенностей отдельных людей и оставляем только то, что является общим для них всех. Таким образом универсалии существуют не до, а после вещей. В средние века формируется новое воззрение на природу. Учение о божественном всемогуществе лишает природу самостоятельности, это бог творит природу. Природа перестает быть важнейшим предметом познания, основное внимание теперь на познании бога и человеческой души. И если и возникает интерес к природным явлениям, то они рассматриваются как символы, указывающие на высшую реальность (религиозно-нравственную).

Учитывая, что библейское определение сущности человека как "образы и подобие божьего", а определение Платона и Аристотеля как "разумного животного" средневековые философы спрашивал: чего в человеке больше - разумного начала или начала животного? Что такое разум и что такое жизнь (животность). Какие же свойства бога составляют сущность человеческой природы Человек царь природы, он выходит за ее пределы и становится над нею. Между человеком и Вселенной непроходимая пропасть. Человек пришелец из другого мира (небесное царство, рай, небо и т.д.) и должны туда вернуться. Какие же из божественных свойств составляют сущность человека: разум, свободная воля, т. е. способность суждения и различения добра и зла. А чтобы человек мог сделаться царем в мире, состоящем из елесных вещей и существ, бог дает ему тело и животную душу - как связующее звено с природой, над которой он призван владычествовать. В основе понимания проблемы души и тела - догматы о боговоплощении и воскресении во плоти, это учение Ориген (III век), который считал, что человек состоит из духа, души и тела. Дух не принадлежит самому человеку, а даруется ему богом и всегда устремлен к добру. Душа составляет наше собственное "Я" и ввиду свободы воли выбирает между добром и злом. По природе душа должна повиноваться духу, а тело - душе. Но низшая часть души берет иногда верх - грех. Таким образом зло исходит от злоупотребления свободой Аскетизм - воспитание плоти с целью подчинить духовному началу. Воля в человеке выступает на первый план.

I. 7. Наукоцентризм философии Нового времени.

17-ый век открывает следующий период в развитии философии, который называют философией Нового времени. Разложение феодальных общественных порядков и ослабление влияния церкви, вызвали к жизни новую ориентацию философии, она теперь опирается на науку. И прежде всего на экспериментально-математическое естествознание. Так как наука теперь занимает ведущее место в мировоззрении, то в философии на первый план выходят проблемы теории познания - гносеологии. Продолжается, хотя и в новой форме, полемика между номинализмом, опирающимся на опыт и рационализмом, с опорой на разум. Эти направления предстают как эмпиризм и рационализм. Родоначальник эмпиризма Ф. Бэкон (1561-1626) считает задачей философии создание Нового метода научного познания. Цель науки - принесение пользы человеку. Наука служит жизни и практике. Общая задача наук - увеличение власти человека над природой. Он критикует созерцательную роль науки. В протестантизме Нового времени (Лютер и Кальвин) указывается, что невозможно с помощью разума постигнуть то, что относится к сфере божественного, - есть предмет веры. Разум же надо применять к миру "земных вещей". Разделив веру и разум, Лютер как бы вытолкнул разум на поприще мирской практической деятельности - ремесла, хозяйства, политики. Любой труд теперь уважаем. Отсюда признание всех технических и научных изобретений, облегчающих труд. Наука ориентирована на поиск своих открытий в поле, мастерской и т.д. Чтобы овладеть природой и поставить ее на службу человека, надо, считает Бэкон, в корне изменить научные методы. Всякое познание и всякое изобретение должны опираться на опыт, т.е. должны двигаться от изучения единичных фактов к общим положениям - это метод индукции. Есть полная индукция, когда перечисляются все предметы данного класса и обнаруживается присущее им свойство, но ее роль в науке невелика. Чаще прибегают к неполной индукции, когда на основе наблюдений конечного числа фактов делается общий вывод относительно всего класса данных явлений, но заключение это носит вероятностный характер, т.е. надо создать "истинную индукцию" - то есть необходимо искать не только факты, подтверждающие определенный вывод, но и факты, опровергающие его. Значит естествознание должно пользоваться двумя средствами: перечислением и исключением. Оставить все случаи, где присутствует данное явление, а затем все, где оно отсутствует. Так ищется признак, который есть, когда есть явление, а если явления нет, то нет признака (формы или природы явления). Бэкон недооценил роль рационального начала в познании. Экспериментально - математическое естествознание нуждалось в разработке особого типа эксперимента, который мог бы служить основой для применения математики к познанию природы. Такой эксперимент разрабатывался в рамках механики. В XYII веке Кеплер и Галилей развили новый математический метод бесконечно малых ( диф. Исч.), который вводит принцип движения в саму математику, что позволяет изучать физические процессы. Но математика работает с идеальными объектами и неприемлема в физике. Решение находит Галилей, он строит эксперимент, создавая идеальные модели для физических объектов (вводит - идеальную плоскость, движение в пустоте и т.д.). Проблема конструирования идеальных объектов стала одной из центральных и в философии XYII века. Общая особенность эмпиризма и рационализма - онтологизм. Хотя в центре внимания новой философии стоят проблемы теории познания, однако большинство мыслителей полагают, что человеческий разум в состоянии познать бытие, что наука раскрывает действительное строение мира, закономерности природы. Однако чтобы достигнуть истинного знания надо устранить субъективные помехи (заблуждения самого человека или "идолы" по Бэкону). Также препятствием на пути нового естествознания было телеологическое рассмотрение природы, т.е. объяснение через цель, когда вместо вопроса "почему" ставится вопрос "для чего?" Наука должна открывать механическую причинность природы, поэтому следует ставить природе вопрос "почему?".

Декарт считал, что истинное знание мы должны получить для того, чтобы руководствоваться им и в практической жизни, и в своем жизнеустройстве. Человек должен контролировать историю во всех ее формах, начиная со строительства городов и кончая наукой. Новая наука должна создаваться по единому плану с помощью единого метода. Декарт считает, что создание нового метода мышления требует прочного основания, которое должно быть найдено в разуме, а точнее в его внутреннем первоисточнике - в самосознании. "Мыслю, следовательно, существую". Но невозможно усомниться в существовании самого сомневающегося. Онтологическая значимость "внутреннего человека" выражается в самосознании. Декарт исходит из самосознания как некоторой субъективной достоверности рассматривая при этом субъект гносеологии, как то, что противостоит объекту. Таким образом разделяется субъект и объект. Единый научный метод освобождает познание от случайности, математика его орудие. Природа имеет лишь свойства относящиеся к математике: величина, фигура и движение. Сотворенный мир Декарт делит на два рода субстанций - духовные и материальные. Духовные субстанции - неделимы, материальные делимы до бесконечности. Духовная субстанция имеет в себе идеи, которые присущи ей изначально - врожденные (Идеи бога, числа, фигуры и т.д.). Материальную субстанцию, атрибутом которой является протяжение, Декарт отождествляет с природой и поэтому в природе все подчиняется чисто механическим законам, которые могут быть открыты с помощью математической науки - механики.

Гоббс (1588-1679) следует эмпиризму Бэкона. У него физическое движение приносится в жертву механическому, а геометрия провозглашается главной наукой. Важной заслугой Спинозы перед наукой является то, что рассматривал вопрос о мышлении как об одном из проявлений субстанции, при этом он полагал, что мышление как атрибут субстанции присуще всей материи.

Линию объективного идеализма развивал в этот период Лейбниц (1646-1716). Он поставил вопрос о самодвижении материи и выдвинул принцип живой силы, благодаря которой каждое тело является самостоятельно существующей психической субстанцией - монадой. Живая сила есть проявление самодеятельности материи и отождествляется с нематериальной сущностью - душой каждой вещи. Душа составляет сущность каждой субстанции - монады, а высшей монадой является Бог. Он выдвигает также идею математизации формальной логики.


MMOnline



Последние обновления

Аспирантура в области Computer science в Порту (Португалия)
14.06.11 01:21 | MMOnline
Applications are accepted to award one PhD research grant (within the scope of ENSURE project), funded by the European Union/ European Commission through

С 2006 года аспирантские стипендии увеличатся до 1500 рублей
19.07.05 13:38 | Газета.ru
Стипендии для аспирантов государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных организаций с 1 января 2006 года устанавливаются в размере 1,5 тыс. рублей.

Фурсенко обещает ужесточить рассмотрение диссертаций
05.06.05 10:01 | Газета.ru
Деятельность Высшей аттестационной комиссии (ВАК) будет ужесточена. Об этом в четверг после заседания коллегии профильного министерства сообщил министр образования и науки России Андрей Фурсенко.


 Форум
 ММЗадачка
6 монет, 2 фальшивые
Имеется 6 одинаковых по виду монет. Четыре из них настоящие и две фальшивые (каждая из которых тяжелее настоящей на 1…
[полное условие]
[подсказка]
[решение]
[все задачи]
 Сайт работает с 29.08.2000, Copyright © 2000−2010 MMOnline.Ru and MMForce.Net,
 Правовая информация Обратная связьУчастие в проектеРазместить рекламу
Rambler's Top100 Service