Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.mccme.ru/edu/oficios/standarty/2004/standart.edu/p2/45.doc
Дата изменения: Wed Apr 28 17:02:08 2004
Дата индексирования: Sun Dec 23 01:41:36 2007
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: релятивистское движение


СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ГЕОГРАФИИ


БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ


Изучение географии на базовом уровне среднего (полного) общего
образования направлено на достижение следующих целей:

. освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и
динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства
на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных
проблем человечества и путях их решения; методах изучения
географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

. овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный
подходы для описания и анализа природных, социально-экономических и
геоэкологических процессов и явлений;

. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими
особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

. воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и
культурам; бережного отношения к окружающей среде;

. использование в практической деятельности и повседневной жизни
разнообразных географических методов, знаний и умений, а также
географической информации.






ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ

ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ


СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ

ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.

ИСТОЧНИКИ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
География как наука. Традиционные и новые методы географических
исследований. Виды географической информации, ее роль и использование в
жизни людей. Геоинформационные системы.

ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Взаимодействие человечества и природы, изменение окружающей среды в
прошлом и настоящем. Основные виды природных ресурсов, их размещение,
крупнейшие месторождения и территориальные сочетания. Рациональное и
нерациональное природопользование.
Оценка обеспеченности человечества основными видами природных ресурсов.
Анализ карт природопользования с целью выявления районов острых
геоэкологических ситуаций.

НАСЕЛЕНИЕ МИРА
Постоянный рост населения Земли, его причины и последствия. Типы
воспроизводства населения[1]. Состав и структура населения. География
религий мира. Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов.
Основные направления и типы миграций в мире. Географические особенности
размещения населения. Формы расселения, городское и сельское население
мира. Урбанизация как всемирный процесс.
Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения. Анализ
карт населения.

ГЕОГРАФИЯ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА
Мировое хозяйство, основные этапы его развития. Отраслевая и
территориальная структура хозяйства мира. География основных отраслей
производственной и непроизводственной сфер, регионов различной
специализации. Мировая торговля и туризм. Основные международные магистрали
и транспортные узлы. Международная специализация крупнейших стран и
регионов мира, интеграционные отраслевые и региональные союзы. Ведущие
страны-экспортеры основных видов продукции. География мировых валютно-финан-
совых отношений.
Анализ экономических карт. Выявление неравномерности хозяйственного
освоения разных территорий. Определение международной специализации
крупнейших стран и регионов мира. Установление взаимосвязей между
размещением населения, хозяйства и природными условиями на конкретных
территориях.

РЕГИОНЫ И СТРАНЫ МИРА
Многообразие стран мира и их типы. Современная политическая карта мира.
Особенности географического положения, истории открытия и освоения,
природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных
проблем развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Африки, Северной и
Латинской Америки, а также Австралии.
Анализ политической карты мира и экономических карт с целью определения
специализации разных типов стран и регионов мира, их участия в
международном географическом разделении труда.

РОССИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
Россия на политической карте мира, в мировом хозяйстве, системе
международных финансово-экономических и политических отношений. Отрасли
международной специализации России. Особенности географии экономических,
политических и культурных связей России с наиболее развитыми странами мира.
Географические аспекты важнейших социально-экономических проблем России.
Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и
геоэкономического положения России. Определение основных направлений
внешних экономических связей России с наиболее развитыми странами мира.




ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННЫХ

ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географическое
содержание глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая,
демографическая, продовольственная и геоэкологическая проблемы как
приоритетные, пути их решения. Проблемы преодоления отсталости
развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. Роль
географии в решении глобальных проблем человечества.
Составление простейших таблиц, схем, картосхем, отражающих
географические взаимосвязи приоритетных глобальных проблем человечества.




ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ

ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ


В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать
. основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы
географических исследований;
. особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные
месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику
населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую
специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные
направления миграций; проблемы современной урбанизации;
. географические особенности отраслевой и территориальной структуры
мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую
специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-
экономического развития, специализации в системе международного
географического разделения труда; географические аспекты глобальных
проблем человечества;
. особенности современного геополитического и геоэкономического положения
России, ее роль в международном географическом разделении труда;

уметь
. определять и сравнивать по разным источникам информации географические
тенденции развития природных, социально-экономических и
геоэкологических объектов, процессов и явлений;
. оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов
мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной
концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных
и техногенных изменений отдельных территорий;
. применять разнообразные источники географической информации для
проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и
геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под
влиянием разнообразных факторов;
. составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран
мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели,
отражающие географические закономерности различных явлений и процессов,
их территориальные взаимодействия;
. сопоставлять географические карты различной тематики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для:
. выявления и объяснения географических аспектов различных текущих
событий и ситуаций;
. нахождения и применения географической информации, включая карты,
статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы
Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий
международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в
России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного
развития;
. понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в
условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и
отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов
человеческого общения.




-----------------------
[1] Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не
включается в Требования к уровню подготовки выпускников.