Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.mccme.ru/edu/oficios/standarty/2003/41_b_him.DOC
Дата изменения: Sun Aug 17 11:32:14 2003
Дата индексирования: Sat Dec 22 23:39:49 2007
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: флуоресценция

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ ПО ХИМИИ

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ


Изучение химии в старшей школе на базовом уровне направлено на
достижение следующих целей:
. освоение системы знаний о химической составляющей естественно-научной
картины мира, а также о системе важнейших химических понятий, законов и
теорий;
. овладение умениями применять полученные знания для объяснения
разнообразных химических явлений и свойств веществ; оценки роли химии в
развитии современных технологий и получении новых материалов;
. развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в
процессе самостоятельного приобретения знаний и умений по химии с
использованием различных источников информации, в том числе
компьютерных технологий;
. воспитание убежденности в познаваемости мира, необходимости вести
здоровый образ жизни, химически грамотного отношения к среде обитания;
. применение полученных знаний и умений по химии в повседневной жизни, а
также для решения практических задач в сельском хозяйстве и
промышленном производстве.



ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ

ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ


МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ХИМИИ
Научные методы познания окружающего мира и их использование. Роль
эксперимента и теории в познании химии. Моделирование химических процессов.


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХИМИИ

Современные представления о строении атома
Атом. Изотопы. Атомные орбитали. s-, p-, d-Химические элементы, их
положение в периодической системе. Особенности строения электронных
оболочек атомов переходных элементов[1]. Развитие знаний о периодическом
законе и периодической системе химических элементов.

Химическая связь
Ковалентная связь и ее разновидности, механизмы образования. Геометрия
молекул. Электроотрицательность. Степени окисления и валентности атомов
химических элементов в соединениях. Ионная связь как предельный случай
полярной ковалентной связи. Катионы и анионы. Металлическая связь.
Внутримолекулярные и межмолекулярные водородные связи. Единая природа
химических связей.

Вещество
Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Современные
представления о строении твердых, жидких и газообразных веществ.
Свойства веществ, образованных атомами элементов, принадлежащих разным
группам периодической системы Д.И. Менделеева. Свойства классов
органических веществ.
Причины многообразия веществ: качественный и количественный состав,
аллотропия, изомерия, гомология, изотопия.
Явления, происходящие при растворении веществ - разрушение
кристаллической решетки, диффузия, диссоциация, гидратация, гидролиз.
Тепловые явления при растворении.
Истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов.
Электролитическая диссоциация. Растворы электролитов. Сильные и слабые
электролиты
Реакции, протекающие в растворах: реакции ионного обмена, кислотно-
основное взаимодействие в растворах. Взаимодействие металлов с растворами
солей и кислот. Электролиз растворов и расплавов. Гидролиз органических и
неорганических соединений. Водородный показатель (рН) среды.
Золи, гели, понятие о коллоидах.

Химические реакции
Классификация химических реакций в неорганической и органической химии.
Окислительно-восстановительные реакции.
Тепловые эффекты реакций. Термохимические уравнения.
Скорость реакции, ее зависимость от природы, концентрации реагирующих
веществ, температуры, катализатора. Катализ: гомогенный, гетерогенный,
ферментативный.
Общие представления о механизмах химических превращений. Энергия
активации.
Обратимость реакций. Химическое равновесие и его динамический характер.
Смещение равновесия при изменении температуры, давления или концентрации.

НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
Классификация и номенклатура неорганических веществ.

Восстановительные свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений
(стандартных электродных потенциалов) металлов. Способы получения металлов.
Сплавы (черные и цветные) и их применение. Понятие о коррозии.
Представители соединений некоторых переходных металлов: перманганат калия и
дихромат калия как окислители, нитрат и оксид серебра, сульфат и гидроксид
меди.


Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов. Общая
характеристика главных подгрупп неметаллов на примере галогенов (от фтора
до иода). Благородные газы.

Круговороты углерода, кислорода и азота в природе.

ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
Классификация и номенклатура органических соединений.
Структурная теория - основа органической химии. Углеродный скелет.
Радикалы. Функциональные группы. Гомологи и гомологический ряд. Изомерия:
структурная (углеродного скелета, положения кратной связи, функциональной
группы) и пространственная (цис-транс, оптическая). Типы связей в молекулах
органических веществ (сигма- и пи-связи) и способы их разрыва.
Характеристика органических соединений: классы органических веществ,
номенклатура, строение, способы получения, физические и химические
свойства, применение.
Углеводороды: алканы, алкены и диены, алкины, арены. Природные
источники углеводородов: нефть, природные и попутные газы.
Кислородосодержащие соединения: одно- и многоатомные спирты, фенолы,
карбонильные соединения (альдегиды и кетоны), карбоновые кислоты, сложные
эфиры, жиры, углеводы.
Азотосодержащие соединения: амины, аминокислоты, белки. Понятие об
азотистых гетероциклических основаниях и нуклеиновых кислотах.
Полимеры: пластмассы, каучуки, волокна, биополимеры.
Материальное единство неорганических и органических веществ.

ХИМИЯ И ЖИЗНЬ
Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, минеральные
воды. Токсичные вещества.
Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Соблюдение
правил безопасной работы со средствами бытовой химии.
Промышленное получение веществ. Производство серной кислоты, аммиака,
метанола, этанола. Понятие о металлургии (производство чугуна, стали,
алюминия). Коррозия металлов и способы защиты металлов от коррозии.
Химические основы получения высокомолекулярных веществ. Переработка нефти.
Минеральные удобрения как источники восполнения азота, фосфора, калия и
микроэле-ментов в почве.
Химические вещества как строительные и поделочные материалы (мел,
мрамор, известняк, кремнезем ). Вещества, используемые в полиграфии,
живописи, графике, скульптуре, архитектуре.






ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ

ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ


В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен

знать
. важнейшие химические понятия: изотопы, атомные орбитали, аллотропия,
изомерия, гомология, электроотрицательность, валентность, степень
окисления, типы химических связей, ионы, вещества молекулярного и
немолекулярного строения, молярная концентрация раствора, сильные и
слабые электролиты, гидролиз, тепловой эффект реакции, скорость
химической реакции, катализ, химическое равновесие;
. основные теории химии: строения атома, химической связи,
электролитической диссоциации, структурного строения органических
соединений.
. вещества и материалы, широко используемые на практике: основные металлы
и сплавы, серная, соляная, азотная и уксусная кислоты, щелочи, аммиак,
метан, этилен, ацетилен, бензол, стекло, цемент, минеральные удобрения,
бензин, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка,
искусственные волокна, каучуки, пластмассы;

уметь
. называть: вещества по «тривиальной» и международной номенклатуре;
. определять: валентность и степень окисления химических элементов, заряд
иона, изомеры и гомологи различных классов органических соединений,
окислитель и восстановитель в окислительно-восстановительных реакциях;
. характеризовать: s- и p-элементы по их положению в периодической
системе элементов; общие химические свойства металлов и неметаллов и их
важнейших соединений; химическое строение и свойства изученных
органических соединений ;
. объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения,
природу образования химической связи (ионной, ковалентной,
металлической), зависимость скорости химической реакции от различных
факторов, смещение химического равновесия под воздействием внешних
факторов;
. выполнять химический эксперимент: по получению и распознаванию
важнейших неорганических и органических веществ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни для:
. объяснения химических явлений происходящих в природе, быту, и на
производстве; глобальных проблем, стоящих перед человечеством
(сохранение озонового слоя, парниковый эффект, энергетические и
сырьевые проблемы); для понимания роли химии в народном хозяйстве
страны;
. безопасного обращения с горючими и токсическими веществами,
нагревательными приборами; выполнения расчетов, необходимых при
приготовлении растворов заданной концентрации, используемых в быту и на
производстве.

-----------------------
[1] Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не
включается в Требования к уровню подготовки выпускников.