Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.mccme.ru/edu/oficios/standarty/2003/13_him.DOC
Дата изменения: Sun Aug 17 11:11:07 2003
Дата индексирования: Sat Dec 22 22:50:48 2007
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: релятивистское движение

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ ПО ХИМИИ

Изучение химии в основной школе направлено на достижение следующих
целей:
. освоение важнейших знаний о химической символике, химических понятиях,
фактах, основных законах и теориях;
. овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический
эксперимент, а также умениями производить расчеты на основе химических
формул веществ и уравнений химических реакций;
. развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в
процессе усвоения химических знаний и проведения химического
эксперимента; самостоятельного приобретения новых знаний по химии в
соответствии с возникающими жизненными потребностями;
. воспитание убежденности в познаваемости химической составляющей картины
мира; отношения к химии как к элементу общечеловеческой культуры;
. применение полученных знаний и умений для химически грамотного
использования веществ и материалов, применяемых в быту, сельском
хозяйстве и на производстве, решения практических задач повседневной
жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и
окружающей среде.


ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ

ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ


МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ВЕЩЕСТВ И ХИМИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ
Химия - наука о веществах, их строении, свойствах и превращениях.
Наблюдение, описание, измерение, эксперимент, моделирование[1]. Понятие о
химическом анализе и синтезе.
Экспериментальное изучение химических свойств неорганических и
органических веществ.
Правила безопасного обращения с веществами, нагревательными приборами,
химической посудой и простейшим оборудованием.
Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций: 1) массовой
доли химического элемента в веществе; 2) массовой доли растворенного
вещества в растворе; 3) количества вещества, массы или объема по количеству
вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.

ВЕЩЕСТВО
Атомы и молекулы. Химический элемент как вид атомов. Язык химии. Знаки
химических элементов, химические формулы.
Массы атомов и молекул. Относительные атомные массы. Атомная единица
массы. Количество вещества, моль - единица количества вещества. Молярная
масса. Молярный объем.
Вещество и его агрегатные состояния.Чистые вещества и смеси веществ.
Природные смеси разного агрегатного состояния: воздух, природный газ,
нефть, природные воды, растворы.
Вещества простые и сложные. Качественный и количественный состав
вещества. Понятие о валентности и степени окисления. Основные классы
неорганических веществ.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.
Менделеева. Группы и периоды периодической системы.
Общее представление о строении атомов: ядро (протоны и нейтроны) и
электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов элементов малых
периодов периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева.
Общее представление о строении молекул. Химическая связь. Типы
химических связей: ковалентная (полярная и неполярная), ионная,
металлическая.
Вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии. Кристаллические и
аморфные вещества. Типы кристаллических решеток (атомная, молекулярная,
ионная и металлическая).



ХИМИЧЕСКАЯ РЕАКЦИЯ
Химическая реакция. Условия возникновения и признаки протекания
химических реакций. Сохранение массы вещества при химических реакциях.
Классификация химических реакций по различным признакам: числу и
составу исходных и полученных веществ; постоянству или изменению степеней
окисления атомов химических элементов; наличию и отсутствию катализатора,
поглощению или выделению энергии. Понятие о скорости химических реакций.
Электролитическая диссоциация веществ в процессе растворения.
Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Электролитическая
диссоциация щелочей, солей и кислот.

ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ОСНОВЫ

НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ
Свойства простых веществ (металлов и неметаллов), оксидов, оснований,
кислот, солей.
Водород. Водородные соединения неметаллов. Кислород. Озон. Вода.
Галогены. Галогеноводородные кислоты и их соли.
Сера. Оксиды серы . Серная, сернистая и сероводородная кислоты и их
соли.
Азот. Аммиак. Соли аммония. Оксиды азота . Азотная кислота и ее соли.
Фосфор. Оксид фосфора . Ортофосфорная кислота и ее соли.
Углерод. Аллотропия углерода. Угарный и углекислый газы. Угольная
кислота и ее соли.
Кремний. Оксид кремния . Кремниевая кислота. Силикаты.
Щелочные и щелочноземельные металлы и их соединения.
Алюминий. Амфотерность оксида и гидроксида.
Железо. Оксиды, гидроксиды и соли железа.

ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОБ

ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВАХ
Основные сведения о химическом строении органических веществ.
Углеводороды: метан, этан, этен.
Спирты (метанол, этанол, глицерин) и карбоновые кислоты (уксусная,
стеариновая) как представители кислородосодержащих органических соединений.
Биологически важные вещества: жиры, углеводы, белки.
Представления о полимерах (полиэтилен, белки).

ХИМИЯ И ЖИЗНЬ
Человек в мире веществ: материалы и химические процессы. Химическая
картина мира.
Химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Консерванты
пищевых продуктов [поваренная соль, уксусная кислота ( столовый уксус )].
Природные источники углеводородов: нефть и природный газ. Применение их
как топлива и сырья.
Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в
повседневной жизни. Бытовая химическая грамотность: умение читать
маркировку изделий пищевой, фармацевтической и легкой промышленности,
соблюдение инструкций по применению приобретенных товаров.



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ

ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ


В результате изучения химии ученик должен

знать
. химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических
веществ и уравнения химических реакций;
. важнейшие химические понятия: атом, молекула, химическая связь,
вещество и его агрегатные состояния, классификация веществ, химические
реакции и их классификация, электролитическая диссоциация;
. основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава,
периодический закон;

уметь
. называть: знаки химических элементов, соединения изученных классов,
типы химических реакций;
. объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического
элемента, номеров группы и периода, к которым он принадлежит в
периодической системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств
элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; причины
многообразия веществ; сущность реакций ионного обмена;
. характеризовать: химические элементы (от водорода до кальция) на основе
их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей
строения их атомов; связь между составом, строением и свойствами
веществ; общие свойства неорганических и органических веществ;
. определять: состав веществ по их формулам; принадлежность веществ к
определенному классу соединений; валентность и степень окисления
элементов в соединениях;
. составлять: формулы оксидов, водородных соединений неметаллов,
гидроксидов, солей; схемы строения атомов первых двадцати элементов
периодической системы; уравнения химических реакций;
. обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
. распознавать опытным путем: кислород, водород, углекислый газ, аммиак;
растворы кислот и щелочей, хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ионы
аммония;
. вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения;
массовую долю растворенного вещества в растворе; количество вещества,
объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или
продуктов реакции;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для:
. безопасного обращения с веществами и материалами;
. экологически грамотного поведения в окружающей среде, школьной
лаборатории и в быту.
-----------------------
[1] Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не
включается в требования к уровню подготовки выпускников.