Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.mccme.ru/edu/oficios/standarty/2003/17_b_rus.DOC
Дата изменения: Sun Aug 17 11:14:40 2003
Дата индексирования: Sat Dec 22 23:37:20 2007
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: южная атлантическая аномалия


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ


БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ


Изучение русского языка в старшей школе на базовом уровне направлено на
достижение следующих целей:
. воспитание гражданственности и патриотизма; формирование представления
о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности
народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение
культурой межнационального общения;
. развитие способности к социальной адаптации и к речевому
взаимодействию;
. освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой
системе и общественном явлении, языковой норме и ее разновидностях;
нормах речевого этикета в различных сферах общения;
. совершенствование умений опознавать, анализировать, сопоставлять,
классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения
нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; совершенствование
умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать
и преобразовывать необходимую информацию;
. применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике;
совершенствование нормативного и целесообразного использования языка в
различных сферах общения; повышение уровня орографической и
пунктуационной грамотности.

Реализация указанных целей достигается в процессе совершенствования
следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и
лингвистической (языковедческой), культуроведческой.

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ

ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ[1]


Коммуникативная компетенция
Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации.
Эффективность речи, оценка ее коммуникативных качеств**[2].
Совершенствование всех видов речевой деятельности: аудирование
(слушание), чтение, говорение, письмо.
Развитие навыков монологической и диалогической речи в различных сферах
общения.
Использование разных видов чтения в зависимости от коммуникативной
установки и характера текста.
Информационная переработка текста.
Совершенствование умений и навыков создания текстов разных
функционально-смысловых типов, стилей и жанров.
Учебно-научный, деловой, публицистический стили, разговорная речь, язык
художественной литературы, их особенности.
Культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная
формы). Написание доклада, реферата, тезисов, рецензии. Составление деловых
документов различных жанров (расписка, доверенность, резюме).
Культура публичной речи **.
Культура разговорной речи.

языковая и Лингвистическая

(языковедческая) компетенции
Язык как знаковая система и общественное явление.
Языки естественные и искусственные **.
Основные функции языка.
Наука о языке.
Место лингвистики в кругу научных дисциплин **.
Русский язык в современном мире.
Формы существования русского национального языка (просторечие, народные
говоры, профессиональные языки, арго).
Литературный язык и его нормы, их применение в речевой практике.
Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Взаимосвязь различных единиц и уровней языка. Синонимия в системе
русского языка. Словари русского языка и лингвистические справочники; их
использование.
Литературный язык и язык художественной литературы **.
Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей
языка.

Культуроведческая компетенция
Взаимосвязь языка и культуры.
Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и
других народов.
Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных
культур.
Соблюдение норм речевого этикета в различных сферах общения.

Материал для школ с родным (нерусским)

языком обучения
Русский язык в кругу языков народов России.
Сходства и различия фонетической, лексической, грамматической систем
русского и родного языков.
Перевод с родного языка на русский как вид речевой деятельности.
Особенности русского речевого этикета в сравнении с родным.






ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ

ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ


В результате изучения русского языка на базовом уровне в старшей школе
ученик должен

знать
. основные функции языка;
. смысл понятий речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык,
языковая норма, культура речи;
. основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
. орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и
пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы
обиходно-бытовой, социально-культур-ной, учебно-научной, официально-
деловой сфер общения; нормы речевого этикета в разных сферах общения;

уметь
. оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения
соотнесенности содержания и языкового оформления, ** эффективности
достижения поставленных коммуникативных задач;
. анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и
уместности употребления;
. проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных
разновидностей языка;
. объяснять взаимосвязь языка и истории, языка и культуры русского и
других народов;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни:
. использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучаю-щее,
ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной
установки и характера текста;
. извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-
научные тексты, справочная литература, средства массовой информации, в
том числе представленные в электронном виде на различных информационных
носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета).
. владеть основными приемами информационной переработки устного и
письменного текста;
. создавать устные и письменные монологические и диалогические
высказывания разных типов и жанров в социально-быто-вой, учебно-научной
(на материале различных учебных дисциплин) и деловой сферах общения;
. применять в практике речевого общения основные орфоэпические,
лексические, грамматические нормы современного русского литературного
языка;
. соблюдать нормы речевого этикета в различных сферах общения;
. применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы
современного русского литературного языка.

Специфические требования для школ с родным (нерусским) языком обучения:
. осознавать национальное своеобразие русского и родного языков, сходства
и различия их фонетической, лексической и грамматической систем;
. преодолевать в процессе речевого общения акцент и отклонения от нормы и
системы русского языка, возникающие под влиянием родного;
. вести диалог в ситуации межкультурной коммуникации;
. переводить с родного языка на русский тексты разных типов.


-----------------------
[1] Основные компоненты Обязательного минимума содержания для школ с
русским (родным) и для школ с родным (нерусским) языком обучения едины.
Специфические темы для школ с родным (нерусским) языком обучения указаны
в разделе «Материал для школ с родным (нерусским) языком обучения».
[2] Материал, отмеченный **, не подлежит изучению в школах с родным
(нерусским) языком обучения.