Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.mmonline.ru/forum/read/7/28824/
Дата изменения: Mon Apr 11 16:17:01 2016
Дата индексирования: Mon Apr 11 16:17:01 2016
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: http www.mccme.ru
MMOnline | Форумы | Разное | Речь академика В.И. Арнольда в ГД

Речь академика В.И. Арнольда в ГД

Автор темы Quotation 
25.03.2003 15:15
Quotation
Речь академика В.И. Арнольда в ГД
Речь академика В.И. Арнольда на парламентских слушаниях в Государственной думе


в форуме "Наука и образование":
http://physics.nad.ru/cgi-bin/forum.pl?forum=mipt&mes=1104

Оригинал текста находится по адресу:
http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/ECCE/ARNODUM.HTM


-------------------------

Недавно руководство нашего Министерства образования опубликовало свой список задач для фиксации уровня экзаменационных требований. Эти задачи фиксировали крайне низкий уровень, а в новом проекте стандарта они не заменены лучшим новым списком. Пример "геометрической" задачи из этого списка: "У какого четырехугольника больше всего свойств?"

Проект предлагаемого "решения"; свойства параллелограмма занимают в учебнике столько-то строк, ромба - столько-то, прямоугольника - столько-то, трапеции - столько-то. Значит, наибольшее число свойств у квадрата.


-------------------------

По статистике Американского математического общества в сегодняшних Штатах разделить число 1 1/2 на число 1/4 может, в зависимости от штата, от одного до двух процентов школьных учителей математики. Из "стандартов" простые дроби давно у них исчезли, поскольку компьютеры считают только десятичные. Большинство американских университетских студентов складывают числители с числителями и знаменатели со знаменателями складываемых дробей: 1/2 + 1/3 есть, по их мнению, 2/5. Обучить после такого "образования" думать, доказывать, правильно рассуждать никого уже невозможно, население превращается в толпу, легко поддающуюся манипулированию со стороны ловких политиков без всякого понимания причин и следствий их действий.

Все это делается не по невежеству, а, как мне объяснили мои американские коллеги, сознательно, просто по экономическим причинам: приобретение населением культуры (например, склонности читать книги) плохо влияет на покупательную способность в их обществе потребителей, и вместо того, чтобы ежедневно покупать новые стиральные машины или автомобили, испорченные культурой граждане начинают интересоваться стихами или музыкой, картинами и теоремами и не приносят хозяевам общества ожидаемого дохода.

-------------------------


Насколько я сумел понять планы, они сводятся в основном к снижению нашего уровня образования в средней школе до американских стандартов. Чтобы составить впечатление о последних, напомню только, что комитет по подготовке школьников штата Калифорния (возглавлявшийся Гленном Сиборгом, физико-химиком и нобелевским лауреатом, занимавшимся открытием новых трансурановых элементов) принял несколько лет назад решение требовать при поступлении в университеты штата следующего стандарта знаний по математике: школьники должны уметь делить 111 на 3 без компьютера.

-------------------------
25.03.2003 17:57
PA-7
мы должны идти своим путем
,проложенным нашей математической школой. Между прочим борьбу против идиотских нововведений вел еще Л.С. Понтрягин. Я как-то читал его книжку, где он описывал, как какой-то чудак написал что-то типа учебника для школьников, где доказывалось (!) средствами обычной школьной геометрии, что i^2 = -1! Ясно, что все это - диверсия, направленная на подрыв научного потенциала России.
25.03.2003 18:16
Finder
Re:мы должны идти своим путем
Извините меня за оффтопик, но довольно смешно читать фразу "мы должны идти своим путем", написанную, насколько понимаю, человеком из Голландии %)
25.03.2003 19:10
Necro
А где Арнольд выступал?
Непосредственно перед депутатами? Вряд ли они прониклись.
25.03.2003 19:18
Finder
"Планы сводятся к снижению уровня образования"
Не помню автора, но мысль верная:

не стоит искать злой умысел в том, что объяснимо обычной глупостью.
25.03.2003 19:47
Анюткa
Неловко как-то
Эээ...стесняюсь спросить...раз ясно, что это диверсия, то и диверсанты известны поименно? Огласите весь список, пож-та, заказчики, ткск, исполнители...
А если серьезно, согласная я Finderом.
25.03.2003 19:50
ну, не факт, что он из Голландии пишет
возможно, он просто пишет через голландский прокси-сервер.
25.03.2003 20:25
Finder
shell.nl
Думаю, shell.nl - это не прокси-сервер ;)
Впрочем, стоит его самого спросить
25.03.2003 22:30
PA-7
Книга
Если мне не изменяет память (книгу читал достаточно давно), книга называется "Жизнеописание Л.С. Понтрягина, математика, составленное им самим" или что-то в этом роде. Короче, это его биография. Вопросам преподавания математики в школе посвящена одна из последних глав. Понятно, что это, как обычно, "субъективный" взгляд на вопрос, но там есть весьма интересная информация. В книге как "заказчики", так и "исполнители" того времени ( "почерк" очень похож) расписаны поименно. Помотри в нашей читалке: она наверняка там есть. А чем, собственно говоря, не нравится путь нашей школы? То, что уровень знаний на западе в области математики (я имею ввиду их студентов) отличается от нашего в худшую сторону - все прекрасно знают, тогда как наша школа - одна из лучших в мире, и это тоже все знают, и хотят сделать все по-другому, ну и, как обычно, попутно еще и хорошенько заработать. Обычная схема.
25.03.2003 23:58
Quotation
Жаль, не получилось узнать...
И жаль, что половина обсуждения - про прокси-серверы и диверсантов...

Честно говоря, приводя цитату из Арнольда, я имел в виду "тайную мысль", что на форуме найдутся знающие и заинтересованные люди, которые напишут свое _компетентное_ мнение о том, справедливо ли суждение Арнольда о состоянии дел с преподаванием математики в Европе и Америке.

Дело в том, что Владимир Игоревич написал много статей на эту тему, и он везде писал, что все там катастрофически плохо. С другой стороны, я слышал мнение, что это не совсем так. Кроме того, Владимир Игоревич - человек (на мой взгляд) очень импульсивный и противоречивый... Короче говоря, если на форуме есть люди, хорошо знающие ситуацию с математикой на Западе, то мне было бы интересно услышать их мнение на этот счет.


P.S.
По поводу книги Понтрягина хочу сказать, что книжка действительно очень интересная, но теперь ее трудно достать. Однако она есть в интернете (если надо, дам ссылку). В этой книге действительно есть критика реформы образования 1970-80-х годов, но юмор в том, что инициатор этой реформы - Колмогоров. Так что насчет диверсии в данном случае говорить действительно неуместно, равно как и о глупости. На мой взгляд, тут имело место то, что называется потерей здравого смысла. Но это я про ту, прошлую реформу. А вот что касается нынешней... тут дело намного хуже. Очень похоже, что многие вредные вещи делаются вполне сознательно.
26.03.2003 02:29
PA-7
если нужно компетентное мнение
зайди на кафедру алгебры или ТЧ на 13-й этаж, поспрашивай преподов (народу много по заграницам катается :-) там тебе все популярно и авторитетно расскажут. Арнольд прав!
26.03.2003 05:21
Клюкс
Некомпетентное мнение...
Мнение основано на рассказах близких родственников и друзей (студентов, аспирантов и преподователей), многие из которых в Америке заканчивали школу, и относятся к учебным заведениям в Большом Бостоне.

Уровень математической подготовки среднего американского школьника намного ниже, чем среднего российского. Многие, действительно, не могут разделить 111 на 3 без калькулятора. Но в Америке все школьные курсы делятся на несколько уровней сложности. Самый простой обязаны взять все. Дальше можно брать более сложные уровни (либо по желанию, либо как требование для какого-либо другого курса). Уровень преподователей на самом простом уровне крайне низок (многие не могут пройти специальные тесты для учетелей), но их держат из-за нехватки кадров. На следующих уровнях дела обстоят немного лучше, но очень многое зависит от того, насколько хорошая школа и есть ли деньги у города. Например, моя сестра в 11 классе (из 12) изучала линейную алгебру на вполне приличном уровне, а одну подругу отправили брать класс по анализу функций 2-х переменных в вечернюю школу при Гарварде, т.к. в школе не было классов такой сложности, но у города были деньги оплатить курс. Но хороших школ и богатых городов не так уж и много.
В общем, уровень абитуриентов в Америке, в среднем, намного ниже, чем в России даже если брать ведущие американские ВУЗы, но к окончанию аспирантуры уровень выравнивается :) Наверное, это связано с тем, что в аспирантуру в США, в основном, идут те, кому наука действительно интересна. Правда, сейчас многие безработные пошли учиться - работы все равно нет, а аспирантам хоть какие-то деньги платят. Да и халява в американских ВУЗах не проходит. Вернее, мне неизвестны случаи халявы - все экзамены письменные и списать довольно трудно.

Но если уж сравнивать мех-мат со штатовскими заведениями, то сравнивать его надо с математическими факультетами ведущих университетов Америки, а не с Arizona State Univ., курсом "Математика для ..." или чего-то в этом роде.
Если, например, сравнить средний уровень студента MIT и МИРЭА, до сравнение будет не в пользу последних. Один мой знакомый, здавая экзамен по теор. веру в МИРЭА за своего друга, получил такой вопрос:"Что такое вероятностный ряд?". Правильным ответом, по мнению препода, было что-то вроде таблички кол-во испытаний/кол-во успехов. На замечание о том, что в математике ряд это <определение ряда> , препод со словами "Вы правы" ставит хорошо. Но это не значит, что в России с математикой хуже.

Вообще, в Штатах система образования другая. Не лучше и не хуже - просто другая. До последнего времени она устраивала американцев, сейчас они пытаются эту систему поменять. Например, в Массачусеттсе с этого года ввели обязательный экзамен по математике и английскому для получения High School Diploma. 10% учеников завалили этот тест.


Кстати, я не знаю, как сейчас обстоят дела с математикой в России. 8-10 лет назад я сталкивался с тем, что ученики "гуманитарных" направлений к 10-11 классу уже забывали, как складывать дроби, а их пытались научить брать интегралы. 10 лет назад, в школе, где я работал, на выпускном экзамене по математике у "гуманитариев", задачи решали родители, да и тех приходилось поправлять (для информации, экзамен для мат. классов решался за 20 минут, для "естественных" - химиков, биологов, географов и т.д. за 10 минут, для "гуманитариев" - за 7 минут).

В целом я согласен с Арнольдом, что введение ЕГЭ резко снизит уровень образования. Но нужно ли тратить силы и деньги на то, чтобы образовать всех? Может лучше сначала попробывать заинтерисовать, а тратить ресурсы только на заинтересовавшихся? Большинство из известных мне людей, чья работа не требует знаний математики, к 35-40 годам напрчь забывают все, кроме арифметических операций с целыми числами или десятичными дробями. Правда, в отличие от большинства американцев, умеют считать в уме.
26.03.2003 06:27
Клюкс
Упс...
Очепятка
> заинтерисовать, а тратить ресурсы только на
заинтересовать
26.03.2003 21:55
111/3
Клюкс сказал(а) :
>
> Уровень математической подготовки среднего американского
> школьника намного ниже, чем среднего российского. Многие,
> действительно, не могут разделить 111 на 3 без калькулятора
кстати, насчет 111/3 - кто-то провел такой тест в россии, кажется в переславльском унив-те.и результаты были вобщем-то аналогичны результатам из какого-то равноценного американского ун-та (т.е. ун-та такой же степени заштатности). точных ссылок правда я сейчас не могу привести - не помню.
так что в действительности в штатах не так уж и плохо с матем. образованием, как некоторые пугают, просто сравнивать надо корректно.
27.03.2003 20:40
Виктор
Есть мнение
Есть мнение, правда, не мое. Комиссия Глена провела исследование состояния дел со школько математикой в США. Выводы неутешительные, короче говоря, академик Арнольд прав. С отчетом комиссии можно ознакомиться по URI: http://www.ed.gov/americacounts/glenn/

Можете также ознакомиться с проектом Буша по школьной реформе, чтобы быть в курсе проблем штатовской школы: http://www.mccme.ru/edu/index.php?ikey=bush_eqabil
Например... "Мы столкнулись с настоящим национальным кризисом. Мы все больше и больше делимся на две нации. На тех, кто читает, и тех, кто не умеет читать." (с) Буш Мл. И т. п.
28.03.2003 17:49
Виктор
Русский перевод отчета комиссии Глена
Если кто-нибудь заинтересовался, русский перевод отчета комиссии Глена опубликован по http://www.mccme.ru/edu/index.php?ikey=glenn_ne_pozdno
28.03.2003 18:50
Виктор, спасибо!
Виктор, спасибо!
28.03.2003 19:54
Впечатления от 1/6 прочитанного
Доклад Л.И.Брежнева на XXn-ом съезде КПСС - просто сказка (детективный роман с быстроразвивающимся сюжетом) по сравнению с этим текстом!

--- (мысль по ходу дела) ---
Неужели США плавно превращаются (превратились) в СССР эпохи застоя?
--- (мысль по ходу дела) ---

Пойду еще попробую почитать, может продерусь к чему-то действительно содержательному!
26.04.2003 14:55
Андрей Гоголев
Ссыла на Понтрягина, plz
Quotation, пожлуйста скиньте мне на мыло ссылку на книгу Понтрягина.

>>>>В общем, уровень абитуриентов в Америке, в среднем, намного ниже, чем в России даже если брать ведущие американские ВУЗы, но к окончанию аспирантуры уровень выравнивается :)

В топе даже к 3 курсу. Мне кажется Клюкс очень правильно все написал.

А Арнольд классный старикан. Я его фанат. :)
Был в Москве, купил "Что такое математика?". Захватывающе и познавательно.
Извините, только зарегистрированные пользователи могут публиковать сообщения в этом форуме.

Кликните здесь, чтобы войти