Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.mccme.ru/edu/oficios/standarty/2003/38_p_bio.DOC
Дата изменения: Sun Aug 17 11:29:39 2003
Дата индексирования: Sat Dec 22 23:38:43 2007
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: возникновение жизни

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ ПО БИОЛОГИИ

ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ


Изучение биологии в старшей школе на профильном уровне направлено на
достижение следующих целей:
. освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах,
являющихся составной частью современной научной картины мира; о методах
биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии,
экологии); о строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка,
организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); о выдающихся
биологических открытиях и современных исследованиях в биологической
науке;
. овладение умениями характеризовать современные научные открытия в
области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и
социально-этическими и экологическими проблемами человечества;
самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение,
измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные
результаты; анализировать и использовать биологическую информацию;
пользоваться биологической терминологией и символикой;
. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей в процессе знакомства с выдающимися открытиями и
современными исследованиями в биологической науке, решаемыми ею
проблемами, методологией биологического исследования; проведения
экспериментальных исследований, решения биологических задач,
моделирования биологических объектов и процессов;
. воспитание: убежденности в познаваемости живой природы, осознания
необходимости соблюдения мер, лежащих в основе рационального
природопользования, ответственного отношения к проведению биологических
исследований;
. формирование способности и готовности использовать приобретенные знания
и умения в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности
по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки
навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер
профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.




ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ

ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ


БИОЛОГИЯ КАК НАУКА.

МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
Биология как наука. Отрасли биологии, ее связи с другими науками[1].
Объект изучения биологии - биологические системы. Общие признаки
биологических систем. Роль биологических теорий, идей, гипотез в
формировании современной естественнонаучной картины мира, научного
мировоззрения.

КЛЕТКА
Цитология - наука о клетке. М.Шлейден и Т.Шванн - основоположники
клеточной теории. Основные положения современной клеточной теории. Роль
клеточной теории в формировании современной естественнонаучной картины
мира. Методы изучения клетки.
Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Строение и функции
молекул неорганических и органических веществ. Взаимосвязи строения и
функций молекул.
Строение и функции частей и органоидов клетки. Взаимосвязи строения и
функций частей и органоидов клетки. Химический состав, строение и функции
хромосом.
Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. Вирусы. Меры профилактики
распространения вирусных заболеваний.
Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Энергетический обмен.
Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Фотосинтез. Световые и
темновые реакции фотосинтеза. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий
на Земле. Пластический обмен. Генетическая информация в клетке. Ген.
Генетический код. Биосинтез белка. Матричный характер реакций биосинтеза.
Клетка - генетическая единица живого. Соматические и половые клетки.
Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Фазы митоза. Мейоз, его фазы.
Развитие половых клеток у растений и животных.
Проведение биологических исследований: наблюдение клеток растений и
животных под микроскопом; приготовление микропрепаратов, их изучение и
описание; опыты по определению каталитической активности ферментов;
сравнительная характеристика клеток растений, животных, грибов и бактерий,
процессов брожения и дыхания, фотосинтеза и хемосинтеза, митоза и мейоза,
развития половых клеток у растений и животных.

ОРГАНИЗМ
Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы системы
органов, их взаимосвязь как основа целостности организма. Гомеостаз.
Гетеротрофы. Сапротрофы, паразиты. Автотрофы (хемотрофы и фототрофы).
Воспроизведение организмов, его значение. Бесполое и половое
размножение. Оплодотворение. Оплодотворение у цветковых растений и
позвоночных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение. Индивидуальное
развитие организма (онтогенез). Эмбриональное и постэмбриональное развитие.
Причины нарушений развития организмов. Жизненные циклы и чередование
поколений. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на
развитие зародыша человека.
Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика. Методы
генетики. Методы изучения наследственности человека. Генетическая
терминология и символика. Закономерности наследования, установленные
Г.Менделем, их цитологические основы. Закономерности сцепленного
наследования. Закон Т.Моргана. Определение пола. Типы определения пола.
Наследование, сцепленное с полом. Взаимодействие генов. Генотип как
целостная система. Развитие знаний о генотипе. Геном человека. Хромосомная
теория наследственности. Теория гена. Закономерности изменчивости.
Модификационная изменчивость. Норма реакции. Наследственная изменчивость:
комбинативная и мутационная. Виды мутаций, их причины. Последствия влияния
мутагенов на организм. Меры защиты окружающей среды от загрязнения
мутагенами. Меры профилактики наследственных заболеваний человека.
Селекция, ее задачи. Вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции. Учение о
центрах многообразия и происхождения культурных растений. Закон
гомологических рядов в наследственной изменчивости. Методы селекции, их
генетические основы. Особенности селекции растений, животных,
микроорганизмов. Биотехнология, ее направления. Этические аспекты развития
некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленное
изменение генома).
Проведение биологических исследований: составление схем скрещивания;
решение генетических задач; построение вариационного ряда и вариационной
кривой; выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно),
изменчивости у особей одного вида; сравнительная характеристика бесполого и
полового размножения, оплодотворения у цветковых растений и позвоночных
животных, внешнего и внутреннего оплодотворения, пород (сортов); анализ и
оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии.

ВИД
Доказательства эволюции живой природы. Биогенетический закон. Закон
зародышевого сходства.
Развитие эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.-
Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина. Вид, его критерии. Популяция -
структурная единица вида. Учение Ч.Дарвина об эволюции. Роль эволюционной
теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Движущие
силы эволюции. Формы естественного отбора. Взаимосвязь движущих сил
эволюции. Синтетическая теория эволюции. Популяция - элементарная единица
эволюции. Элементарные факторы эволюции. Исследования С.С.Четверикова.
Закономерности наследования признаков в популяциях разного типа. Закон
Харди-Вайнберга. Результаты эволюции. Формирование приспособленности к
среде обитания. Образование новых видов. Способы видообразования.
Сохранение многообразия видов как основа устойчивости биосферы.
Микро- и макроэволюция. Формы эволюции (дивергенция, конвергенция,
параллелизм). Пути и направления эволюции (А.Н.Северцов, И.И.Шмальгаузен).
Причины биологического прогресса и биологического регресса.
Отличительные признаки живого. Гипотезы происхождения жизни на Земле.
Этапы эволюции органического мира на Земле. Основные ароморфозы в эволюции
растений и животных. Гипотезы происхождения человека. Этапы эволюции
человека. Происхождение человеческих рас. Критика расизма и социального
дарвинизма.
Проведение биологических исследований: выявление ароморфозов,
идиоадаптаций, приспособлений к среде обитания у организмов; наблюдение и
описание особей вида по морфологическому критерию; сравнительная
характеристика разных видов одного рода по морфологическому критерию,
искусственного и естественного отбора, форм естественного отбора, способов
видообразования, микро- и макроэволюции, путей и направлений эволюции;
анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле,
происхождения человека и формирования человеческих рас.

ЭКОСИСТЕМЫ
Экологические факторы, общие закономерности их влияния на организмы.
Закон оптимума. Закон минимума. Биологические ритмы. Фотопериодизм.
Понятия «биогеоценоз» и «экосистема». Видовая и пространственная
структура экосистемы. Компоненты экосистемы.
Пищевые связи в экосистеме. Трофические уровни. Типы пищевых цепей.
Правила экологической пирамиды. Круговорот веществ и превращения энергии в
экосистеме. Саморегуляция в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем.
Стадии развития экосистемы. Сукцессия.
Биосфера - глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере.
Особенности распределения биомассы на Земле. Биологический круговорот.
Биогенная миграция атомов. Эволюция биосферы. Глобальные антропогенные
изменения в биосфере. Проблема устойчивого развития биосферы.
Проведение биологических исследований: наблюдение и выявление
приспособлений у организмов к влиянию различных экологических факторов,
абиотических и биотических компонентов экосистем (на отдельных примерах),
антропогенных изменений в экосистемах своей местности; составление схем
переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепей и сетей);
сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем; описание экосистем
и агроэкосистем своей местности (видовая и пространственная структура,
сезонные изменения, наличие антропогенных изменений); исследование
изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум); решение
экологических задач; составление схем круговоротов углерода, кислорода,
азота; анализ и оценка глобальных антропогенных изменений в биосфере.



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ

ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ


В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен

знать
. основные положения биологических теорий (клеточная теория;
хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции,
теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И.
Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений;
В.И. Вернадского о биосфере); законов (расщепления Г.Менделя;
независимого наследования Г.Менделя; сцепленного наследования Т.Мор-
гана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого
сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости; сцепленного
наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и
их цитологических основ); правил (доминирования Г.Менделя;
экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и
происхождения жизни, происхождения человека);
. строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение);
генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот;
вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем
(структура);
. сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения
энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен,
брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений
и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых
растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма
(онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов,
отдаленных гибридов, действие искусственного, движущего и
стабилизирующего отбора, географическое и экологическое
видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд
популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот
веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция
биосферы;

уметь

использовать:
. современную биологическую терминологию и символику;
. различные источники (в том числе ресурсы Интернета, средства массовой
информации) для поиска, анализа и использования биологической
информации;

объяснять:
. роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании
современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения;
. единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя
биологические теории, законы и правила;
. отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на
развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека;
взаимосвязи организмов и окружающей среды;
. причины эволюции видов, человека, биосферы; единства человеческих рас;
наследственных и ненаследственных изменений, наследственных
заболеваний, генных и хромосомных мутаций; устойчивости, саморегуляции,
саморазвития и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия
видов;

устанавливать взаимосвязи:
. строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов
клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых
реакций фотосинтеза;
. движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;

проводить биологические исследования:
. решать задачи разной сложности по биологии; составлять схемы
скрещивания, пути переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи
питания, пищевые сети);
. по результатам наблюдений описывать клетки растений и животных (под
микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и
агроэкосистемы своей местности; готовить и описывать микропрепараты;
выявлять приспособления у видов к среде обитания, ароморфозы и
идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у
отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем,
взаимосвязи организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей
среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своего региона;
. исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум);
. сравнивать биологические объекты и процессы (клетки растений, животных,
грибов и бактерий; обмен веществ у растений и животных; пластический и
энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез, митоз и мейоз; бесполое
и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и
позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы
естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы
видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции;
экосистемы и агроэкосистемы) и делать выводы на основе сравнения;
. анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни
происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные
антропогенные изменения в биосфере;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для:
. грамотного оформления результатов биологических исследований;
. обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер
профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и
других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм,
наркомания);
. оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении
пищевыми продуктами.



-----------------------
[1] Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не
включается в Требования к уровню подготовки выпускников.