Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.mccme.ru/edu/oficios/standarty/2002/hs-predisl.doc
Дата изменения: Thu Jul 31 13:54:43 2003
Дата индексирования: Sun Dec 23 00:28:58 2007
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: столовая гора

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящая, вторая часть издания, посвященная старшей школе, имеет ряд
существенных отличий от первой его части, где опубликован проект
федерального компонента образовательного стандарта начальной и основной
школы. Если первая часть сборника разрабатывалась почти в течение четырех
месяцев и дважды публиковалась для предварительного обсуждения, то данная
его часть представляет собой, по существу, первый рабочий вариант проекта
образовательного стандарта для старшей школы. Соответственно весьма
различен и уровень подготовки двух названных частей сборника.

Это обстоятельство обусловлено несколькими причинами.
Основная из них состоит в том, что в педагогической науке в настоящее
время нет сколько-нибудь серьезных теоретических и практических разработок,
где рассматривались бы принципиальные и технологические отличия подачи и
интерпретации учебного материала на базовом и профильном уровнях старшей
ступени общеобразовательной школы. Впрочем, таких разработок и не могло
быть, поскольку существующие до настоящего времени школы с углубленным
изучением предметов принципиально отличаются от школ, где содержание
образования должно быть представлено на двух уровнях - базовом и
профильном.
В данной ситуации разработчикам стандарта старшей школы приходилось
многократно прорабатывать указанную проблему на семинарах и совещаниях
Временного научного коллектива «Образовательный стандарт» и одновременно
вести самостоятельный теоретический и практический поиск ее решения
применительно к отдельным образовательным областям и учебным предметам.
Вполне естественно, что разные предметные группы разработчиков имели подчас
и разный вектор этого поиска, и различные его результаты.
Наиболее удачное разведение содержания образования на базовом и
профильном уровне было сделано по таким учебным предметам, как русский и
иностранные языки, география, искусство, технология, физическая культура и
др. Вместе с тем данная проблема для ряда учебных предметов осталась пока
фактически не преодоленной.
В этом плане показателен пример предметной группы по химии, которая не
смогла найти оптимальные основания, чтобы создать стандарт по своему
предмету для базового уровня старшей школы. Если учесть, что и в других
естественнонаучных предметах эти основания весьма шатки, что учебный
материал базового и профильного уровней здесь во многом дублирует друг
друга, то становится очевидной не только правомерность, но и особая
актуальность предложений многих специалистов о необходимости весьма
динамичного создания интегрированного, синтетического, общекультурного
курса «Естествознание» для базового уровня старшей общеобразовательной
школы.
Справедливости ради, надо сказать, что это же во многом относится и к
учебному предмету «Обществоведение». Предложенное в стандарте выделение из
него самостоятельных курсов «Экономика» и «Право» - лишь первый актуальный
шаг. Необходимо продолжить поиск принципов и путей различения, разведения
содержания предмета «Обществоведение» на базовом и профильном уровнях
старшей школы.

Серьезной причиной, также помешавшей разработчикам выйти за рамки
только первого рабочего варианта проекта стандарта для старшей школы,
явилась острая нехватка времени: «Объемные показатели для разработки
проекта федерального компонента государственного образовательного стандарта
общего образования» и «Концепция профильного обучения на старшей ступени
общего образования» были утверждены Министерством образования РФ только в
июне - июле с.г.
В этих условиях многие проекты стандартов после их неоднократного
обсуждения во Временном научном коллективе смогли быть представлены для
печати лишь в самое последнее время. Некоторые же стандарты, например, по
информатике и химии, были сданы только за несколько дней до формирования
данного сборника и потому публикуются в их первозданном виде - без
предварительного обсуждения и без какой-либо редакторской правки. Стандарт
по ОБЖ не публикуется, так как он находится в стадии разработки.
С учетом сложности разработки стандарта для старшей школы, которая
имеет сегодня, по сути, проектный характер - ведь речь фактически впервые
идет о создании концепции формирования содержания образования в новом типе
старшей школы с профильным обучением, - авторский коллектив будет особенно
благодарен за те замечания и предложения по старшей школе, которые поступят
в ходе широкого общественного обсуждения и профессиональной экспертизы
данной части сборника.

Руководители

Временного научного коллектива

«Образовательный стандарт»,

академики Э.Д. Днепров

Российской академии образования В.Д. Шадриков