Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.mccme.ru/edu/oficios/standarty/2003/krstol/05_matem.htm
Дата изменения: Thu Sep 4 21:20:02 2003
Дата индексирования: Sun Dec 23 01:23:59 2007
Кодировка: Windows-1251
Obsuzhdenie uchitelyami Moskvy 20.09.03

Приложение 5

Итоги обсуждения проекта федерального компонента образовательного стандарта и проекта федерального базисного учебного плана.

Математика

20 августа 2003

Секция математики обсудила проект стандарта по математике для 5-9 классов. Председательствовал на секции зав.кафедрой математики МИОО И.В. Ященко. В активном обсуждении приняло участие более 30 учителей из всех округов города, методисты округов, сотрудники МИОО. В обсуждении также приняли участие представитель МГУ В.С. Панферов и представитель МИАН Н.Н. Андреев.

Были обсуждены три вопроса

Собрание единогласно приняло четыре решения

Передать в коллектив разработчиков редакционные замечания.

Вопросы для профессионально-общественного обсуждения
содержания школьного образования

  1. Соответствует ли проект федерального компонента государственного стандарта начального общего и основного общего образования приоритетным направлениям модернизации школьного образования?
  2. Проект минимума содержания образования по математике для основной школы в варианте принятом совещанием у В.М. Филлипова в июле 2003 года отвечает современным требованиям к математической подготовке школьников, соответствует традициям российской школы. Данный проект вполне соответствует духу и букве концепции модернизации российского образования, принятой правительством РФ.

    Общую поддержку находит усиление практической направленности курса, наглядных представлений в геометрии, постепенное введение в курс элементов логики, комбинаторики, теории вероятностей и статистики.

    Однако для полного профессионального обсуждение стандарта следует иметь набор типовых задач.

    Отдельно собрание отметило необходимость НЕ МЕНЕЕ чем 5 уроков в неделю математики в каждой параллели основной школы - математика составляет один из стержней образования, служит базой для профильного образования.

  3. Обеспечивает ли проект стандарта обновление содержания школьного образования в соответствии с современными требованиями? Какие учебные предметы представляются Вам в этом плане наиболее и наименее благополучными?

Проект по математике отвечает обновлению содержания. Значительно снижен вес аксиоматического подхода в курсе геометрии, осуществляется попытка снижения количества формально заучиваемых фактов, формул и доказательств в пользу решения практических задач, применению полученных знаний в смежных с математикой областях и просто в практической жизни.

Собрание считает абсолютно недопустимым значительное снижение уровня общего образования по естественным наукам и по литературе. Не имея квалифицированного мнения о программе по литературе, собрание отмечает НЕДОПУСТИМОСТЬ наличия школьников 10-11 классов, изучающих литературу 2 часа в неделю, естествознание и математику - по 3 часа в неделю (ни на каком сколько угодно ослабленном уровне).

По объему содержания образования проект по математике полностью соответствует традиционной практике и подавляющему большинству используемых учебников. С этой точки зрения проект не допускает никакой дальнейшей разгрузки без ущерба для общекультурного уровня школьников. Уже сейчас проект существенно разгружен за счет снижения формально-логического начала в геометрии и значительной дифференциации курса (многие понятия и факты даны курсивом, чтобы школьник был обязан это услышать, но не обязан отвечать на экзаменах, а школа и учитель имели бы свободу построения курсов с учетом специфики конкретных классов).

Соотношение теоретического и прикладного знания в данном проекте изменилось по отношению к проекту 2002 года в правильную сторону усиления практики. Однако полностью обсуждать это станет возможным только по представлению набора задач.

Теоретические основы курса математики представлены достаточно полно - с одной стороны все необходимые понятия и факты включены в минимум содержания, с другой стороны при исключении хотя бы одного их них, качество образования существенно снизится (например, совершенно недопустимо исключение начал тригонометрии и темы 'Векторы'). Прикладная направленность курса усиливается как введением классических практических задач (на работу, движение, смеси и других), так и за счет введения в курс наглядных представлений о пространственных фигурах, встречающихся детям в окружающем мире. Представления о вероятности и статистике тоже имеют существенную прикладную направленность (в современном мире лотерей, опросов и т.д.)

Собрание отмечает полное соответствие проекта возрастным особенностям детей, потребностям их образования по другим предметам, что отвечает сложившимся традициям российского образования, практике работы большинства школ.

Собрание отмечает, что данный проект нуждается в сравнительно небольших редакционных поправках, по рассмотрении которых обязательный минимум и требования к уровню подготовки по математике для 5 - 9 классов могут быть приняты в качестве государственного документа.

По поручению участников обсуждения

Зав. каф. математики И.В. Ященко