Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.mcc.rsa.ru/cup50g_12_1.htm
Дата изменения: Thu Apr 24 09:09:43 2014
Дата индексирования: Sat Apr 9 23:34:32 2016
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: запрещенные спектральные линии
Центр управления полетами (ЦУП)  

 

Дорогой Гагарина


 

 

Хронология основных достижений пилотируемой космонавтики

 

(Продолжение. Начало в номере от 12 апреля)

 

19 апреля - 11 октября 1971 года

Полет первой долговременной орбитальной станции серии 'Салют'

19 апреля 1971 года была выведена на околоземную орбиту первая долговременная  станция серии «Салют», и пролетала она около полугода (до 11 октября 1971 г.).

С 7 по 30 июня на станции работал экипаж: Георгий Тимофеевич Добровольский, Владислав Николаевич Волков и Виктор Иванович Пацаев. Всю запланированную программу научно-технических и медико-биологических исследований экипаж выполнил полностью. Но главное – они провели испытания первой в мире орбитальной станции в реальных условиях космического полета.

При возвращении на Землю из-за аварийной разгерметизации спускаемого аппарата после разделения корабля на отсеки космонавты погибли.

Опыт эксплуатации станции «Салют» (всего она проработала на орбите около полугода) подтвердил правильность принятых инженерных решений и позволил перейти к созданию более совершенных космических лабораторий.

Длительность полета Г.Т. Добровольского, В.Н. Волкова и В.И. Пацаева – 23 суток 18 часов 21 минута 43 секунды (с 6 по 30 июня 1971 г.).

 

1973-1974 годы

Длительные полеты экипажей на орбитальной станции 'Скайлэб'

 

Станция «Скайлэб» (Skylab), первая и единственная американская национальная орбитальная станция, предназначенная для работы экипажа на ее борту, была запущена 14 мая 1973 года.

На участке выведения в момент максимального скоростного напора (63-я секунда полета) произошло разрушение экрана противометеоритной защиты, окружающего основной блок станции. Разрушившимся экраном сорвало одну из солнечных батарей, а другую заклинило так, что она не смогла полностью раскрыться. В результате выработка электроэнергии на станции уменьшилась наполовину. Противометеоритный экран играл также роль теплозащиты, и его отсутствие привело к перегреву некоторых жилых отсеков (свыше 50°С).

Программой «Скайлэб» предусматривалось проведение трех экспедиций. Все они были осуществлены.

 

Июль 1975 года

Первый совместный полет пилотируемых кораблей разных стран - проект 'Союз-Аполлон'

 

Практическое начало экспериментальному проекту «Союз – Аполлон» было положено 6 апреля 1972 года «Итоговым документом встречи представителей Академии наук СССР и НАСА США по вопросу создания совместимых средств сближения и стыковки пилотируемых космических кораблей и станций СССР и США».

24 мая 1972 года в Москве председатель Совета Министров СССР А.Н. Косыгин и президент США Р. Никсон подписали «Соглашение между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях». В этом Соглашении в третьей статье записано:

«Стороны договорились о проведении работ по созданию совместимых средств сближения и стыковки советских и американских пилотируемых космических кораблей и станций с целью повышения безопасности полетов человека в космос и обеспечения возможности осуществления в дальнейшем совместных научных экспериментов. Первый экспериментальный полет для испытания таких средств, предусматривающий стыковку советского космического корабля типа «Союз» и американского космического корабля типа «Аполлон» с взаимным переходом космонавтов, намечено провести в течение 1975 года».

Так родился экспериментальный проект «Союз–Аполлон» (ЭПАС).

Для обеспечения реализации этого проекта в 1973 году на базе Координационно-вычислительного центра ЦНИИ машиностроения был создан Советский центр управления полетом с новым комплексом технических средств.

Первыми космическими аппаратами, управление которыми полностью осуществлялось из подмосковного ЦУПа, стали беспилотные корабли «Союз», модернизированные для программы ЭПАС. Они проходили летно-конструкторские испытания под названием искусственных спутников Земли «Космос-638» и «Космос-672». Потом была генеральная репетиция – полет пилотируемого корабля «Союз-16» в декабре 1974 года (экипаж – Анатолий Васильевич Филипченко и Николай Николаевич Рукавишников).

Длительность полета А.В. Филипченко и Н.Н. Рукавишникова – 5 суток 22 часа 23 минуты 35 секунд (с 2 по 8 декабря 1974 г.).

В июле 1975 года – заключительная фаза проекта: совместный полет кораблей «Союз-19» (СССР) и «Аполлон» (США). Корабли состыковались 17 июля. Были осуществлены взаимные переходы членов экипажей из корабля в корабль и проведены совместные научные эксперименты.

 «Рукопожатие на орбите» – так назвали тогда встречу в космосе Алексея Архиповича Леонова и Валерия Николаевича Кубасова с американскими астронавтами Томасом Стаффордом (Thomas Stafford), Вэнсом Брандом (Vance Brand) и Дональдом Слейтоном (Donald Slayton). Программа полета обоими экипажами была выполнена полностью.

Длительность полета А.А. Леонова и В.Н. Кубасова – 5 суток 22 часа 30 минут 51 секунда (с 15.по 21 июля 1975 г.).

Длительность полета Т. Стаффорда, В. Бранда и Д. Слейтона – 9 суток 01 час 28 минут 23 секунды (с 15 по 24 июля 1975 г.).

 

1977-1981 годы

Долговременная орбитальная станция нового поколения 'Салют-6'

 

Станция «Салют-6» была выведена на орбиту 29 сентября 1977 года и пролетала в космосе 4 года 10 месяцев (по 29 июля 1982 года). Она стала важным этапом в обживании околоземного космического пространства.

Наличие двух стыковочных узлов существенно расширяло возможности станции, позволяло обеспечивать ее всем необходимым для продолжения полета в автоматическом и пилотируемом режимах. Для дозаправки ее двигательной установки топливом, доставки на борт научного и служебного оборудования, продуктов питания и других грузов были созданы автоматические грузовые корабли «Прогресс».

На станцию «Салют-6» совершили полеты первые международные экипажи. Эти полеты осуществлялись в рамках программы «Интеркосмос». Вместе с советскими космонавтами в них участвовали представители Чехословакии, Польши, Германской Демократической Республики, Болгарии, Венгрии, Вьетнама, Кубы, Монголии и Румынии. К станции совершил полет и стыковался с ней 31 космический аппарат, в том числе 16 пилотируемых кораблей. А всего на ее борту побывало 27 человек, включая 8 иностранных космонавтов по программе «Интеркосмос».

 

10 декабря 1977 года - 16 марта 1978 года

'Салют-6': первая основная экспедиция и новый рекорд длительности космического полета

 

Юрий Викторович Романенко и Георгий Михайлович Гречко стали первыми новоселами новой орбитальной станции «Салют-6». В их полете многое было впервые. Они первыми обживали новую станцию, первыми опробовали в условиях открытого космоса новые скафандры «Орлан-Д», приняли первую экспедицию посещения, первый грузовой корабль «Прогресс» и первый международный экипаж. По длительности их полет стал новым мировым рекордом, и с тех пор наша страна является неизменным лидером в этой номинации.

Длительность полета Ю.В. Романенко и Г.М. Гречко – 96 суток 10 часов 08 секунд (с 10 декабря 1977 г. по 16 марта 1978 г.).

Рекордные длительности полета следующих экспедиций:

Владимир Васильевич Коваленок и Александр Сергеевич Иванченков – 139 суток 14 часов 47 минут 32 секунды (с 15 июня по 2 ноября 1978 г.);

Владимир Афанасьевич Ляхов и Валерий Викторович Рюмин – 175 суток 00 часов 35 минут 37 секунд (с 25 февраля по 19 августа 1979 г.);

Леонид Иванович Попов и Валерий Викторович Рюмин – 184 суток 20 часов 11 минут 35 секунд (с 9 апреля по 11 октября 1980 г.).

 

10-16 января 1978 года

Первая экспедиция посещения на орбитальную станцию 'Салют-6'

 

Впервые в истории космонавтики на орбитальной станции одновременно находились два экипажа. А у причалов стояли два пилотируемых корабля: «Союз-26» и «Союз-27». На «Союзе-27» прилетел экипаж первой экспедиции посещения: Владимир Александрович Джанибеков и Олег Григорьевич Макаров. На борту станции их встречал экипаж первой основной экспедиции: Юрий Викторович Романенко и Георгий Михайлович Гречко, уже месяц проработавшие на орбите.

Длительность полета – В.А. Джанибекова и О.Г. Макарова – 5 суток 22 часа 58 минут 58 секунд (с 10 по 16 января 1978 г.).

 

20 января - 8 февраля 1978 года

Полет первого автоматического грузового корабля 'Прогресс-1'

 

Космический грузовик «Прогресс» был разработан на базе пилотируемого корабля «Союз» с заимствованием конструкции и основных систем прототипа.

Полет первого грузовика был непродолжительным – всего 19 суток (с 20 января по 8 февраля 1978 г.).

Но тогда и задач у него было немного, ведь первоначально «Прогресс» предполагалось использовать только в качестве корабля снабжения для доставки на орбитальные станции топлива, воды, кислорода, научных приборов и различных расходуемых материалов. Но этот корабль оказался удивительно удачной машиной, способной выполнять еще целый ряд важных функций, как в составе орбитальных станций, так и в своем автономном полете.

В составе станции «Прогрессы» участвуют в коррекциях ее орбиты и обеспечении необходимой ориентации. Совершенно незаменимым оказался корабль «Прогресс» в роли мусорщика. После того, как грузовой отсек корабля освобождается от доставленного оборудования, его заполняют отходами и удаляемым оборудованием. После схода с орбиты грузовик–мусоровоз вместе со всем содержимым сгорает в плотных слоях земной атмосферы, не засоряя, таким образом, околоземное космическое пространство.

Поскольку каждый грузовой корабль везет на станцию ценное, а порой и уникальное оборудование, а также расходуемые материалы, необходимые для работы и жизнедеятельности экипажа, вопросам надежности стыковки уделяется повышенное внимание. Чтобы не потерять грузовик в случае отказа системы автоматического сближения, был введен резервный телеоператорный режим управления «Прогрессом», т.е. управления вручную экипажем, находящимся на станции.

В автономных полетах грузовых кораблей проводились геофизические и технические эксперименты.

 

2-10 марта 1978 года

Полет первого международного экипажа - программа 'Интеркосмос'

 

Первым в истории космонавтики полетом международного экипажа стала советско-чехословацкая экспедиция посещения на орбитальную станцию «Салют-6» по программе «Интеркосмос». Первый международный космический экипаж составили советский космонавт Алексей Александрович Губарев и чехословацкий космонавт-исследователь Владимир Ремек (Vladimír Remek).

В. Ремек стал не только первым космонавтом, совершившим космический полет по программе «Интеркосмос», но и вообще первым космонавтом, который не был гражданином СССР или США. Это полет был началом действительного международного исследования космоса.

Длительность полета А.А. Губарева и В. Ремека – 7 суток 22 часа 16 минут 00 секунд (с 2 по 10 марта 1978 г.).

По программе «Интеркосмос» полеты также совершили:

Петр Ильич Климук и Мирослав Гермашевский(Miroslaw Hermaszewski, Польша) – 7 суток 22 часа 02 минуты 59 секунд (с 27 июня по 5 июля 1978 г.) ;

Валерий Федорович Быковский и Зигмунд Йен (Sigmund Jähn, ГДР) – 7 суток 20 часов 49 минут 04 секунды (с 26 августа по 3 сентября 1978 г.);

Николай Николаевич Рукавишников и Георгий Иванов (Георги Иванов, Болгария) – 1 сутки 23 часа 01 минута 06 секунд (с 10 по 12 апреля 1979 г., из-за аварии основного двигателя корабля стыковка со станцией была отменена);

Валерий Николаевич Кубасов и Берталан Фаркаш (Bertalan Farkas, Венгрия) – 7 суток 20 часов 45 минут 44 секунды (с 26 мая по 3 июня 1980 г.);

Виктор Васильевич Горбатко и Фам Туан (Pham Tuân, Вьетнам) – 7 суток 20 часов 42 минуты 00 секунд (с 23 по 31 июля 1980 г.);

Юрий Викторович Романенко и Арнальдо Тамайо Мендес (Arnaldo Tamayo Méndez, Куба) – 7 суток 20 часов 43 минуты 24 секунды (с 18 по 26 сентября 1980 г.);

Владимир Александрович Джанибеков и Жугдэрдэмидийн Гуррагча (Jugderdemidin Gurragchaa, Монголия) – 7 суток 20 часов 42 минуты 03 секунды (с 22 по 30 марта 1981 г.);

Леонид Иванович Попов и Думитру Прунариу (Dumitru Prunariu, Румыния) – 7 суток 20 часов 41 минута 52 секунды (с 14 по 22 мая 1981 г.).

 

(Продолжение следует)

Валерий ЛЫНДИН

 

Опубликовано в «Калининградской правде» 28 мая 2011 года

 

 

вверх