Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.mccme.ru/edu/oficios/standarty/2003/krstol/07_history.doc
Дата изменения: Thu Sep 4 21:20:03 2003
Дата индексирования: Sun Dec 23 01:26:08 2007
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: столовая гора

Приложение 7

Результаты обсуждения проектов федерального компонента государственного
стандарта общего образования (2003 г.) и федерального базисного учебного
плана для образовательных учреждений
ИСТОРИЯ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
20 августа 2003 г.

На предметной секции были представлены методисты окружных НМЦ, учителя
истории и обществознания, входящие в актив методической службы города и
округов, сотрудники кафедры социально-гуманитарных дисциплин МИОО,
представители издательств и общественных организаций (всего около 50
человек), руководители предметных групп разработчиков проекта стандарта по
истории и обществознанию.

В результате обсуждения проектов, названных выше документов были сделаны
следующие выводы:


ИСТОРИЯ

1. Проект в своей основе соответствует приоритетным направлениям
модернизации школьного образования, его обновлению. Он обеспечивает
преемственность обучения с ныне действующим обязательным минимумом
содержания школьного исторического образования.

2. В проект внесен целый ряд изменений, которые получили положительную
оценку специалистов:
- коррекция иерархии целей обучения истории в направлении более четкого
выделения задач развития личности в качестве главных;
- многочисленные уточнения содержания стандарта, в т.ч., на основе
замечаний, данных городской секцией при обсуждении в 2002 г.;
- отказ от оценочных суждений об исторических событиях и деятелях
истории, которые были в предыдущем варианте проекта;
- отход от чрезмерной сложности базового уровня исторического
образования в старшей школе;
- уточнение требований к уровню подготовленности учащихся, усиливающее
практическую направленность курса.

3. Достаточная разгрузка содержания исторического образования не произошла.
Значительная часть сохраненных дидактических единиц детализирована, что
нередко содержит расширение учебного материала при формальном от-
сутствии увеличения числа изучаемых элементов. Укрупнение дидактических
единиц, как правило, не сужает их содержания и будет вынужденно де-
тализировано в программах и учебниках.
Затруднительность в разгрузке проекта стандарта по истории, по мнению
предметной секции, во многом вызвано особенностью истории как
дисциплины, вызывающей повышенный интерес и ожидания в российском
обществе, существенно социально дифференцированном и требующем
соответствующей реакции школьного предмета, в т.ч. в номенклатуре
событий, имен и т.д.


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

1. Проект, в своей основе, соответствует приоритетным направлениям
модернизации школьного образования, его обновлению. Он обеспечивает
преемственность обучения с ныне действующим обязательным минимумом
содержания школьного обществоведческого образования.

2. Участники секции выразили удовлетворение фактом сохранения
интегрированного обществоведческого курса в основной школе и наличием
интегрированного курса обществоведение (без права и экономики, которые
выделены в отдельный предмет) в старшей школе.

3. В проект внесен целый ряд изменений, которые получили положительную
оценку специалистов:
- коррекция иерархии целей обучения обществознанию в направлении более
четкого выделения воспитательных задач в качестве главных;
- усиление практической направленности курса, выраженное в содержании и
требованиях к уровню подготовленности учащихся;
- скорректированное содержание развернутого курса права для старшей
школы.

4. Разгрузки содержания обществоведческого образования не произошло. Более
того, было отмечено увеличение его объема, происшедшее в значительной
степени в результате:
- специфической роли предмета в деле социализации учащихся и
естественная, в связи с этим, реакция на требования социально
разнородного и политически плюралистического общества;
- отражения современных приоритеты в развитии общества и, как следствие,
изменения содержания социально-гуманитарных дисциплин на различных
ступенях обучения: рост элементов модуля право; увеличение числа
элементов модуля экономика в интегрированном курсе обществознание;
- введение позиций, отражающих новые реалии современного мира.

5. Секция обратила внимание на целесообразность рассмотрения вопроса о
формировании московского регионального предмета «Право», на основе
обсуждаемого проекта стандарта при учете особых социокультурных
возможностей столицы. При этом подчеркивалось, что при этом необходимо
сохранение в образовательном пространстве Москвы федерального
интегрированного обществоведческого курса.

Секция отмечает, что существенной проблемой проекта стандарта является
отсутствие пробного его использования (не прошедшего по разным, прежде
всего, объективным причинам), что снижает достоверность анализа его
качества.

Проект базисного учебного плана получил поддержку по следующим линиям:
- механизм формирования плана на основе различных комбинаций базовых,
профильных и элективных курсов;
- обоснованность, в целом, предложенного набора предметов обязательных для
изучения всех профилей;
- варианты примерных учебных планов отдельных профилей;
- наличие курса Обществоведение для естественнонаучных профилей.

Секция отметила, что сопоставление содержания образования и требований к
уровню подготовленности выпускников по истории и обществознанию и временем
выделяемым для изучения этих дисциплин делает проблематичным достижения
названных в проекте целей исторического и обществоведческого образования.

По поручению участников обсуждения
Зав. кафедрой социально-гуманитарных дисциплин С.И. Козленко