Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.lomo.ru/site/about/index.php?stid=183&any=y
Дата изменения: Sun Apr 10 00:42:00 2016
Дата индексирования: Sun Apr 10 00:42:00 2016
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: принцип мопертюи
LOMO St-Petersburg Главная страница Продукция Разработки Новости О компании Контакты Поиск


Аэродромное оборудование

Лазеры

Микроскопы

Микровизоры

Наблюдательные приборы

Профессиональные киносъемочные объективы

ОЕМ компоненты (объективы, окуляры, ...)

Оптические компоненты

Спектральные приборы

Эндоскопия

Телемедицинский комплекс

Изготовление прототипов изделий




ВАДИМ ИГОРЕВИЧ МИТИН



   Вадим Игоревич Митин - один из тех петербургских инженеров, которые посвятили всю свою жизнь созданию уникальных приборов для Вооруженных Сил. Родился он в городе на Неве 30 октября 1931 года в семье инженера-строителя и переводчицы. Детство В.И. Митина пришлось на тяжелые военные годы. Как и тысячи ленинградских детей, он был эвакуирован в Сибирь. Вернувшись после войны в родной город на берегах Невы, в 1951 году закончил школу, а потом поступил в Ленинградский институт точной механики и оптики (ЛИТМО) по "комсомольской путевке".
   В ЛИТМО он учился на кафедре счетно-решающей техники. Здесь готовили специалистов по приборам управления огнем. Возглавлял кафедру замечательный специалист С.А. Изенберг.
   В 1957 году, после окончания института, В.И. Митин по распределению был направлен на Государственный оптико-механический завод (ГОМЗ им. ОГПУ). Это предприятие, являвшееся старейшим в отрасли, специализировалось в том числе и на производстве оптических приборов для Военно-морского флота - как надводных кораблей, так и подводных лодок. Здесь сложилась замечательная конструкторская и производственная школа, усилиями которой советский ВМФ был обеспечен качественными оптическими системами наблюдения и управления огнем.
   Вадим Игоревич был направлен на должность мастера в цех, занимавшийся сборкой приборов для флота. "Была в те времена замечательная традиция, - вспоминает герой нашего рассказа, - направлять молодого специалиста сначала на производство, чтобы он непосредственно соприкоснулся с постройкой приборов и впоследствии, приступив к их проектированию, представлял себе весь процесс их создания. Таким образом теоретическая подготовка прекрасно дополнялась практикой".
   В цехе В.И. Митин работал на окончательной сборке дальномеров - таких, как ЗДМС-4М, ДМ-5 и ДМ-8, дальномеры для береговой артиллерии. Здесь он проработал год, после чего был переведен в Центральное конструкторское бюро завода.
   Главным инженером ЦКБ являлся в те годы Иван Александрович Шошин - человек, внесший неоценимый вклад в создание отечественной школы военно-морского приборостроения. Он принадлежал к числу специалистов, которые в 30-е гг. были командированы в Италию, а после Великой Отечественной войны изучали германский опыт, создавая с учетом новейших иностранных достижений оригинальные советские системы. Именно он провел собеседование с молодым специалистом.
   После собеседования Шошин вызвал начальника конструкторского бюро, занимавшегося военно-морской тематикой - Павла Матвеевича Дианова - и сказал ему следующее: "Направляю к тебе этого парня. Он хочет быть конструктором, но ты ни в коем случае не сажай его за кульман. Направь в лабораторию, пусть он занимается, в первую очередь, проектированием новых изделий. У нас скоро начнется новая работа - астрокорректоры - вот пусть он за нее и возьмется".
   Дело в том, что в 50-е годы Советский Союз начал проектировать атомные подводные лодки с ракетным вооружением. Именно для них предназначались новые астронавигационные перископы, для разработки которых на ГОМЗе было создано отдельное конструкторское бюро.
   С тех пор астронавигационные перископы для подводных лодок стали основным профилем работы Вадима Игоревича. Эти сложнейшие приборы, предназначенные для точного определения местонахождения подводного корабля по астроориентирам - Солнцу и Луне, звездам и планетам - были впервые разработаны в нашей стране в середине 50-х годов в стенах Государственного оптического института им. С.И. Вавилова. Для серийного производства разработка ГОИ, получившая название "Лира", была передана на ГОМЗ. "Лира" являлась двухканальной оптической системой, обеспечивавшей возможность одновременного измерения высот и азимутов двух светил из перископного положения. В головной части перископа на специальной гиростабилизированной платформе размещались две измерительные головки, установка которых по углу места и курсовому углу при поиске светил производилась вручную операторами с помощью дистанционных органов управления.
   Многие специалисты относят перископы к числу самых сложных оптических приборов. Их должна отличать точность, приближающаяся к теодолитной, и исключительно высокий уровень стабильности работы. Задача, поставленная перед ленинградскими оптиками, была отнюдь не простой. Но они сумели с честью выполнить ее.
   Осенью 1958 года был изготовлен первый прибор, и Вадим Игоревич получил ответственное назначение - стал ответственным сдатчиком. В течение следующих двух лет он занимался монтажом, сдачей заказчику, установкой на подлодках и обучением персонала работе с новыми приборами. Одна за другой следовали командировки в Северодвинск, в Комсомольск-на-Амуре: Здесь очень пригодился опыт, накопленный в период работы в цехе - приходилось заниматься и юстировкой, и отладкой прибора. В 1960 году "Лира" была принята на вооружение. Ею оснащались подводные лодки проектов 629, 644 и 658.
   Одновременно ГОМЗ, вошедший в 1962 году в состав Ленинградского оптико-механического объединения (ЛОМО), занимался разработкой собственных астрокорректоров. С тех пор весь цикл своего создания эти сложнейшие приборы проходили в стенах петербургской оптической фирмы.
   Преемник "Лиры" - "Сегмент" - был поставлен на вооружение в 1963 году, спустя 4 года после выдачи технического задания. Главным конструктором являлся выдающийся специалист Е.Ю. Коган, а Вадим Игоревич был назначен его заместителем по сборке и юстировке прибора, ответственным за точность изделия и эксплуатацию на корабле. Во многом благодаря его работе точностные характеристики "Сегмента" были на 20% выше, чем у "Лиры". В приборе была впервые применена фотоэлектрическая коррекция для удержания стабилизированного плато в плоскости горизонта - ручная коррекция была сохранена только как аварийная.
   А вскоре В.И. Митин сам стал главным конструктором астронавигационных перископов - под его руководством были создан ряд систем, по сей день находящихся на вооружении - таких, как "Волна" (1971 год) и "Заря" (1984 год). "Волна" обеспечивала возможность звездной обсервации в любое время суток и устанавливалась на подводных лодках проекта 667.
   "Время от времени мы получали информацию об иностранных разработках в этой области, - рассказывает В.И. Митин, - и, честно говоря, они нас не очень впечатлили. Насколько мне известно, зарубежные астронавигационные перископы значительно уступают нашим". Да и военные моряки, непосредственно работавшие с приборами ЛОМО не одно десятилетие, давали о них крайне лестные отзывы. Случаи, когда предприятию приходилось ремонтировать свои астрокорректоры, можно пересчитать по пальцам, к тому же такие изделия, как правило, были повреждены в результате каких-либо ЧП.
   Помимо астрокорректоров, Вадим Игоревич трудился и над другими приборами - например, универсальными перископами для подводных лодок, такими, как "Сигнал-3" (1985 год), "Парус" (2000 год). Под его руководством в начале 80-х годов был создан уникальный оптический многоцелевой визир "Чакона-Б" для надводных кораблей, который установлен на авианосце "Адмирал Кузнецов".
   В 1990 году Вадим Игоревич был назначен на должность главного специалиста. Все большее место в его работе стала занимать, помимо создания новых приборов, подготовка молодых специалистов, приходивших в СКБ военно-морской техники. Он опубликовал ряд статей, посвященных проблемам перископостроения, а совсем недавно была издана его книга "Проектирование и расчет точности угломеров", написанной на основе многолетнего опыта конструкторской работы.
   Работа В.И. Митина была высоко оценена руководством как ЛОМО, так и всей страны. Он награжден орденом Трудового Красного Знамени (1970 год); имеет звание "Лучший конструктор Министерства" (1971, 2002 годы), звание "Заслуженный ветеран труда ЛОМО" (1990 год), является Лауреатом Государственных премий (1983, 2000 год).



Внутренние документы

История

Правление АО

Бухгалтерская отчетность

Годовые отчеты

Существенные события

Ежеквартальные отчеты эмитента

Аффилированные лица

Акции

Облигации

Передача электроэнергии

Передача тепловой энергии

Водоснабжение и водоотведение

Предоставление копий документов