Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.mccme.ru/edu/oficios/standarty/2003/krstol/13_est.doc
Дата изменения: Thu Sep 4 21:20:06 2003
Дата индексирования: Sun Dec 23 01:23:26 2007
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: наблюдения метеорных потоков

Приложение 13

Предварительные итоги обсуждения проектов федерального базисного учебного
плана и федерального компонента образовательного стандарта
Естествознание
20 августа 2003

В заседании секции приняло участие 23 человека: методисты округов и
учителя, преподающие интегрированные естественнонаучные курсы в основной и
старшей школе.

По вопросам, предложенным для обсуждения БУПа, секция считает:

1. В БУПе необходимо разграничивать региональный и школьный компонент,
защитив тем самым права школы. Следует в Пояснительной записке более
подробно разъяснить, каким образом формируется региональный и
школьный компоненты: будет ли в примерных Федеральных программах по
всем предметам выделены указанные 20% на региональный и школьный
компоненты? Каков механизм соблюдения этих 20% для различных
предметов, а также механизм оплаты?

2. Вариативность общего образования можно обеспечить лишь при 6-дневной
учебной неделе. То же самое можно сказать и о предпрофильной
подготовке в 9 классе. Поэтому свое «лицо» будут иметь лишь школы с
повышенным образовательным уровнем, работающие по 6-дневной неделе.

3. Введение информатики в начальной школе в качестве отдельного
предмета на Федеральном уровне нецелесообразно. А выделение на него
5 часов в основной школе хочется считать необходимой мерой для более
широкого внедрения информационных технологий в практику работы
школы. Хочется надеется, что в дальнейшем часть этих часов,
отведенных на освоение пользовательскими умениями будет
интегрировано в различные предметы.

4. Введение ОБЖ в основную школу целесообразно. На наш взгляд,
необходимо подумать о предмете или области, который бы касался
вопросов здоровья, экологии и безопасности жизни, но являл бы собой
не «знаниевую» компоненту, которая может быть успешно интегрирована
в различные предметы, а «навыковую», т.е. формировал бы
поведенческие умения здорового образа жизни и обеспечения
безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях.

5. Считаем целесообразным в названии предметов или образовательных
областей указывать элементы содержания. Так в названии
образовательной области «Естествознание» следует указать ее
составляющие: физика, химия, биология, элементы экологии, астрономии
и, очевидно, ОБЖ. (Эти вопросы входят в проект стандарта предметов
данной области).

6. Вызывает опасения такое резкое снижение числа часов на «Технологию».
Наша школа становится все более академической. Компьютерные
технологии наши дети осваивают и без помощи школы, для этого им
достаточно этот компьютер иметь. А вот готовить, шить, управляться с
отверткой или молотком и т.п. самим научиться крайне сложно. Семья
же сейчас все меньше внимания уделяет этим вопросам в силу большой
загруженности родителей.

7. Выбор предметов для обязательного изучения в профильной школе
считаем оптимальным.

8. Слишком большое количество часов отведено на элективные курсы. Ясно,
что в рамках обязательного ЕГЭ львиная доля этих часов будет
добавлена на профильные предметы. Учебники же будут издавать в
расчете на меньшее количество часов (как в примерных планах по
различным профилям). С другой стороны появится неоправданно
завышенное количество невостребованных элективных курсов. Мы с этим
уже сталкивались прежде при введении факультативных курсов. В
качестве примера можно привести физику: факультативные курсы,
служащие дополнением к общеобразовательной программе, углубляющие
все ее разделы пользовались спросом. Факультативные же курсы по
одному разделу, например «Термодинамика», так и не нашли своих
потребителей. На наш взгляд, в нынешнее прагматичное время, вряд ли
можно надеяться на другой ход событий. Хотелось бы, чтобы этот
вопрос был еще раз продуман в целях экономии родительских и
государственных денег на приобретение учебников и сил авторов этих
учебников на их создание. Лучше десяток качественных книг, чем сотня
несъедобных «горячих пирожков» из элективных курсов на потребу новой
моде профильного обучения.

9. Преемственность между средним и высшим образованием устанавливает
ЕГЭ. Учебные же планы школы будут подстроены именно под сдачу ЕГЭ.
Если их пять, то у каждого старшеклассника будет пять профильных
предметов. А нужно ли это Вузам?



Обсуждение проекта стандартов «Природоведения» для 5 класса и
«естествознания» для старшей школы.

«Природоведение»

Секция отметила, что изменения, внесенные в проект стандарта по
природоведению, обеспечивают пропедевтику для всех предметов
естественнонаучного цикла. Учителя и методисты в целом согласились с
цифрами, приведенными в отчете по разгрузке. Участники секции, отмечая
как положительный факт введение в стандарт не только содержания, но и
видов деятельности, вместе с тем указали, что их реализация будет более
эффективной в рамках двухгодичного курса естествознания для 5-6
классов.

«Естествознание»

o Бурное обсуждение вызвал стандарт по естествознанию для старшей
школы. К сожалению, этот текст участники секции увидели впервые и
отметили необходимость продолжить его более широкое обсуждение на
окружных секциях и специализированных семинарах. В связи с этим
обращаемся с просьбой к авторам стандарта о публикации в
педагогической прессе статей с разъяснением их концепции, оснований
для отбора тех или иных единиц содержания, а также расшифровки
требований к выпускникам.

o Крайне сложно оценивать качественные и количественные характеристики
данного стандарта, поскольку участникам секции не удалось выработать
единый взгляд на представленный документ, уйти от предметных
представлений. Хотя в целом появление стандарта по естествознанию и
такого предмета для гуманитариев встречено положительно. Все
предметники понимают бесперспективность одночасовых физики, химии
или биологии.

o Следует отметить, что авторам удалось уйти от простого сложения
«физика + химия + биология» и соответствующего сокращения отдельных
дидактических единиц. Заявленные цели соответствуют основным
направлениям модернизации естественнонаучного образования. Для
гуманитарных классов они более прагматичны и реалистичны, полнее
отвечает запросам сегодняшних старшеклассников. Можно с уверенностью
утверждать, что осуществлен качественный скачок: от количественного
уменьшения «дидактических единиц» перешли к новому осмыслению
концепции естественнонаучного образования в гуманитарных классах.

o Все эксперты пришли к заключению, что основным недостатком стандарта
является его несостыковка с основной школой: у десятиклассников не
будет базы для восприятия отдельных вопросов предложенного
стандарта. Особенно это касается разделов, связанных с химией.
Поэтому целесообразно упростить или исключить отдельные темы,
особенно включенные в первый раздел стандарта.

o В практической части стандарта есть повторы. Высок процент
наблюдений и опытов, которые можно осуществить лишь в модельном
компьютерном варианте. Хотелось бы усилить роль практической части
естествознания для гуманитариев.





По поручению участников обсуждения

М.Ю. Демидова

С.В. Третьякова

М.А. Бражников