Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.mccme.ru/edu/oficios/standarty/2004/standart.edu/p2/43.doc
Дата изменения: Wed Apr 28 17:02:08 2004
Дата индексирования: Sun Dec 23 01:41:16 2007
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: столовая гора


СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ПРАВУ


БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ


Изучение права на базовом уровне среднего (полного) общего образования
направлено на достижение следующих целей:
. развитие личности, направленное на формирование правосознания и
правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней
убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя
полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и
свободы;
. воспитание гражданской ответственности и чувства собственного
достоинства; дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого
человека, демократическим правовым институтам, правопорядку;
. освоение знаний об основных принципах, нормах и институтах права,
возможностях правовой системы России, необходимых для эффективного
использования и защиты прав и исполнения обязанностей, правомерной
реализации гражданской позиции;
. овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и
способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных
интересов личности; содействия подержанию правопорядка в обществе;
решения практических задач в социально-правовой сфере, а также учебных
задач в образовательном процессе;
. формирование способности и готовности к самостоятельному принятию
правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере
отношений, урегулированных правом.






ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ

ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ


Право в системе социальных норм. Система российского права.
Законотворческий процесс в России.
Гражданство в Российской Федерации. Избирательная система и
избирательный процесс. Воинская обязанность, альтернативная гражданская
служба. Права и обязанности налогоплательщиков.
Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты.
Экологические правонарушения.
Субъекты гражданского права. Организационно-правовые формы и правовой
режим предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право на
интеллектуальную собственность[1]. Наследование. Неимущественные права:
честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных
прав.
Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое
регулирование отношений супругов.
Правила приема в образовательные учреждения профессионального
образования. Порядок оказания дополнительных платных образовательных услуг.
Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и
расторжения трудового договора. Правовые основы социальной защиты и
социального обеспечения.
Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы
гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции. Особенности
уголовного процесса. Конституционное судопроизводство.
Международная защита прав человека в условиях мирного и военного
времени.

Опыт познавательной и практической деятельности
- самостоятельный поиск, анализ и применение полученной правовой
информации;
- разбор текстов отдельных нормативных правовых актов с точки зрения
реализации и защиты прав человека, гражданина, избирателя,
собственника, потребителя, работника, налогоплательщика;
- формулирование и защита собственной точки зрения с использованием
правовых норм;
- применение полученных знаний для определения соответствующего закону
способа поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- оценка собственных действий и действий других людей с точки зрения
соответствия их действующему законодательству.


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ

ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ


В результате изучения права на базовом уровне ученик должен

знать/понимать
. права и обязанности, ответственность гражданина как участника
конкретных правоотношений (избирателя, налогоплательщика, работника,
потребителя, супруга, абитуриента); механизмы реализации и способы
защиты прав человека и гражданина в России, органы и способы
международно-правовой защиты прав человека, формы и процедуры
избирательного процесса в России;

уметь
. правильно употреблять основные правовые понятия и категории
(юридическое лицо, правовой статус, компетенция, полномочия,
судопроизводство);
. характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок
принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения
брачного контракта, трудового договора, правовой статус участника
предпринимательской деятельности, порядок получения платных
образовательных услуг; порядок призыва на военную службу;
. объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм; основные условия
приобретения гражданства; особенности прохождения альтернативной
гражданской службы;
. различать: виды судопроизводства; полномочия правоохранительных
органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры; организационно-правовые
формы предпринимательства; порядок рассмотрения споров в сфере
отношений, урегулированных правом;
. приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений,
ответственности;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для:
. поиска, первичного анализа и использования правовой информации;
обращения в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;
. анализа норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации;
. выбора соответствующих закону форм поведения и действий в типичных
жизненных ситуациях, урегулированных правом; определения способов
реализации прав и свобод, а также защиты нарушенных прав;
. изложения и аргументации собственных суждений о происходящих событиях и
явлениях с точки зрения права;
. решения правовых задач (на примерах конкретных ситуаций).


-----------------------
[1] Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не
включается в Требования к уровню подготовки выпускников.