Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.mccme.ru/edu/oficios/standarty/2004/standart/46_.doc
Дата изменения: Thu Feb 19 20:12:15 2004
Дата индексирования: Sun Dec 23 01:21:11 2007
Кодировка: koi8-r


СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ГЕОГРАФИИ


ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ


Изучение географии в старшей школе на профильном уровне направлено на
достижение следующих целей:

. освоение системы географических знаний для понимания предмета и задач
современной географической науки, ее структуры, тенденций развития;
места и роли географии в системе наук, жизни общества, решения его
проблем; для подготовки к продолжению образования в выбранной области;

. овладение умениями решать комплексные задачи, требующие учета
географической ситуации на конкретной территории, моделирования
природных, социально-экономических и геоэкологических явлений и
процессов с учетом пространственно-временных условий и факторов;

. развитие географического мышления для ориентации в проблемах
территориальной организации общества, его взаимодействия с природой;
навыков грамотного решения бытовых и профессионально-ориентированных
задач;

. воспитание патриотизма, толерантности к другим народам и культурам;
социально-ответственного отношения к окружающей среде в ходе
повседневной трудовой и бытовой деятельности;

. использование разнообразных географических знаний и умений в быту и в
процессе подготовки к будущей профессиональной деятельности;
обеспечении безопасности жизнедеятельности и адаптации к условиям
окружающей среды.





ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

ГЕОГРАФИЯ КАК НАУКА
Предмет и задачи географии. История формирования географических идей.
Место географии в системе наук[1]. География как естественная и
общественная наука. Роль географии и географических знаний в жизни и
хозяйственной деятельности. Географическая картина мира. Методы
географических исследований. Географические прогнозы.
Использование традиционных и новых методов географической науки
(картографического, статистического, описательного, полевого, сравнительно-
географического, математического, моделирования, аэрокосмического,
геоинформационного). Географические прогнозы.

ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ГЕОГРАФИЮ
Основные теории и концепции современной географической картине мира.
Эволюция географической оболочки. Географическое пространство и его
составляющие. Пространственная дифференциация и концентрация объектов и
явлений. Поляризация пространства. Функция места. Территориальные системы.
Пространственные модели в географии. Региональные и глобальные изменения
географической среды в результате деятельности человека. Изменяющийся мир
Земли. Экологизация географии.
Выявление и объяснение факторов формирования географических районов
разных типов.

ВВЕДЕНИЕ В ФИЗИЧЕСКУЮ ГЕОГРАФИЮ
Физическая география как наука о Земле, ее сущность, структура, методы,
источники информации. Система физико-географи-ческих наук. Важнейшие
географические особенности Земли как планеты. Рельеф земной поверхности как
результат действия эндогенных и экзогенных процессов, современное
рельефообразование. Географические процессы, явления на суше и в океане.
Неблагоприятные и опасные природные явления. География природного риска.

Географическая оболочка. Этапы развития географической оболочки, ее
составляющих и представлений о ней. Закономерности эволюции географической
оболочки, ее вертикальная и горизонтальная дифференциация. Цикличность и
ритмичность процессов в географической оболочке.
Анализ круговорота основных веществ и энергии в географической
оболочке.

Природные комплексы. Природные комплексы как системы, их компоненты и
свойства. Природные комплексы суши и Мирового океана. Группировка природных
комплексов по размерам и сложности организации. Физико-географическое
районирование. Природно-антропогенные комплексы.
Анализ изменений природных комплексов разного ранга под влиянием
деятельности человека. Составление географических характеристик природных и
природно-антропогенных комплексов разного ранга.

ВВЕДЕНИЕ В ГЕОЛОГИЮ
Геология - наука о строении Земли, ее сущность, структура, источники
информации. Состав и строение Земли и земной коры. Геологические объекты и
процессы. Развитие земной коры во времени. Этапы геологической истории
земной коры. Геологическая хронология. Тектоника литосферных плит.
Свойства литосферы: ресурсные, геодинамические, геохимические,
геофизические, экологические. Геологическая среда как часть окружающей
человека среды.
Обоснование практического значения геологических знаний для обеспечения
человечества минерально-сырьевыми ресурсами; для инженерно-хозяйственной
деятельности. Изучение изменения геологической среды в результате
деятельности человека.

ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ

И СОЦИАЛЬНУЮ ГЕОГРАФИЮ
Экономическая и социальная география как наука: ее сущность, структура,
методы, источники информации. Система социально-экономико-географических
наук. Теория экономико-геогра-фического положения, его виды, основные
компоненты, методы оценки.
Экономико-географическое изучение природных ресурсов, их классификация.
Экономико-географическая оценка природных ресурсов, их территориальных
сочетаний, основных типов природопользования.

География населения. Географические аспекты происхождения и расселения
современного человека. Динамика численности населения Земли, концепция
демографического перехода. Демографическая политика. Неравномерность
размещения населения земного шара: основные черты и факторы. Половозрастной
состав населения, его занятость, уровень и качество жизни. Миграция.
Геоурбанистика. Этногеография и география религий.
Составление простейших прогнозов роста и расселения населения мира,
отдельных регионов и стран.

География хозяйства. Отраслевая, функциональная и территориальная
структуры хозяйства, их изменения под воздействием научно-технической
революции. Факторы размещения производства. Географическое разделение
труда, факторы его развития. Международные экономические отношения. Мировой
рынок товаров и услуг. География международных экономических связей.
Специальные экономические зоны как элементы глобальной территориальной
структуры хозяйства. Транснациональные корпорации и их роль в глобализации
мировой экономики.
Определение специализации отдельных стран и районов. Составление
экономико-географической характеристики основных отраслей промышленности,
сельского хозяйства, инфраструктуры.

Политическая география и геополитика. Основные идеи и концепции
формирования мирового геополитического пространства; территориально-
политическая организация общества.

Страноведение и регионалистика. Функции, методы и тенденции развития.
Цивилизационные регионы мира. География объектов природного и культурного
наследия.
Составление комплексных страноведческих характеристик.

Современные географические проблемы развития России. Геополитическое и
геоэкономическое положение России. Проблемы использования природно-
ресурсного потенциала. Многонациональность как специфический фактор
формирования и развития страны. Демогеография и расселение.
Геоэкологическая ситуация. Географические следствия формирования рыночных
отношений. Регионы России.
Учебное моделирование развития и размещения населения и хозяйства
России в будущем.

ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ И ГЕОЭКОЛОГИЯ
Природа как среда обитания человека. Стремительный рост потребления
природных ресурсов. Природно-ресурсный, экологический потенциал территорий,
их оценка и меры по сохранению. Геоэкология окружающей среды. Особенности
воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства.
Экологические кризисы, крупнейшие регионы их проявления. Роль географии в
решении геоэкологических проблем. Стратегия устойчивого сбалансированного
развития.
Учебное моделирование техногенных изменений окружающей среды и
прогнозирование их возможных последствий.



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения географии на профильном уровне ученик должен

знать/понимать
. особенности современного этапа развития географической науки, ее
объект, предмет, структуру, методы и источники географической
информации, основные теории и концепции; значение географической науки
в решении социально-экономических и геоэкологических проблем
человеческого общества;
. смысл основных теоретических категорий и понятий, включая
географическое положение, географическое районирование, территориальные
системы, комплексное географическое страноведение и регионализм,
развитие географической оболочки, природопользование и геоэкологию,
географическое разделение труда;

уметь
. применять основные положения географической науки для описания и
анализа современного мира как сложной, противоречивой и динамичной
природно-общественной территориальной системы;
. характеризовать разные типы стран и районов, составлять комплексные
географические характеристики различных территорий;
. проводить учебные исследования, моделирование и проектирование
территориальных взаимодействий различных географических явлений и
процессов с использованием разнообразных методов географической науки;
. решать социально значимые географические задачи на основе проведения
геоэкологической и геоэкономической экспертизы;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для:
. анализа и оценки разных территорий с точки зрения взаимосвязей
природных, социально-экономических, техногенных объектов и процессов
исходя из пространственно-временного их развития;
. описания и объяснения разнообразных явлений в окружающей среде на
основе их географической и геоэкологической экспертизы;
. геологического обоснования инженерно-хозяйственной деятельности,
техногенного воздействия на земную кору;
. понимания места и роли географической науки в современном мире, в
различных сферах жизни общества; подготовки к продолжению образования в
выбранной области.

-----------------------
[1] Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не
включается в Требования к уровню подготовки выпускников.