Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.mcc.rsa.ru/www_old/Mir/www/doklad/doklad_koptev.htm
Дата изменения: Wed May 28 21:14:55 2014
Дата индексирования: Sun Apr 10 02:41:43 2016
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: вторая космическая скорость
Обеспечение управляемого спуска с орбиты орбитального пилотируемого комплекса

ОК "Мир"

Пресс - конференция в ЦУП-М. 28 февраля 2001 г.

Ю. Н. Коптев

 Давайте начнем работу. Есть предложение построить ее таким образом. Учитывая то, что предмет вопроса достаточно понятен и известен, исходим из того, что все мы уже начитались всего того, что было опубликовано в прессе. Я бы предложил следующую схему: в рамках тех публикаций и претензий. Я хотел бы освятить шесть вопросов, после чего дать возможность высказаться любому и в рамках дискуссии постараться найти некоторую истину. Хотя я убежден в значительной степени, что это невозможно принципиально, потому что, к сожалению, обычный и нормальный технический разговор среди тех людей, которые занимаются техникой, в значительной степени подменен политизированной истерикой, которая никаким образом не учитывает и не предполагает некоторое обсуждение, дискуссию, и учет каких либо  реальных технических, юридических и других аргументов.

У нас присутствует большая группа депутатов, потому что на прошлой неделе на пленарном заседании принято обращение к президенту, в котором предлагается несколько другая процедура, чем принята правительством по станции МИР. Поэтому мы благодарны и признательны, во-первых, за то, что они вообще приехали реально познакомиться с состоянием дел Российской пилотируемой космонавтики и  за то, что они согласились принять участие в этом разговоре.

 Первый вопрос состоит в том, что в рамках всех публикаций и высказывания мнений почему-то совершенно отсутствует вопрос юридической и законодательной основы- собственно говоря, на каком основании осуществляется космическая деятельность. В связи с этим я хотел бы напомнить, что мы с вами живем в рамках закона о космической деятельности. В этом законе совершенно четко написано, в чем предмет космической деятельности. Я напомню, что под космической деятельностью подразумевается любая деятельность, связанная с непосредственным проведением работ по исследованию и использованию космического пространства, включая луну и другие небесные тела. К космической деятельности относятся: космические исследования, космическая связь, в том числе теле и радиовещание с использованием спутниковых систем, дистанционное зондирование Земли из космоса, включая экологический мониторинг, использование спутниковых, навигационных и топогеодезических систем, пилотируемые космические полеты, производство в космосе материалов и иной продукции и другие виды деятельности. В рамках той дискуссии, которая проходит, нас, честно говоря, немного удивляет отсутствие некоего комплексного подхода к этой проблеме, потому что могущество любой державы в космической деятельности состоит из совокупности всех видов космической деятельности, а не выделения какого-то одного, может быть, очень важного, но не обеспечивающего решения всех тех задач, которые надо решать государству.

 И следующее, я напоминаю, в статье 4 написано, что космическая деятельность должна осуществляться в условиях безусловного обеспечения безопасности космической деятельности и охраны окружающей  природной среды. Признается международная ответственность Российской Федерации за осуществление космической деятельности и, как некое направление, говорится о том, что космическая деятельность должна строиться, исходя из рационального сочетания сбалансированного развития космической техники и космической технологии, применяемых в научных ,социально-экономических целях, в интересах обороны и безопасности Российской Федерации. Это к вопросу, когда мы оцениваем реальное состояние нашей космической деятельности, чем в принципе мы должны заниматься.

 Дискуссия о правомерности принятия правительством тех или иных решений: я напоминаю, что в статье 5 этого закона вопросы утверждения в пределах своей компетенции нормативных актов, регламентирующих порядок разработки, создание, испытание и использование техники, отнесено к функции правительства Российской Федерации.

Российская Федерация является участником целого ряда международных договоров и, в частности, она является участником Венской конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами. Это конвенция от 29 марта 1972 года. Эта ответственность устанавливает безусловную ответственность любого государства в случае причинения ущерба в результате осуществления тех или иных действий, связанных с космическими исследованиями. Поэтому этот тезис, насчет того, что 'космическая деятельность - это рисковая область, и подумаешь, ну упадет там и упадет' - этот тезис несостоятелен потому, что он противоречит всем тем принципам, которыми руководствуется все цивилизованное общество, осуществляя космическую деятельность. И если возникает вероятность того, что мы можем навредить себе или кому-то еще, мы должны 25 раз подумать и сделать все, чтобы этого не произошло. Эти же документы, как  я уже сказал - закон о космической деятельности запрещает совершать действия, которые связаны с нарушением безопасности ,- кроме того, эти же документы устанавливают материальную ответственность. Для того чтобы не быть голословным,  я вам напомню: с соответствии с действующими документами, 28 февраля 1978 года спутник морской разведки 'Космос 954' в результате отказа бортовой системы радиоуправления был потерян в управлении и упал неконтролируемо на территорию Канады, принеся достаточно большое количество неприятностей. Для Советского Союза это кончилось неприятными годовыми обсуждениями, разговорами и выплатой 6,5 млн.$;  это к вопросу о международной ответственности.

Теперь несколько слов по 'Миру'. Я хотел бы напомнить, что мы начали разработку этого комплекса еще с 1976 г. Жили мы в немного  другом государстве, с другими возможностями; эта программа потребовала материальных ресурсов в размере 4,2 млрд.$. В 1986 году был осуществлен запуск первого базового блока. Для того чтобы осуществить запуск этого блока, было потрачено 1,6 млрд. $. После этого проходили работы, связанные с созданием модуля дооснащения 'Квант', 'Квант-2', 'Кристал', то, что позволило сформировать ядро станции до 1990 г. На это потратили еще 1,1млрд.$. При этом финансирование, прошу обратить внимание, 1986г. (финансирование было только бюджетное) - 357млн $,1987 - 393, 1988 - 461, 1989 - 595, и начали заниматься перестройкой - финансирование 1990 - 24, 1991 - 6.1, 1992 - 8.7, 1993 - 22. В результате сформированная на половину станция без двух основных мощнейших модулей дышит на ладан, начиная с 1990 года, в связи с тем, что нет денег. Государство денег не дает. Есть другие заботы и другие дела. И совершенно естественно в этих условиях, когда, начиная с 1990 года ,руководство РККЭ, а с 1992 года вместе со мной начинает искать возможности, как продлить жизнь этого комплекса, как обеспечить его ресурсами. Это кончается тем, что  в 1992 году подписывается первое соглашение с США. Это к тому, что некоторые 'кликуши' рассказывают о махровом коварстве американцев, которые только и мечтают, как уничтожить МИР. Я вам докладываю, что если бы не было договоренности с американцами, мы МИР бы закончили 8 лет назад, потому что в 1993 году появляется первое соглашение, и МИР превращается в первый этап международной станции. На него планируется 5-ти летняя программа, связанная с полетами Шаттлов, с совместными экипажами. Программа, которая принесла около 1 млрд.$. Докладываю - 1993г.- бюджет 22 и небюджет 73,. 1994 - бюджет 81 и небюджет 132, 1995 - бюджет 96 и небюджет 54, 1996 - бюджет 151 и небюджет 60. Притом многие из участников помнят, как появлялся этот бюджет. Что только не придумывали, вплоть до годовых графиков, которые подписывал председатель правительства России  и вице-президент США. Только через некие подходы по нашим международным обязательствам удалось получить деньги, за счет которых появились 'Спектр' и 'Природа', но ничто не вечно. Наступает 1998 год; заканчивается эта программа. Надо сказать, что когда эта программа пошла, кроме американцев тут же выстроились европейцы, еще кое-кто. Появился полет словака, который принес нам 16 млн. $. Все это позволило привлечь около 1млрд.$ в эту программу. И только благодаря этим деньгам программа продолжала жить. Что сегодня? 1999г., январь; эйфория - все выстроились и мечтают на коммерческих условиях летать на этой станции. Выходит постановление правительства. Все ресурсы передаются в пользование РККЭ с определенными обязательствами по обеспечению безопасности и всего остального. Но, к сожалению, конъюнктура резко изменилась в сторону МКС. Никаких серьезных клиентов, которые могли бы принести серьезные инвестиции, нет, и мы остаемся с вами на одном бюджете. А с 1999г. бюджет с 1 июля заканчивается, и мы остаемся на одних только внешних инвестициях, которые кончились тем ,что за все это время можно было и лучше сработать, но по факту сработали так, что обеспечили запуск одного экипажа, запуск одного грузовика и в кредит запуск еще одного. Вот наши экономические реалии. Когда мы начинаем рассказывать то, что мы не знаем, наверное, проще придти и спросить у того, кто знает эти вещи, а не ссылаться на каких- то мнимых экспертов. 

Теперь, что такое бюджет. Докладываю - В 1989 году впервые Советский Союз объявил, сколько он тратит на космическую тематику. Тогда была объявлена сумма 6,9 млд. рублей; напомню -  курс доллара был 0,64. Не надо долго умножать, делить; вы увидите сумму, которая превышала 9 млд.$. Если вы возьмете выполненный бюджет 2000 года - он  в девятнадцать раз в сопоставимых ценах меньше, в целом, на космическую деятельность. Теперь, а что мы имеем по гражданским делам? В 1994г. из общего бюджета 425 млн. на космические пилотируемые программы отдано- 54%, 1995 - 41%. Средне взвешенно от 50% до 55% этого скудного бюджета мы тратим на выполнение пилотируемых двух программ. Притом основные деньги мы тратили на программу МИР, потому, что до конца 1998г. основные обязательства наши лежали в "Мире". Мы благодаря целому стечению обстоятельств на 2 года опоздали с обязательствами по МКС. Когда мы оцениваем действия наших партнеров, необходимо напомнить: есть у нас претензии, что ничего не увезли с "Мира", ничего не доставили, ничего не оценили. Когда так говорится, то надо учитывать техническую реализацию. Вы знаете, сколько мы можем привезти в рамках нашего грузовика, и сколько можем вернуть - несколько десятков килограмм. Пока мы вместе с американцами и европейцами реализовывали программу полета на станцию МИР, на Землю возвращено 22,9 т. груза. Извините, ошибся: на станцию доставлено 22,9т. груза. Это эквивалентно запуску 9 кораблей 'Прогресс'. На Землю возвращено 7,8 т. груза. Кроме научного оборудования, кроме результата экспериментов жизнь заставила возить туда-сюда аппаратуру стыковки, вычислительные комплексы, то , что давало возможность после восстановления и ремонта реализовывать дальнейшую программу. Теперь можете посчитать: в среднем доставка килограмма груза на борт станции, если взять коммерческие расценки ,1кг. стоит 10000$, а возврат вниз - в 2,5 - 3 раза дороже. Оценка только по нашим внутренним ценам: возврат этих грузов: на борт- 9 кораблей, а возврат вниз с теми возможностями, которыми мы располагаем, - 26 возвращаемых капсул 'Радуга'; вот теперь посчитайте, какой вклад наших партнеров в реализацию программ 'Мира'.

Следующий вопрос - реальное состояние.

Неприятности на станции давно возникли, но я не в коей мере не ставлю под сомнение значимость 'Мира'. 'МИР' - это величайшее научное, инженерное и техническое достижение. Пятнадцать лет работы на орбите - более ста полетов и стыковок , и колоссальное количество различных проведенных экспериментов - это заслуга, которая навсегда останется в истории мировой космонавтики. Но все конечно. Мы все инженеры и прекрасно понимаем, что вечного ничего не бывает. Начиная с 1997 года, время, которое тратится на ремонтно-восстановительные работы, пришлось увеличить в два с половиной раза за счет того, что сократили время проведения научных экспериментов, и что мы сегодня имеем. Мы занимаемся этой проблемой с середины прошлого года. Первый звонок был в октябре - Центр им. Хруничева, ответственный за безопасность и возможность эксплуатации конструкции не выдал заключение о продлении полета, мотивируя это тем , что реальное состояние конструкции и возможности объективной оценки  процессов, связанных с коррозией и воздействием факторов космического полета не позволяют ему в отсутствие сопровождающих экспериментов на земле дать нормальное заключение. Мы сегодня незаконно продолжаем полет. Мы обратились к целому ряду институтов и к головному институту. Выдан целый ряд заключений. Смысл их сводится к тому, что дальнейшее продолжение эксплуатации станции в том виде, в котором она находится, невозможна, потому что она не соответствует требованиям обеспечения безопасности и экипажа и станции в целом. Я зачитаю некоторые обобщения, выданные Головным институтом вместе с Разработчиком. 

'В настоящее время наиболее критичными бортовыми системами станции, работа которых может повлиять на выполнение заключительных операций по управляемому спуску, являются: система управления движением, система управления тепловым режимом экипажа, система энергопитания, система бортовых измерений, конструкции и агрегаты, разработанные КБ 'Салют'.

Техническое состояние характеризует следующее:

-         система управления движением - дефицит ресурсов на базовом блоке 'Квант' - 'Квант 2', дефицит ресурсов приборов вычислительного комплекса, выработан ресурс гиродинов, истек гарантийный срок  эксплуатации аппаратуры 'Курс100' ;

-         система управления тепловым режимом - не обеспечивается требуемый тепловой режим, восстановление эффективности контуров возможно только при наличии экипажа на борту станции;

-         система энергопитания - ряд блоков аккумуляторных батарей 8 из 12 и приборов автоматики выработали ресурс, стабилизатор тока СТ 25-11 вышел из строя, солнечная батарея дооснащения модуля 'Квант' отключена; 

-         система бортовых измерений - отказали два передатчика системы БР9СУ 5, дефицит ресурсов приборов системы БИК 3 станции 'МИР';

Управление осуществляется с использованием  телеметрической информации от систем БИК 2-3 и телекадра системы 'Символ Д'. 

Конструкция  и агрегаты :

-         низкая эффективность контура СТР модуля 'Квант' и контура СТР модуля 'Кристалл';

-         неблагоприятное воздействие на элементы конструкции влаги и микрофлоры внутри герметичных отсеков.'

Центр Хруничева не выдал заключения о продлении ресурса конструкции до 28 февраля.

Вывод - характер замечаний и их последствий свидетельствует об исчерпании запасов работоспособности ряда важнейших бортовых систем и определяет необходимость и обоснованность реализации заключительных операций по организации управляемого схода с орбит в намеченные сроки.

Я могу продолжить чтение подобных заключений и как бы некое обобщающее мнение ,-это письмо, которое направлено всем . К сожалению у нас средства массовой информации работают очень выборочно ,когда дело пахнет скандалом или политической изюминкой , все первые страницы переполнены  . У нас на прошлой пресс-конференции было около 100 журналистов - в результате появилось три махоньких  заметочки на последней странице. Так вот я вам докладываю, что во все адреса направлено открытое письмо, которое подписано руководством Росавиакосмоса и всеми основными руководителями предприятий, задействованных в этой программе, где четко и однозначно дается оценка той ситуации, в которой мы находились.

 Теперь о действиях. Действия таковы, что все необходимые процедуры , определенные законом, Положением о Росавиакосмосе, международными нашими обязательствами, - все они выполнены. И все эти вопросы доложены в правительстве , причем часть докладов сделана мной вместе с Ю.П.Семеновым. То решение, которое состоялось в правительстве, по существу как бы подвело итоги и санкционировало проведение тех работ, которые должны были бы проводиться. Теперь расхожий домысел по поводу того, что, как всегда, нас обманывают. Кстати, мне удивительно, когда под этим подписываются космонавты, которые непосредственно работают на станции - что модуль старый только один , а остальные модули - нормальные, свежие, вопросов по ним никаких нет, и вообще надо станцию рассыпать, потом снова собрать и туда прилетит новый служебный модуль. Я вам докладываю: служебный модуль ресурсы выработал,  модуль дооснащения сделан так, что на нем нет двигательной установки, он не может сам ни летать, ни делать ничего он не сможет. Тем более что по срокам он всего на год моложе станци. Модуль 'КРИСТАЛЛ'  и модуль 'КВАНТ-2': запасов рабочего тела в двигательной установке- по 80 кг. На них отсутствует система радиоуправления. На них отсутствуют активные стыковочные агрегаты, которые мы вынуждены были увезти, чтобы продолжать работу по этой программе. На них отсутствует возможность стыковки с новым интерфейсом, потому что целый ряд систем промышленность сегодня не может воспроизвести по своим возможностям и по той элементной базе, которая использовалась 15 лет назад. Перечень можно продолжать очень долго. По существу модуль 'СПЕКТР' выведен из строя и присутствует как балласт. Единственный модуль 'ПРИРОДА', на котором есть 800 кг. топлива, но на этом модуле нет солнечных батарей, и система энергопитания, которая на нем присутствует, - литиевые батареи, обеспечивает автономный полет в течение 6-ти суток, и больше она не может обеспечить, и то при условии, что мы сумеем расстыковаться. Но, даже расстыковавшись, мы не можем управлять этим модулем, потому что бортовой комплект радиоуправления на нем вышел из строя, а новый мы не можем привезти, потому что он прекращен производством 8 лет назад. Теперь - разговоры о новом блоке. Новый блок , да, можно сделать. Средняя оценка: 4-5 лет. Если поднять сроки, по которым делались предыдущие модули , - они существенно больше. Стоимость его: 200-300 млн.  долларов. И если уж мы обращаемся к этой теме, тогда, извините, возникает вопрос: а для чего мы должны это сделать? Если уж мы такие богатые, если у нас есть возможности, - ну тогда давайте делать новую станцию. Или хотя бы- давайте выполним наши обязательства по международной станции, которые мы выполняем не очень хорошо. 

Следующий вопрос. Давайте используем этот грузовик, поднимем орбиту - у нас будет два месяца для принятия решения. Извините, какого решения? Этой проблемой уже мы занимаемся с 1997 года. Я докладываю, что, учитывая состояние, в котором находится станция,  для того, чтобы она никому не свалилась на голову, значит, следующий пуск надо делать в апреле месяце. Вот, наверное, многие знакомы с результатами баллистических расчетов - они таковы, что сегодня даже  большой грузовик может поднять орбиту на 50 км. Чтобы нам уйти на орбиту ожидания, которая  гарантирует, теоретически берем такую процедуру - делаем новый базовый блок - не понятно для чего, для того чтобы 'ПРИРОДА' прожила 6 дней после стыковки, но для этого нужно как минимум 5-6 грузовых кораблей. Я докладываю, что стоимость пуска одного грузового корабля сегодня 300 млн. рублей.

Справедливости ради хочу напомнить, что совет главных конструкторов 3 октября рассматривал все эти процедуры, и  в том числе, он рассматривал, как дальше строить программу,  как снять станцию с орбиты со всеми необходимыми планами и совершенно резонно был поставлен вопрос, что надо выполнить целый ряд процедур. Надо принять решение на уровне правительства, надо выпустить директивный документ и выделить на это средства и т.д. Кстати - в то же время  'Дума в конце 1999 года планировала дать 1.5 млрд. на станцию 'МИР', а вы от этого отказались'. Я вам  докладываю, что Дума заложила 1.5 млрд. по статье, которая предусматривала  получить доходы от оборота интеллектуальной собственности военного и двойного назначения. Закладывалось туда 9 млдр. на пополнение бюджета,  дальше на общие военные технологии, а остаток планировалось дать на программу 'МИР'. Я вам докладываю, что по этой статье собрали за весь год всего 90 млн. рублей. Это вот такая работающая статья была великая. 

И последнее - по МКС. Не хочу вступать в дискуссию, но  хочу сказать, что это взвешенное решение. Оно было принято после проработки, начиная с 1990 года. Все шаги делались строго в соответствии с принятой в государстве процедурой, с рассмотрением правительством, с принятием соответствующих решений, постановлений. Работа по соглашению по МКС была организована с 1995 года. Возглавляло эту бригаду МИД.

Четыре года работали вместе с нашими коллегами. Прошли все необходимые процедуры, рассмотрения. После чего, в январе 1998 года посол России подписал это решение в Вашингтоне по  поручению правительства, когда подписывали все 15 стран. Все  эти разговоры, что кто-то не так написал и не так сделал, - они просто  не  квалифицированы. Найдите труд и прочитайте те документы. 

Заявление о том, что не урегулирован процесс собственности - есть специальная статья, которая четко определяет и материальную и интеллектуальную собственность. Собственность принадлежит тому, кто вошел с ней в проект.

Нас выгонят и все отнимут - нет такой процедуры в этом соглашении. Все спорные вопросы решаются в режиме консенсуса, и никакой процедуры изгнания и отнятия или чего-либо еще нет, не может быть, и принципиально не могли там  появиться. 

Теперь у нас интересные коллизии происходят.

15 декабря Дума рассматривает вопрос ратификации соглашений о МКС. 2 часа идет обсуждение. Ваш покорный слуга доказывает, рассказывает вместе с зам. министра иностранных дел. Все особенности. Естественно возникает вопрос и по 'Миру'- он не может не возникнуть. Все объясняется так, как сейчас мы с вами говорим. Надо отдать должное, есть люди последовательные, как депутат Митрофанов. Он продолжал и также голосовал. Я ничего не имею против. Хорошо когда у человека есть позиция, но хорошо когда она построена не только на эмоциональных  и политических аргументах, но хорошо еще бы на экономике и технике. Я докладываю, проходит голосование. В результате голосования: за ратификацию 381, против - 2, воздержалось- 4. Теперь возникает вопрос, может все там 'казачки засланные' были. Беру распечатку, кто как голосовал. Как голосовали основные наши критики сегодня - фракция КПРФ?
Волков - 'за', а  через день он предъявляет претензии  с экрана телевизора. Зюганов - 'за', Лигачев - 'за', Лукьянов - 'за', Севастьянов - 'за', Селезнев - 'за', Савицкая - 'воздержалась'. Поэтому вы меня извините. Я понимаю - есть законы политической борьбы. Может быть, Российская  космонавтика  за эти  10 лет выжила только потому, что она не политизировалась. Она делом занималась. 

В этих диких условиях, когда в двадцать раз уменьшилась государственная поддержка, вместе с промышленностью, вместе с головными предприятиями, были найдены пути, как привлечь дополнительные средства; без денег не бывает. В Индии бюджет годовой в два раза выше, чем у России сегодня. Она в год делает один- два пуска, а мы еще группировку держим в 110 аппаратов. Поэтому - это буря в стакане воды,  каждый имеет право на такую позицию. Но вот этими разговорами, этими публикациями мы вводим в заблуждение нашу общественность, наших людей, наших налогоплательщиков. Не говоря уже о том, что мы выглядим как чудаки перед всем миром. Мы забываем о том, что мы вчера сделали, за что мы вчера проголосовали. Извините, я - должностное лицо. Для меня ратификация - это закон, и я обязан выполнять этот закон. Если он кому-то не нравится, какой-то фракции не нравится, она может возбудить процедуру, отменить этот закон - пожалуйста. Но если он принят,  - будьте добры, руководствуйтесь тем законом, который вы сами приняли. Для того чтобы завершить это все на нормальной ноте, я просто хотел вам сказать что приятно, конечно, когда  один какой то проект выделяется и вокруг него строится вся интрига, но давайте все- таки опустимся на землю и поговорим о том, что происходит сегодня в мире. Сегодня происходит полная его компьютеризация, автоматизация, информатизация. События на ближнем востоке, война в заливе. Более 60-ти спутников задействованы, чтобы обеспечить операции всей этой международной группировки. События в Косово -  119 аппаратов задействовано для того, чтобы работать и обеспечивать и высокоточное оружие, и вопросы противодействия и т.д. Где мы сегодня находимся? Наша навигационная система. Оценки мировые такие: 2007г. -  только рынок навигационной аппаратуры и навигационных услуг всех превысит 100млрд.$ в год. Мы имели группировку 24 аппарата, которая полностью решала задачу не хуже американской. Что мы сегодня имеем? Мы сегодня имеем 13, мы имеем 0 в бюджете; мы имели радужные надежды -спасибо целому ряду фракций, нас поддержали,- из доп. доходов 600 млн. дать на навигационную систему. Сейчас нам говорят, что в свете  корректировки бюджета можно попрощаться и с 600 млн. на навигационную систему, и  500 млн. на пилотируемую программу. Сегодня мы имеем 13 аппаратов, которые дышат на ладан. Совершенно реальны перспективы совсем потерять эту систему. Чем будут пользоваться наши вооруженные силы? Высокоточным сигналом американской системы, которая в любой момент может отключаться? Или возьмем вопрос систем связи. Мы уже 3 года живем в ситуации, когда нам запрещено использовать бюджетные деньги для развития систем связи. Разве это правильно? У нас 50% группировки сегодня переработало уже свои ресурсы по 2- по 3 раза. Что нас ждет? Я вам докладываю. В зоне обслуживания Российской территории находятся 62 иностранных спутника связи. У нас сегодня уже есть целый ряд компаний, которые покупают ресурсы (и совершенно  правильно это делают) у американских компаний, владеющих этими спутниками. Не будет наших спутников на орбите - свято место, пусто не бывает. Значит, эти ресурсы будут добывать у других. Эти вопросы  должны  кого-то волновать или нет? Вот президента этот вопрос волнует, правительство волнует, совет безопасности волнует. Недавно прошло специальное заседание, где достаточно четко и ясно эти вопросы все были поставлены. Поэтому давайте в этих вопросах руководствоваться законом. А закон говорит, что космическая деятельность должна быть многогранной и всенаправленной. А не акцентировать внимание вокруг одного проекта, который в свое время очень много сделал, но сегодня обязан цивилизованно закончиться, а не превратиться в опасность и кошмары всего населения земли. Спасибо.

 ОК "Мир"