Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.mccme.ru/edu/oficios/standarty/kontrol_p.doc
Дата изменения: Tue Aug 27 22:58:43 2002
Дата индексирования: Sat Dec 22 17:14:23 2007
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: дисперсия скоростей

Приложение 1

Вопросы, возникающие при составлении заданий по проверке усвоения
обязательного минимума содержания основного образования по физике.
*курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в
требования к уровню подготовки выпускников;
** жирным шрифтом добавленные элементы содержания;
*** подчеркнуты исключенные в проекте стандарта элементы содержания;

|Обязательный минимум содержания |Проект образовательного стандарта |Вопросы, возникающие при составлении |
|основного общего образования по физике. |основного общего образования по физике. |заданий по проверке усвоения минимума |
| | |содержания. |
|1 | Механика | Механика | |
|1.1 |Механическое движение. Материальная|Механическое движение. |Как описывается движение? Путь, |
| |точка. Система отчёта. Траектория. | |координата. Перемещение? |
| |*** | | |
|1.2 |Скорость |Скорость |Направление скорости? Определение пути и|
| | | |времени? |
|1.3 |Относительность движения |Относительность движения.* | |
| | |Геоцентрическая и гелиоцентрическая | |
| | |системы мира.** | |
|1.4 |Ускорение |Ускорение |Направление? Уравнение скорости и |
| | | |перемещения при равноускоренном |
| | | |движении? |
|1.5 |Свободное падение |Свободное падение |Определение скорости, времени и |
| | | |расстояния при свободном падении? |
|1.6 |Движение по окружности |Движение по окружности | |
|1.7 |Механические колебания |Механические колебания |Амплитуда? Период? Частота? Условия |
| | | |возникновения колебаний? |
|1.8 |Амплитуда, период, частота | | |
| |колебаний | | |
|1.9 |Механические волны. Длина волны |Механические волны. |Поперечные и продольные волны? Скорость |
| | | |волны? Длина волны? |
|1.10|Звук |Звук |Высота звука? Громкость? Эхо? |
|1.11|Взаимодействие тел. Инерциальная |Взаимодействие тел. Сила. Сложение сил. |Векторное сложение сил? |
| |система отчёта. Сила | |Сложение сил направленных вдоль одной |
| | | |прямой? |
|1.12|Инерция. Масса. Плотность. Первый |Инерция. Масса. Плотность. Первый закон | |
| |закон Ньютона |Ньютона | |
|1.13|Второй закон Ньютона |Второй закон Ньютона |Решение задач на движение под действием |
| | | |одной силы или нескольких сил? |
|1.14|Третий закон Ньютона. |Третий закон Ньютона. | |
|1.15|Силы в природе: сила трения |Сила трения | Трение покоя? Причины трения? Способы |
| | | |изменения силы трения? |
|1.16|Силы в природе: сила упругости. |Сила упругости. |Закон Гука? |
|1.17|Силы в природе: сила тяготения. |Сила тяжести. Вес тела. Невесомость. |Зависимость ускорения свободного падения|
| |Закон всемирного тяготения. |Закон всемирного тяготения. |от расстояния от центра Земли? Ускорение|
| |Искусственные спутники Земли. |Искусственные спутники Земли. |свободного падения на других планетах? |
| |Ракеты | | |
| | |Условие равновесия тел. Центр тяжести | |
| | |тела. | |
|1.18|Импульс. Закон сохранения импульса |Импульс. Закон сохранения импульса. |Упругий и неупругий удар? |
| | |Реактивное движение | |
|1.19|Работа. Мощность |Работа. Мощность | |
|1.20|Простые механизмы. КПД механизма |Простые механизмы. КПД механизма | |
|1.21|Кинетическая энергия. Потенциальная|Кинетическая энергия. Потенциальная | |
| |энергия |энергия | |
|1.22|Закон сохранения механической |Закон сохранения механической энергии | |
| |энергии | | |
|1.23|Давление. Атмосферное давление. |Давление. Атмосферное давление. Закон | |
| |Закон Паскаля |Паскаля. | |
| | |Гидравлические машины. | |
| | |Закон Архимеда. Условие плавания тел. |Как ставить вопросы без понятия веса? |
| | |Наблюдение и описание различных видов |Каких различных видов движения? |
| | |механического движения, взаимодействия |(Описание движения тела по окружности) |
| | |тел, передачи давления жидкостями и |Каких взаимодействий тел? (Система |
| | |газами, механических колебаний и волн, |связанных тел на наклонной плоскости?) |
| | |объяснение этих явлений на основе | |
| | |применения законов динамики Ньютона, |Взаимодействие тел не включено в |
| | |законов сохранения импульса и энергии, |требования. |
| | |закона всемирного тяготения, законов | |
| | |Паскаля и Архимеда. | |
|1.24|Измерение расстояний, промежутков |Измерение физических величин: |Измерение периода колебаний маятника без|
| |времени, силы, объема, массы, |расстояния, промежутков времени, |введения понятия периода? |
| |атмосферного давления, плотности |скорости, силы, массы, давления, | |
| |вещества |плотности вещества, работы и мощности, | |
| | |периода колебаний маятника | |
| | |Проведение простых опытов и | |
| | |экспериментальных исследований по | |
| | |выявлению зависимостей: пути от времени | |
| | |при равномерном и равноускоренном | |
| | |движении, силы упругости от удлинения | |
| | |пружины, периода колебаний маятника от | |
| | |длины нити, периода колебаний груза на | |
| | |пружине от массы груза, силы трения от | |
| | |силы нормального давления, условий | |
| | |равновесия рычага. | |
| | |Практическое применение физических |? |
| | |знаний для выяснения зависимости | |
| | |тормозного пути автомобиля от его | |
| | |скорости; использование простых | |
| | |механизмов в повседневной жизни. | |
| | |Объяснение устройства и принципа | |
| | |действия физических приборов и | |
| | |технических объектов: весов, | |
| | |динамометра, барометра, гидравлической | |
| | |машины, простых механизмов. | |

|Обязательный минимум содержания |Проект образовательного стандарта основного общего |Вопросы, возникающие при |
|основного общего образования по физике. |образования по физике. |составлении заданий по |
| | |проверке усвоения минимума |
| | |содержания. |
|2 | Молекулярная физика. | Молекулярная физика. Термодинамика | |
| |Термодинамика | | |
|2.1 |Дискретное строение вещества. |Строение вещества. Тепловое движение атомов и |Зависимость скорости |
| |Непрерывное и хаотическое движение |молекул. Диффузия. |диффузии от температуры? |
| |частиц вещества. Диффузия. | |Диффузия в жидких, твердых, |
| |Взаимодействие частиц вещества | |газообразных телах? |
|2.2 |Модели газа, жидкости и твердого |Модели строения газов, жидкостей и твердых тел. |Свойства газов, жидкостей, |
| |тела | |твердых тел? |
|2.3 |Температура. Связь температуры |Температура. Связь температуры с хаотическим |Температура по шкале |
| |вещества с хаотическим движением |движением частиц. |Цельсия? Кельвина? |
| |его частиц | | |
|2.4 |Теплопередача. Необратимость |Работа и теплопередача как способы изменения |Использование видов |
| |процесса теплопередачи |внутренней энергии тела. Виды теплопередачи: |теплопередачи в быту? |
| | |теплопроводность, конвекция, излучение. | |
|2.5 |Количество теплоты. Удельная |Количество теплоты. Удельная теплоемкость. | |
| |теплоемкость | | |
|2.6 |Внутренняя энергия. Закон |Внутренняя энергия. Закон сохранения энергии в |Решение задач на теплообмен?|
| |сохранения энергии в тепловых |тепловых процессах. | |
| |процессах. | | |
|2.7 |Тепловые двигатели. Преобразование | Преобразование энергии в тепловых машинах. Паровая|Холодильник? |
| |энергии в тепловых двигателях |турбина, двигатель внутреннего сгорания, реактивный | |
| | |двигатель, холодильник. Экологические проблемы | |
| | |использования тепловых машин. | |
|2.8 |Испарение и конденсация. Влажность |Испарение и конденсация. Влажность воздуха. Кипение | |
| |воздуха. Кипение жидкости. | | |
| |Плавление и кристаллизация. |Зависимость температуры кипения от давления. | |
| |Преобразование энергии при |Плавление и кристаллизация. Удельная теплота | |
| |изменениях агрегатного состояния |плавления и парообразования. Удельная теплота | |
| |вещества |сгорания. | |
| | |Наблюдение и описание диффузии, изменений агрегатных| |
| | |состояний вещества, различных видов теплопередачи, | |
| | |объяснение этих явлений на основе представлений об | |
| | |атомно-молекулярном строении вещества, закона | |
| | |сохранения энергии в тепловых процессах. | |
|2.9 |Измерение давления газа, влажности |Измерение физических величин: температуры, | |
| |воздуха, температуры |количества теплоты, удельной теплоемкости, удельной | |
| | |теплоты плавления, влажности воздуха. | |
| | |Проведение простых физических опытов и | |
| | |экспериментальных исследований по выявлению | |
| | |зависимостей: температуры остывающей воды от | |
| | |времени, температуры вещества от времени при | |
| | |изменениях агрегатных состояний вещества. | |
| | |Практическое применение практических знаний для | |
| | |учета теплопроводности и теплоемкости различных | |
| | |веществ в повседневной жизни. | |
| | |Объяснение устройства и принципа действия физических|Холодильник? |
| | |приборов и технических объектов: термометра, | |
| | |психрометра, паровой турбины, двигателя внутреннего | |
| | |сгорания, холодильника. | |

|Обязательный минимум содержания |Проект образовательного стандарта основного общего |Вопросы, возникающие при |
|основного общего образования по физике. |образования по физике. |составлении заданий по |
| | |проверке усвоения минимума |
| | |содержания. |
|3 | Электродинамика | Электродинамика | |
|3.1 |Электризация тел |Электризация тел | |
|3.2 |Электрический заряд. Взаимодействие|Электрический заряд. Взаимодействие зарядов. Закон | |
| |зарядов. Два вида электрического |сохранения электрического заряда | |
| |заряда. Закон сохранения | | |
| |электрического заряда | | |
|3.3 |Электрическое поле. Действие |Электрическое поле. Действие электрического поля на | |
| |электрического поля на |электрические заряды | |
| |электрические заряды | | |
| | |Проводники, изоляторы и полупроводники. | |
|3.4 |Постоянный электрический ток. Сила |Постоянный электрический ток. Источники постоянного | |
| |тока. Напряжение. Сопротивление. |тока. Сила тока. Напряжение. Электрическое | |
| |Закон Ома для участка электрической|сопротивление. Закон Ома для участка электрической | |
| |цепи |цепи. Последовательное и параллельное соединение | |
| | |проводников. | |
|3.5 |Закон Джоуля-Ленца |Закон Джоуля-Ленца | |
| | |Полупроводниковые приборы. | |
| | |Правила техники безопасности при работе с | |
| | |электрическим током в лаборатории и в быту. | |
|3.6 |Взаимодействие магнитов. Магнитное |Взаимодействие магнитов. Магнитное поле. Магнитное | |
| |поле. Взаимодействие проводников с |поле Земли. Опыт Эрстеда. Магнитное поле тока. | |
| |током. Действие магнитного поля на |Электромагнит. Действие магнитного поля на проводник| |
| |электрические заряды |с током. | |
|3.7 |Электродвигатель |Электродвигатель | |
|3.8 |Электромагнитная индукция. |Электромагнитная индукция. Опыты Фарадея. | |
| |Электрогенераторы |Электрогенератор. Трансформатор. Передача | |
| | |электрической энергии на расстояние. | |
|3.9 |Взаимосвязь электрического и | | |
| |магнитного полей | | |
|3.10|Электромагнитные волны. Скорость |Электромагнитные колебания. |Скорость света? |
| |распространения электромагнитных |Электромагнитные волны. Принципы радиосвязи и | |
| |волн. Свет - электромагнитная волна|телевидения. Свет - электромагнитная волна | |
| | |Виды электромагнитных излучений и их влияние на | |
| | |живые организмы. | |
|3.11|Прямолинейное распространение, |Законы отражения и преломления света. Плоское |Показатель преломления? |
| |отражение и преломление света. Луч.|зеркало. Линза. Фокусное расстояние линзы. Очки. | |
| |Закон отражения света. Плоское |Оптические приборы. | |
| |зеркало. Линза. Оптические приборы |Дисперсия света. | |
| | |Наблюдение и описание электризации тел, | Объяснение дисперсии света |
| | |взаимодействия магнитов, действия магнитного поля на| |
| | |проводник с током, теплового действия тока, |( скорость света? Показатель|
| | |электромагнитной индукции, отражения, преломления и |преломления?) |
| | |дисперсии света, объяснение этих явлений. | |
|3.12|Измерение силы тока, напряжения, |Измерение физических величин: силы тока, напряжения,| |
| |сопротивления проводника, фокусного|электрического сопротивления, фокусного расстояния | |
| |расстояния собирающей линзы |собирающей линзы | |
| | |Проведение простых физических опытов и | |
| | |экспериментальных исследований по изучению: | |
| | |Электростатического взаимодействия заряженных тел, | |
| | |действия магнитного поля на проводник с током, | |
| | |последовательного и параллельного соединения | |
| | |проводников, зависимости силы тока от напряжения на | |
| | |участке цепи, угла отражения света от угла падения, | |
| | |угла преломления света от угла падения. | |
| | |Практическое применение практических знаний для | |
| | |Безопасного обращения с электробытовыми приборами;| |
| | |предупреждения опасного воздействия на организм | |
| | |человека электрического тока и электромагнитных | |
| | |излучений. | |
| | |Объяснение устройства и принципа действия физических| |
| | |приборов и технических объектов: | |
| | |амперметра, вольтметра, электромагнитного реле, | |
| | |динамика и микрофона, электродвигателя и | |
| | |электрогенератора, трансформатора, спектроскопа, | |
| | |очков. | |

|Обязательный минимум содержания |Проект образовательного стандарта основного общего |Вопросы, возникающие при |
|основного общего образования по физике. |образования по физике. |составлении заданий по |
| | |проверке усвоения минимума |
| | |содержания. |
|4 | Атомная и ядерная физика | Атомная и ядерная физика | |
|4.1 |Радиоактивность. Альфа-, бета-, |Радиоактивность. Альфа-, бета-, гамма-излучения | |
| |гамма-излучения |Период полураспада. | |
|4.2 |Методы наблюдения и регистрации | | |
| |частиц в ядерной физике | | |
|4.3 |Опыты по рассеянию альфа-частиц. |Опыты Резерфорда. Ядерная модель атома. Поглощение и| |
| |Планетарная модель атома |испускание света атомами. Оптические спектры. | |
|4.4 |Атомное ядро. Протонно-нейтронная | Состав атомного ядра. | |
| |модель ядра | | |
|4.5 |Заряд ядра. Массовое число ядра | | |
|4.6 |Ядерные реакции |Ядерные реакции | |
|4.7 |Деление и синтез ядер. Сохранение | | |
| |заряда и массового числа при | | |
| |ядерных реакциях. Выделение энергии| | |
| |при делении и синтезе ядер | | |
|4.8 |Энергия связи частиц в ядре |Энергия связи атомных ядер. | |
|4.9 |Использование ядерной энергии. |Источники энергии солнца и звезд. Ядерная | |
| |Дозиметрия |энергетика. Влияние радиоактивных излучений на живые| |
| | |организмы. Экологические проблемы работы атомных | |
| | |электростанций. | |
| | |Наблюдение и описание оптических спектров различных | |
| | |веществ, и их объяснение на основе представлений о | |
| | |строении атома. | |
| | |Практическое применение физических знаний для | |
| | |предотвращения опасного воздействия на организм | |
| | |человека радиоактивных излучений, использование | |
| | |средств защиты от них. | |
|5 |Физические методы изучения природы |Физические методы изучения природы | |
|5.1 |Экспериментальные и теоретические |Экспериментальные и теоретические методы изучения | |
| |методы изучения природы |природы | |
|5.2 |Измерение физических величин. |Измерение физических величин. Погрешности измерений.| |
| |Погрешности измерений |Международная система единиц. | |
|5.3 |Построение графика по результатам | | |
| |эксперимента | | |
|5.4 |Использование результатов | | |
| |экспериментов для построения теорий| | |
| |и предсказания значения величин, | | |
| |характеризующих изучаемое явление. | | |
| |Гипотеза. Методы моделирования | | |
| | |Физические явления. Наблюдения и описание физических|План ответа или наполнение |
| | |явлений. Физические величины. |понятия физическое явление? |
| | | |Физическая величина? |