Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.mccme.ru/edu/oficios/standarty/2002/16os-economy.doc
Дата изменения: Thu Jul 31 13:54:27 2003
Дата индексирования: Sun Dec 23 00:51:20 2007
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: столовая гора


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЭКОНОМИКЕ


ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ


Изучение экономики в основной школе направлено на достижение следующих
целей:
. освоение системы знаний, опирающихся на основы экономической науки, о
структуре и логике функционирования экономики, об экономическом
поведении людей, системе ценностей свободного и ответственного выбора,
необходимых для взаимодействия с социальной средой и для подготовки к
изучению социально-экономических и гуманитарных дисциплин в старшей
школе;
. ознакомление со способами познавательной, коммуникативной и
практической деятельности в условиях рыночной экономики, необходимыми
для участия в экономической жизни общества и государства;
. овладение умением применять полученные знания для решения типичных
познавательных и практических экономических задач и осваивать
социальные роли потребителя, работника, собственника;
. развитие социального кругозора личности в подростковом возрасте,
интереса к изучению дисциплин социально-экономи-ческого цикла;
способности к личному самоопределению и самореализации;
. воспитание приверженности к гуманистическим и демократическим
ценностям, экономического образа мышления, социальной ответственности;
. приобретение компетентности:
- в сфере гражданско-общественной деятельности, межлич-ностных отношений
- освоение на информационном и практическом уровнях основных социальных
ролей, наиболее важных в экономической деятельности (потребителя,
работника, собственника);
- в сфере познавательной деятельности - распознавание на основе
полученных знаний различных экономических явлений и их взаимосвязи;
- в сфере трудовой деятельности - раскрытие сравнительных выгод и
трудностей предпринимательской деятельности и работы по найму,
понимание закономерностей рынка труда, причин и форм безработицы;
- в сфере массовой коммуникации - развитие у учащихся способности
рассматривать события с экономической точки зрения с использованием
отдельных приемов экономического анализа, критически осмысливать
экономическую информацию, содержащуюся в средствах массовой информации,
и вырабатывать собственное аргументированное мнение.

Реализация указанных целей и формирование названных компетентностей
достигается в результате освоения следующего содержания образования.

Ценностные ориентиры

Свобода выбора. Ответственность за последствия выбора. Уважение права
собственности независимо от ее форм. Труд. Законопослушность в сфере
экономической деятельности.

Знания


Экономическая сфера жизни общества. Товары и услуги. Ограниченность
ресурсов. Выбор и альтернативная стоимость[1]. Производство,
производительность труда. Разделение труда и специализация. Экономические
системы. Собственность. Обмен, формы торговли. Потребитель и реклама.
Рынок и рыночный механизм. Спрос и предложение. Эластичность спроса.
Деньги. Инфляция. Банки и их операции. Банковские услуги,
предоставляемые гражданам. Семейный бюджет. Реальные и номинальные доходы
семьи. Неравенство доходов. Экономические меры социальной поддержки. Формы
сбережений населения: банковские вклады, ценные бумаги, наличная валюта.
Выбор между надежностью и доходностью сбережений. Страховые услуги,
предоставляемые гражданам.
Предпринимательство. Затраты, выручка, прибыль. Основные формы
организации производства. Акции и другие ценные бумаги. Фондовый рынок
(биржа).
Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Безработица. Виды
безработицы. Государственная политика социальной поддержки безработных.
Роль профсоюзов.
Экономические функции и цели государства. Основные виды государственных
расходов. Доходы государства. Налоги, уплачиваемые гражданами.

Способы деятельности

Соотнесение доходов и расходов семейного бюджета. Выбор лучшего способа
размещения сбережений. Выполнение простейших расчетных задач с
экономическим содержанием.

Опыт

Опыт экономической деятельности в пределах дееспособности подростка.
Опыт рационального поведения в качестве потребителя, члена семьи,
собственника ресурсов. Опыт оценки своего поведения с точки зрения его
экономической эффективности.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ


В результате изучения экономики ученик должен

Знать и понимать:
. виды экономических систем, формы организации производства; основные
источники доходов и статьи расходов семейного бюджета, возможные виды
сбережений, основные налоги, уплачиваемые гражданами, формы
государственной поддержки безработных и малоимущих.
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
. приводить примеры: элементов традиционной, централизованной (командной)
и рыночной систем в смешанной экономике, разделения труда, действия
рыночного механизма, различных видов рынков;
. описывать: экономическую сферу жизни общества, экономические системы,
рациональное поведение потребителя и роль рекламы, рациональное
поведение человека, размещающего свои сбережения, действие рыночного
механизма, роль конкуренции, деятельность предпринимателя, роль
государства в рыночной экономике, формы заработной платы и
стимулирования труда;
. объяснять: происхождение денег, взаимовыгодность доброво-льного обмена,
выгоды и трудности предпринимательской деятельности, а также работы по
найму.

Применять полученные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни:
. вычислять на условных примерах: доход от банковских вкладов, доход от
ценных бумаг, валовой и чистой прибыли, индивидуальный подоходный
налог, величину страхового взноса.

-----------------------
[1] Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не
включается в требования к уровню подготовки выпускников.