Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.mcc.rsa.ru/ATV/main.htm
Дата изменения: Mon Sep 8 11:16:20 2008
Дата индексирования: Mon Oct 1 20:17:11 2012
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: служебный модуль
'ATV'
   
Федеральное Космическое Агенство
ФГУП ЦНИИМАШ

 

Полет ATV "Jules Verne":

(время московское)

Старт "ATV" :
9 марта 2008г.   07 час. 03 мин.
Стыковка с МКС :
03 апреля 2008г. 18 час. 45 мин.

 

 

ЦИКЛОГРАММА ВЫВЕДЕНИЯ РН Arian 5ES-ATV


07:03:04

Запуск маршевого двигателя Vulcian 2 центрального блока EPC

07:03:11

Зажигание твердотопливных ускорителей EAP , контакт подъема

07:03:21

Конец вертикального участка подъема

07:03:31

Атмосферный полет при нулевом угле атаки

07:05:22

Отделение твердотопливных ускорителей EAP

07:06:33

Сброс головного обтекателя

07:11:58

Выключение маршевого двигателя Vulcian 2

07:12:04

Отделение центрального блока (1-й ступени) EPC

07:12:11

Первое включение двигателя Aestus 2-й ступени EPS

07:19:56

Выключение двигателя Aestus 2-й ступени EPS

08:04:40

Второе включение двигателя Aestus 2-й ступени EPS

08:05:13

Выключение двигателя Aestus 2-й ступени EPS

08:09:11

Отделение КА ATV 'Жюль Верн'

 

Основные задачи полета:

 

    Автоматический грузовой корабль ATV ( Automated Transfer Vehicle ) 'Жюль Верн' предназначен для выполнения следующих задач:

    • отработка в реальных условиях всех полетных процедур для последующих кораблей этого типа;

    • доставка на Международную космическую станцию (МКС) различных грузов, в том числе топлива, запасов воздуха и кислорода, воды, продуктов питания, научной аппаратуры, дополнительного оборудования, расходуемых материалов т.д. ;

    • проведение коррекций орбиты МКС и управление ориентацией станции;

    • эвакуация с МКС удаляемого оборудования, твердых и жидких отходов.

 

 

 

Заказчик

Европейское космическое агентство (ЕКА)

 

Разработчики-изготовители

 

Головной - Европейский космический концерн EADS Astrium (Франция)

В создании ATV участвовали 10 стран - членов ЕКА, Ракетно-космическая корпорация 'Энергия' имени С.П.Королева (Россия) и некоторые компании США.

 

 

Основные характеристики кораблей ATV


Параметр

Значение

Масса доставляемых грузов

до 7670 кг

Масса топлива в двигательной установке

до 7000 кг

Масса грузов, удаляемых с МКС

до 6400 кг

Габаритные размеры ATV :

длина

внешний диаметр

внутренний диаметр

 

10,77 м

4,48 м

3,94 м

Орбита выведения

высота

наклонение

круговая

260 км

51,6 град

Ракета-носитель

'Ариан-5 ES ATV '

Место запуска

Европейский космодром Куру

(Французская Гвиана)

Управление полетом

ЦУП ATV

(г.Тулуза, Франция)

 

 

вверх

 

 

Состав ATV

 

 

 

Грузовой космический корабль ATV конструктивно состоит из двух отсеков: герметичного и негерметичного.

Герметичный отсек построен на базе итальянского многоцелевого модуля MPLM , который был разработан специально для программы МКС. Два таких модуля под названием 'Леонардо' и 'Рафаэлло' уже использовались для снабжения МКС различными грузами при полетах кораблей системы 'Спейс шаттл'. Они доставлялись на станцию на борту шаттла и с помощью манипулятора пристыковывались к одному из свободных портов американского сегмента. 'Леонардо' совершил четыре полета на МКС, 'Рафаэлло' - три.

Объем герметичного отсека ATV - 48 кубических метров. В нем может быть размещено до 5,5 тонн сухих грузов.

Негерметичный отсек также используется для доставки некоторых грузов. В этом отсеке имеются 22 сферических емкости различных размеров. Они предназначены для доставки на МКС питьевой воды (до 840 килограммов), кислорода и азота (в сумме до 100 килограммов), компонентов топлива для реактивных двигателей станции (до 860 килограммов). Кроме того, предполагается, для нужд станции (формирования ее рабочей орбиты, проведения маневров уклонения от космического 'мусора', управления ориентацией) можно будет использовать около 1400 килограммов топлива двигательной установки самого ATV .

В негерметичном отсеке находится большая часть бортовых служебных систем, таких как системы обеспечения движением космического корабля , электропитания, связи, вычислительный комплекс и др.

На негерметичном отсеке установлены четыре солнечных батареи общей площадью 33,6 квадратных метра. Их суммарная мощность - 4800 ватт. Размах панелей солнечных батарей - 22,3 метра. Панели независимы в управлении и самостоятельно ориентируются на Солнце.

В состав двигательной установки ATV входят четыре основных двигателя с суммарной тягой 490 ньютонов для обеспечения маневрирования на орбите и 28 двигателей с суммарной тягой 220 ньютонов для управления ориентацией и причаливания к станции.

Аппаратура контроля параметров сближения (на базе системы 'Курс'), стыковочный узел, система дозаправки МКС топливом и телекамера, пульт управления ATV с дисплеем для контроля экипажем станции безопасности процесса сближения изготовлены в России.

Стыковка ATV производится к российскому служебному модулю 'Звезда'.

 

вверх

 

 

Схема полета ATV 'Жюль Верн'

 

Автоматический грузовой корабль ATV выводится на орбиту ракетой-носителем 'Ариан-5 ES ATV '. НА участке выведения полет контролирует Центр управления на космодроме Куру (Французская Гвиана).

Через 138 секунд после старта на высоте примерно 60 километров отделяются твердотопливные ускорители и падают в Атлантический океан в 450 километрах от стартовой позиции.

На высоте около 100 километров сбрасывается головной обтекатель.

Через 9 минут после старта выключается кислородно-водородный двигатель 'Вулкан' основной ступени ракеты-носителя. Несгоревшие элементы конструкции этой ступени падают в Тихий океан в 2000 километрах от побережья Южной Америки.

Двигатель верхней ступени 'Аестус', компонентами топлива для которого являются монометилгидразин и перекись азота, включается на 8 минут и выводит корабль на эллиптическую орбиту с минимальным удалением от поверхности Земли 136 километров и максимальным - 260 километров. Спустя 45 минут в апогее эллиптической орбиты этот двигатель включается второй раз, работает 30 секунд и переводит ATV на круговую орбиту высотой 260 километров.

Через 70 минут после старта ATV отделяется от верхней ступени ракеты-носителя и начинает самостоятельный полет по орбите. С этого момента управление передается с космодрома Куру в Центр управления ATV (г.Тулуза, Франция). Раскрываются панели солнечных батарей, ориентируясь по звездным датчикам, корабль позиционируется в пространстве, активизируется бортовая система определения местоположения GPS .

Через несколько часов ATV приступает к реализации этапа сближения с Международной космической станцией. Задача этого этапа - прийти в точку начала процедуры стыковки (39 километров сзади и 5 километров ниже МКС). После десяти суток полета ATV выходит на базовое расстояние в 2000 километрах от станции в так называемую 'точку парковки'. На этом расстоянии он будет пережидать выполнение программы полета шаттла 'Индевор' STS -123, его стыковку и совместный полет с МКС. Во время ожидания будут проводиться различные тесты и проверки готовности к дальнейшему сближению и стыковке со станцией.

Далее планируются два демонстрационных дня для подтверждения полной готовности к стыковке. В ходе этих дней корабль будет сближаться со станцией до различных дальностей. Предполагается, что минимальное расстояние до стыковочного на агрегатном отсеке модуля 'Звезда' составит 11 метров. Непосредственная стыковка ATV с МКС произойдет через несколько дней.

Полет ATV в состыкованном состоянии со станцией продлится более четырех месяцев. После чего его отстыкуют, по командам с Земли сведут с орбиты, и он сгорит в плотных слоях атмосферы над акваторией южной части Тихого океана.

 

 

вверх

 

Задачи Центров управления

 

 

 

Центр управления полетом ATV (г.Тулуза, Франция)

Управление полетом ATV

Анализ этапов полета, включая расчет режимов стыковки

Принятие решений по выполнению программы полета ATV

Планирование и руководство операциями с грузами ATV

 

 

 

Центр управления полетами - Москва (г.Королев, Россия)

Руководство совместными операциями ATV с МКС

Планирование операций с ATV в рамках программы полета МКС

Управление российским сегментом МКС

Связь с экипажем МКС

Обеспечение точного вектора МКС для стыковки ATV

 

 

 

 

Центр управления полетом - Хьюстон (г.Хьюстон, США)

Общий контроль и координация программы полета МКС

Управление американским сегментом МКС

Обеспечение спутниковой связи по программе полета ATV

Совместно с ЦУП ATV и ЦУП--Москва рассмотрение причин нештатных ситуаций

 

вверх


Старт первого европейского грузового космического корабля

Пресс-служба ЦУП , 09 марта 2008 года


9 марта 2008 года в 7 часов 03 минуты по московскому времени (04:03 GMT) на космодроме Куру во Французской Гвиане произведен пуск ракеты-носителя 'Ариан-5 ES ATV' с первым европейским автоматическим грузовым кораблем ATV (Automated Transfer Vehicle) 'Жюль Верн' массой около 20 тонн.

Программа работы ракеты-носителя предусматривает поэтапное выведение корабля ATV: сначала на эллиптическую орбиту, а затем с помощью второго включения двигателя верхней ступени перевод на круговую орбиту высотой около 260 километров.

 

'Жюль Верн' на космической орбите

Пресс-служба ЦУП , 09 марта 2008 года


9 марта 2008 года в 7 часов 03 минуты по московскому времени (04:03 GMT) с космодрома Куру во Французской Гвиане произведен запуск первого европейского автоматического грузового корабля ATV (Automated Transfer Vehicle) 'Жюль Верн'.

Корабли серии ATV предназначены для доставки на Международную космическую станцию (МКС) различных грузов (в том числе топлива, запасов воздуха и кислорода, воды, продуктов питания, научной аппаратуры, дополнительного оборудования, расходуемых материалов и т.д.), проведения коррекций орбиты МКС и управления ориентацией станции, эвакуации с МКС удаляемого оборудования, твердых и жидких отходов.

Одной из основных задач нового космического грузовика 'Жюль Верн' является отработка в реальных условиях всех полетных процедур для последующих кораблей этого типа.

В создании корабля ATV участвовали 10 стран - членов Европейского космического агентства, Ракетно-космическая корпорация 'Энергия' имени С.П.Королева (Россия) и некоторые компании США. Головная организация - Европейский космический концерн EADS Astrium.

Корабль выведен на орбиту ракетой-носителем 'Ариан-5 ES ATV'.

Управление полетом корабля ATV осуществляется из европейского Центра в г. Тулузе (Франция) совместно с Центрами управления в г.Королеве (Россия) и в г. Хьюстоне (США).

Стыковка корабля ATV 'Жюль Верн' с МКС планируется в первых числах апреля.

 

 

'Жюль Верн': начало совместных операций с МКС

Пресс-служба ЦУП, 29 марта 2008 года

 

Продолжается полет европейского космического грузового корабля ATV 'Жюль Верн'.

Программой его полета предусматривается проведение перед стыковкой с Международной космической станцией двух демонстрационных дней, в ходе которых проверяется готовность корабля к стыковке с МКС, отрабатываются полетные операции и бортовые алгоритмы по маневрам сближения, а также возможность прекращения процесса сближения и при необходимости увода корабля на безопасное расстояние от станции.

Корабль ATV 'Жюль Верн' был выведен на орбиту 9 марта 2008 года. После проведения ряда маневров он вышел на так называемую орбиту парковки, где пережидал выполнение программы полета шаттла 'Индевор' STS -123, его стыковку и совместный полет с МКС. Во время ожидания проводились различные тесты и проверки готовности к дальнейшему сближению и стыковке корабля со станцией.

Планом полета корабля ATV 'Жюль Верн' первый демонстрационный день был назначен на 29 марта. В процессе сближения между кораблем и станцией была установлена радиосвязь по межбортовой радиолинии. По командам из европейского Центра в г. Тулузе (Франция), который управляет полетом ATV , корабль вышел в расчетную точку зависания на расстоянии 3,5 километра от станции. Российский ЦУП при этом обеспечивал управление ориентацией МКС. Экипаж станции контролировал процесс с помощью радиотехнической системы 'Курс'.

Второй демонстрационный день - 31 марта.

 

 

'Жюль Верн': второй демонстрационный день

Пресс-служба ЦУП, 31 марта 2008 года

 

31 марта было осуществлено второе тестовое сближение европейского автоматического грузового корабля ATV 'Жюль Верн' с Международной космической станцией.

Одной из основных задач нового космического грузовика является отработка в реальных условиях всех полетных процедур для последующих кораблей этого типа.

По командам из Центра управления полетом ATV (г. Тулуза, Франция) 'Жюль Верн' начал поэтапное сближение с МКС. Сначала корабль повторил путь, пройденный им в ходе первого демонстрационного дня 29 марта. Он приблизился к станции и завис на расстоянии 3,5 километра от нее. Следующий этап сближения продолжался до расстояния 250 метров. На каждом этапе специалисты Центров управления анализировали работу бортовых систем и параметры режимов относительного движения корабля и станции. Окончательный контроль был проведен в 19 метрах от станции. Получив подтверждение полной готовности к стыковке, ЦУП ATV по согласованию с российским Центром управления полетами (г. Королев Московской области) дал разрешение на заключительные операции по сближению корабля на расстояние 11 метров от стыковочного узла на агрегатном отсеке служебного модуля 'Звезда'.

В течение всего периода совместных операций с европейским грузовым кораблем российский ЦУП управлял ориентацией МКС, обеспечивал связь с экипажем и выдачу точного вектора станции, необходимого для стыковки ATV. Экипаж МКС и специалисты Центров управления контролировали процесс сближения с помощью телевизионных камер, установленных на модуле 'Звезда', и радиотехнической системы 'Курс'.

После выполнения всех запланированных операций корабль ATV 'Жюль Верн' был отведен от станции на безопасное расстояние и переведен в режим автономного полета. Его стыковка с МКС намечена на 3 апреля в 18 часов 40 минут по московскому времени (14:40 GMT).

 

 

'Жюль Верн' - стыковка с МКС

Пресс-служба ЦУП, 03 апреля 2008 года


3 апреля 2008 года осуществлена стыковка первого европейского автоматического грузового корабля ATV 'Жюль Верн' с Международной космической станцией.

В 18 часов 45 минут по московскому времени (14:45 GMT) корабль ATV причалил к российскому сегменту МКС, к стыковочному узлу служебного модуля 'Звезда'.

Корабли ATV предназначены для доставки на МКС различных грузов (в том числе топлива, кислорода и азота, воды, продуктов питания, научной аппаратуры, дополнительного оборудования, расходуемых материалов и т.д.), проведения коррекций орбиты МКС и управления ориентацией станции, эвакуации с МКС удаляемого оборудования, твердых и жидких отходов.

Одной из основных задач первого космического грузовика ATV 'Жюль Верн' была отработка в реальных условиях всех полетных процедур для последующих кораблей этого типа. Программой его полета предусматривалось проведение перед стыковкой двух демонстрационных дней, в ходе которых проверялась готовность корабля к стыковке со станцией, отрабатывались полетные операции и бортовые алгоритмы по маневрам сближения, а также возможность прекращения процесса сближения и при необходимости увода корабля на безопасное расстояние от станции.

Первый демонстрационный день был проведен 29 марта, второй - 31 марта.

В первом демонстрационном дне сближение ATV с МКС осуществлялось до расстояния 3,5 км, во втором - до расстояния 11 м от стыковочного узла на модуле 'Звезда'.

В течение всего периода совместных операций с европейским грузовым кораблем, как в демонстрационные дни, так и в день стыковки, российский ЦУП управлял ориентацией МКС, обеспечивал связь с экипажем и выдачу точного вектора станции, необходимого для стыковки ATV. Экипаж МКС и специалисты Центров управления контролировали процесс сближения с помощью телевизионных камер, установленных на модуле 'Звезда', и радиотехнической системы 'Курс'.

После завершения стыковки в российском Центре управления полетами (г. Королев Московской обл.) состоялась пресс-конференция, в которой приняли участие начальник управления пилотируемых программ Роскосмоса А.Б. Краснов, президент и генеральный конструктор РКК 'Энергия' В.А. Лопота, генеральный директор ЦНИИ машиностроения Г.Г. Райкунов,, первый заместитель председателя Государственной комиссии В.А. Гринь, первый заместитель генерального конструктора РКК 'Энергия', руководитель полета российского сегмента МКС В.А. Соловьев, начальник ЦПК имени Ю.А. Гагарина В.В. Циблиев, директор ЕКА по юридическим вопросам и внешним связям Р. Оостерлинк, заместитель руководителя проекта ATV П.Амадье, глава постоянного представительства ЕКА в Москве К. Файхтингер, директор пилотируемых программ НАСА в России Ф. Клири. Вел пресс-конференцию пресс-секретарь Роскосмоса А.А. Воробьев.

 

 

'Жюль Верн' поднимает орбиту МКС

Пресс-служба ЦУП, 17 июня 2008 года

 

В соответствии с программой полета 19 июня 2008 года будет проведена коррекция орбиты Международной космической станции.

Для реализации этого маневра, как и в апреле с.г., используются два из четырех основных двигателей орбитальной системы управления ATV ( Orbit Control System - OCS ). Поддержание требуемой ориентации МКС обеспечивается двигателями ориентации российского служебного модуля 'Звезда'.

По московскому времени включение двигателей OCS корабля 'Жюль Верн' планируется в 10 часов 41 минуту (06:41 GMT ).

Целью данной коррекции орбиты является поддержание ее высоты, среднее значение которой после проведения маневра должно увеличиться на ~ 7 километров. В настоящее время средняя высота орбиты МКС - 338,7 километра.

 

 

Коррекция орбиты МКС

Пресс-служба ЦУП, 19 июня 2008 года

 

19 июня 2008 года проведена плановая коррекция орбиты Международной космической станции.

Эта операция выполнена с использованием двух основных двигателей орбитальной системы управления (Orbit Control System - OCS) грузового корабля ATV 'Жюль Верн'. Поддержание требуемой ориентации МКС обеспечивалось двигателями ориентации российского служебного модуля 'Звезда'.

По московскому времени двигатели OCS корабля 'Жюль Верн' были включены в 10 часов 41 минуту 00 секунд (06:41:00 GMT). В соответствии с расчетными данными они отработали 1206 секунд и сообщили станции дополнительный импульс величиной 4 метра в секунду.

Все операции по подъему орбиты МКС выполнялись по командам центрального компьютера российского сегмента станции в соответствии с программой, заложенной в него из подмосковного Центра управления полетами (г. Королев).

Центр управления ATV (г.Тулуза, Франция) обеспечил подготовку двигательной установки корабля 'Жюль Верн' к проведению маневра коррекции орбиты.

По предварительным данным после коррекции средняя высота орбиты МКС увеличилась на 7 километров и составляет 345,6 километра.

 

 

О коррекции орбиты МКС

Пресс-служба ЦУП, 18 июля 2008 года

 

23 июля 2008 года будет проведена плановая коррекция орбиты Международной космической станции.

Целью этого маневра является формирование рабочей орбиты в соответствии со стратегией поддержания заданной высоты полета станции и обеспечения оптимальных условий для сближения с ней грузового корабля 'Прогресс М-65' и пилотируемого корабля 'Союз ТМА-13', старты которых намечены соответственно на сентябрь и октябрь с.г.

Все операции по коррекции орбиты МКС будут проводиться по командам центрального компьютера российского сегмента станции в соответствии с программой, заложенной в него из подмосковного Центра управления полетами (г. Королев). Центр управления ATV (г. Тулуза, Франция) при этом обеспечивает подготовку двигательной установки корабля 'Жюль Верн' к выполнению заданных операций.

По предварительным данным включение двигателей корабля 'Жюль Верн' должно произойти в 20 часов 08 минут по московскому времени (16:08 GMT ). Расчетное время их работы ~ 1326 секунд. После проведения маневра средняя высота орбиты МКС увеличится на 7,2 километра и составит примерно 350 километров.

 

 

МКС: сегодня по плану - коррекция орбиты

Пресс-служба ЦУП, 23 июля 2008 года

Как уже сообщалось, сегодня, 23 июля 2008 года, будет проведена плановая коррекция орбиты Международной космической станции.

Это первый из серии маневров по формированию рабочей орбиты станции, обеспечивающей оптимальные условия для сближения с ней пилотируемого корабля 'Союз ТМА-13', старт которого намечен на 12 октября. Кроме того, этот маневр создает необходимые условия для реализации двухсуточной схемы сближения с МКС грузового корабля 'Прогресс М-65' при дате старта - 10 сентября.

Все операции по коррекции орбиты МКС будут проводиться в автоматическом режиме, по командам центрального компьютера российского сегмента станции в соответствии с программой, заложенной в него из подмосковного Центра управления полетами (г. Королев). Центр управления ATV (г. Тулуза, Франция) обеспечивает подготовку двигательной установки корабля 'Жюль Верн' к выполнению заданных операций.

По уточненным данным включение двигателей корабля 'Жюль Верн' должно произойти в 20 часов 18 минут по московскому времени (16:18 GMT). Расчетное время их работы - 1237 секунд. После проведения маневра средняя высота орбиты МКС увеличится на 7,2 километра и составит примерно 351 километр.

 

 


МКС: полет продолжается

Пресс-служба ЦУП, 24 июля 2008 года

 

В соответствии с программой полета Международной космической станции вчера вечером была проведена коррекция ее орбиты. Она прошла в полном соответствии с расчетными данными. Подобные операции проводятся в автоматическом режиме без участия экипажа.

Российские космонавты Сергей Волков и Олег Кононенко в это время занимались медицинским экспериментом 'Кардио-ОДНТ' по исследованию динамики основных показателей сердечно-сосудистой системы, а американский астронавт Грегори Шэметофф - физическими упражнениями.

Сегодня у Сергея Волкова по плану монтаж аппаратуры для технического эксперимента 'Плазменный кристалл', целью которого является изучение физических явлений в плазменно-пылевых кристаллах при различных уровнях давления инертного газа и мощности высокочастотного генератора в условиях микрогравитации. Завтра будет проведено вакуумирование плазменной камеры, тестирование аппаратуры и загрузка программно-математического обеспечения для проведения этого эксперимента.

Сегодня же Олег Кононенко начнет медико-биологический эксперимент 'Растения-2' по отработке методов культивирования высших растений в условиях космического полета. Это последовательная серия экспериментов, которая проводится на МКС с 2002 года в бортовой оранжерее 'Лада' с различными сельскохозяйственными культурами.

Работа на борту МКС продолжается. Очередной маневр коррекции орбиты станции планируется провести 13 августа.

 

 

Коррекция орбиты МКС

Пресс-служба ЦУП, 28 августа 2008 года

 

Вчера, 27 августа 2008 года, в 20 час. 11 мин. по московскому времени была произведена коррекция орбиты МКС в связи с необходимостью выполнения маневра по предотвращению возможного столкновения станции с фрагментами космического мусора.
Информация о возможности столкновения в оперативном порядке была получена от российских и американских служб контроля космического пространства и использована баллистиками ЦУП для расчетов проведения коррекции орбиты МКС.

После включения двигателей европейского транспортного корабля ATV средняя высота орбиты МКС уменьшилась на 1,7 км и составляет в настоящее время 353,7 км.
Экипаж станции продолжает работу по намеченной программе.

 

 

О расстыковке ATV 'Жюль Верн' с МКС

Пресс-служба ЦУП, 5 сентября 2008 года

 

В субботу 6 сентября 2008 г. в 1 час. 27 мин. по московскому времени планируется расстыковка европейского автоматического грузового корабля 'Жюль Верн'.

Расстыковка производится в соответствии с программой полета ATV и будет контролироваться Центрам управления полетами в г. Королев и центром управления полетом ATV в г. Тулуза (Франция).

 

 

 

'Жюль Верн' в автономном полете

Пресс-служба ЦУП, 6 сентября 2008 года

 

 

Европейский грузовой корабль ATV 'Жюль Верн' в 1 час 28 минут по московскому времени отстыковался от Международной космической станции. Его дальнейший полет будет проходить под контролем Центра управления в Тулузе (Франция).

К освободившемуся причалу на МКС в соответствии с программой полета придет российский грузовой корабль 'Прогресс М-65', старт которого запланирован на 10 сентября с.г.

 

 

вверх