Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.mccme.ru/edu/oficios/standarty/2002/04hs-litra.doc
Дата изменения: Thu Jul 31 13:54:02 2003
Дата индексирования: Sun Dec 23 00:26:04 2007
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: закон вина


ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО)

ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ


БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ


ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ

ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ


Изучение литературы на базовом уровне в старшей школе направлено на
достижение следующих целей:
. овладение системой знаний о русской и мировой художественной литературе
на основе освоения текстов художественных произведений; создание общего
представления об историко-литературном процессе; дальнейшее знакомство
с творчеством русских писателей - классиков, а также с отдельными
произведениями литературы народов России, литературной критики и
зарубежной литературы;
. совершенствование умений анализа и интерпретации литературного
произведения в его историко-литературной обусловленности; умений
написания сочинений и литературно-творческих работ различных типов и
жанров; навыков владения устной и письменной речью, интеллектуальной
деятельности, способствующих достижению высокой культуры учащегося;
. воспитание средствами художественной литературы духовно-нравственной
личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к
деятельности в современном мире по законам добра, совести, чести,
справедливости, патриотизма и гражданского долга; формирование
гуманистического мировоззрения и национального самосознания;
. развитие познавательных интересов и литературно-твор-ческих
способностей, образного мышления и воображения, эмоционально-оценочной
деятельности учащихся; потребности в самостоятельном творческом чтении,
художественного вкуса; углубление эстетического восприятия литературных
произведений; создание представления о единстве этических и
эстетических ценностей, составляющих духовную культуру нации;
. формирование читательской культуры, предполагающей освоение теоретико-
литературных понятий; развитие потребности в самообразовании, в решении
задач информационного самообеспечения, определении необходимых
источников знаний, включая работу с книгой, поиск информации в
библиотеке, в сети Интернет и др.

Реализуя общие цели, учебный предмет «Литература» решает также
специфические задачи в школах с родным (нерусским) языком обучения:
. расширение эстетического кругозора при параллельном изучении родной и
русской литератур;
. развитие речевой активности на русском языке; углубление навыков
владения русской устной и письменной речью;
. формирование поликультурной личности, способной воспринимать
инонациональную литературу (культуру), более широко и многомерно
осмысливать родную литературу (культуру).

Достижение данных целей способствует приобретению учащимися следующих
компетентностей:
- Общекультурная литературная компетентность - эмоциональное восприятие и
глубокое осмысление литературных произведений; понимание литературы как
неотъемлемой части родной и мировой культуры; осознание социокультурной
значимости литературы в обществе, значения и специфики художественного
слова; знание литературных произведений, обязательных для изучения,
основных фактов жизни и творчества выдающихся писателей; понимание
авторского замысла; способность к самообразованию в сфере литературы;
формирование читательской культуры, предполагающей освоение теоретико-
литературных понятий; развитие потребности в самообразовании, в решении
задач информационного самообеспечения, определении необходимых
источников знаний, включая работу с книгой, поиск информации в
библиотеке, в сети Интернет.
- Ценностно-мировоззренческая компетентность - сформированность
гуманистического видения мира, духовно-нрав-ственных ценностей,
собственного мнения и убеждения, способности утверждать и отстаивать
их; понимание необходимости литературы для саморазвития и
самореализации духовного мира человека, для достижения гармонических
отношений индивидуума и окружающего мира; осмысление внутреннего
единства разных систем ценностей, отраженных в литературе; способность
к критическому мышлению, умение противостоять антигуманистическим
тенденциям в современной культуре; удовлетворение духовных запросов
учащихся, обусловленных психологиче6скими особенностями старшего
подросткового и юношеского возраста, нахождение ими в изучаемых
литературных произведениях ответов на волнующие их актуальные
социальные и нравственно-эстетические проблемы.
- Читательская компетентность - способность к творческому чтению и
осмыслению литературного произведения на личностном уровне;
сформированность собственного круга чтения; способность вступать в
диалог с эпохой и культурой, воплощенными в произведениях; к
сопереживанию с героями литературных произведений.
- Речевая компетентность - свободное владение основными видами речевой
деятельности, активизация речевой деятельности; освоение и
использование специфики языка изящной словесности; использование
функциональных стилей языка в речевой практике; совершенствование
навыков устной и письменной речи, умений и навыков интеллектуальной
деятельности в условиях информационного общества, способствующих
достижению высокой информационной культуры учащегося.

Реализация указанных целей и формирование названных компетентностей
достигается в результате освоения следующего содержания образования,
которое состоит из четырех частей:

Первая часть включает в себя основные темы, проблемы и образы, к
которым обращается литература.
Вторая - основные теоретико-литературные понятия.
Третья - основные виды деятельности по освоению литературных
произведений и теоретико-литературных понятий.
Четвертая - перечень литературных произведений, обязательных для
изучения (при этом художественное произведение является эстетически
самоценным и не может рассматриваться лишь как средство изучения указанных
проблем или освоения знаний по теории литературы.)

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ, ПРОБЛЕМЫ И ОБРАЗЫ

В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Художественная литература и ее место в общественной жизни и
национальной культуре России. Специфика образного отражения в литературе
истории человечества и отдельных судеб. Мировой литературный процесс и
преемственность его основных этапов. Диалог читателя и писателя. Духовно-
нравственное и эстетическое развитие личности читателя под воздействием
художественной литературы.
Важнейшие категории человеческого бытия, к которым обращена русская и
зарубежная литература, литература народов России.

Универсальные философские категории бытия: человек и его место в мире
(различные представления о мире, философская лирика и проза); добро и зло
как два полюса человеческого существования (народные представления о добре
и зле в мифах и фольклорных произведениях, осмысление темы добра и зла в
произведениях русской и зарубежной литературы, в литературе народов России;
прекрасное и безобразное в человеческой жизни (отражение их противостояния
в произведениях писателей).
Непреходящие нравственные ценности: справедливость, долг, честь,
совесть как главные опоры человеческого существования (нравственная
проблематика литературных произведений); дружба и любовь как проявление
духовной высоты человеческого «я» (постижение внутреннего мира человека,
изображение его эмоций и чувств в художественном творчестве); дом и семья
как основа полноценного человеческого существования («мысль семейная» в
литературе разных эпох). Свобода как важнейшее условие формирования
человеческой личности (свободолюбивый пафос литературы разных эпох);
творчество как средство выражения духовного потенциала личности (тема
творчества и творца в литературе).

Социально-нравственные категории, формирующие «общественного человека»:
гражданственность и патриотизм как ведущие идеи творчества многих
художников; обостренное чувство Родины, гуманизм и сострадание к
«униженным» и «оскорбленным» в творчестве русских и зарубежных писателей,
писателей народов России, любовь к народу и уважение к его традициям;
активность общественной позиции писателей, нетерпимость к социальным
порокам.

Культурно-исторические ценности: национальные ценности и традиции, их
отражение в культуре; православные традиции, воплощенные в литературных
произведениях; «диалог культур» как условие гармоничного развития личности.

Русская литература первой половины ХIХ века
Время расцвета русской литературы. Общественно-литератур-ная борьба.
Журналистика 30-40-х гг. ХIХ века и ее роль в развитии русского
самосознания. Завершение процесса становления литературного языка. Проблема
художественной формы. Жанровый универсализм русских писателей первой
половины ХIХ века. Решение задач национального самоопределения.
Зарождение романтизма, его историко-культурные и художественные
предпосылки. Дух бунтарства и отражение трагического конфликта личности и
Вселенной, героя и общества в романтических произведениях.
Формирование реализма как новой ступени познания мира и человека.
Проблема героя времени. Осмысление диалектического взаимодействия характера
и обстоятельств. Внимание к социальным «низам».
Емкость и универсальность художественных образов в литературе первой
половины ХIХ века.

Русская литература второй половины ХIХ века
Журналистика 50-70-х гг. ХIХ века. Роль литературной критики в
общественно-культурном развитии России.
Расцвет русского романа. Аналитический характер русской прозы, ее
социальная острота и философская глубина. Пафос нравственного
самосовершенствования. Выявление опасности своеволия и прагматизма;
понимание свободы как ответственности за совершенный выбор. Размышления о
путях улучшения мира через духовное возрождение человека. Проблема веры и
сомнения. Место православных ценностей в философской проблематике
произведений.
Мир поэзии: традиции и новаторство. Тема Родины и родной природы.
Развитие традиций русской философской поэзии. Проблема счастья и
общественного служения. Образ русской женщины, размышления о ее судьбе.
Тема любви в ее возвышенном и трагическом звучании.
Формирование национального театра. Отражение картин народной жизни,
традиций, быта. Речевая индивидуализация персонажей. Понятие трагического
характера.
Размышления о народе и ответственности перед ним. «Всемирная
отзывчивость» русского национального характера и ее осмысление в
литературе.

Русская литература первой половины ХХ века
Литературные течения и школы. Поиски и эксперименты. Отношение к
традициям. Смена художественных ориентиров, взаимодействие различных
эстетических систем. Влияние революционных событий, гражданской и Великой
Отечественной войн на развитие русской литературы.
Усложнение картины мира, трагический характер конфликта человека и
эпохи. Модернизм. Связь литературы с тенденциями в других видах искусства.
Темы и герои реалистической литературы. Проблема социального заказа и
творческой свободы в литературной деятельности. Художественная
объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Новое
осмысление русской истории. Сатирическое разоблачение негативных явлений
советской действительности.
Литература Русского Зарубежья. Тема утраченной Родины в произведениях
писателей-эмигрантов.

Русская литература второй половины ХХ века
«Оттепель» 60-х годов в общественной и культурной жизни страны.
Литературно-художественные журналы, их место в общественном сознании. Новое
открытие русской литературы 20-40-х гг. ХХ века.
Художественное осмысление событий Великой Отечественной войны. Развитие
жанра художественной документалистики. «Деревенская» проза.
Поэтическое многоголосье. Развитие традиционной тематики русской лирики
(тема любви, гражданского служения, единства человека с природой и т.д.).
Взаимодействие текста и подтекста в поэзии и прозе; диалог с традицией
и новаторские искания.
Проблема «художник и власть». Гражданское и личное. Свобода слова.
Современная литературная ситуация. Обилие течений и школ.
Взаимодействие литературы реализма и постмодернизма в осмыслении проблем
современной жизни.

Литература народов России
Взаимодействие культур народов России, их взаимное обогащение.
Отражение в национальных литературах общих и специфических духовно-
нравственных и социальных проблем.
Произведения писателей народов России как источники познания культуры,
нравов и обычаев разных народов, населяющих многонациональную Россию.
Переводы произведений национальных писателей на русский язык.

Русская литературная критика
Критические течения и школы. Общественная позиция и литературные
пристрастия. «Реальная», «эстетическая», «органическая» критика.
Влияние русской критики на общественное сознание, восприятие творчества
писателей современниками и потомками, развитие теоретико-литературных
понятий.
Единство художественного, общественно-исторического и нравственного
пафоса в произведениях русских критиков.

Зарубежная литература
Динамика мирового литературного процесса, взаимосвязь основных его
этапов. Роль литературы Востока и Запада в развитии мировой цивилизации.
Личность и Вселенная, проблема самопознания в произведениях классиков
литературы Европы, Северной и Южной Америки, Японии.
Осмысление таинственных законов мироздания; проблема героя и толпы в
произведениях писателей-романтиков.
Проблема истинных и ложных ценностей человеческого бытия в
реалистической литературе. Изображение Второй мировой войны в зарубежной
литературе.
Взаимовлияние русской и зарубежной литературы в контексте современного
мирового литературного процесса.

СВЕДЕНИЯ ПО ИСТОРИИ И ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ
Художественная литература как вид искусства. Образная основа
художественного произведения. Содержание и форма.
Литература в системе духовной культуры. Гуманизм и народность русской
литературы, ее патриотизм, духовный и нравственный потенциал. Социально-
историческая, нравственная, философская проблематика русской литературы.
Вечные образы, «сквозные» темы и мотивы в русской литературе.
Конкретно-историческое и общечеловеческое значение произведений
классической литературы. Жизненная правда и художественный вымысел.
Этапы развития литературы. Основные черты литературных направлений.
Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей ХIХ-ХХ
веков.
Роды и жанры литературы. Основные способы выражения авторской позиции.
Тема. Идея. Сюжет. Композиция. Конфликт. Персонаж - герой - характер - тип.
Психологизм в литературе. Трагическое и комическое. Сатира и юмор.
Гротеск. Деталь и символ.
Эстетическая функция языка художественной литературы. Изобразительно-
выразительные средства языка художественного произведения. Стиль.
В школе с родным (нерусским) языком обучения указанные сведения по
истории и теории литературы изучаются с опорой на знания, полученные на
уроках родной литературы. Дополнительными понятиями для школ с родным
(нерусским) языком обучения являются:

Взаимосвязь и взаимовлияние национальных литератур; контактные связи
русских писателей с писателями - представителями других национальных
литератур народов России.
Художественный перевод.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСВОЕНИЮ

ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫХ ПОНЯТИЙ
. Творческое чтение художественных текстов.
. Различные виды пересказа.
. Заучивание наизусть стихотворных текстов и фрагментов прозаических
текстов.
. Выразительное чтение.
. Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому
или иному роду и жанру.
. Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его
воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
. Выявление языковых средств художественной образности и определение их
роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
. Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с
учетом мнения оппонента.
. Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по
мотивам литературных произведений и жизненных впечатлений.
. Создание произведений различных жанров (сказка, рассказ, стихотворение
и т.п.).

В школе с родным (нерусским) языком обучения специфическими видами
деятельности являются:
. самостоятельный перевод фрагментов русского художественного текста на
родной язык, поиск эквивалентных средств художественной выразительности
в родном языке;
. выявление и анализ контактных связей русских писателей с писателями
родной литературы.

ПЕРЕЧЕНЬ обязательных для изучения

литературных произведений

Перечень художественных произведений представлен в виде таблицы. В ней
дана общая графа, в которую включены произведения, изучаемые в школах с
русским и родным (нерусским) языками обучения. Произведения, которые
изучаются вариативно, разделены по графам[1].
Перечень художественных произведений для изучения в школах с родным
(нерусским) языком обучения несколько сокращен по сравнению со школами с
русским языком обучения, что не наносит ущерба восприятию учащимися
творчества писателей в целом. В ряде случаев перечень произведений для школ
двух указанных типов не совпадает. Отличия обусловлены либо языковыми
сложностями предлагаемых для изучения в русской школе литературных
произведений, либо желанием представить учащимся школ с родным (нерусским)
языком обучения те произведения, в которых нашли отражение национальное
своеобразие русской литературы, духовные основы русской культуры, а также
этническое многообразие России, быт, обычаи, культура народов, населяющих
ее.


|Школа с русским (родным)|Школа с родным |
| |(нерусским) |
|языком обучения |языком обучения |

|Русская литература XIX века |
|Русская литература первой половины ХIХ века |
|А.С. Пушкин* |
|Стихотворения: «Вольность», «Погасло дневное |
|светило...», |
|«Брожу ли я вдоль улиц шумных.» |
|Стихотворения: |Стихотворения: |
|«Воспоминания в Царском |«Друзьям». |
|Селе», «Я пережил свои |Поэма «Медный всадник» |
|желанья...», «Наполеон»,|(фрагменты). |
|«Свободы сеятель |Роман «Евгений Онегин». |
|пустынный.», «Поэту», | |
|«Демон», «Разговор |Обзорное изучение с |
|книгопродавца с поэтом»,|анализом отдельных глав |
|«Безумных лет угасшее | |
|веселье...», «Если жизнь| |
|тебя обманет.», | |
|«...Вновь я посетил...»,| |
|«Из Пиндемонти», | |
|«Отцы-пустынники и жены | |
|непорочны...». Поэма | |
|«Медный всадник» | |
|М.Ю. Лермонтов* |
|Стихотворение «Выхожу один я на дорогу...» |
|Стихотворения: «Я не |Стихотворения: «Дума», |
|унижусь пред тобою.», |«Три пальмы». Роман |
|«Молитва» («Я, Матерь |«Герой нашего времени». |
|Божия, ныне с |Обзорное изучение с |
|молитвою...»), «Как |анализом повести «Княжна|
|часто пестрою толпою |Мери» |
|окружен...», «Сон» («В | |
|полдневный жар в долине | |
|Дагестана.») | |
|Н.В. Гоголь |
|Повесть «Невский |Поэма «Мертвые души» (I |
|проспект» |том) |
| |Обзорное изучение с |
| |анализом отдельных глав |

|Русская литература второй половины ХIХ века |
|А.Н. Островский |
|Пьесы: «Гроза», |Пьеса «Гроза» |
|«Бесприданница» |Обзорное изучение с |
| |анализом отдельных сцен |
|И.А. Гончаров |
|Роман «Обломов» |Роман «Обломов». |
| |Обзорное изучение с |
| |анализом отдельных |
| |фрагментов |
|И.С. Тургенев |
|«Стихотворения в прозе» (по выбору) |
|«Записки охотника»: |Роман «Отцы и дети». |
|«Хорь и Калиныч», «Два |Обзорное изучение с |
|помещика», «Живые мощи».|анализом отдельных глав |
|Романы «Отцы и дети», | |
|«Рудин». Обзорное | |
|изучение с анализом | |
|отдельных глав | |

|Ф.И. Тютчев* |
|Стихотворения: «Не то, что мните вы, природа...»,|
|«Эти бедные селенья.» |
|Стихотворения: «К. Б.» | |
|(«Я встретил вас - и все| |
|былое...»), | |
|«Silentium!», «Полдень»,| |
|«Тени сизые | |
|смесились...», «О, как | |
|убийственно мы | |
|любим...», «Природа - | |
|сфинкс. И тем она | |
|верней...» | |
|А.А. Фет* |
|Стихотворения: «Сияла ночь. Луной был полон сад. |
|Лежали.», |
|«Шепот, робкое дыханье.» |
|Стихотворения: «Облаком | |
|волнистым...», «Еще | |
|майская ночь...», «Одним| |
|толчком согнать ладью | |
|живую», «Еще одно | |
|забывчивое слово...» | |
|А.К. Толстой* |
|Стихотворение «Коль любить, так без рассудку.» |
|Стихотворения: «Меня, во| |
|мраке и в пыли...», | |
|«Двух станов не боец, но| |
|только гость | |
|случайный...», «Против | |
|течения», «Не верь мне, | |
|друг, когда, в избытке | |
|горя...» | |
|Н.А. Некрасов* |
|Стихотворение «Поэт и гражданин» |
|Стихотворения: «В |Стихотворения: |
|дороге», «Мы с тобой |«Размышления у парадного|
|бестолковые люди...», |подъезда». |
|«Плач де-тей», «Элегия. |Поэма «Кому на Руси жить|
|А.Н. Еракову», «О Муза! |хорошо» Обзорное |
|я у двери гроба». Поэма |изучение с анализом |
|«Кому на Руси жить |отдельных фрагментов |
|хорошо» («Пролог», | |
|«Пьяная ночь», | |
|«Счастливые», «Помещик»,| |
|«Крестьянка»,«Пир - на | |
|весь мир») | |
|Н.С. Лесков |
|Рассказ «Однодум» |
|М.Е. Салтыков-Щедрин |
|«История одного города» («Подтверждение покаяния.|
|Заключение») |
|«История одного города» | |
|(«Опись | |
|градоначальников», | |
|«Органчик») | |
|Ф.М. Достоевский |
|Роман «Преступление и |Роман «Преступление и |
|наказание» |наказание». Обзорное |
| |изучение с анализом |
| |отдельных фрагментов |
|Л.Н. Толстой |
|Роман-эпопея «Война и |Роман-эпопея «Война и |
|мир» |мир». Обзорное изучение |
| |с анализом отдельных |
| |фрагментов. Повесть |
| |«Хаджи Мурат» |
|А.П. Чехов* |
|Рассказы: «Студент», «Ионыч» |
|Рассказы: «Человек в |Пьеса «Вишневый сад». |
|футляре», «Крыжовник». |Обзорное изучение с |
|Пьеса «Вишневый сад» |анализом отдельных сцен |

|Русская литература рубежа XIX-ХХ веков |
|Русская литература первой половины ХХ века |
|И.А. Бунин* |
|Рассказы: «Легкое |Рассказ «Господин из |
|дыхание», «Темные |Сан-Франциско» |
|аллеи». Стихотворения: | |
|«Вечер», «Не устану | |
|воспевать вас, | |
|звезды!..». | |
|Роман «Жизнь Арсеньева» | |
|А.И. Куприн |
|Повесть «Гранатовый | |
|браслет» | |
|Л.Н. Андреев |
|Повесть «Иуда Искариот» | |
|Произведения поэтов Серебряного века |
|К.Д. Бальмонт, В.Я. |Обзорное изучение поэзии|
|Брюсов, Н.С. Гумилев |Серебряного века с |
|(2-3 стихотворений |анализом 2-3 |
|каждого из поэтов). |стихотворений следующих |
| |поэтов: К.Д. Бальмонт, |
| |В.Я. Брюсов, Н.С. |
| |Гумилев |
|М. Горький |
|Пьеса «На дне» |
|А.А. Блок* |
|Стихотворения: «Предчувствую тебя. Года проходят |
|мимо.», «Незнакомка», «Ночь, улица, фонарь, |
|аптека.», «Она пришла с мороза.», «В ресторане». |
|Поэма «Двенадцать» |
|Стихотворения: «Вхожу я |Стихотворение «Река |
|в темные храмы...», «На |раскинулась. Течет, |
|железной дороге», цикл |грустит лениво.» (цикл |
|«На поле Куликовом», |«На поле Куликовом») |
|«Когда вы стоите на моем| |
|пути...» | |
|В.В. Маяковский* |
|Стихотворения: «Нате!», «Послушайте!», «Скрипка и|
|немножко нервно», «Письмо товарищу Кострову из |
|Парижа о сущности любви». |
|Поэма «Во весь голос» |
|Стихотворения: «А вы | |
|могли бы?», «Юбилейное».| |
|С.А. Есенин* |
|Стихотворения: «Шагане ты моя, Шагане.», «Письмо |
|матери», |
|«Спит ковыль. Равнина дорогая.», «Русь Советская»|
|Стихотворения: «Не | |
|бродить, не мять в | |
|кустах багряных...», | |
|«Русь», «Мы теперь | |
|уходим понемногу...» | |
|О.Э. Мандельштам* |
|Стихотворения: «За гремучую доблесть грядущих |
|веков...», «Ленинград» |
|Стихотворение «Я | |
|ненавижу свет | |
|однообразных звезд...» | |
|А.А. Ахматова* |
|Стихотворения: «Песня последней встречи», «Мне ни|
|к чему одические рати...», «Нам свежесть слов и |
|чувства простоту.». Поэма «Реквием» |
|М.И. Цветаева* |
|Стихотворения: «Кто создан из камня, кто создан |
|из глины.», «Стихи к Блоку» («Имя твое - птица в |
|руке...») |
|Стихотворения: из цикла | |
|«Ученик» («Быть | |
|мальчиком твоим | |
|светлоголовым.»), «Тоска| |
|по родине! Давно...» | |
|Б.Л. Пастернак* |
|Стихотворения: «Определение поэзии», «Гамлет», |
|«Во всем мне хочется дойти до самой сути...» |
|Стихотворения: «Февраль.| |
|Достать чернил и | |
|плакать!..», «Про эти | |
|стихи», «Гефсиманский | |
|сад» | |
|М.А. Булгаков |
|Романы «Белая гвардия» |Романы: «Белая гвардия» |
|или «Мастер и Маргарита»|или «Мастер и Маргарита»|
| |(фрагменты) |
|А.П. Платонов |
|Повесть «Котлован» |Рассказ «Песчаная |
| |учительница» |
|М.А. Шолохов |
|Роман «Тихий Дон» |Роман «Тихий Дон». |
| |Обзорное изучение с |
| |анализом отдельных |
| |фрагментов |

|Русская литература второй половины ХХ века |
|А.Т. Твардовский* |
|Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном |
|завете.», |
|«Я знаю, никакой моей вины.» |
|Стихотворение «Памяти | |
|матери». | |
|В.М. Шукшин |
|Рассказы «Чудик», «Выбираю деревню на |
|жительство», «Ванька Тепляшин» |
|А.И. Солженицын |
|Повесть «Один день Ивана|Рассказ «Матренин двор».|
|Денисовича». Роман «В | |
|круге первом» | |
|Н.М. Рубцов* |
|Стихотворения: «Я буду скакать по холмам |
|задремавшей отчизны.», |
|«Русский огонек», «Тихая моя родина», «Видения на|
|холме» |
|И.А. Бродский* |
|Стихотворения: «Сын! Если я не мертв, то |
|потому.», «Меня упрекали во всем, окромя |
|погоды.», «Я входил вместо дикого зверя в клетку»|
|Произведения прозаиков второй половины XX века, |
|получившие общественное признание: |
|Ф.А. Абрамов, В.П. |Ф.А. Абрамов, В.П. |
|Астафьев, |Астафьев, |
|В.И. Белов, В.В. Быков, |В.И. Белов, В.В. Быков, |
|А.В. Вампилов, В.Л. |А.В. Вампилов, В.Л. |
|Кондратьев, К.Г. |Кондратьев, В.Г. |
|Паустовский, В.Г. |Распутин, |
|Распутин, В.Ф. |В.Ф. Тендряков, Ю.П. |
|Тендряков, Ю.П. |Трифонов. |
|Трифонов. (4-5 |Обзорное изучение с |
|произведений по выбору) |анализом одного-двух |
| |произведений |
|Произведения поэтов второй половины XX века, |
|получившие общественное признание |
|Б. Ахмадулина, А. |Б. Ахмадулина, А. |
|Вознесенский, |Вознесенский, |
|В. Высоцкий, Ю. Друнина,|В. Высоцкий, Е. |
|Е. Евтушенко, Ю. |Евтушенко, Ю. Кузнецов, |
|Кузнецов, Б. Окуджава, |Б. Окуджава, Р. |
|Р. Рождественский |Рождественский. Обзор |
|(творчество 3-4 поэтов |поэзии 50-90-х гг. с |
|по выбору) |анализом отдельных |
| |стихотворений |

|Литература народов России |
|(обзорное изучение с анализом 1-2 произведений |
|следующих писателей)1 |
|Габдулла Тукай. Поэма «Шурале». Коста Хетагуров. |
|Поэма «Фатима». Юрий Рытхэу. Повесть «Когда киты |
|уходят». Расул Гамзатов. Стихотворения: «Покуда |
|вертится земля», «Родной язык», «Журавли», |
|«Берегите друзей». Давид Кугультинов. |
|Стихотворения: «О, Пушкин!», «Я помню прошлое.», |
|«Везде в любые времена.». Мусса Джалиль. |
|Стихотворения: «Слеза», «Мои песни». Геннадий |
|Айги. Стихотворения: «Снег», «Дом за городом» |

|Русская литературная критика |
|Н.А. Добролюбов. «Луч |Н.А. Добролюбов. «Луч |
|света в темном царстве»,|света в темном царстве» |
|«Что такое обломовщина?»|(фрагменты) |
|А.А. Григорьев. «После | |
|"Грозы" Островского. | |
|Письма к И.С. | |
|Тургеневу». | |
|Д.И. Писарев. «Базаров» |Д.И. Писарев. «Базаров» |
| |(фрагменты) |
|Д.С. Мережковский. | |
|«Лермонтов. Поэт | |
|свехчеловечества» | |
|Д.С. Лихачев. «О | |
|русском» | |
|2-3 статьи критиков ХХ века (по выбору учителя) |

|Зарубежная литература |
|В. Шекспир. «Гамлет» |В. Шекспир. «Гамлет» |
| |(фрагменты) |
|И.-В. Гете. «Фауст» (I |И.В. Гете. «Фауст» |
|часть) |(фрагменты) |
|О. Бальзак. «Гобсек» | |
|Б. Шоу. «Пигмалион» |Б. Шоу. «Пигмалион» |
| |(сцены) |
|Г. Уэллс. «Война миров» | |
|Э. Хемингуэй. «Прощай, | |
|оружие!» | |
| |Ф. Купер. «Зверобой» |
| |(фрагменты) |
|В. Теккерей. «Ярмарка | |
|тщеславия» | |
|Ч. Диккенс. |Ч. Диккенс. |
|«Рождественские |«Рождественские |
|рассказы» (2-3 по |рассказы» (по выбору) |
|выбору) | |
|Э.М. Ремарк. | |
|«Триумфальная арка» | |
|Кобо Абэ. Роман «Человек-ящик» |



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

ВЫПУСКНИКОВ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

Знать и понимать:
. содержание художественных произведений русской литературы XIX-XX веков,
обязательных для изучения, а также отдельных произведений зарубежной
литературы и литературы народов России;
. основные факты жизни и творчества писателей-классиков;
. основные закономерности историко-литературного процесса; основные черты
литературных направлений (классицизм, романтизм, реализм, модернизм).

Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
. воспроизводить конкретное содержание литературного произведения,
определять его тематику и проблематику;
. соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой;
. связывать литературную классику со временем написания и с
современностью; выявлять «сквозные темы», ключевые проблемы русской
литературы, раскрывать их нравственный смысл;
. соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи
(классицизмом, романтизмом, реализмом, модернизмом);
. использовать сведения по истории и теории литературы при анализе и
оценке художественного произведения; его проблематики, системы образов,
особенностей композиции, изобразительно-выразительных средств языка;
. определять род и жанр произведения;
. определять авторское отношение к изображенному, давать интерпретацию
изученного произведения на основе личностного восприятия; анализировать
эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с
проблематикой произведения;
. выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), в том числе
выученные наизусть;
. творчески использовать аналитический пересказ;
. давать устную и письменную аргументированную оценку изученному в классе
или самостоятельно прочитанному литературному произведению, а также
инсценировке, экранизации; в устных и письменных высказываниях
аргументировано формулировать свою позицию; отстаивать ее, участвуя в
диалоге или дискуссии;
. составлять конспекты, планы и тезисы статей на литературные,
общекультурные, научные и публицистические темы, писать рецензии на
самостоятельно прочитанное произведение, сочинения на литературные и
свободные темы; совершенствовать навыки владения устной и письменной
речью, умения и навыки интеллектуальной деятельности в условиях
информационного общества, способствующие достижению высокой
информационной культуры учащихся.

Специфические требования для школ с родным (нерусским) языком обучения:
. соотносить жанры произведений родной и русской литературы;
. сопоставлять предлагаемые для изучения произведения русской литературы
с тематически близкими произведениями родной литературы, факты родной и
русской культур, отмечая общность их нравственного идеала и национально
обусловленное своеобразие его художественного воплощения.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни:
. применять знания по литературе при самостоятельном знакомстве с
явлениями художественной культуры и оценке их эстетической значимости;
. сопоставлять литературные и жизненные ситуации, оценивая
действительность с позиций нравственно-эстетического идеала;
. высказывать и обосновывать свое суждение о самостоятельно прочитанных
произведениях, просмотренных спектаклях, фильмах; давать им оценку,
понимая их место в историко-культурном процессе и значимость
поставленных в них проблем для сегодняшнего дня;
. использовать различные информационные источники при самостоятельном
выборе книг для чтения и анализе художественной литературы.

ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ

ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ


Изучение литературы на профильном уровне в старшей школе направлено на
достижение следующих целей:
. овладение системой знаний и представлений о русской литературе на
основе освоения и изучения текстов художественных произведений, о
жизненном и творческом пути выдающихся русских писателей; об основных
закономерностях историко-литературного процесса, его динамике и
отдельных периодах его развития; об основных чертах литературных
направлений (классицизм, романтизм, реализм, модернизм); обогащение
сведений о теоретико-литературных понятиях и литературной критике;
развитие интереса к зарубежной литературе и литературе народов России;
расширение круга чтения в рамках углубленного историко-литературного
курса; углубление социально-гуманитарной направленности понимания
литературы;
. совершенствование умений философского и культуроведческого осмысления,
лингвистического и филологического анализа и интерпретации литературных
произведений в их историко-литературной обусловленности и мировом
социокультурном контексте; развитие исследовательских навыков учащихся
в работе с художественным текстом; совершенствование умений и навыков
интеллектуальной деятельности в условиях информационного общества,
способствующих достижению высокой информационной культуры учащегося,
умений искать, обрабатывать и использовать информацию на основе знания
ее основных источников (справочная литература, масс-медиа, Интернет);
развитие потребности в самообразовании, в решении задач информационного
самообеспечения;.
. воспитание средствами художественной литературы духовно-нравственной
личности, готовой к самопознанию и самоусовершенствованию, способной к
деятельности в современном мире по законам добра, совести, чести,
справедливости, патриотизма и гражданского долга; формирование
гуманистического мировоззрения и национального самосознания;
. развитие познавательных интересов и литературно-творчес-ких
способностей, образного мышления и воображения; эмоционально-оценочной
деятельности учащихся; умений выполнять различные виды устных и
письменных творческих работ (сочинение, развернутая рецензия на новое
литературное произведение, сопоставительный анализ произведений, обзор,
реферат); совершенствование навыков владения устной и письменной речью;
развитие художественного вкуса, потребности в самообразовании в области
литературы и филологии, в самостоятельном творческом чтении; углубление
эстетического восприятия литературных произведений; создание
представления о единстве этических и эстетических ценностей,
составляющих духовную культуру нации;
. повышение общекультурного уровня учащихся, расширение их нравственного
и эстетического кругозора, формирование читательской культуры,
предполагающей освоение теоретико-литературных понятий; подготовка к
осознанному выбору будущей профессии в гуманитарной сфере.

Реализуя общие цели, учебный предмет «Литература» решает также
специфические задачи в школах с родным (нерусским) языком обучения:
. совершенствование и расширение эстетического кругозора учащихся при
параллельном изучении родной и русской литератур; формирование умений
историко-сопоставительного анализа произведений родной и русской
литературы, выявления в них типологически общих черт и национально
обусловленного своеобразия их художественного воплощения;
. развитие речевой активности на русском языке; совершенствование навыков
владения русской устной и письменной речью, развитие умения
пользоваться стилистически окрашенной русской речью, риторическими
приемами;
. формирование поликультурной личности, способной воспринимать
инонациональную литературу (культуру), более широко и многомерно
осмысливая родную литературу (культуру).

Достижение данных целей способствует приобретению учащимися следующих
компетентностей:
- Общекультурная литературная компетентность - эмоциональное восприятие и
глубокое осмысление литературных произведений; понимание литературы как
неотъемлемой части родной и мировой культуры; осознание социокультурной
значимости литературы в обществе, значения и специфики художественного
слова; знание литературных произведений, обязательных для изучения,
основных фактов жизни и творчества выдающихся писателей; понимание
авторского замысла и способов его воплощения; способность к
самообразованию в сфере литературы; наличие профессиональных
представлений о гуманитарной сфере деятельности.
- Ценностно-мировоззренческая компетентность - сформированность
гуманистического видения мира, духовно-нравственных ценностей,
собственного мнения и убеждения, способности утверждать и отстаивать
их; понимание необходимости литературы для саморазвития и
самореализации духовного мира человека, для достижения гармонических
отношений индивидуума и окружающего мира; осмысление внутреннего
единства разных систем ценностей, отраженных в литературе; способность
к критическому мышлению, умение противостоять антигуманистическим
тенденциям в современной культуре.
- Читательская компетентность - способность к творческому чтению и
осмыслению литературного произведения на личностном уровне;
совершенствование умения глубокого целостного литературоведческого
анализа текста с использованием знаний по истории и теории литературы;
сформированность собственного круга чтения; умение делать обобщения на
литературно-художественном материале, сопоставлять литературные
произведения разных эпох; способность вступать в диалог с эпохой и
культурой, воплощенными в произведениях; освоение и использование
специфики языка изящной словесности; способность к сопереживанию с
героями литературных произведений; удовлетворение духовных запросов
учащихся, обусловленных психологиче6скими особенностями старшего
подросткового и юношеского возраста, нахождение ими в изучаемых
литературных произведениях ответов на волнующие их актуальные
социальные и нравственно-эстетические проблемы.
- Речевая компетентность - свободное владение основными видами речевой
деятельности, активизация речевой деятельности на основе филологической
и общекультурной эрудиции; использование функциональных стилей языка в
речевой практике; способность к самовыражению в литературном
творчестве.

Реализация указанных целей и формирование названных компетенций
достигается в результате освоения следующего содержания образования,
которое состоит из четырех частей.
Первая часть включает в себя основные темы, проблемы и образы, к
которым обращается литература.
Вторая - основные теоретико-литературные понятия.
Третья - основные виды деятельности по освоению литературных
произведений и теоретико-литературных понятий.
Четвертая - перечень литературных произведений, обязательных для
изучения (при этом художественное произведение является эстетически
самоценным и не может рассматриваться лишь как средство изучения указанных
проблем или освоения знаний по теории литературы.)

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ, ПРОБЛЕМЫ И ОБРАЗЫ

В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Художественная литература и ее место в общественной жизни и
национальной культуре России. Специфика образного отражения в литературе
истории человечества и отдельных судеб. Мировой литературный процесс и
преемственность его основных этапов. Диалог читателя и писателя. Духовно-
нравственное и эстетическое развитие личности читателя под воздействием
художественной литературы. Мировая художественная общность как признак
современной культуры.
Важнейшие категории человеческого бытия, к которым обращена русская и
зарубежная литература, литература народов России.

Универсальные философские категории бытия: человек и его место в мире
(различные представления о мире, философская лирика и проза); добро и зло
как два полюса человеческого существования (народные представления о добре
и зле в мифах и фольклорных произведениях, осмысление темы добра и зла в
произведениях русской и зарубежной литературы, в литературе народов России;
прекрасное и безобразное в человеческой жизни.

Непреходящие нравственные ценности: справедливость, долг, честь,
совесть как главные опоры человеческого существования (нравственная
проблематика литературных произведений); дружба и любовь как проявление
духовной высоты человеческого «я» (постижение внутреннего мира человека,
изображение его эмоций и чувств в художественном творчестве); дом и семья
как основа полноценного человеческого существования («мысль семейная» в
литературе разных эпох); свобода как важнейшее условие формирования
человеческой личности (свободолюбивый пафос литературы разных эпох);
творчество как средство выражения духовного потенциала личности (тема
творчества и творца в литературе).

Социально-нравственные категории, формирующие «общественного человека»:
гражданственность и патриотизм как ведущие идеи творчества многих
художников; обостренное чувство Родины; гуманизм и сострадание к
«униженным» и «оскорбленным» в произведениях русских и забежных писателей,
писателей народов России; любовь к народу и уважение к его традициям;
активность общественной позиции писателей, нетерпимость к социальным
порокам.

Культурно-исторические ценности: национальные ценности и традиции, их
отражение в культуре; православные ценности и традиции, воплощенные в
литературных произведениях; «диалог культур» как условие гармоничного
развития личности.

Русская литература первой половины ХIХ века
Время расцвета русской литературы. Общественно-литератур-ная борьба.
Журналистика 30-40-х гг. ХIХ века и ее роль в развитии русского
самосознания. Завершение процесса становления литературного языка. Проблема
художественной формы. Жанровый универсализм русских писателей первой
половины ХIХ века. Решение задач национального самоопределения.
Зарождение романтизма, его историко-культурные и художественные
предпосылки. Дух бунтарства и отражение трагического конфликта личности и
Вселенной, героя и общества в романтических произведениях.
Формирование реализма как новой ступени познания мира и человека.
Проблема героя времени. Художественное постижение внутреннего мира
человека, его эмоций и чувств. Осмысление диалектического взаимодействия
характера и обстоятельств. Внимание к социальным «низам».
Человек как высшая ценность. Вера в его возможности. Поиски смысла
жизни. Емкость и универсальность художественных образов в литературе первой
половины ХIХ века. Глубина мысли и художественное совершенство литературных
произведений.

Русская литература второй половины ХIХ века

Журналистика 50-70-х гг. ХIХ века. Роль литературной критики в
общественно-культурном развитии России.

Расцвет русского романа. Масштабность проблематики, обращение к вечным
вопросам человеческого бытия. Аналитический характер русской прозы, ее
социальная острота и философская глубина. Углубление психологизма. Пафос
нравственного самосовершенствования. Выявление опасности своеволия и
прагматизма; понимание свободы как ответственности личности за совершенный
выбор. Размышления о путях улучшения мира через духовное возрождение
человека. Счастье и страдание. Тема ответственности каждого за происходящее
в мире зло. Проблема веры и сомнения. Место православных ценностей в
философской проблематике произведений.

Мир поэзии: традиции и новаторство. Тема Родины и родной природы.
Развитие традиций русской философской поэзии. Проблема счастья и
общественного служения. Образ русской женщины, размышления о ее судьбе.
Тема любви в ее возвышенном и трагическом звучании.
Формирование национального театра. Отражение картин народной жизни,
традиций, быта. Речевая индивидуализация персонажей. Понятие трагического
характера.
Размышления о народе и ответственности перед ним. «Всемирная
отзывчивость» русского национального характера и ее осмысление в
литературе. Критическое бесстрашие писателей-класси-ков в разоблачении
бездуховных тенденций в истории и современности. Историзм в познании
закономерностей общественного развития.

Русская литература первой половины ХХ века
Многоплановость и противоречивость литературного процесса. Литературные
течения и школы. Поиски и эксперименты. Отношение к традициям. Смена
художественных ориентиров, взаимодействие различных эстетических систем.
Влияние революционных событий, гражданской и Великой Отечественной войн на
развитие русской литературы.
Усложнение картины мира, трагический характер конфликта человека и
эпохи. Тема гармонии и дисгармонии. Модернизм. Связь литературы с
тенденциями в других видах искусства.
Темы и герои реалистической литературы. Проблема социального заказа и
творческой свободы в литературной деятельности. Художественная
объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Новое
осмысление русской истории. Сатирическое разоблачение негативных явлений
советской действительности. Восприятие картины окружающего мира писателями
ХХ века. Развитие жанра антиутопии, ее социокультурный смысл.
Литература Русского Зарубежья. Тема утраченной Родины в произведениях
писателей-эмигрантов.

Русская литература второй половины ХХ века
«Оттепель» 60-х годов в общественной и культурной жизни страны.
Литературно-художественные журналы, их место в общественном сознании. Новое
открытие русской литературы 20-40-х гг. ХХ века.
Художественное осмысление событий Великой Отечественной войны. Развитие
жанра художественной документалистики. «Деревенская» проза.
Поэтическое многоголосье. Развитие традиционной тематики русской лирики
(тема любви, гражданского служения, единства человека с природой и т.д.).
Взаимодействие текста и подтекста в поэзии и прозе; диалог с традицией
и новаторские искания.
Проблема «художник и власть». Гражданское и личное. Свобода слова.
Обновление и развитие жанра исторического романа. Формы отражения
действительности.
Современная литературная ситуация. Обилие течений и школ.
Взаимодействие литературы реализма и постмодернизма в осмыслении проблем
современной жизни.

Литература народов России
Взаимодействие культур народов России, их взаимное обогащение.
Отражение в национальных литературах общих и специфических духовно-
нравственных и социальных проблем.
Произведения писателей народов России как источники познания культуры,
нравов и обычаев разных народов, населяющих многонациональную Россию.
Переводы произведений национальных писателей на русский язык.
Единство литературы народов России как залог дальнейшего развития
культуры страны.

Русская литературная критика
Методология литературной критики. Критические течения и школы.
Общественная позиция и литературные пристрастия. «Реальная»,
«эстетическая», «органическая» критика. Критическая статья как литературное
произведение. Жанры литературно-критичес-ких статей.
Влияние русской критики на общественное сознание, восприятие творчества
писателей современниками и потомками, развитие теоретико-литературных
понятий.
Единство художественного, общественно-исторического и нравственного
пафоса в произведениях русских критиков.

Зарубежная литература
Динамика мирового литературного процесса, взаимосвязь основных его
этапов. Представление о человеке и его отражение в литературе. Личность и
Вселенная, проблема самопознания в произведениях классиков зарубежной
литературы.
Осмысление таинственных законов мироздания; проблема героя и толпы в
произведениях писателей-романтиков.
Проблема истинных и ложных ценностей человеческого бытия в
реалистической литературе.
Взаимовлияние русской и зарубежной литературы в контексте мирового
литературного процесса.
Изображение Второй мировой войны в зарубежной литературе.
Значение мировой литературы в развитии общественного сознания.

СВЕДЕНИЯ ПО ИСТОРИИ И ТЕОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ
Художественная литература в системе эстетических и социокультурных
ценностей. Образная основа художественного произведения. Содержание и
форма. Гуманизм и народность русской литературы, ее патриотизм, духовный и
нравственный потенциал. Нравственная, философская, социально-историческая
проблематика русской литературы: человек в его отношении к обществу,
природе; преемственность поколений; человек и время, человек и нация;
духовные поиски, проблема смысла жизни, идеал человечности. Вечные образы,
«сквозные» темы и мотивы в русской литературе.
Конкретно-историческое и общечеловеческое значение произведений
классической литературы.
Историко-литературный процесс. Его этапы. Основные черты литературных
направлений.
Основные сведения о жизненном и творческом пути выдающихся русских
писателей ХIХ-ХХ веков.
Авторский замысел и его воплощение. Жизненная правда и художественный
вымысел. Фантастика.
Родовые и жанровые особенности произведения. Проза и поэзия. Эпическое
и драматическое произведение. Особенности лирического произведения
(лирический герой, размер, рифма и др.).
Тема. Идея. Пафос. Основные способы выражения авторской позиции. Текст
и подтекст.
Философская основа художественного произведения. Психологизм в
литературе.
Сюжет - фабула - обстоятельства - конфликт. Композиция. Стадии развития
действия. Художественное время и пространство.
Персонаж - герой - характер. Индивидуальный образ - собирательный
образ. Система персонажей, соотнесенность образов (антитеза, контраст,
сопоставление, герои-двойники). Средства создания образа героя: портрет,
пейзаж, интерьер; авторский комментарий, речевая характеристика (диалог,
монолог, внутренняя речь).
Пейзаж и его функции в художественном произведении.
Подробность - деталь - символ.
Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
Эстетическая функция языка художественной литературы. Понятие об
авторском стиле и поэтике произведения. Изобразительно-выразительные
средства языка художественного произведения. Виды тропов и стилистические
фигуры.
Оценка изученных произведений писателей-классиков в статьях выдающихся
русских критиков ХIХ-ХХ вв.

В школе с родным (нерусским) языком обучения указанные сведения по
истории и теории литературы изучаются с опорой на знания, полученные на
уроках родной литературы. Дополнительными понятиями для школ с родным
(нерусским) языком обучения являются:

Взаимосвязь и взаимовлияние национальных литератур; контактные связи
русских писателей с писателями - представителями других национальных
литератур народов России.
Типологическая общность и национальное своеобразие произведений русской
и родной литературы.
Художественный перевод.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСВОЕНИЮ

ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫХ ПОНЯТИЙ
. Творческое чтение художественных текстов, выразительное чтение,
заучивание наизусть стихотворных текстов и фрагментов прозаических
текстов.
. Самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование
художественного текста, установление связи литературы с другими видами
искусств и с историей.
. Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его
воплощения.
. Устные и письменные личные интерпретации художественного произведения.
. Сочинения на литературные и свободные темы.
. Создание произведений различных жанров (сказка, рассказ, стихотворение,
критические тексты о прочитанных произведениях, просмотренных
спектаклях, художественных фильмах).
В школе с родным (нерусским) языком обучения дополнительными видами
деятельности являются:
. сравнение оригинального русского художественного текста с
профессиональным переводом на родной язык и обоснование степени
соответствия перевода оригиналу.
. выявление контактных связей русских писателей с писателями родной
литературы, типологической общности и национального своеобразия их
литературного творчества.

ПЕРЕЧЕНЬ обязательных для изучения

литературных произведений
Перечень художественных произведений представлен в виде таблицы. В ней
дана общая графа, в которую включены произведения, изучаемые в школах с
русским и родным (нерусским) языками обучения. Произведения, которые
изучаются вариативно, разделены по графам[2].
Перечень художественных произведений для изучения в школах с родным
(нерусским) языком обучения несколько сокращен по сравнению со школами с
русским языком обучения, что не наносит ущерба восприятию учащимися
творчества писателей в целом.

В ряде случаев перечень произведений для школ двух указанных типов не
совпадает. Отличия обусловлены либо языковыми сложностями предлагаемых для
изучения в русской школе литературных произведений, либо желанием
представить учащимся школ с родным (нерусским) языком обучения те
произведения, в которых нашли отражение национальное своеобразие русской
литературы, духовные основы русской культуры, а также этническое
многообразие России, быт, обычаи, культура народов, населяющих ее.


|Школа с русским (родным)|Школа с родным |
| |(нерусским) |
|языком обучения |языком обучения |

|Русская литература XIX века |
|Русская литература первой половины ХIХ века |
|А.С. Пушкин* |
|Стихотворения: «Воспоминания в Царском Селе», |
|«Вольность», «Погасло дневное светило...», |
|«Свободы сеятель пустынный.», «Поэту», «Брожу ли |
|я вдоль улиц шумных...», «Безумных лет угасшее |
|веселье...», «Осень» (отрывок), |
|«Из Пиндемонти», «Отцы-пустынники и жены |
|непорочны...» |
|Стихотворения: «Я |Стихотворение «Пророк». |
|пережил свои |Поэма «Медный всадник» |
|желанья...», «Наполеон»,|(фрагменты). |
|«Демон», «Разговор |Роман «Евгений Онегин». |
|книгопродавца с поэтом»,|Обзорное изучение с |
|«Если жизнь тебя |анализом отдельных глав |
|обманет.», «Пора, мой | |
|друг, пора.», «...Вновь | |
|я посетил...». | |
|Поэмы «Цыганы», «Медный | |
|всадник». Повесть | |
|«Пиковая дама». | |
|Трагедия «Борис Годунов»| |
|М.Ю. Лермонтов* |
|Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне |
|с молитвою...»), |
|«Выхожу один я на дорогу...». Поэма «Демон» |
|Стихотворения: «Я не |Стихотворения: «Дума», |
|унижусь пред тобою.», |«Три пальмы», «Пророк». |
|«Как часто, пестрою |Роман «Герой нашего |
|толпою окружен...», |времени» Обзорное |
|«Сон» (В полдневный жар |изучение с анализом |
|в долине Дагестана.») |повестей «Княжна Мери», |
| |«Фаталист» |
|Н.В. Гоголь |
|Повести: «Невский |Поэма «Мертвые души» (I |
|проспект», «Нос», |том) |
|«Портрет» |Обзорное изучение с |
| |анализом отдельных глав |

|Русская литература второй половины ХIХ века |
|А.Н. Островский |
|Пьесы: «Гроза», |Пьеса «Гроза». Обзорное |
|«Бесприданница», «Лес» |изучение с анализом |
| |отдельных сцен |
|И.А. Гончаров |
|Романы: «Обломов», |Роман «Обломов». |
|«Обрыв» |Обзорное изучение с |
| |анализом отдельных |
| |фрагментов. Очерки |
| |«Фрегат «Паллада»» |
| |(фрагменты) |
|И.С. Тургенев |
|«Записки охотника» («Живые мощи»), «Стихотворения|
|в прозе» (на выбор) |
|«Записки охотника» |И.С. Тургенев. Роман |
|(«Хорь и Калиныч», |«Отцы и дети» |
|«Бирюк», «Два помещика»,|Обзорное изучение с |
|«Малиновая вода», |анализом отдельных глав |
|«Ермолай и мельничиха»).| |
| | |
|Романы: «Отцы и дети», | |
|«Рудин», «Дворянское | |
|гнездо» | |
|Ф.И. Тютчев* |
|Стихотворения: «Цицерон», «Эти бедные селенья.», |
|«Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», |
|«К. Б.» («Я встретил вас - и все былое...»), |
|«Слезы людские, о слезы людские.» |
|Стихотворения: | |
|«Полдень», «Осенний | |
|вечер», «С поляны коршун| |
|поднялся», «Тени сизые | |
|смесились...», «День и | |
|ночь», «О, как | |
|убийственно мы | |
|любим...», «Я очи знал, | |
|- о, эти очи!..», | |
|«Последняя любовь», | |
|«Природа - сфинкс. И тем| |
|она верней...» | |
|А.А. Фет* |
|Стихотворения: «На качелях», «Сияла ночь. Луной |
|был полон сад. Лежали.», «Сосны», «Как беден наш |
|язык! - Хочу и не могу...», |
|«Шепот, робкое дыханье.» |
|Стихотворения: «Облаком | |
|волнистым...», «Еще | |
|майская ночь...», «Еще | |
|одно забывчивое | |
|слово...», «Одним | |
|толчком согнать ладью | |
|живую...» | |
|А.К. Толстой* |
|Стихотворения: «Двух станов не боец, но только |
|гость случайный...», |
|«Коль любить, так без рассудку...», «Слеза дрожит|
|в твоем ревнивом взоре.» |
|Стихотворения: «Меня, во| |
|мраке и в пыли...», | |
|«Против течения», «Не | |
|верь мне, друг, когда, в| |
|избытке горя...», | |
|«История государства | |
|Российского от | |
|Гостомысла до Тимашева» | |
|Н.Г. Чернышевский |
|Роман «Что делать?» |Роман «Что делать?». |
| |Обзорное изучение с |
| |анализом отдельных |
| |фрагментов |
|Н.А. Некрасов* |
|Стихотворение: «Я за то глубоко презираю |
|себя...», «Поэт и гражданин», |
|«Я не люблю иронии твоей...» |
|Стихотворения: |Стихотворения: «Праздник|
|«Современная ода», |жизни - молодости |
|«В дороге», «Тройка», |годы.», «Размышления у |
|«Мы с тобой бестолковые |парадного подъезда», |
|люди...», «Забытая |«Душно! Без счастья и |
|деревня», «Еду ли ночью |воли.». |
|по улице темной...», |Поэма: «Кому на Руси |
|«Под жестокой рукой |жить хорошо». Обзорное |
|человека...» («О |изучение с анализом |
|погоде»), «Плач детей», |отдельных фрагментов |
|«Умру я скоро. Жалкое | |
|наследство...», «Элегия.| |
|А.Н. Еракову», | |
|«Сеятелям», «О Муза! я у| |
|двери гроба...». | |
|Поэма «Кому на Руси жить| |
|хорошо» («Пролог», | |
|«Пьяная ночь», | |
|«Счастливые», «Помещик»,| |
|«Крестьянка», «Пир - на | |
|весь мир») | |
|Н.С. Лесков |
|Повесть «Очарованный |Рассказы: «Однодум», «На|
|странник» |краю света» (фрагменты) |
|М.Е. Салтыков-Щедрин |
|«История одного города» |«История одного города».|
| | |
| |Обзорное изучение с |
| |анализом отдельных |
| |фрагментов |
|Ф.М. Достоевский |
|Роман «Братья Карамазовы» (глава «Pro и contra»).|
|Роман «Преступление и |Роман «Преступление и |
|наказание». Рассказ «Сон|наказание». |
|смешного человека» |Обзорное изучение с |
| |анализом отдельных |
| |фрагментов |


|Л.Н. Толстой |
|«Севастопольские |Роман-эпопея «Война и |
|рассказы». |мир». Обзорное изучение |
|Роман-эпопея «Война и |с анализом отдельных |
|мир». |фрагментов. Повесть |
|Рассказ «Смерть Ивана |«Хаджи Мурат» |
|Ильича» |(фрагменты) |
|А.П. Чехов* |
|Рассказы: «Дом с мезонином», «Студент», «Ионыч», |
|«О любви». |
|Рассказы: «Попрыгунья», |Пьеса «Вишневый сад». |
|«Душечка», «Дама с |Обзорное изучение с |
|собачкой», «Палата ? 6»,|анализом отдельных сцен |
|«Человек в футляре», | |
|«Крыжовник». | |
|Пьеса «Вишневый сад» | |

|Русская литература рубежа XIX-ХХ веков |
|Русская литература первой половины ХХ века |
|И.А. Бунин* |
|Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас,|
|звезды!..», |
|«Последний шмель». Рассказ «Чистый понедельник» |
|Рассказы: «Антоновские |Рассказ «Господин из |
|яблоки», «Легкое |Сан-Франциско» |
|дыхание», «Темные | |
|аллеи». Роман «Жизнь | |
|Арсеньева» | |
|А.И. Куприн |
|Повесть «Гранатовый браслет» |
|Повесть «Олеся» | |
|Л.Н. Андреев |
|Повесть «Иуда Искариот» | |
|Произведения поэтов Серебряного века |
|И.Ф. Анненский, К.Д. |Обзорное изучение поэзии|
|Бальмонт, В.Я. Брюсов, |Серебряного века с |
|Ф.К. Сологуб, А. Белый, |анализом 3-4 |
|Н.А. Клюев, Н.С. |стихотворений следующих |
|Гумилев, В.В. Хлебников,|поэтов: |
|И. Северянин (4-5 |К.Д. Бальмонт, В.Я. |
|стихотворений каждого из|Брюсов, А. Белый, Н.С. |
|поэтов) |Гумилев, В.В. Хлебников,|
| |И. Северянин |
|М. Горький |
|Пьеса «На дне» |
|Повесть «Дело | |
|Артамоновых» | |
|А.А. Блок* |
|Стихотворения: «Предчувствую тебя. Года проходят |
|мимо.», «Незнакомка», «Она пришла с мороза.», «В |
|ресторане», «Ночь, улица, фонарь, аптека.». |
|Поэма «Двенадцать» |
|Стихотворения: «Вхожу я |Стихотворения: «Миры |
|в темные храмы...», «На |летят. Года летят. |
|железной дороге», «Из |Пустая...», «Река |
|газет», «Митинг», |раскинулась. Течет, |
|«Фабрика», цикл «На поле|грустит лениво.» (цикл |
|Куликовом», «Когда вы |«На поле Куликовом») |
|стоите на моем пути...».| |
|Поэмы: «Скифы», | |
|«Соловьиный сад» | |
|В.В. Маяковский* |
|Стихотворения: «Нате!», «Послушайте!», «Скрипка и|
|немножко нервно», |
|«О дряни», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о |
|сущности любви». |
|Поэма «Во весь голос» |
|Стихотворения: «А вы | |
|могли бы?», | |
|«Лиличка!», «Юбилейное»,| |
|«Письмо Татьяне | |
|Яковлевой». | |
|Поэмы «Облако в штанах»,| |
|«Люблю. | |
|С.А. Есенин* |
|«Каждый труд благослови, удача...», «Шагане ты |
|моя, Шагане.», «Письмо матери», «Русь Советская»,|
|«Сорокоуст» («Видели ли вы.»), «Спит ковыль. |
|Равнина дорогая.», «Неуютная жидкая лунность». |
|Поэма «Анна Снегина» |
|Стихотворения: «Не |Стихотворение «На |
|бродить, не мять в |Кавказе» |
|кустах багряных...», | |
|«Русь», «О красном | |
|вечере задумалась | |
|дорога...», «Запели | |
|тесаные дроги...», «Да, | |
|теперь решено без | |
|возврата...», «Мы теперь| |
|уходим понемногу...», | |
|«Письмо к женщине». | |
|Поэма «Черный человек» | |
|О.Э. Мандельштам* |
|Стихотворения: «Дано мне тело - что мне делать с |
|ним...», «За гремучую доблесть грядущих |
|веков...», «Ленинград» |
|Стихотворения: | |
|«Невыразимая печаль...»,| |
|«Notre Dame», «Я | |
|ненавижу свет | |
|однообразных звезд...» | |
|А.А. Ахматова* |
|Стихотворения: «Песня последней встречи», «Я |
|научилась просто, мудро жить...», «Мне ни к чему |
|одические рати...», «Нам свежесть слов и чувства |
|простоту.», «Двадцать первое, ночь, |
|понедельник...». Поэма «Реквием» |
|Стихотворения: «Сжала | |
|руки под темной | |
|вуалью...», «Смятение», | |
|«Приморский сонет», | |
|«Муза», | |
|«Звезда» | |
|М.И. Цветаева* |
|Стихотворения: «Цветы растут, как звезды и как |
|розы...», «Стихи к Блоку» («Имя твое - птица в |
|руке...»), «Кто создан из камня, кто создан из |
|глины...», |
|«Я счастлива жить образцово и просто...», «Дон» |
|(«Белая гвардия, путь твой высок.»), «Тоска по |
|родине! Давно...» |
|Стихотворения: цикл | |
|«Ученик», «Стихи к | |
|Пушкину» («Бич | |
|жандармов, бог | |
|студентов...»), | |
|«Маяковскому» | |
|(«Советским | |
|вельможей...»), | |
|«Заклинаю тебя от | |
|злата...», «Стихи к | |
|Чехии» («О, слезы на | |
|глазах...») | |
|Б.Л. Пастернак* |
|Стихотворения: « Определение поэзии», «Гамлет», |
|«Гефсиманский сад», «Ночь», «Во всем мне хочется |
|дойти до самой сути...» |
|Стихотворения: «Февраль.| |
|Достать чернил и | |
|плакать!..», «Про эти | |
|стихи», «Единственные | |
|дни», «Чудо», «Август». | |
|Роман «Доктор Живаго» | |
|М.А. Булгаков |
|Романы «Белая гвардия», |Романы: «Белая гвардия» |
|«Мастер и Маргарита». |или «Мастер и Маргарита»|
|Пьеса «Бег» |(фрагменты) |
|А.П. Платонов |
|Рассказ «Песчаная учительница» |
|Повесть «Котлован» | |
|М.А. Шолохов |
|«Донские рассказы». |Роман «Тихий Дон». |
|Роман «Тихий Дон» |Обзорное изучение с |
| |анализом отдельных |
| |фрагментов |
|В.В. Набоков |
|Роман «Машенька» |Роман «Другие берега» |
| |(фрагменты) |
|Н.А. Заболоцкий* |
|Стихотворения: | |
|«Завещание», «Читая | |
|стихи», «О красоте | |
|человеческих лиц», | |
|«Гроза идет» | |

|Русская литература второй половины ХХ века |
|А.Т. Твардовский* |
|Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном |
|завете...», «Памяти матери», «Я знаю: никакой |
|моей вины...» |
|Стихотворение «К обидам | |
|горьким собственной | |
|персоны...» | |
|В.М. Шукшин |
|Рассказы «Чудик», «Выбираю деревню на |
|жительство», «Ванька Тепляшин» |
|А.И. Солженицын |
|Повесть «Один день |Рассказ «Матренин двор».|
|Ивана Денисовича». |Повесть «Один день Ивана|
|Романы: «В круге |Денисовича» |
|первом» или «Раковый | |
|корпус», «Архипелаг | |
|Гулак» (фрагменты) | |
|Н.М. Рубцов* |
|Стихотворения: «Седьмые сутки дождь не |
|умолкает.», «Я буду скакать по холмам задремавшей|
|отчизны.», «Русский огонек», «Тихая моя родина», |
|«Посвящение другу» («Замирают мои георгины.»), |
|«Видения на холме» |
|И.А.Бродский* |
|Стихотворения: «Рождественский романс», «Сын! |
|Если я не мертв, то потому.», «На смерть Жукова»,|
|«Меня упрекали во всем, окромя погоды.», «Я |
|входил вместо дикого зверя в клетку.», «Я был |
|только тем, чего.» |
|Произведения прозаиков второй половины XX века, |
|получившие общественное признание |
|Ф.А. Абрамов, В.П. |Ф.А. Абрамов, В.П. |
|Астафьев, |Астафьев, |
|В.И. Белов, В.В. Быков,|В.И. Белов, В.В. Быков, |
|А.В. Вампилов, В.Л. |А.В. Вампилов, В.Л. |
|Кондратьев, К.Г. |Кондратьев, В.Г. |
|Паустовский, В.Г. |Распутин, В.Ф. |
|Распутин, В.Ф. |Тендряков, Ю.П. |
|Тендряков, Ю.П. |Трифонов. Обзорное |
|Трифонов. (4-5 |изучение с анализом |
|произведений по выбору)|одного-двух произведений|
|Произведения поэтов второй половины XX века, |
|получившие общественное признание |
|Б. Ахмадулина, А. |Б. Ахмадулина, А. |
|Вознесенский, В. |Вознесенский, В. |
|Высоцкий, Ю. Друнина, |Высоцкий, Е. Евтушенко, |
|Е. Евтушенко, Ю. |Ю. Кузнецов, Б. |
|Кузнецов, Б. Окуджава, |Окуджава, Р. |
|Р. Рождественский |Рождественский. Обзор |
|(творчество 3-4 поэтов |поэзии 50-90-х гг. с |
|по выбору) |анализом отдельных |
| |стихотворений |
|Литература народов России |
|(обзорное изучение с анализом 1-2 произведений |
|следующих писателей) 1 |
|Коста Хетегуров. Поэма «Фатима». Юван Шесталов. |
|Повенсть «Клич журавлей». Юрий Рытхэу. Повесть |
|«Когда киты уходят». Расул Гамзатов. |
|Стихотворения: «Покуда вертится земля», «Родной |
|язык», «Берегите друзей», «Журавли». |
|Владимир Санги. Повесть «Первый выстрел». Мустай |
|Карим. «Маобитские тетради». Давид Кугультинов. |
|Стихотворения: «О, Пушкин!», «Я помню прошлое.», |
|«В любви времен.». Геннадий Айги. Стихотворения: |
|«Родина», «Снег», «Дом за городом» |

|Русская литературная критика |
|В.Г. Белинский. «О |В.Г. Белинский. |
|русской повести и |«Сочинения Александра |
|повестях Гоголя» |Пушкина», статьи 8, 9 |
| |(фрагменты) |
|Н.А. Добролюбов. «Луч |Н.А. Добролюбов. «Что |
|света в темном |такое обломовщина?» |
|царстве», «Что такое |(фрагменты) |
|обломовщина?» | |
|Д.И. Писарев. «Базаров»|Д.И. Писарев. «Базаров» |
| |(фрагменты) |
|А.А. Григорьев. «После |А.А. Григорьев. «После |
|"Грозы" Островского. |"Грозы" Островского. |
|Письма к И.С. |Письма к И.С. Тургеневу»|
|Тургеневу», «О реализме| |
|в искусстве и | |
|литературе» | |
|А.В. Дружинин. «Критика| |
|гоголевского периода | |
|русской литературы и | |
|наши к ней отношения» | |
|Н.Н. Страхов. | |
|«Преступление и | |
|наказание. | |
|Д.С. Мережковский. «О | |
|причинах упадка и о | |
|новых течениях | |
|современной русской | |
|литературы», | |
|«Лермонтов. Поэт | |
|сверхчеловечества» | |
|И.Ф. Анненский. |И.Ф. Анненский. |
|«Гончаров и его |«Гончаров и его |
|"Обломов"» |"Обломов"» (фрагменты) |
|Д.С. Лихачев. «О | |
|русском» | |
|2-3 статьи критиков ХХ века (по выбору учителя) |

|Зарубежная литература |
|В. Шекспир. «Гамлет» |В. Шекспир. «Гамлет» |
| |(фрагменты) |
|И.-В. Гете. «Фауст» (I |И.В. Гете. «Фауст» |
|часть) |(фрагменты) |
|Э.-Т.-А. Гофман. | |
|«Крошка Цахес» | |
|О. Бальзак. «Гобсек», | |
|«Отец Горио» | |
|Б. Шоу. «Пигмалион», |Б. Шоу. «Пигмалион» |
|«Дом где разбиваются |(сцены) |
|сердца» | |
|Г.Уэллс. «Война миров» | |
|Э. Хемингуэй. «Прощай, | |
|оружие!», «По ком | |
|звонит колокол» | |
|У. Фолкнер. «Медведь» | |
| |Ф. Купер. «Зверобой» |
| |(фрагменты) |
|В. Теккерей. «Ярмарка | |
|тщеславия» | |
|Г. Маркес. «Осень | |
|патриарха» | |
|Ч. Диккенс. |Ч. Диккенс. |
|«Рождественские |«Рождественские рассказы»|
|рассказы» (1-2 по |(1-2 по выбору) |
|выбору) | |
|Д. Голсуорси. «Сага о | |
|Форсайтах» | |
|Э.М. Ремарк. | |
|«Триумфальная арка», | |
|«Три товарища», «Черный| |
|обелиск» | |
|Кобо Абэ. Роман «Человек-ящик» |


ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

ВЫПУСКНИКОВ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ


В результате изучения литературы на профильном уровне ученик должен

Знать и понимать:
. содержание художественных произведений русской литературы XIX-XX веков,
зарубежной литературы, предназначенных для обязательного изучения;
отдельных произведений литературы народов России;
. специфику языка художественной литературы;
. основные факты жизни и творчества выдающихся писателей, творческую
историю изучаемых произведений;
. динамику историко-литературного процесса; сведения об отдельных
периодах его развития; основные черты литературных направлений
(классицизма, романтизма, реализма, модернизма);
. основные понятия современной науки о литературе.

Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
. соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой;
раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;
. воспроизводить конкретное содержание литературного произведения,
определять его тематику и проблематику;
. раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание
изученных литературных произведений; связывать литературную классику со
временем написания и с современностью; выявлять «сквозные темы» и
ключевые проблемы русской литературы;
. понимать различные критические интерпретации произведений русской
литературы, обусловленные различным временным контекстом и своеобразием
идейно-нравственной позиции критика; осмысливать художественные
произведения с философской и культуроведческой позиций;
. соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи
(классицизмом, романтизмом, реализмом, модернизмом); выделять черты
литературных направлений при анализе произведения;
. давать интерпретацию изученного произведения на основе личностного
восприятия; использовать литературоведческие термины и понятия при
анализе и оценке художественного произведения; его проблематики,
нравственного пафоса, смысла названия, системы образов, особенностей
композиции, изобразительно-выразительных средств языка;
. определять род и жанр произведения;
. воспринимать художественное произведение с учетом авторской позиции;
анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его
связь с проблематикой, его роль и значение в произведении;
. выявлять своеобразие художественного мира произведения и поэтики автора
в целом; характеризовать особенности стиля писателя;
. определять сходство и различие произведений разных писателей;
. выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), в том числе
выученные наизусть;
. творчески использовать аналитический пересказ;
. давать устную и письменную аргументированную оценку изученному в классе
или самостоятельно прочитанному литературному произведению, а также
инсценировке, экранизации; в устных и письменных высказываниях
аргументировано формулировать свою позицию; отстаивать ее, участвуя в
диалоге или дискуссии;
. составлять планы и тезисы статей на литературные и публицистические
темы, писать рецензию на самостоятельно прочитанное произведение,
классные и домашние сочинения на литературные и свободные темы;
. создавать творческие работы различных видов и литературно-критические
тексты по прочитанным произведениям;
. сочинять произведения отдельных жанров.

Специфические требования для школ с родным (нерусским) языком обучения:
. соотносить жанры произведений родной и русской литературы;
. сопоставлять предлагаемые для изучения произведения русской литературы
с тематически близкими произведениями родной литературы, факты родной и
русской культур, отмечая общность их нравственного идеала и национально
обусловленное своеобразие его художественного воплощения.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности
и повседневной жизни:
. применять знания по литературе при самостоятельном знакомстве с
явлениями художественной культуры и оценке их эстетической значимости;
. высказывать и аргументировано обосновывать свое суждение о
самостоятельно прочитанных произведениях, просмотренных спектаклях,
фильмах;
. сопоставлять литературные и жизненные ситуации, оценивая
действительность с позиций нравственно-эстетического идеала и
гражданской ответственности;
. использовать различные информационные источники при самостоятельном
выборе книг для чтения и анализе художественных произведений.


-----------------------
[1] Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не
включается в требования к уровню подготовки выпускников. В тексте
звездочкой (() отмечены авторы, перечень произведений которых необходимо
расширить двумя-тремя произведениями в соответствии с личностными
интересами учителя и школьника.
1 Произведения писателей - представителей литературы народов России
могут варьироваться в зависимости от региона.
[2] Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не
включается в требования к уровню подготовки выпускников. В тексте
звездочкой (() отмечены авторы, перечень произведений которых необходимо
расширить двумя-тремя произведениями в соответствии с личностными
интересами учителя и школьника.
1 Произведения писателей - представителей литературы народов России
могут варьироваться в зависимости от региона.